география fenykc

FENYKC ГЕОГРАФИЯ

(для детей)

 

ГЛАВА 32

ПЕРВЫЙ РОССИЯНИН В ИНДИИ

 

В 1466 г. послы Ширван-шаха возвращались домой, в Баку, от двора великого князя московского Ивана III. С ними отправлялись несколько русских и бухарских купцов. Услышав о том, тверской купец Афанасий Никитин тоже
решил попытать торгового счастья в иноземных странах. Занял денег, снарядился в дорогу и поплыл с товарами вниз по Волге до Нижнего Новгорода. А там присоединился к посольскому каравану: вместе плыть было безопаснее.

Но не повезло на этот раз ни посольству, ни торговым гостям: разграбили караван в устье Волги астраханские татары. Пропали не только товары - один купец погиб от татарских стрел, четверо попали в плен. Спасшихся же встретила буря на Хвалынском море (Каспии). Едва добрались купцы до Дербента, а потом до ставки Ширван-шаха - Шемахи, надеясь на его помощь. Но тот в помощи отказал. «И мы, заплакав, разошлись кто куда», - записал в своих путевых заметках Афанасий Никитин. Сам же он, надеясь на свою торговую смётку, решил направиться в
богатую Персию, добрался по берегу до провинции
Мазандаран и провёл там восемь месяцев.

Будучи пытливым и любознательным, Афанасий Никитин начал вести дневник, куда заносил всё, что видел и слышал, путешествуя из города в город. Не слишком много наторговав на побережье, он перевалил через хребет Эльбурс и пошёл на юг Персии, к славившемуся богатством Ормузу (Гурмызу). Этот город-порт, располагавшийся на
острове в Ормузском проливе, действительно поражал воображение. Сюда стекались купцы и с Цейлона, и из Индии, и из Аравии. Но дорог был товар на ормузских рынках. Здесь узнал Афанасий Никитин, что за морем, в Индии, базары гораздо дешевле, а ценятся там арабские кони.

Купив породистого скакуна, он погрузился на корабль и,
переплыв Индийское (Аравийское) море, уже второе на его пути, ступил на индийскую землю в порту Чаул. Но и тут не повезло Афанасию Никитину в торговле: не сумел он продать жеребца и отправился с ним в глубь страны. Выйдя через горные цепи Западных Гат на Деканское плоскогорье, он добрался до города Джунира и, прожив там два месяца, отправился в Бидар - столицу обширного
«бессерменского» (мусульманского) государства
Бахманидов. Ничто не ускользает от наблюдательного глаза русского путешественника в этом большом многолюдном городе. Он присутствует при парадных выездах султана и описывает богатство его свиты, окружающие дворец султана мощные стены с семью
вратами и даже сам этот дворец, украшенный резьбой и золотом, хотя его как иноземца и не пускают туда.

А рядом с этой роскошью он замечает и нищету, и религиозную рознь, и разделение индусов на восемь каст,
отличающихся одна от другой обычаями, бытом, даже пищей.
Прожив в Бидаре год, Афанасий Никитин вновь
пускается в путь, намереваясь посетить столицу соседнего государства Виджаянагар, о которой много наслышан. По дороге он задерживается в городе Кульбарге, посещает алмазные копи провинции Райчур и город религиозных паломников - Парват. Но, восхищаясь красотой драгоценных камней, он и здесь с горечью отмечает, что
нет тут товаров для русских княжеств, а то, что можно дёшево приобрести, облагается слишком большой пошлиной.

Так, кочуя из города в город, Афанасий Никитин провёл почти три года. Он исходил всё Деканское плоскогорье и западное побережье Индии и за 30 лет до португальца Васко да Гама первым из европейцев дал правдивое описание этой страны и жизни её народов. Он вникал во всё и всё записывал в свою тетрадь: особенности государственного строя и правления, быта и хозяйства,
городской архитектуры и сельской природы. Заносил он в дневник и слышанные им рассказы об иных странах и городах: о Цейлоне, богатом драгоценными камнями, о Западном Индокитае, где в городе Пегу индийские монахи (дервиши) ведут торговлю фарфоровыми изделиями из «Чина да Мачина» (Китая)...

Но, с интересом выслушивая эти рассказы, с любопытством всматриваясь в окружавшую его жизнь, Афанасий Никитин постоянно вспоминал покинутые им, но дорогие его сердцу русские просторы. Стосковавшись по родине, он собрался в путь. Снова пересёк гряду Западных Гат и вышел к приморскому городу Дабулу. Здесь сел на корабль, отплывавший в Ормуз, и покинул берега Индии.

Было начало 1472 года. Немного передохнув в Ормузе, Афанасий Никитин морем добрался до залива Курья-Мурья (у юго-восточных берегов Аравии), а затем через центральный горный Иран направился на северо-запад, к
Тебризу. Пройдя затем по Армянскому нагорью, увидел третье на своём пути, теперь уже Стамбульское (Чёрное) море. В Трапезунде он целый месяц ждал попутного ветра и лишь к концу 1472 г. добрался до генуэзской Кафы (Феодосии). Тут-то и встретил московских купцов - Григория Жука и Степана Дмитриева, собиравшихся весной отправляться в Москву.

Целую зиму Афанасий Никитин приводил в порядок свои путевые и дневниковые записи и назвал их «Хождение за три моря». А весной вместе со своими новыми товарищами пошёл на Русь, мечтая скорее увидеть милую его сердцу
Тверь. Но не суждено ему было вернуться в родной
город. Афанасий Никитин заболел и умер не дойдя
до Смоленска.

Спутники же Афанасия Никитина, похоронив своего друга, доставили его тетрадь-дневник к княжескому двору. И читал московский княэь слова русского купца, обошедшего многие страны:

«А Русскую землю Бог да сохранит... На этом свете нет страны, подобной ей, хотя бояре Русской земли не добры. Но да устроится Русская земля и да будет в ней справедливость».

 


 

ВВЕРХ

Auto Web Pinger

СОЗДАНО ©Zinorov 2003-2018 Fenykc.comсайт феникс

Besucherzahler
счетчик посещений