цивилизации fenykc

FENYKC ЦИВИЛИЗАЦИИ

для детей

ГЛАВА 9

ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ

древняя индия,области центров цивилизации древней индии

В начале XX в. в археологической науке сложилось устойчивое мнение, что родиной производящего хозяйства, городской культуры, письменности, в общем цивилизации, является Ближний Восток. Эта область, по меткому определению английского археолога Джеймса Брестеда, получила название «Плодородный полумесяц» (см. статью «На пороге цивилизации»). Отсюда достижения культуры распространились по всему Старому Свету, на запад и на восток. Однако новые исследования внесли серьёзные коррективы в эту теорию. Первые находки такого рода были сделаны уже в 20-х гг. XX столетия.Индийские археологи Сахни и Банерджи открыли на берегах Инда цивилизацию, существовавшую одновременно с Египтом эпохи первых фараонов и Месопотамией эпохи шумеров в III-II тысячелетиях до н. э. Перед глазами учёных предстала яркая культура с великолепными городами, развитыми ремёслами и торговлей, своеобразным искусством. Сначала археологи раскопали крупнейшие городские центры этой цивилизации – Хараппу и Мохенджо-Даро. По имени первого она и получила название – хараппская цивилизация. Позднее нашли множество других поселений. Сейчас их известно около тысячи. Они сплошной сетью покрывали всю долину Инда и его притоков, словно ожерельем охватывая северо-восточное побережье Аравийского моря на территории нынешних Индии и Пакистана. Культура древних городов, больших и малых, оказалась настолько яркой и своеобразной, что у исследователей не оставалось сомнений: эта страна была не окраиной Плодородного полумесяца мира, а самостоятельным очагом цивилизации, сегодня забытым миром городов. О них нет упоминаний в письменных источниках, и лишь земля сохранила следы их прежнего величия.

МИР ГОРОДОВ

Самым замечательным явлением хараппской, или, как её ещё называют, протоиндийской, цивилизации были города. Они настолько похожи друг на друга архитектурой, что складывается впечатление о существовании единого строительного плана их застройки. Инженерные решения в облике и системе благоустройства протоиндийских городов намного опередили не только свою эпоху, но и достижения европейских архитекторов XVIII в. Поэтому можно уверенно сказать: цивилизация долины Инда – «самая городская» из всех цивилизаций древности и Средневековья. В период расцвета культуры, во второй половине III тысячелетия до н. э., в долине Инда насчитывалось свыше 200 больших и малых городов. Крупнейший среди них – Мохенджо- Даро. Площадь, которую занимал город, равна 83 га, а с учётом пригородов – 260 га. Он протянулся по берегу реки на несколько километров. Его население, по расчётам учёных, могло достигать 40 тыс. Чуть меньше были Хараппа и недавно раскопанный город Ганверивала, расположенный на берегу реки Гхаггар, в юго-восточной части Пенджаба. Город Ганверивала почти равен по размерам и значению Мохенджо-Даро, его площадь – 81,5 га. Хараппа меньше этих городов, её площадь равна примерно 65 га. Но большинство поселений занимало площадь не более 1 га. И крупные, и мелкие города хараппской цивилизации строились одинаково: по определённой, чёткой схеме, учитывавшей все природные особенности и наиболее удобной для людей. Город состоял из двух частей: нижнего города и цитадели. В первом находились, как правило, жилые дома, а во второй - административнохозяйственные, общественные здания, резиденции правителя. Обе части были обнесены кирпичными стенами, высота которых достигала 2-5 м, а ширина – до 7 м. Стены, по мнению многих учёных, служили для защиты не только от врагов, но и от ежегодных наводнений в сезон дождей. Следы подобных половодий обнаружены археологами при раскопках. В четырёхметровой толще холма, оставшегося от города Хараппы, найдено шесть фаз заселений, разделённых илистыми наносами. Город многократно страдал от паводков, но потом вновь отстраивался жителями. За городскими стенами располагались пригороды – кварталы ремесленников и бедноты.

НИЖНИ И ГОРОД

Нижний город представлял собой квадрат или прямоугольник, пересечённый внутри сетью улиц. Они тянулись правильными, строго параллельными линиями, пересекающимися под прямым углом. Улицы были ориентированы с востока на запад или с севера на юг, т. е. в направлениях, в которых дули ветры, выгоняя из города застоявшийся воздух. Крупнейшие центральные магистрали имели длину до 1 км и ширину до 10 м. Арбы и телеги свободно передвигались, не создавая тесноты и заторов. Сейчас на месте магистралей образовались овраги. Они прорезают красные холмы – всё, что осталось от древних городов. Лучше сохранились узкие улочки – они меньше размыты дождями. Ширина некоторых из них чуть больше метра, и углы кое-где – в самых узких местах – стёрты вьючными животными. Иногда углы специально закругляли, чтобы не сбивалась поклажа на поворотах, а на углах зданий делали специальные деревянные щитки или решётки, дабы уберечь прохожих от случайных ушибов и синяков. Дома, составлявшие блоки-кварталы, строили из обожжённого кирпича стандартных размеров и пропорций, единых в долине Инда в тот период. Стороны соотносились как 4:2:1. Кирпич отличался превосходным качеством, чрезвычайной прочностью. Для разных целей изготовляли разный кирпич: крупный – для покрытия канализационных каналов, клинообразный – для облицовки колодцев, Г-образный – для выкладывания углов. Самые распространённые размеры кирпичей – 28х14x7 см. Скрепляли их илистым раствором, куда иногда добавляли гипс. В тех местах, где не оказывалось в достаточном количестве глины и топлива, чтобы делать обожжённый кирпич, в качестве строительного материала использовали камень. Но из камня возводили только нижнюю часть домов, верхнюю сооружали из тростника, обмазанного глиной. Жилые дома из пяти–девяти комнат общей площадью до 350 кв. м строили двухэтажными или выше. Перекрытия делали из балок, на которые клали плетёные циновки, а пол обмазывали илом. Размеры нижнего этажа среднего жилого дома - 8х9 м, встречались дома и больше. В каждом жилище имелись прихожая, гостиная, спальня, дворик с лестницами и скамейками. Почти обязательно – туалет с душем. Комната для омовений обычно представляла собой прямоугольное или квадратное помещение с тщательно выложенным кирпичным полом, покато спускавшимся к одному из углов, где устраивали водосток. «Подумать только, – писал итальянский археолог Габриэль Мандель, – туалеты здесь были даже в самых скромных домах, тогда как, к примеру, во внушительном Версальском дворце их не было ни одного, даже спустя целых четыре тысячи лет!» Крыши домов делали плоскими, окружёнными парапетом и снабжёнными глиняными желобами для стока дождевой воды. На крыше ужинали, принимали гостей, в жаркую погоду – спали. Пищу готовили главным образом во дворе: в хорошую погоду он стаовился центром домашней жизни: здесь готовили, ели, шили, спали, отдыхали, беседовали. Вода и нечистоты стекали по специальному кирпичному каналу, так что случайные брызги не попадали на прохожих. В кухнях для водослива употреблялись сосуды с отверстием на дне – вода через эти отверстия просачивалась в землю. Система канализации протоиндийских городов являлась образцом великолепного санитарного строительства, непревзойдённым в древности. Она состояла из сети каналов и отстойников, строили её, по свидетельству археологов, тщательнее и продуманнее, чем иные жилые здания. Любая улица и любой переулок были прорезаны одним или двумя каналами, куда впадали узкие стоки, ведущие из домов по обеим сторонам улицы. Каналы выкладывали кирпичом, а в илистый раствор, который скреплял кирпичи, добавляли известь или гипс для водонепроницаемости. Грязь и нечистоты, прежде чем попасть из домов в канал, проходили через отстойники, там все твёрдые вещества задерживались и не засоряли каналы. Длинные каналы проходили через несколько отстойников. Внутри каждого большого отстойника выкладывали ступени, чтобы можно было спуститься и вычистить его. Сверху отстойники закрывались крышками или решётками, возможно деревянными, которые не сохранились. Каналы и отстойники периодически чистили и содержали в безупречном порядке. На окраинах города делали большие кирпичные стоки со ступенчатым сводом – они отводили дождевую воду и наполнялись только при сильных ливнях. Иногда в системе канализации использовали глиняные трубы, снабжённые муфтами, с помощью которых они соединялись друг с другом.

КАКИМИ БЫЛИ ДРЕВНИЕ ИНДИЙЦЫ

Что за народ поселился в долине Инда? Как выглядели строители великолепных городов? На эти вопросы отвечают два вида прямых свидетельств: палеоантропологические материалы из хараппских могильников и изображения древних индийцев – глиняные и каменные скульптуры, которые археологи находят в городах и небольших посёлках. Пока это немногие погребения жителей протоиндийских городов. Потому и неудивительно, что выводы касательно облика древних индийцев часто менялись. Вначале предполагали расовую пестроту населения. У строителей городов обнаруживали черты протоавстралоидной, монголоидной, европеоидной рас. Позже утвердилось мнение о преобладании европеоидных черт в расовых типах местного населения. Жители протоиндийских городов относились к средиземноморской ветви большой европеоидной расы, т. е. были в основном людьми темноволосыми, темноглазыми смуглыми, с прямыми или волнистыми волосами,длинноголовыми. Такими же они изображены в скульптурах. Особенную известность получила вырезанная из камня фигурка человека в одежде, богато украшенной узором из трилистников. Лицо скульптурного портрета выполнено с особой тщательностью. Волосы, схваченные ремешком, густая борода, правильные черты, полуприкрытые глаза дают реалистичный портрет горожанина,

Столь же удобным и налаженным было водоснабжение. Во всех крупных домах устраивали выложенные кирпичом колодцы диаметром от 60 см до 2 м и более. Они находились в специальных помещениях, где иногда ставились сиденья. У колодцев традиционно назначали встречи, здесь обменивались городскими новостями. В нижнем городе кроме жилых домов, больших и малых, располагались караван-сараи – гостиницы для приезжих торговцев. В нескольких зданиях на углах улиц в Мохенджо-Даро, как и в других городах, обнаружены небольшие помещения с плотными кирпичными полами и чашеобразными углублениями в них. Археологи предполагают, что это харчевни, в углублениях же стояли сосуды с зерном, напитками и иными съестными припасами. В таких харчевнях собирались купцы и прочие обитатели города. Здесь не только ели и пили, но и заключали торговые сделки, обсуждали свежие новости из жизни города.

древняя индия,руины мохенджо-даро с птичьего полета

«Главное впечатление, которое оставляют дома и улицы Мохенджо- Даро, – пишет исследовательница протоиндийской культуры Маргарита Альбедиль, – строители заботились в первую очередь об удобствах повседневной жизни». Протоиндийские города оказались совершенными и хорошо отлаженными организмами. Их существование, чёткий контроль за системами жизнеобеспечения были невозможны без сильной центральной власти. Но это уже область тайн хараппской цивилизации.

древняя индия,мохенджо-даро реконструкция

ЗАГАДОЧНЫЕ ЦИТАДЕЛИ

В протоиндийских городах цитадели занимали особый участок. В Мохенджо-Даро он был приподнят над нижним городом на особой глиняной платформе шестиметровой высоты и защищен: окружён мощными стенами с башнями и воротами. В цитадели этого города обнаружено несколько крупных зданий. Археологи раскопали огромное строение размером 70х24 м, названное Домом коллегий, большой бассейн с прилегающими постройками, остатки обширного двора, обнесённого стенами двухметровой толщины, объёмистое зернохранилище. Дом коллегий окружали внушительные стены более чем метровой толщины. Внутри находились двор и святилище. Бассейн размером 12х7 м имел сток – квадратное отверстие и жёлоб. В бассейн с обоих концов вели лестницы, облицованные деревом, - на ступенях сохранились выемки для планок. У основания каждой лестницы во всю ширину бассейна устроены небольшие площадки, предназначенные, вероятно, для безопасного купания детей. Бассейн располагался среди мощёного двора с чередой арок. Через них попадали на крытую веранду, а к веранде примыкали многочисленные комнаты. Одну из своеобразных построек вблизи большого бассейна археолог Джордж Маршалл определил как баню, нагревавшуюся горячим воздухом. К северу от большого бассейна обнаружено здание, состоящее из восьми комнат для омовений: по четыре с каждой стороны коридора со стоком посередине. Видимо, и бассейн, и эти отдельные помещения предназначались для каких-то особых омовений: до сих пор в культуре Индии ритуальным омовениям придаётся религиозное значение. Большое здание в южной части цитадели Мохенджо-Даро представляет собой квадратный зал со сторонами по 26 м и четырьмя рядами столбов, по пяти в каждом, на них держится крыша. Внутри здания – четыре хорошо вымощенных прохода, разделённые рядами колонн. По мнению одних исследователей, это был храм, по мнению других – крытый рынок с прилавками, тянущимися вдоль проходов. Подобные же строения - зернохранилища, крупные здания, бассейны – открыты в цитадели Хараппы. Чем же являлись эти цитадели в протоиндийских городах? Некоторые археологи стремились увидеть в них дворец и храм, подобные храмам и дворцам в Древней Месопотамии (см. статью «Шумер и Аккад»). Но в хараппских городах не обнаружено таких величественных сооружений, как древнеегипетские храмы или вавилонские зиккураты. Не найдено в цитаделях и мест концентрации особых богатств – неизменных спутников власти. Хотя большие зернохранилища, эффективная система дренажа и планирование поселений на столь обширной территории подразумевали развитую систему управления, вероятно, она отличалась от таковой в Египте и Месопотамии. Загадка власти в долине Инда остаётся неразрешённой. Несомненно одно: сходство городов и их цитаделей в мельчайших подробностях, вплоть до размеров кирпичей, из которых строились жилые дома и общественные здания, свидетельствуют о существовании сильного централизованного государства в долине Инда. Мохенджо- Даро и Хараппа с их грандиозными цитаделями были столицами этого государства. А города средних размеров (их известно несколько: Амри, Калибанган и др.) – центрами отдельных провинций.

ОСНОВА ПРОЦВЕТАНИЯ

Подобно Нилу, река Инд ежегодно разливается, покрывая водой огромные пространства и удобряя почву. Плодородная земля и благодатный климат позволяли местным земледельцам снимать два урожая в год - летом и весной. Жители десятков небольших поселений, раскинувшихся по берегам Инда и его притоков, в основном занимались сельским хозяйством. Главными зерновыми культурами были пшеница и ячмень. Выращивали полевой горох, кунжут и горчицу, в некоторых районах - рис, хотя он стал важной продовольственной культурой позднее, в конце II-I тысячелетия до н. э., когда земледелие достигло долины Ганга. Фрагмент хлопковой ткани, найденный археологами в Мохенджо-Даро, свидетельствует о выращивании древними жителями долины Инда и этой технической культуры. Небольшой клочок ткани из III тысячелетия до н. э. – самый ранний в мире пример использования хлопка в текстильном производстве. Разводили и домашних животных. По берегам рек паслись стада овец и коз. Держали свиней, разнообразную птицу. Возможно, древние жители Индии уже нашли применение в хозяйстве слонам и верблюдам. Но, конечно, главными помощниками были буйволы. В хараппской цивилизации землю вспахивали с помощью плуга, запряжённого быками. Буйволы использовались и для перевозки грузов. В протоиндийских городах найдены многочисленные глиняные и бронзовые модели двухколёсных повозок с парой быков. Второй важной составляющей экономики протоиндийского общества являлось высокоразвитое ремесло. Судя по сохранившимся предметам, хараппские ремесленники работали с камнем, глиной, металлом, раковинами, костью. Знали они ткачество, судостроение, строительное дело, умели делать плуги, повозки, музыкальные инструменты и др. Археологические находки, свидетельствующие о широком распространении ремесленного труда, весьма многочисленны: специальные постройки, орудия производства, заготовки, готовые изделия, их обломки. Существовало чёткое разделение труда, и в городах обнаружены кварталы, жители которых занимались тем или иным видом ремёсел и, возможно, объединялись в цехи. В городах очень любили украшения, и искусные камнерезы изготовляли разнообразные бусы из полудрагоценных камней. Встречаются бусины не только из разного материала, но и самой разнообразной формы: цилиндрической, круглой,шаровидной биконической. О высоком мастерстве хараппских ювелиров можно судить по миниатюрным цилиндрическим бусинам длиной всего лишь 3 мм и диаметром 1 мм с отверстием в центре не более 0,5 мм. Они настолько малы, что в 1 г содержится 310 таких бусин. Бусы пользовались у жителей городов огромной популярностью. Из них делали браслеты, ожерелья, пояса, соединяя по нескольку нитей вместе. В большом количестве бусы обнаружены во многих местах, а в двух сосудах, найденных в селении Закда, их поместилось примерно 34 тясячи! Особым искусством было изготовление знаменитых хараппских печатей из камня. Они имели квадратную форму и ушко на тыльной стороне. С удивительным мастерством ювелиры вырезали на печатях тончайшие рисунки. Обычно изображалось какое-нибудь животное, а над ним помещалась надпись из нескольких знаков. Печати, во множестве найденные в протоиндийских городах, а также разнообразные гирьки и линейки подводят нас ещё к одной важной отрасли хараппского хозяйства – торговле. Связь печатей с торговой деятельностью подтверждена находками в портовом городе Лотале. Здесь археологи обнаружили глиняные оттиски печатей, прикреплявшиеся к тюкам с товаром. Целый ряд археологических находок позволяет наметить основные направления торговых путей, сухопутных, речных и морских, связывавших долину Инда с другими странами. Во-первых, это разнообразные металлы и поделочные камни. Для изготовления ювелирных украшений хараппские ремесленники использовали привозные самоцветы с территории современного Афганистана. Олово для производства бронзы поступало с рудников в горах Средней Азии, а медь и золото - из Индии. Квадратные индийские печати найдены в Месопотамии и Северной Аравии, на побережье Персидского залива, а цилиндрические печати из Двуречья - в Мохенджо-Даро. Значит,

древняя индия,мохенджо-даро,оттиски с печатей

в те далёкие времена долину Инда с Персидским заливом и Месопотамией связывала оживлённая морская торговля. В шумерских записях упоминаются корабли, приходящие из Мелуххи – так называли долину Инда жители Месопотамии. В шумерских городах была даже должность переводчика с мелуххского языка, а в Лагаше – крупном торговом центре на юге Междуречья – в конце III тысячелетия до н. э. существовало мелуххское поселение. В нём жили древнеиндийские торговцы со своими семьями. Изображения хараппских кораблей сохранились на некоторых индийских печатях. Помимо морской торговли важное значение имели и сухопутные маршруты из долины Инда в Персию, Юго-Западную и даже Среднюю Азию, откуда поступало сырьё для ремесленников и ювелиров. И в этих областях найдены многочисленные хараппские печати. А на Амударье, в Северном Афганистане, более чем в 1000 км к северу от Хараппы, археологи открыли одну из индийских торговых факторий, Шортугай. Она, возможно, снабжала страну персидским оловом и лазуритом. Один из основных способов сухопутной перевозки товаров иллюстрируют модели телег с упряжкой из волов, о которых упоминалось ранее. О связях с югом Средней Азии говорит также следующая находка археологов. В Мохенджо-Даро было раскопано захоронение верблюда. Кости этого животного найдены и в других протоиндийских городах. Двугорбого верблюда (бактриана) одомашнили в Южном Туркменистане в IV тысячелетии до н. э., в местных культурах он стал одним из основных средств перевозки грузов. Скорее всего, необходимость в подобном неприхотливом вьючном животном для обслуживания караванных трасс привела к распространению верблюдов и в хараппских городах.

ТАЙНЫ ПРОТОИНДИЙСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ

Когда были сделаны первые открытия в археологии хараппской цивилизации, сложилось впечатление, что древнеиндийская культура появилась в долине Инда внезапно и столь же внезапно исчезла через 1000 лет. Перед учёными встало немало вопросов. Где искать истоки великой цивилизации Инда? Какова роль Ближнего Востока в её формировании? Куда исчезли жители хараппских городов в середине II тысячелетия до н. э.? Кто они такие, на каком языке разговаривали? Многолетние раскопки, открывшие блестящие города долины Инда, не столько ответили на эти вопросы, сколько поставили множество новых. Почти ни одна проблема, связанная с хараппской цивилизацией, не решена. Каждый вопрос рождает разные гипотезы – спорные, согласующие известные факты, но не дающие окончательного ответа. Страна городов хранит свои тайны. И хранит потому, что до сих пор не известно, на каком языке говорили древние жители долины Инда. Их письменность не расшифрована. Главная трудность в разгадке тайны хараппской письменности состоит в том, что тексты сохранились в основном на печатях. Это короткие надписи из нескольких знаков. И всё же, подсчитав количество знаков (их известно около 6 тыс.), учёные смогли сделать вывод, что хараппская письменность была иероглифической. Такая система письменности существовала в Древнем Египте и Месопотамии. Следующий шаг в дешифровке помогли сделать особенности грамматического построения слов, помещённых на печати. Грамматика протоиндийского письма оказалась ближе всего к ныне существующим языкам дравидской семьи. На них говорят жители Южной Индии.

Дальнейшая расшифровка надписей на протоиндийских печатях пока не дала результатов. Но полученные данные позволяют предположить, что создатели хараппской цивилизации скорее всего были близкими родственниками современных жителей Южной Индии.

ИСТОКИ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Другая загадка древней индийской цивилизации – её происхождение. Учёные продолжают спорить, имела ли она местные корни или была занесена извне, из соседнего Междуречья, с которым велась интенсивная торговля. Большинство археологов считает, что протоиндийская цивилизация выросла на основе местных раннеземледельческих культур, существовавших в бассейне Инда и соседнем районе Северного Белуджистана. Археологические открытия подкрепляют их точку зрения. В ближайших к долине Инда предгорьях обнаружены сотни поселений древних земледельцев VI-IV тысячелетий до н. э. Эта переходная зона между горами Белуджистана и Индо-Гангской равниной обеспечивала первых земледельцев всем необходимым. Климат благоприятствовал выращиванию растений в течение долгого тёплого лета. Горные потоки давали воду для полива урожая и в случае надобности могли быть перекрыты дамбами для задержания плодородного речного ила и регулирования орошения полей. Здесь росли дикие прародители пшеницы и ячменя, бродили стада диких буйволов и коз. Залежи кремня обеспечивали сырьё для изготовления инструментов. Удобное положение открывало возможности для торговых контактов со Средней Азией и Ираном на западе и долиной Инда на востоке. Данная местность как никакая другая подходила для зарождения земледельческого хозяйства. Одно из первых земледельческих поселений, известных в предгорьях Белуджистана, носило название Мергар. Археологи раскопали здесь значительный участок и выделили в нём семь горизонтов культурного слоя. Эти горизонты, от нижнего, самого древнего, до верхнего, относящегося к IV тысячелетию до н. э., показывают сложный и постепенный путь зарождения земледелия.

древняя индия,протоиндийская цивилизация,поселение мергар

В самых ранних слоях основу хозяйства составляла охота, а земледелие и скотоводство играли второстепенную роль. Выращивали ячмень. Из домашних животных была приручена только овца. Тогда жители поселения ещё не умели делать глиняную посуду. С течением времени размеры поселения увеличивались – оно растянулось вдоль реки, хозяйство усложнялось. Местные жители строили дома и зернохранилища из сырцового кирпича, выращивали ячмень и пшеницу, разводили овец и коз, делали глиняную посуду и превосходно её расписывали, сначала только чёрной, а позднее – разными красками: белой, красной и чёрной. Горшки украшены целыми процессиями идущих друг за другом животных: быков, антилоп с ветвистыми рогами, птиц. Подобные изображения сохранились в хараппскои культуре на каменных печатях. В хозяйстве земледельцев охота ещё играла важную роль, они не знали способов обработки металла и изготавливали свои орудия из камня. Но постепенно формировалось устойчивое хозяйство, развивавшееся на тех же основаниях (прежде всего, на земледелии), что и цивилизация в долине Инда. В тот же период сложились устойчивые торговые связи с соседними землями. На это указывают широко распространённые среди земледельцев украшения из привозных камней: лазурита, сердолика, бирюзы с территории Ирана и Афганистана. Общество Мергара становилось высокоорганизованным. Среди домов появились общественные зернохранилища – ряды небольших комнат, разделённых перегородками. Такие склады действовали как центральные пункты распределения продуктов. Развитие общества выражалось и в увеличении богатства поселения. Археологи обнаружили множество погребений. Всех жителей хоронили в богатых нарядах с украшениями из бус, браслетов, подвесок. Со временем земледельческие племена расселились из горных районов в долины рек. Освоили равнину, орошаемую Индом и его притоками. Благодатная почва долины способствовала быстрому росту населения, развитию ремёсел, торговли и земледелия. Селения вырастали в города. Увеличивалось число культурных растений. Появилась финиковая пальма, помимо ячменя и пшеницы стали сеять рожь, выращивать рис и хлопок. Для орошения полей начали строить небольшие протоки. Приручили местный вид крупного рогатого скота – зебувидного быка. Так постепенно росла древнейшая цивилизация северо-запада Индостана. На раннем этапе учёные выделяют несколько зон внутри ареала: восточную, северную, центральную, южную, западную и юго-восточную. Для каждой из них характерны свои особенности. Но к середине III тысячелетия до н. э. различия почти стёрлись, и в эпоху расцвета хараппская цивилизация вошла как единый в культурном отношении организм. Правда, есть и другие факты. Они вносят сомнения в стройную теорию происхождения хараппскои цивилизации. Исследования биологов показали, что предком домашней овцы долины Инда был дикий вид, обитавший на Ближнем Востоке. Многое в культуре ранних земледельцев долины Инда сближает её с культурой Ирана и Южной Туркмении. По языку учёные устанавливают связь населения хараппских городов с жителями Элама – области, лежавшей к востоку от Месопотамии, на побережье Персидского залива. Судя по внешнему виду древних индийцев, они входят в одну большую общность, расселившуюся на всём Ближнем Востоке – от Средиземного моря до Ирана и Индии. Просуммировав все эти факты, некоторые исследователи сделали вывод, что хараппская цивилизация является сплавом разных местных элементов, возникшим под влиянием западных (иранских) культурных традиций.

ГИБЕЛЬ ВЕЛИКИХ ГОРОДОВ

Закат протоиндийской цивилизации также остаётся загадкой, ждущей окончательного решения в будущем. Кризис не начался одновременно, а распространялся по стране постепенно. Больше всего, как свидетельствуют археологические данные, пострадали крупные центры цивилизации, расположенные на Инде. В столицах Мохенджо-Даро и Хараппе он происходил в XVIII-XVI вв. до н. э. По всей вероятности, упадок Хараппы и Мохенджо-Даро относится к одному и тому же периоду. Хараппа просуществовала лишь немногим дольше Мохенджо-Даро. Северные районы кризис поражал быстрее; на юге, вдали от центров цивилизации, хараппские традиции сохранялись дольше. Тогда были заброшены многие постройки, вдоль дорог громоздились наспех сделанные прилавки, на развалинах общественных зданий выросли новые небольшие дома, лишённые многих благ умирающей цивилизации. Другие помещения перестраивались. Использовали старый кирпич, выбранный из разрушенных домов. Нового кирпича не производили. В городах уже не наблюдалось чёткого деления на жилые и ремесленные кварталы. На главных улицах стояли гончарные печи, что не допускалось в прежние времена образцового порядка. Уменьшилось число ввозимых вещей, а значит, ослабели внешние связи и пришла в упадок торговля. Сократилось ремесленное производство, керамика стала более грубой, без искусной росписи, уменьшилось число печатей, реже применялся металл. Что же явилось причиной такого упадка? Наиболее вероятными кажутся причины экологического характера: изменение уровня морского дна, русла Инда в результате тектонического толчка, повлёкшего за собой наводнение; перемена в направлении муссонов; эпидемии неизлечимых и, возможно, неизвестных ранее болезней; засухи из-за чрезмерной вырубки лесов; засоление почв и наступление пустыни как следствие крупномасштабной ирригации... Определённую роль в упадке и гибели городов долины Инда сыграло вражеское вторжение. Именно в тот период в Северо-Восточной Индии появляются арии – племена кочевников из среднеазиатских степей (см. статью «Первые степные кочевники»). Возможно, их нашествие стало последней каплей на чаше весов судьбы хараппской цивилизации. Из-за внутренних неурядиц города не смогли противостоять натиску врага. Их жители отправились искать новые, менее истощённые земли и безопасные места: на юг, к морю, и на восток, в долину Ганга. Оставшееся население вернулось к простому сельскому образу жизни, как было за тысячу лет до этих событий. Оно восприняло индоевропейский язык и многие элементы культуры пришельцев-кочевников.

древняя индия,протоиндийская цивилизация,харапп реконструкция

 

 

 

ВВЕРХ

Auto Web Pinger

СОЗДАНО ©Zinorov 2003-2018 Fenykc.comсайт феникс

Besucherzahler
счетчик посещений