цивилизвция

главная сайта феникс
 
вопросы  
 

ЦИВИЛИЗАЦИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ

8 ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ

древний египет,древний каир

Северная Африка с её ничтожным количеством осадков почти непригодна дпя жизни, но именно здесь возникла одна из величайших цивилизаций в истории человечества   – египетская. Основой этой цивилизации был Нил, несущий свои воды от Эфиопского нагорья и Центральной Африки к Средиземному морю. Благодаря великой реке Египет ещё в III тысячелетии до н. э. превратился в процветающее государство Восточного Средиземноморья и оставался таковым вплоть до римского завоевания в 30 г. до н. э. Более десяти тысячелетий назад климат Северной Африки был менее засушливым. Кочевые племена охотников и собирателей населяли те области, которые сегодня поглотила пустыня. Долина и дельта реки Нила с болотистыми, затопляемыми землями считались коварным местом. Проходили столетия, климат пустыни Сахары становился всё суше и ко II тысячелетию до н. э. уже почти не отличался от погодных условий XXI в. н. э. С усилением засухи и наступлением пустыни люди селились вокруг источников воды, более интенсивно используя природные ресурсы в оазисах и вблизи Нила. Здесь и состоялся их переход к земледелию в VI-IV тысячелетиях до н. э. Постепенно, с расширением пахотных земель, росло население долины и дельты Нила. К IV тысячелетию до н. э. в Египте сформировались две земледельческие культуры с разными типами хозяйства и темпами развития. Они сложились в несхожих исторических и климатических зонах: меримдская – в районе дельты и бадарийская – в Верхнем Египте. Меримдская культура развивалась быстрее, контакты с другими странами были теснее, и именно в дельте Нила появились первые города. В последующих веках многочисленные города с округой (номом, как её называли древние греки) и собственными правителями (номархами) возникли по всему течению великой реки. И только примерно к 3000 г. до н. э. в бассейне Нила образовалось единое централизованное государство, включившее в себя всю долину Нила – от дельты на севере до первых порогов на юге. Вся дальнейшая история Египетского государства – цепь сменяющих друг друга правителей-фараонов и династий, в том числе пришлых – из пустынь Синая, Ливии, Нубии. За трёхтысячалетнюю историю в Египте сменилась 31 династия! Но само государство оставалось незыблемым. Оно то расширялось, достигая на севере богатых городов Финикии и Сирии, а на юге – просторов Нубии, то вновь сужалось до размеров долины Нила. Политическому единству страны благоприятствовала привязанность Египта к долине Нила. Эта долина, неизменное ядро государства, мало изменялась в своих размерах. Её прирост зависел не столько от военных успехов египетского оружия, сколько от прогресса в покорении самой реки: исконные земли Египта постепенно включили в себя долину Нила до вторых, а затем третьих и четвёртых порогов на юге. Росла страна и за счёт освоения участков пустыни на западе и востоке от русла реки. Но, так или иначе, приращения территорий были незначительны. Узкая полоска земли по берегам великой реки, зажатая пустынями, – вот «хребет» египетской цивилизации. Рамки, определённые самой природой, стали основой стабильности Египетской державы на протяжении трёх тысячелетий. Они обусловили все особенности этой величественной цивилизации, которую по праву можно назвать цивилизацией реки.

древний египет,карта расширения египетского царства

 

ТАЙНА РОЗЕТТСКОГО КАМНЯ

розеттский камень,розеттские письмена,розеттские скрижали

В августе 1799 г. во время земляных работ вблизи города Розетта (ныне Рашид), к востоку от Александрии, офицер наполеоновской армии заметил плиту чёрного базальта, покрытую письменами. Его начальник, генерал Мену, приказал отправить камень в Александрию и показать учёным, сопровождавшим экспедицию. На камне было высечено три текста, расположенные один под другим: первый сверху выполнен иероглифами, второй (похожий на арабские письмена) – демотическим письмом, третий написан по-гречески. Последний представлял собой копию указа мемфисских жрецов в честь коронования фараона Птолемея V Епифана (205-180 гг. до н. э.), датированную 196 г. до н. э. Справедливо предположив, что перед ними три варианта одного и того же текста, исследователи поняли, что у них оказался ключ к разгадке иероглифического письма. С текстов сняли несколько копий. Весть о находке быстро облетела Европу и подогрела азарт исследователей: каждый учёный хотел раньше других расшифровать таинственные письмена. Но первым, кому удалось их прочитать, был французский египтолог Жан Франсуа Шампольон (1790-1832). Он составил полный список иероглифов и их греческих эквивалентов, создав тем самым основу для перевода всех египетских иероглифических текстов. Чтобы расшифровать текст, следовало ответить на вопрос, что обозначает каждый знак – какое-либо понятие или отдельный звук? И вот 14 сентября 1822 г. Шампольона осенила догадка: древнеегипетская письменность одновременно и идеографическая, когда знаки используются для обозначения слов, и фонетическая. В таком случае иероглиф соответствует букве в имени собственном. А имена, судя по греческому переводу, были в тексте! Их оказалось ровно столько же, сколько и групп иероглифов, заключённых в картушах – овальных рамках. И вот, сравнивая имена из греческого текста с именами в картушах, написанных иероглифами, Шампольон разгадал этот сложный ребус. С помощью розеттских надписей и списков с других памятников учёному удалось прочесть такие имена, как Александр, Клеопатра, Август, Нерон... Пользуясь ими как ключом, Шампольон сумел определить главные буквы египетского алфавита. Затем, отталкиваясь от имён Птолемеев и римских императоров, он продолжал устанавливать имена египетских фараонов из династий Рамсесов и Тутмосов, постепенно накапливая число известных ему иероглифических знаков, и, наконец, смог прочитать их все. Постепенно, работая со всё более длинными текстами, Шампольон овладел древнеегипетским языком. Труд французского учёного получил признание. Жан Франсуа Шампольон был назначен хранителем египетских коллекций Дувра, а в 1827 г. осуществилась его давняя мечта – ему поручили возглавить научную экспедицию в Египет. Отправившись туда в 1828 г., Шампольон провёл там 15 месяцев, тщательно обследовав долину Нила от Александрии до Асуана, и в итоге с гордостью написал: «Наш алфавит оказался правильным и вполне пригодным для... расшифровки надписей на стенах любых храмов, дворцов и гробниц эпохи фараонов».

ПОКОРЕНИЕ РЕКИ

Тёплый климат Египта и плодородная почва долины Нила предопределили бурное развитие земледелия. Но Нил – своенравная река. Особенностью водного режима Нила являются регулярные разливы. Паводки вызываются таянием снегов в Абиссинских горах, где находятся истоки Голубого Нила, и тропическими ливнями в районе Великих озёр Центральной Африки, откуда берёт начало Белый Нил. Вот как древние описывали разлив Нила. В течение четырёх дней вспухает русло «Зелёного Нила», наполняясь грязью и тиной, и затем ещё 15 дней течёт «Красный Нил», полный плодородным илом. К началу августа вся земля затопляется водой, и только города и посёлки, словно острова, поднимаются из огромного, безграничного болота. Особенности культуры и мировоззрения египтян во многом обязаны Нилу. Их картина мира, в отличие от большинства других народов, была ориентирована не на север, а на юг, к истокам реки. Календарь определяли по Нилу и звёздам. Новый год наступал в середине июля, когда вода поднималась перед паводком. Река диктовала и три времени года. Каждое из них состояло из четырёх месяцев: разлив (июль-октябрь); возрождение (ноябрь-февраль) – с полей сходила вода, и приступали к их обработке; жаркое время (март-июнь) – период сбора урожая и самого низкого уровня воды. Разлив Нила – Хапи стал богом, дарующим изобилие. С Хапи сравнивали себя фараоны и местная знать в своём богатстве и могуществе. Изображался он в виде толстяка, приносящего дары Земли богам. Ему не возводили храмов, и лишь раз в году, в начале разлива, там, где лежала древняя граница государства на юге и где река вплотную подходила к горам, устраивали праздник Хапи, приносили богу дары и воспевали его в гимнах. Разлив был источником жизни, однако без искусственных сооружений долина Нила оставалась бы топким болотом посреди песков. Осваивать реку, т. е. копать оросительные каналы и протоки, делать насыпи, содержать в исправности ирригационные сооружения, начали с зарождением земледелия при помощи несложных орудий – мотыг и корзин для переноски земли. Пересечённый оросительными сооружениями, Египет уже в додинастический период, в IV тысячелетии до н. э., стал страной исключительного плодородия. Слову «область» («ном») на письме соответствовал знак, изображавший Землю, поделённую оросительной сетью на четырёхугольники. Но усмирить реку могли только крупные коллективы людей – отдельным обшинам это было не под силу Покорение Нила стало первопричиной зарождения государства в долине. Даже спустя тысячи лет одной из главных задач фараонов считалось культивирование почвы. Аменемхет I (около 2000-1970 гг. до н. э.) так писал о своих заслугах в поучении сыну: «Я выращивал пшеницу, поклонялся богу зерна в каждой долине Нила. Никто не знал голода или жажды во время моего царствования». Вельможи, представая перед божественным судом Осириса, среди своих добрых дел называли ирригацию, выполненную для улучшения полей и благосостояния земледельцев. Долина между берегом реки и возвышенностями пустыни разделялась поперечными и продольными насыпями, плотинами и дамбами на бассейны разной величины. Сквозь высокие берега Нила, когда-то естественные, а потом усиленные искусственными насыпями, прорывали короткие каналы для поступления воды в бассейны и для её постепенного спуска. Насыпи, возведённые перпендикулярно реке, направляли воды паводка в бассейны. Небольшими земляными валами внутри бассейнов вода распределялась по полям. С самого начала существования Египетского государства осваивалась и осушалась заболоченная дельта с богатыми луговыми пастбищами для скота. В её западных и восточных областях разбили многочисленные виноградники, сады и огороды, в центральных областях сеяли пшеницу и ячмень. Сохранилась легенда о том, что царь I династии Менее, которому древнеегипетская традиция приписывает объединение Египта, соорудил выше Мемфиса плотину на Ниле, направив его воды по новому руслу и осушив прежнее. Здесь был построен город Белые Стены – будущая столица Египта, известная под греческим названием Мемфис. Создание ирригационной системы потребовало не только огромного труда и навыков в работе, но и развития знаний в области астрономии, математики, гидравлики, строительного дела. Специальные чиновники наблюдали за уровнем подъёма вод Нила во время паводка. Высоту воды отмечали на ниломерах, установленных в разных местах реки. Ниломер представлял собой колодец, выложенный из одинаковых по величине квадратных камней, – вода в колодце поднималась и опускалась так же, как и воды Нила. Результаты наблюдений сообщали верховному сановнику государства и записывали в царские летописи. На стене мемфисского колодца сохранились древние пометки, отмечавшие уровень подъёма воды. Данные ниломеров позволяли предусмотреть масштабы разлива реки, от чего зависел будущий урожай. Известия о подъёме вод Нила гонцы разносили по всей стране, чтобы земледельцы могли подготовиться к паводку. Перед половодьем ирригационную систему приводили в порядок: дамбы, где проходили сухопутные дороги, восстанавливали и укрепляли деревьями и кустарниками, каналы очищали и углубляли. Когда река разливалась, земледельцы следили за наполнением бассейнов водой. Когда вода их заполняла, каналы, через которые она поступала, закрывали камнями и засыпали землёй. В бассейнах паводковая вода оставалась около двух месяцев, пока не оседал ил, а почва не пропитывалась влагой. Освобождённую от ила воду медленно спускали по специальным каналам. К октябрю половодье медленно спадало. В условиях бассейновой системы орошения в Древнем Египте практиковали простейший севооборот (с одним урожаем в год): земля «отдыхала» под паром около пяти-шести месяцев. За это время почва, истощаемая ежегодными посевами, успевала восстановить плодородие: насыщалась водой и удобрялась новыми отложениями ила. После спада разлива вода ещё оставалась на поле. Сеятель бросал зерно прямо под ноги стаду овец - животных выпускали на засеянное поле, чтобы они втаптывали зерно в землю и уплотняли почву, т. е. по существу выполняли работу бороны. Иногда за стадом следовала упряжка из двух быков, тянувших лёгкую деревянную соху, которая дополнительно присыпала посеянные зёрна. На высоких землях, где паводок продолжался недолго, а почва оставалась плотной после спада воды, подготовка к посеву была более тщательной. Прежде чем сеять, работники разбивали комья земли мотыгой, за ними шёл пахарь с упряжкой быков и сохой, за пахарем шёл сеятель, а затем посеянное зерно втаптывали в землю стада овец. Посевная пора продолжалась довольно долго. Заканчивали посев в основном уже в декабре. Уборка урожая завершала тяжёлые земледельческие труды. Первым собирали лён. Сбор урожая льна начинался в апреле и длился восемь-десять дней. Жатва злаковых культур – ячменя и пшеницы-эммера – также происходила в разные сроки: ячменя – в апреле, эммера – в мае. Так заканчивался годовой цикл земледельческих работ. Пока неясно, когда и как египтяне окончательно перешли от простого регулирования паводковых вод и ручного полива к созданию широкомасштабной ирригационной системы. Каналы строились на протяжении всей истории страны. Благодаря множеству каналов тысячи гектаров заболоченного и бесплодного неудобья были превращены в пахотные земли. Эта титаническая работа включала строительство посёлков, создание идеальных «кооперативов»: каждый работавший на земле имел собственный дом с садом площадью около 1500 кв. м и входил в состав бригады из пяти работников во главе с мастером. Рабочие и мастера формировали артель с совместной собственностью. Представители артели ежегодно обсуждали программы предстоящих работ с государственными чиновниками и утверждали вознаграждение.

ДАРЫ НИЛА

Главными богатствами, которые давал Нил, были, конечно, вода и плодородный ил, ведь основным занятием для большинства населения являлся труд в сельском хозяйстве. Долина Нила, усмирённая каналами и дамбами, превратилась в настоящий рай для земледельцев. Археология в сочетании с открытыми в гробницах и дворцах многочисленными рельефами и текстами, рисующими все стороны жизни египтянина, дают полную картину даров благодатной земли. Выращивали здесь главным образом зерновые: полбу – пшеницу- эммер, из которой пекли хлеб, и ячмень для изготовления пива. Они составляли основу рациона и богатства. В хозяйствах вельмож зерно держали в башневидных, закруглённых сверху хранилищах, сооружённых из нильского ила (на рельефах они окрашены в серый цвет). Такие зернохранилища обнаружены в поселениях III-II тысячелетий до н. э. Зерно засыпали в них сверху, а вынимали через выдвижную дверцу внизу. Посевное зерно оставляли до нового сева в хранилищах, устроенных прямо в поле. Основной технической культурой являлся лён, из него делали множество вещей – от канатов до тончайших тканей. Важное значение имел и сбор болотного растения папируса. Неизвестно, был ли он культурным или дикорастущим. Корни папируса употребляли в пищу, стебли шли на изготовление всевозможных предметов: например, лодок, циновок, а также прославившего Египет писчего материала, который вывозился в другие страны. В условиях, когда поля ежегодно пополнялись мягким плодородным илом, земледельческие орудия мало изменялись на протяжении тысячелетий. Рисунки III и II тысячелетий до н. э. изображают один и тот же плуг первобытного вида. Другими основными орудиями оставались мотыги и деревянные серпы со вставными лезвиями из кусочков кремня. Помол зерна производился вручную: до нас дошли грубые зернотёрки, они представляли собой два камня, между которыми растирали зерно. Кроме зерновых и технических культур выращивались самые разнообразные фрукты и овощи. Небольшие огороды разбивали на возвышенных участках, куда воду доставляли ручным способом. Позднее появилось устройство шадуф,

древний египет,шадуф

до сих пор используемое в сельских местностях арабских стран. Оно состоит из длинной балки, посаженной на деревянную или каменную опору, и напоминает наш «журавль». На одном конце балки крепилась ёмкость для подъёма воды или других грузов, на другом - противовес из известняковой глыбы | либо камней. На цветущее состояние виноградарства указывают бесчисленные винные сосуды, найденные в цельном виде или в обломках. Судя по печатям на глиняных пробках сосудов, местом процветания виноградарства был Нижний Египет. Помимо виноградников он славился садами, лугами, полями пшеницы, тогда как Верхний Египет представал преимущественно как хлебный край, где преобладали посевы ячменя, более сухостойкого, чем пшеница-эммер. Высокого развития, главным образом в Нижнем Египте, достигло животноводство. При раскопках археологи находят кости коров, ослов, овец и коз. Скота было много: ещё в конце IV тысячелетия до н. э. один из фараонов Верхнего Египта хвалился захватом в войне с Нижним Египтом 400 тыс. голов крупного рогатого и 1 млн 422 тыс. голов мелкого скота. Но мясо крупного рогатого скота занимало сравнительно небольшое место в рационе египтянина. Этот скот скорее служил подручным средством в земледелии. Зато на болотах охотились на птиц, а Нил в изобилии давал рыбу. Главными производителями сельскохозяйственной продукции были общинники-феллахи – основная часть населения страны. Они жили деревнями, возделывали свои участки и земли вельмож. О положении свободных производителей, не вовлечённых в хозяйство знати и фараона, до нас дошло очень мало сведений. Зато жизнь больших владений хорошо изучена по археологическим находкам и рельефам. Крупные хозяйства состояли из центральной усадьбы, дворов и селений, разбросанных по разным областям Верхнего и Нижнего Египта. Организация такого хозяйства была сложной и отличалась многоступенчатым контролем. Управлял домом и хозяйством вельможи – домоправитель. Ему подчинялись писцы, хранитель ведомостей, мерщик и счётчик зерна. Эти люди осуществляли верховный надзор за работами; им были подотчётны все низшие начальники. Во главе отдельных дворов и селений стоял властелин – хека. На поле при севе и жатве трудились рабочие отряды. Судя по изображениям, в них входили одни мужчины, а женщины только провеивали зерно. На рельефах повсюду видны писцы личного дома вельможи: на полевых работах, при перегоне стад, в производственных мастерских. Домоправитель, хранитель хозяйственных книг неизменно представляли хозяину пространные ведомости, ежегодные отчёты. В Египте преобладала государственная собственность на землю. Как главное богатство страны, земли раздавал фараон. Но землевладельцы распоряжались землёй довольно свободно – могли её завещать, продавать, дарить. Нил не только обеспечивал условия для земледелия, но был главным средством сообщения. Плаванию по Нилу помогала сама природа: течение реки несло корабли с юга на север, т. е. к морю, а почти постоянный бриз с севера на юг способствовал подъёму их против течения, из Нижнего Египта в Верхний. Нил, оплодотворяющая землю стихия, стала и стержнем всей жизни Египта. Эта огромная артерия соединяла его с югом - Нубией, страной золота, слоновой кости, и с севером - Средиземноморьем и Ливаном, страной бесценного кедрового дерева, а также с центральной частью, откуда караванный путь вёл к Красному морю и в загадочную страну Пунт, из неё везли миро, ладан, специи,янтарь - продукты большой значимости для Древнего Египта. Позже караванный маршрут по пустыне оснастили всем необходимым для привалов, в том числе хранилищами с постоянно обновляемой пресной водой, а на Красном море соорудили корабельную верфь. В период VI династии (2350-2180 гг. до н. э.) был построен канал, предшественник Суэцкого, соединивший Красное море с городом Бубастисом на Средиземном море. Корабельное дело достигло высокого развития уже при первых фараонах. По Нилу ходили корабли всех размеров: лодки из папируса или связок пальмовых ветвей, плоты длиной свыше 30 м, способные перевезти на немалые расстояния тяжелейшие каменные обелиски. Целый флот из больших морских кораблей служил для транспортировки крупных партий кедра и прочих богатств из Ливана и соседних стран. Строительство кораблей требовало налаженного производства. Гигантские паруса из отборного льна, крепившиеся множеством канатов, высокая трёхногая мачта из брёвен, кабина в центре палубы, вёсла в форме копья, штурвалы в виде двух огромных лопастей – всё указывает на мастерство корабельщиков. Река занимала центральное место в жизни египтянина: человек, не имевший лодки, считался бедным; ему, чтобы перебраться через реку, приходилось пользоваться услугами тех, кому больше повезло. Лодка, основа повседневной жизни, была также неотъемлемой частью любого религиозного праздника, и потому она была обязательным атрибутом каждого храма, как бы служила повозкой как в этом, так и в загробном мире, как для людей, так и для богов. Богатства земли и развитая торговля способствовали совершенствованию ремесла и росту городов. Гробницы и развалины поселений дали археологам обширные сведения о разнообразии и высоком уровне египетского ремесла. В отличие от земледелия прогресс ремёсел и технических навыков египетских мастеров поразителен. Особого

ОПЕРЕЖАЯ ВРЕМЯ

древний египет,саркофаги,убранство гробницы,роспись стен гробницы тутанхамона

Египет был для Древнего мира истинной крепостью священной науки. Практика бальзамирования в Древнем Египте стала, по-видимому, первым и основным источником сведений о строении человеческого тела. И египтянам в знании анатомии не было равных. Бальзамирование требовало применения различных реактивов. Эксперименты способствовали зарождению представлений о химической природе реакций. Более того, предполагается, что и само название «химия» произошло от древнего названия Египта - Кемет. Египту человечество обязано также изобретением календаря. Как и другие народы, египтяне сначала взяли за основу времясчисления лунный год (354 дня). Но вскоре поняли, что эта система недостаточно точна и мешает чёткому функционированию их сложного административного механизма. По ней стали отмечать только определённые религиозные праздники. Примерно за 3 тыс. лет до новой эры в Египте ввели солнечный календарь, согласно которому год делился на 365 дней (12 месяцев по 30 дней и ещё 5 дней, прибавлявшихся в конце года). Египтяне уже знали, что их год на 6 часов короче солнечного (365,25 дня). Есть ещё одна необъяснимая пока загадка – обширные знания египтян в астрономии. Пирамида Хеопса почти безошибочно указывает на север. В результате точнейших измерений, произведённых в 1925 г., был установлен такой факт: погрешность в направленности пирамиды составляет лишь 3 мин. 6 с. Та же поразительная точность встречается повсюду, в частности в размерах основания пирамид. При средней длине сторон около 230 м разница между самой большой и самой маленькой сторонами не превышает 20 см, а это всего лишь около 0,1 %! К тому же древние строители возвели пирамиду Хеопса практически с идеально прямыми углами.

успеха они достигли в изготовлении оружия и украшений. Великолепные изделия из дерева и металлов, глины и камня, стекла и тканей пользовались спросом не только в долине Нила, но и далеко за её пределами.

ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ

Ритмы жизни Нила определяли строгую упорядоченность хозяйственной деятельности человека. Норов реки обусловил такую же жёсткую организацию общества, в котором даже повседневная жизнь следовала установленной иерархии, узаконенному порядку. Иначе и быть не могло: любое отступление от правил грозило уничтожением урожая, а для огромного даже по современным меркам населения страны это означало смерть. Единоначалие и единообразие пронизывали все стороны жизни древних египтян, начиная с раз и навсегда заведённого земледельческого цикла и заканчивая устройством поселений и жилищ. План города напоминал сетку, здания располагались вокруг дворца правителя и храма. Городские стены из кирпича-сырца были квадратными, высотой 10 м и более. Толщина их иногда превышала высоту. Почти половину территории города занимали дворец правителя и главный храм с резиденциями знати и малыми храмами вокруг. Дворец правителя сам по себе являлся цитаделью с высокими прямоугольными башнями. Другая половина города состояла из множества домов, мастерских, лавок – одноэтажных, открывавшихся на боковые улочки, которые связывали основные. Здесь жили ремесленники и рабочие, занимались различными ремёслами, работали с золотом и стеклом, производили косметику и ткани, а также бесконечное множество иных вещей, распространяемых в Египте и других странах. Вне городских стен находились виллы и сады, принадлежавшие торговцам и состоятельным персонам. Крупными торговыми центрами были такие древние города, как Атриби, Мендес, Буто, Саис, Танис, Бубаст (Бубастис), расположенный на канале, который соединил Средиземное море с Красным, столицы страны Фивы, Мемфис, Ахетатон... Фактически ничего не осталось от этих городов и многочисленных деревень, лишь археологические раскопки открывают перед нами их величие. Ещё более жёстко соответствовали традиционной схеме посёлки и деревни, построенные для обслуживания грандиозных строительных площадок и «городов мёртвых», например поселок около столицы фараона Эхнатона (Аменхотеп IV; 1368-1351 гг. до н. э.) – Ахетатона. Этот посёлок окружала стена из необожжённого кирпича с единственным входом. Сразу за воротами располагалась прямоугольная площадь. От неё шли пять в улиц, образующие одинаковые прямоугольные кварталы с одноэтажными жилыми домами. Другая исследованная археологами деревня – Дейр-эль-Медина даёт неоценимые сведения о социальной организации ремесленного, промышленного и сельскохозяйственного поселения. Его жители подчинялись двум управляющим, при которых существовали советы ремесленников и рабочих. Совет составлял план работы и распределял заработную плату. Если рабочие были недовольны оплатой, они «ложились в постель», т. е. устраивали забастовку. Споры в случае необходимости решались судом работников, проводимым под председательством главного мастера. Рабочие разных специальностей объединялись в маленькие однородные общины с собственными жрецами и молельнями, выстроенными вокруг цитадели. Во главе общины стоял главный мастер. Он же вёл книгу учёта отработанных дней. Имелись и выходные дни: на каждую «неделю» (состоявшую тогда из десяти дней) приходилось два свободных дня; к ним добавлялись праздники. «Типовыми» были и дома египтян. Обычный дом площадью приблизительно 80 кв. м

древний египет,дом египтянина

состоял из трёх последовательных зон: входа, покоев, кухни. Первая зона – прихожая и гостиная. Вторая, жилая, могла включать и мастерскую. В третью входили кухня, кладовая и помещение для хранения припасов и мебели. В кухне часто устраивали угловую печь с камином и каменный очаг в центре. Под кухней и в прочих местах находились погреба для хранения продуктов, воды и многого другого. Из маленького внутреннего двора по лестнице поднимались на плоскую крышу. Там располагалась гостиная на открытом воздухе. На улицу вела единственная дверь, а воздух и свет поступали в основном из внутреннего дворика. В прихожей всегда сооружалась ниша для семейного религиозного обряда. Здания строили из необожжённого кирпича, его делали из смеси речного ила, соломы и золы. Полом служила утоптанная земля, иногда оштукатуренная и выкрашенная в красный цвет. В более зажиточых домах в центральном зале ставили один или два столба с высеченным на них именем хозяина. Стены из необожжённого кирпича оштукатуривали изнутри и снаружи и в той или иной степени украшали сами владельцы. Загородные виллы и городские дома знатных вельмож сохраняли общую схему жилища, но были бо́льших размеров и богато убраны. Эти дома-дворцы в форме параллелепипеда имели один этаж и один вход. Перед ними иногда разбивали маленький сад с низкой оградой. Расположение множества комнат различных размеров, одного или двух открытых двориков не следовало какой-либо единой схеме и отвечало потребностям и возможностям семьи. Справа при загородных виллах имелись собственные угодья и все необходимые хозяйственные службы: кухни, зернохранилища, пекарни, бойни, пивоварни, различные мастерские. Тем не менее жилища знати и высших классов египтян значительно уступали резиденции фараона – и по размерам, и по убранству. Дворец фараона был не только жилищем царя, но и резиденцией администрации. Дворцовые помещения делились на два больших сектора. Первый включал в себя апартаменты царя и его семейства, большой зал для аудиенций, тронный зал и, наконец, покои «хозяина дворца», «хранителя короны», «хозяина двух тронов» и «главы царских регалий», которые руководили всеми сложными церемониями и самим двором. Во второй сектор входили Белый дом («министерство» финансов); Красный дом («министерство» царского и государственного культа);

ОБРЕТЕНИЕ ЕГИПТА

древний египет,большой сфинкс в гизе,гравюра д. робертса начало 19 века

Египетская цивилизация, просуществовавшая более 3 тыс. лет и забытая ещё на два тысячелетия, была вновь открыта европейцами лишь в XIX в. Египетский поход Наполеона в 1798-1799 гг. стал началом обретения Египта. Вот лишь некоторые из самых крупных открытий. В 1813 г. швейцарец Иоганн Буркхардт, добравшись до Абу-Симбела, установил место, где находился храм Нефертари. На некотором расстоянии от него он заметил верхушки статуй, стоявших у входа в святилище Рамсеса II, в то время занесённое песком. «Я думаю, если расчистить песок, можно найти большой храм», – записал Буркхардт. Этот храм впоследствии разыскал другой исследователь – Бельцони. Повезло Бельцони и в других местах: в Карнаке, в храме Мут, он откопал более 20 статуй богини Сехмет. В фиванском некрополе он обнаружил шесть царских гробниц. Среди удач Бельцони – проникновение в пирамиду Хефрена в Гизе, обнаружение древнего порта Береника на берегу Красного моря, сидячей статуи Аменхотепа III из чёрного гранита... Французский египтолог Огюст Мариет в 1850 г. во время раскопок в некрополе в Саккаре обнаружил торчавшую из песка голову сфинкса. С тремя десятками рабочих Мариет отрыл целую аллею сфинксов, несколько гробниц и два храма. Он обнаружил гранитный саркофаг с мумифицированными останками быка и драгоценностями. Кроме того, Огюст Мариет организовал раскопки города Танис, отыскал сокровища царицы Аххотеп в Фивах... 

ИСТОРИЯ ВЕЛИКОГО ОТКРЫТИЯ

древний египет,гробница фараона тутанхамона реконструкция

30 ноября 1922 г. газета «Тайме» сообщила, «что лорд Карнарвон и мистер Говард Картер показали большому числу собравшихся то, что обещает быть наиболее интересным открытием века в области египтологии. Находка состоит кроме других предметов из погребальных принадлежностей египетского царя Тутанхамона – одного из царей XVIII династии, восстановившего культ Амона...». Сообщение касалось события, которое стало настоящей сенсацией XX столетия, – открытия 26 ноября 1922 г. гробницы Тутанхамона.

древний египет,долина царей фивы

К раскопкам в Долине царей близ древней столицы Египта Фив англичанин Картер и его спонсор лорд Карнарвон приступили осенью 1917 г. К 1922 г. они перекопали её вдоль и поперёк, не найдя ничего существенного. Относительно слабоизученным остался лишь небольшой участок, с которого, кстати, и начались работы. И вот, наконец, было решено исследовать и его. 3 ноября 1922 г. Картер (Карнарвон находился в Лондоне) обнаружил на этом участке каменные ступени, и после возвращения лорда в Египет 24 ноября рабочие расчистили вход в гробницу. Вскрыв кладку, археологи увидели коридор, заваленный камнями. После многодневной работы они добрались до замурованной двери. Проделав в ней отверстие, Картер увидел комнату, заставленную различными предметами. Здесь были золотые носилки, массивный золотой трон, две статуи, алебастровые вазы, необычного вида ларцы. Обследовав помещение, учёные наткнулись между статуями на запечатанную дверь. Рядом с ней находился заложенный ход, проделанный ещё древними грабителями. В камере стояли три больших ложа. Под одним из них нашли небольшую дыру, которая вела в боковую комнату, также до отказа заполненную различными предметами обихода и драгоценностями. Для дальнейшей работы построили узкоколейную железнуюй дорогу, чтобы вывозить сокровища. У берега Нила ждал пароход, готовый доставить их в Каир. Раскопки возобновились 16 декабря, и через 11 дней первую находку извлекли на поверхность. 17 февраля 1923 г. Картер вскрыл замурованную дверь в камеру-усыпальницу. В ней оказался огромный деревянный саркофаг, обитый золотыми пластинами. Из комнаты небольшой ход вёл в следующее помещение, где находилось множество изделий из золота и драгоценных камней. Раскопки гробницы Тутанхамона продолжались пять лет. Учёные составляли опись вещей, делали замеры, чертили планы. К вскрытию саркофага они приступили только зимой 1926-27 гг. В результате проведённых на высоком профессиональном уровне раскопок удалось сохранить все особенности этого погребального сооружения и по крупицам собрать все элементы, повествующие будущим поколениям об истории великой цивилизации.

Палата печати («министерство» налогов) с высокоорганизованным кадастром и национальным реестром собственности; Дом руководителя вооружённых сил, соединённый с казармами армии фараона. В этой официальной части располагались также Царский суд с канцелярией и архивами и Палата работ. Из мебели в египетском доме использовалось множество разных по форме и назначению столиков: с одним либо двумя уровнями; с одной или четырьмя ножками – для цветов, ваз, блюд и специально для игры типа шахмат. Было много стульев, кресел, табуретов и переносных сидений, подушек для стульев, скамеечек для ног или для сидения на земле. Дом украшали коврами, шкурами животных, расшитыми тканями. Прекрасны были сервизы глиняной, медной, а позже бронзовой посуды с чашами для мытья рук, вазами и флаконами для душистых масел, зеркалами и сушилками. В жизни «верхушки» общества особое место занимали пиры, для которых существовал особый этикет, записанный на папирусах. Меню богатых семей включало десять смен различного мяса; пять – из домашней и дикой птицы; десять видов фруктов; пятнадцать типов хлеба; сыры, пироги и булочки; шесть сортов вина и пива, бесчисленные сладости на меду. В некоторые периоды как мужчины, так и женщины полностью брили голову и носили парики. Даже борода фараона в таких случаях была накладной. Обычно мужчины носили юбки в складку (длиной почти до колена), а женщины – длинное, до лодыжек, облегающее платье, подпоясанное в талии. В праздники и женщины, и мужчины надевали богатые ожерелья, браслеты, другие украшения поверх широких полупрозрачных одежд.

ПОСЛЕ СМЕРТИ

Не меньшие различия и строгая иерархия сохранялись в Египте и после смерти, ведь смерть представлялась египтянам продолжением земного существования. Умерший человек, считали они, имеет те же потребности и желания, что и живущий. Гробницу, «дом вечности», обустраивали так, чтобы там всего оказалось в достатке. Для будущего воскрешения человека было необходимо сохранить его тело, т. е. мумифицировать. Изощрённую процедуру бальзамирования описал ещё Геродот, посетивший Египет в V в. до н. э. Археологи, находившие мумии в песках Египта, многократно убеждались в точности наблюдений греческого историка. Из тела извлекали внутренние органы и помещали их в специальный раствор с благовониями, а само тело бальзамировали в течение 70 суток, засыпав его природной содой. После этого тело обмывали и обматывали льняными бинтами, которые пропитывали смолами и благовониями для лучшей сохранности мумии. Под бинты клали амулеты, призванные защитить покойного на сложном пути в потусторонний мир. Пальцы, рук и ног пеленались отдельно, а иногда на пальцы надевали золотые футляры. По рисункам на гробницах сановников и жрецов можно представить себе, как выглядела траурная процессия в Древнем Египте. За гробом шли плакальщицы, слуги несли различные погребальные принадлежности: ложе, стулья, подголовники, отделанные драгоценными камнями сундуки с одеждой, сосуды, наполненные косметикой, украшения и даже настольные игры. У гробницы перед мумией совершали «ритуал отверзания уст и очей»: жрец прикасался к глазам, носу, ушам и рту усопшего жезлом в виде крюка. По верованиям египтян, благодаря магическому обряду органы чувств покойного обретали новую жизнь и он мог видеть, слышать, обонять, есть и пить, т. е. жить. Всё это сопровождалось заклинаниями, которые произносил жрец-чтец. Потом наступал черёд заупокойной службы; проводили её специально обученные жрецы. Внутрь гробницы помещались жертвенные дары: мясо, дичь, овощи, виноградные гроздья, хлеб, пиво или вино, чтобы усопший мог питаться. Об отношении египтян к смерти многое мог рассказать Праздник долины. В этот день родственники приходили к гробнице и торжественно поминали покойного. Египтяне не считали смерть событием «окончательным» и на празднестве веселились. Люди надевали лучшие наряды и длинные парики; в руках у них были букеты из цветов лотоса, на шеях – венки из листьев, парики тоже украшались благоухающими бутонами лотоса. Гости пили вино и пиво, ели и вспоминали умершего под звуки музыки и глядя на танцы девушек. Из гробниц рядовых жителей, вельмож и сановников возникали целые «города мёртвых» – некрополи. Эти гробницы получили название «мастаба», что на арабском означает «скамья», «лавка». Прямоугольные в плане, мастабы напоминали жилой дом усопшего. Они имели слегка наклонные стены, сплошной карниз на крыше и единственную, «ложную» дверь. Сначала мастабы делались монолитными, своеобразными надгробиями, затем появились«пустые» мастабы. В подобной гробнице помещения повторяли те, которые находились в доме покойного,т. е. комнаты членов его семьи. Все необходимые церемонии проводились внутри дома-гробницы, после чего саркофаг опускали в колодец под полом и пломбировали. Как простые мастабы напоминали дома рядовых граждан, так и гробницы фараонов были копиями их дворцов. В грандиозных храмах-усыпальницах находилась вырубленная в скале шахта с погребальной камерой фараона. Со временем место мастабы-храма заняли пирамиды, сначала ступенчатые,позже гладкие, среди них самые грандиозные – комплексы пирамид в Гизе. Запломбированный драгоценный саркофаг устанавливался среди сокровищ и других наиболее дорогих предметов, затем камеру закрывали мраморными плитами и каждый проход заваливали камнями, чтобы никто не потревожил фараона, ожидающего восхождения к Солнцу Последним тайным обрядом было помещение статуи фараона в сердаб – замурованную нишу в центре погребального храма, откуда образ фараона мог бы вечно наблюдать церемонии в его честь.

НА ВЕКА

 

Как и Нил, из века в век несущий свои воды из глубин Африки к Средиземному морю, сама египетская цивилизация была обращена в вечность. До сих пор будоражат воображение человека огромные плотины, дамбы и каналы, развалины великолепных храмов и дворцов, таких, как храмы сфинксов – грандиозных львов с человеческим лицом, достигающих в высоту 21 м,

древний египет,сфинкс,аллея сфинксов в луксоре

а в длину 73 м; дворец Эхнатона в Тель-эль-Амарне;

храм хатшепсут,древний египет

храм Хатшепсут с величественными террасами и колоннадами в Дейр-эль-Бахри, построенный в середине II тысячелетия до н. э.;

древний египет,базальтовые колосся мемнона

базальтовые колоссы Мемнона – статуи 18-метровой высоты, всё, что осталось от огромного заупокойного храма XIV в.до н. э.; храмы и Долина мёртвых в Луксоре;

 

древний египет,аллея бараноголовых сфинксов в карнаке

храм бога Амона-Ра в Карнаке с аллеями бараноголовых сфинксов и колоссов...

древний египет,современный каир

9 Древняя Индия

цивилизацияЦИВИЛИЗАЦИЯ ОГЛАВЛЕНИЕ

феникс

ВВЕРХ

Auto Web Pinger

СОЗДАНО ©Zinorov 2003-2017 Fenykc.comсайт феникс

Besucherzahler
счетчик посещений