главная сайта феникс
 
вопросы  
 

ГЕОГРАФИЯ

(для детей)

24 АРАБСКАЯ ГЕОГРАФИЯ

На рубеже VIII-IX вв. в странах Арабского
халифата наблюдается возрождение культу-
ры, расцвет арабской науки. Этому способст-
вует ставший общим для всего мусульманского
Востока арабский язык, на котором была вырабо-
тана единая научная терминология. На арабский
язык была переведена основная часть научного
наследия древних греков, а также выдающиеся
памятники индийской, сирийской и иранской
науки; на нём же создавали свои труды учёные
разных народов.

БАГДАДСКИЙ ДОМ МУДРОСТИ

Крупнейшим культурным центром халифата была
его столица — Багдад, куда стекались огромные
материальные богатства в виде податей с подчинён-
ных земель и ценности духовного характера, в том
числе памятники древней и раннесредневековой
письменности разных народов. В Багдад привлека-
лись учёные из подвластных халифату стран.
Судь6a учёного в средние века
была неизбежно связана c двором правителя,
где он мог обрести не только средства
для существования, но и необходимые
инструменты и оборудование для работы.

IX век для науки народов халифа-
та — период бурного развития мате-
матики, перехода от заимствования к
самостоятельному составлению астрономических
таблиц, создания стационарных астрономических
обсерваторий, измерения величины Земли, появ-
ления самостоятельных географических трудов и
картографических произведений, формирования
философских школ, дальнейшего развития меди-
цины, истории и других наук.
Крупнейшим покровителем наук был аль-Мамун,
один из сыновей халифа Гаруна аль-Рашида.
Воцарение аль-Мамуна на престоле халифата
повлекло за собой расширение деятельности Дома
мудрости, называемого также Сокровищницей
мудрости, — центра научной жизни халифата,
располагавшего богатейшим собранием «инозем-
ных» книг естественно-научного и философского
содержания, а также штатом опытных переводчи-
ков. Ещё в середине VIII в. был переведён с
пехлеви на арабский язык так называемный
«Шахский зидж», составленный в первой половине
VII в. В нём обобщались наблюдения вавилонских
(точнее, зороастрийских) астрономов и позднеса-
санидских научных школ, где работали учёные,
бежавшие из Александрии и других городов
христианской Византийской империи, в которых
языческая наука подвергалась гонениям.
На средневековом Востоке зиджами назывались
астрономические сочинения, состоящие из неболь-
шой теоретической части и таблиц, относящихся к
сферической тригонометрии и сферической астро-
номии, движению Солнца, Луны и планет, вклю-
чавших географические, хронологические и другие
таблицы. К середине VIII в. относится самая
ранняя арабская обработка астрономических таб-
лиц «Большой ас-Синдхинд» индийского астроно-
ма VII в. Брахмагупты, получившая название
«Зидж аль-Арканд», а также комментирование
«Начал» Евклида и «Альмагеста» Птолемея.
В эпоху аль-Мамуна деятельность Дома мудрос-
ти имела государственное значение. В огромных
количествах приобретались, выменивались или
захватывались в качестве трофеев книги. В
короткий срок научное сообщество халифата
смогло ознакомиться с трудами Аристотеля, Пла-
тона, Евклида, Архимеда, Птолемея и многих
других учёных.
В целях проверки результатов древних астроно-
мов и получения новых данных создаются две
обсерватории, состоящие в ведении Дома мудрос-
ти, который становится центром по координации
всего комплекса исследований в области естествен-
ных наук. Главой этого центра был крупнейший
среднеазиатский учёный этого времени аль-Хорезми.
Его самым знаменитым трудом является
трактат по арифметике и алгебре, начало которого
посвящено календарю — необходимому атрибуту
астрономических расчётов. Наибольший интерес
для нас представляют главы, в которых рассказы-
вается о некоторых задачах математической гео-
графии. Здесь излагаются способы, «как найти
широту в любой местности»; как узнать длину

«косого часа», т.е. 1/12 светлого или тёмного
времени суток, зная день года и широту местности;
«как по высоте солнца определяется плоская тень
любого тела». Несомненную географическую цен-
ность имеют трактаты аль-Хорезми об астроляби-
ях, их устройстве и использовании для определе-
ния азимута, линии меридиана. В них, в частнос-
ти, рассматриваются вопросы подразделения зем-
ного шара на широтные зоны. В трактате
«Остроумные мысли из действий Мухаммеда бен
Мусы аль-Хорезми» показано, как найти азимут с
помощью астролябии, а также подразделение на
широтные зовы для земного шара в целом; в
«Книге о действиях с астролябиями» даны анало-
гичные сведения, но только для обитаемой части
Земли, которая подразделяется на семь «клима-
тов». В сочинении аль-Хорезми «Книга картины
Земли» заложена прочная традиция жанра геогра-
фической литературы в арабском мире.
«Книга картины Земли» аль-Хорезми сохрани-
лась в единственной рукописи. В целом можно
говорить, что она является переработкой «Геогра-
фии» Птолемея, для которой привлекались греко-
сирийские обработки труда александрийского
учёного, арабо-мусульманские и иранские мате-
риалы, не дошедшая до нас карта, составленная
аль-Мамуном, и другие источники. В «Книге
картины Земли» приводятся географические ко-
ординаты 2402 пунктов. Уже одно это делает её
замечательным явлением в истории географии.

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
АРАБСКОЙ ГЕОГРАФИИ

Математическое направление арабской географии,
блистательно разработанное аль-Хорезмн, разви-
валось в трудах столь же значительных учёных.
Вплоть ДО XIV в. математическая география стано-
вится обязательной составной частью астрономиче-
ских трудов — зиджей. Географические разделы в
зиджах обогащались новыми сведениями о коорди-
натах вновь открывавшихся стран, городов и дру-
гих географических объектов. «Сабейский зидж»
арабского астронома и математика аль-Баттани
(конец IX—начало X вв.) даёт перечень 93 стран,
200 городов и других более мелких населённых
пунктов. Таков же «Ильханский зидж ат-Туси,
«Зидж» Улугбека, а также «Книга о небесных
движениях...» аль-Фергани, которая была энцик-
лопедией астрономических знаний того времени.
Значительны географические разделы в энцикло-
педических сочинениях учёных Ближнего и Сред-
него Востока. «Хакимидский зидж» ас-Садафи,
работавшего при дворе халифа Хакима из ди-
настии Фатимидов в Египте, приводит свой способ
измерения географических координат городов.
В конце X-начале XI вв. крупный вклад в
развитие арабской географии внёс хорезмский
учёный-энциклопедист аль-Бируни. Созданный им
«Канон Масуда» (1030 г.) содержит подробное
изложение методов определения географических
координат, а также таблицу широт и долгот 600
населённых пунктов. В «Книге вразумления
начаткам науки о звёздах» даётся опись «кли-
матов» и морей. Аль-Бируни успешно творил не
только в области математической географии, но и
в собственно страноведческом направлении. Боль-
шой интерес представляют его сочинения «Индия»
и «Обзор Ирана».
Арабская средневековая литература обильна и
разнообразна. Помимо зиджей и произведений
типа «Книги картины Земли» получили извест-
ность такие труды средневековых арабских учё-
ных, как «Книга путей и государств», «Чудеса
стран», или «Диковинки Земли», а также геогра-
фические разделы в исторических сочинениях.

КНИГИ ПУТЕЙ И ГОСУДАРСТВ

Они дают подробную опись маршрутов купцов и
паломников, нередко включающую в себя и мате-
риалы собственных наблюдений их авторов, и опи-
сание разного рода достопримечательностей. Пер-
вое известное сочинение с таким названием при-
надлежит ибн Хордадбеху (IX в.). Его основное
содержание — описание путей из Багдада к северу
до Средней Азии и к югу до Индии. Кроме «Книг
путей и государств» в первой половине X в. по-
явился свод географических сведений, послужив-
ший источником для многих последующих геогра-
фических описаний, — труд аль-Балхи «Книга
земных поясов».
Арабские путешественники и георафы IX—
X вв. гораздо больше, чем какие бы то ни было
другие источники, сообщают о восточных славянах
вообще и Древней Руси в частности. Например,
путешественник ибн Фадлан оставил описание
дружины и придворной жизни «царя русов», а
также ставшие впоследствии классическими све-
дения о народах Поволжья и кочевниках степей
Северного Причерноморья. Именно из сообщения
арабского автора аль-Истархи известно о древ-
нейших центрах государственности на территории
Руси — неких «родах» или странах «Куяба»,
«Славия» и «Артания».
Но, конечно, не только новооткрытые или
неведомые земли привлекают арабских географов.
Важнейшей задачей арабской географической
литературы классического периода является опи-
сание родной страны, которым занимаются выдаю-
щиеся умы своего времени. Таково «Описание
Аравии» аль-Хамдани (X в.). Этот йеменский поэт
и учёный, по прозвищу Грамматик, известен также
как создатель трудов по истории, астрономии,
стрельбе из лука, обработке золота и серебра.
Разнообразие его интересов удивительно. В своём
географическом сочинении он пишет о посёлках и
рынках, укреплениях и сторожевых постах, ме-
четях и прудах, ручьях, сельскохозяйственных
культурах, хищных зверях, вредных насекомых,
а также о пресмыкающихся.

АРАБСКИЕ КАРТЫ

Есть ещё один важный раздел арабских средневе-
ковых географических произведений — карты.
Известно, что во времена аль-Хорезми в Доме
мудрости была составлена карта мира (так назы-
ваемая «Мамунова карта») с учётом географиче-
ских координат, полученных в обсерватории. Есть
предположение, что «Книга картины Земли» аль-
Хорезми если не пояснительный текст к этой кар-
те, то, во всяком случае, тесно связана с ней.
Ранние арабские карты не дошли до нашего време-
ни. Судя по сохранившимся картам XII—XIV вв.,
в арабской картографии господствовала условно-
геометрическая традиция. Это были схемы,

в которых геометризм и симметрия
господствовали надреальными знаниями.
Географические объекты,такие, как моря и океаны
на арабских средневековых картах,
имеют форму многоугольников,
горы — пирамид или цепей полукругов с расти-
тельным узором. Реки и дороги вне зависимости от
их натуральных очертаний вычерчивались прямы-
ми линиями. При этом арабские карты отличаются
богатством представленных на них географических
названий. Сохранились также карты, созданные
аль-Мукаддаси (рубеж X-XI вв.), аль-Казвини
(XIIIв.), ат-Туси (XIII в.) и другими учёными,
выполненные в классической арабской традиции.
Особняком стоят картографические труды аль-
Идриси (XII в.), уроженца Сеуты (Марокко),
получившего образование в Кордове и пригла-
шённого на Сицилию королём Рожером II, где им
были составлены атлас из 70 карт «населённых
областей» и одна общая карта мира. Каждая
«областная карта» показывает 1/10 одного из семи
«климатов». Соединяя все карты в определённом
порядке, можно получить полную карту мира.
Помимо этой, прямоугольной, аль-Идриси соста-
вил круглую карту мира на серебре, достаточно
полно отразившую представления Птолемея об
обитаемом мире. При этом арабский картограф не
только проявил глубокое знание античной геогра-
фии, но и показал способность подходить критиче-
ски к картам Птолемея. Аль-Идриси смело
исправлял и дополнял его данные, используя
достижения арабских географов.


Есть сведения о существовании специальных
карт. Так, в одном из источников упоминается
карта каналов Басры (VIII в.). Ряд авторов
свидетельствует о наличии в XII в. детальных
описей побережий с указанием расстояний и
магнитных румбов между пунктами. Наиболее
ранняя из дошедших до наших времён арабских
карт-портоланов является «Магрибская карта»
рубежа XIII—XIV вв.
Исследователь арабской географической ли-
тературы И. Ю. Крачковский отмечал громадное
расширение масштаба географических сведений на
средневековом Востоке. «Кругозор арабов, —
пишет он, — обнимал в сущности всю Европу, за
исключением Крайнего Севера, южную половину
Азии, Северную Африку и берега Восточной
Африки до южного тропика. Арабы дали описание
всех стран от Испании до Туркестана и устья Инда,
с обстоятельным перечислением населённых пунк-
тов, с характеристикой культурных пространств и
пустынь, с указанием сферы распространения
культурных растений, мест нахождения полезных
ископаемых. Их интересовали физико-географиче-
ские или климатические условия, но в такой же
мере быт, промышленность, культура, язык,
религиозные учения... Арабы сообщают сведения
о пути по суше к верховьям Иртыша и Енисея, о
морских берегах Азии вплоть до Кореи.

С одной стороны, записки моряков и купцов
имели определённый практический смысл —
сообщить об условиях торговли и наиболее вы-
годных товарах, о портах и гаванях, устойчивых
течениях и ветрах. Записки служили предметом
купли-продажи, нередко шпионажа. С другой
стороны, по мере поступления всё новых и новых
сведений более ранние теряли остроту новизны, а
с ней и секретность, но зато приобретали всё
большее культурно-историческое значение, ста-
новясь увлекательным чтением. В XVI в.,
накануне Великих географических открытий,
огромная«литература путешествий»
получила самое широкое распространение
и невиданную популярность.
Уже в средние века этот жанр литературы
наряду с религиозными книгами был главным
чтением грамотных людей — в такой же мере
занимательным, как и поучительным.
А в XV—XVI вв. литература путешествий
— с их пафосом освоения земных пространств
— сливалась с авантюрно-приключенческой.
Таковы, например,«Странствия» Мендеса Пинто,
индийские и японские письма иезуитов.

25 География Средневекового Китая

География Оглавление

феникс

ВВЕРХ

©Zinorov 2003-2017 Fenykc.comсайт феникс

МИНИСАЙТ НА FENYKC! БЕЗ ПРЕДОПЛАТЫ

ВОЗМОЖНА РАССРОЧКА НА ГОД - ПО 1 ТЫС ТЕНГЕ В МЕСЯЦ

12 000 Тенге создание и годовой прокат

Пример-1

Пример-2

Пример-3

Пример-4

Пример-5

 

Besucherzahler
счетчик посещений