цивилизации fenykc

FENYKC ЦИВИЛИЗАЦИИ

для детей

ГЛАВА 7

ДРЕВНЯЯ МЕСОПОТАМИЯ

древняя месопотамия,шумер и аккад

Изучение культуры, не оставившей письменных источников, напоминает допрос немого и вдобавок неграмотного человека. Вся полученная информация сводится к рисункам и бурной жестикуляции. Конечно, понять кое-что можно, но гораздо меньше, чем хотелось бы. На порядок богаче «показания» культуры, располагавшей письменностью и оставившей потомкам в наследство разного рода тексты. Именно такой порог на рубеже IV-III тысячелетий до н. э. прошла древняя Месопотамия, междеречье Тигра и Евфрата. До того в Междуречье уже строили величественные храмы и мощные укрепления, там существовала сеть каналов, запруд, искусственных водоёмов, обеспечивавшая страну водой и сберегавшая её от грозных речных разливов, торговцы отправлялись в дальние путешествия, ремесленники славились своим искусством и тонкостью работы. К тому времени на территории Месопотамии существовали крупные населённые пункты. Некоторые учёные осторожно называют их протогородами, другие – просто городами. Судя по археологическим находкам, местное население выработало сложные религиозные представления, а также широко практиковало магию, не забываем, что магия в дословном переводе с одного из древнегреческих диалектов, – знание. Таким образом, в стране были все признаки цивилизации, кроме одного – письменности. Наконец, народ шумеров создал её. Ряд учёных считают, что во всей истории человечества не было более значительного переворота.

ЗАГАДКИ КЛИНОПИСИ

Шумеры создали письменность на рубеже IV-III тысячелетий до н. э. Поначалу это был набор простейших рисунков, которые могли только напомнить читающему определённую информацию, намекнуть на некие сведения, но не передать их в точности. Каждый рисунок мог обозначать несколько понятий сразу. Слова «приносить», «приходить» и «направляться» равнялись на письме одному и тому же знаку. Два или три знака могли соединиться, породив третий, совершенно новый. Так, рисунки, соответствующие понятиям "лу" («человек») и "гал" («большой»), слились в понятие «лугаль» («хозяин», «господин», «правитель»). Понемногу число знаков росло, запоминать их становилось всё труднее. Кроме того, чем дальше, тем больше рисунки древнейшего шумерского письма утрачивали связь с тем, что они изображают. Их выдавливали на влажной глине, а наносить на неё кривые линии, окружности и повторять рисунок от раза к разу очень сложно. В конце концов писцы стали пользоваться только прямыми линиями. Их инструмент – тонкая палочка – выдавливал на глиняной табличке некое подобие клинышку, поскольку соприкасался с глиной под наклоном и заострённый кончик уходил глубже. Прежние рисунки становились замысловатым узором из маленьких клинышков. Они превратились в схемы, совсем не похожие на то, с чего их рисовали изначально. Это превращение заняло несколько веков. Сама традиция такого письма получила название «клинопись». Постепенно клинописные схемки стали использовать для составления «ребусов». Шумерский язык богат короткими словами из одного или двух слогов. И когда писец соединял схемку, обозначавшую одно понятие, со схемкой, обозначавшей другое понятие, результат могли прочесть уже как сочетание звуков, а не слов. Даже если полученное в результате слово не было связано с первоначальными понятиями двух и более рисунков, из которых его «слепили»... Всё усложнилось, когда шумеры сошли с исторической сцены, подчинившись племенам аккадцев (восточных семитов)

(Семиты – народы, говорящие на языках, принадлежащих к семитской ветви семито-хамитской языковой семьи. Ныне это арабы, евреи, а также ряд других народов. Древние семиты – аккадцы, ассирийцы, вавилоняне, амореи, эблаиты, халдеи, арамеи, финикийцы и многие другие.) .

Их язык и культура обогатили завоевателей. Их письменность была принята аккадцами как собственная. Но они уже не могли составлять ребусы по-шумерски, поскольку аккадский язык совершенно не похож на шумерский. Неопытный читатель мог запутаться в значениях клинописных схемок и полностью утратить смысл текста. Письмо до крайности усложнилось, «ребусное» и «смысловое» значение каждого знака в разных сочетаниях приходилось заучивать и трактовать в зависимости от того, кому предназначался текст – шумеру или аккадцу... Возникли огромные шумеро- аккадские словари, а ремесло писца потребовало большой учёности. К аккадской системе письма тяготеют и все более поздние разновидности – ассирийские, вавилонские и т. п.

В XVIII-первой половине XIX в. н. э. европейцы отлично знали о существовании письменности в древней Месопотамии. В музеях и частных собраниях накопилось немало глиняных табличек с клинописными текстами. Но прочитать их довольно долго никто не мог. Лишь общие усилия учёных из разных стран способствовали расшифровке. Впрочем, в шумерском языке и шумерском письме до сих пор далеко не всё понятно учёным, а переводы бывают очень приблизительными. Немец Георг Гротефенд (1775-1853), ирландец Эдвард Хинкс (1792-1866), англичане Генри Роулинсон (1810-1895) и Уильям Толбот (1800-1877) в разное время приложили усилия к разгадке клинописи. Кроме них над ней работало с разной степенью успеха великое множество других учёных. Ключом к расшифровке стала так называемая Бехистунская надпись.

бехистунский рельеф,генри роулинс,месопотамия,шумер,аккадия

В конце VI в. до н. э. она была высечена персидским царём Дарием I на скале Бехиссутун (или Бехистун) недалеко от современного города Хамадана. Надпись повествует о главных событиях в Персидской державе на трёх языках: ассирийском, эламском и древнеперсидском. Надпись украшена рельефом: царь Дарий, попирающий левой ногой мятежника. Над изображениями людей парит крылатый бог персов Ахурамазда. Надпись и рельеф поистине огромны. Их видно издалека. Однако скопировать надпись долгое время не удавалось, поскольку она располагалась на высоте полутора сотен метров и в работу копииста из-за большого расстояния могли вкрасться серьёзные ошибки. В 1844 г. Генри Роулинсон, одержимый страстью к тайнам Древнего Востока, вскарабкался по узкому карнизу на скалу и чуть не сорвался. Некоторое время он висел над пропастью. Жизнь Роулинсона могла оборваться каждую секунду, спасся он чудом. Однако англичанин не утратил задора. Он и его спутники соорудили специальный мостик, позволивший добраться до надписи и скопировать большую её часть. Но до ассирийского, самого дальнего и труднодоступного, фрагмента Роулинсон, при всей его сноровке и смелости, добраться не рискнул. И даже опытные скалолазы не отважились сделать это. Лишь безвестный мальчик из местных за большие деньги совершил крайне опасное восхождение и скопировал последний фрагмент надписи... Опытные востоковеды много лет провели над расшифровкой надписи. Сначала им поддался древнеперсидский кусок текста. Затем с помощью полученных знаний удалось перевести эламский фрагмент. И наконец, после неимоверных усилий учёные прочитали ассирийскую часть. Таким образом у них появился ключ к письменности древней Месопотамии. Это произошло около 1850 г. Разгадка секретов клинописи стала настоящей научной революцией. Холмы Междуречья хранили невероятное количество письменных памятников. Глина не гниёт, не распадается в пыль, не горит, она не может истлеть, а вода не смоет надписи, выдавленные на глиняной тверди. Следовательно, этот писчий материал имеет преимущество долговечности по сравнению с бумагой, пергаменом и папирусом. Да ещё какое преимущество! Раскопки одного-единственного месопотамского города, название которого известно только узким специалистам, давали археологам такое количество документов, какого учёные не знают для целых веков средневековой истории Западной Европы! Если собрать в архивах все бумаги, связанные с 50-летним царством Ивана Грозного (1533-1584 гг.) в России, то их будет намного меньше, чем сохранилось от древнего Сиппара или Шуруппака... В архивах древнего Междуречья лежали десятки, сотни тысяч, а может быть, и миллионы глиняных табличек. Один только дворец ассирийского царя Ашшурбанипала подарил историкам 100 тыс. документов! По словам английского историка Джеймса Велларда, при раскопках в древнем городе Лагаше было найдено столько надписей, «что утрата около 30 тыс. табличек, разворованных местными жителями и продаваемых по цене 20 центов за корзину, осталась практически незамеченной». Глиняные архивы позволили в мельчайших подробностях увидеть жизнь людей пятитысячалетней давности.

ГОРОД БЫЛ «ПОРАЖЁН ОРУЖИЕМ»,

И «ЦАРСТВЕННОСТЬ ЕГО ПЕРЕШЛА...»

Легче всего представить себе, сколь долгой и пёстрой была судьба месопотамской цивилизации, обратившись к цифрам. Если считать от падения Западной Римской империи до наших дней, вся история западно-европейской цивилизации насчитывает чуть более 15 веков. Если считать от Рюрика и до наших дней, вся история России укладывается в 11,5 столетий. Биография цивилизации в Месопотамии отсчитывается от первых глиняных табличек шумеров и заканчивается захватом Вавилона персами в VI в. до н. э. Это около 25 веков! Одна только история шумеров, освещенная письменными источниками, заняла 1000 лет, знала падения и взлёты, триумфы и трагедии... Древнейшая часть исторической судьбы Междуречья связана с эпохой маленьких шумерских городов-государств, которые учёные именуют номами. Вот их названия:

Эшнунна, Сиппар, Киш, Эреау, Ниппур, Шуруппак, Урук, Ур, Адаб, Умма, Ларак, Лагаш, Укушук, Мари.

Каждый из номов объединял сельскую округу и менее значительные городки. Во главе номов стояли правители – лугали и энси. Номы постоянно воевали между собой за землю и политическое господство. От тех времён в источниках осталось выражение: такой-то город «поражён оружием», и «царственность его перешла» к столице победителей. Единое общешумерское государство возникло ненадолго при правителе Уммы Лугальзагеси в XXIV в. до н. э. Шумерское царство пало под натиском агрессивных восточносемитских племён из области Аккад. Основателем Аккадского царства стал Шаррумкен, или Саргон Древний. Он пленил Лугальзагеси и посадил в клетку для собак. При Шаррумкене, однако, «черноголовые», как они сами себя называли, сохранили и политическую силу, и собственную культуру, а некоторые номы – и автономное управление. Мало того, аккадцы во многом переняли культуру и обычаи шумеров, выучились их письменности. В XXII в. до н. э. Междуречье вступило в полосу затяжного кризиса. Страна пылала междоусобными конфликтами. Господство захватывают правители соседнего Элама и воинственные горцы-кутии (или гутии) из Западного Ирана. Месопотамская цивилизация обыкновенно «переваривала» в себе любых захватчиков. Постепенно они сами становились её частью. Но с кутиями дело обстояло иначе. Они, хозяйничая в стране на протяжении семи десятилетий, вызвали у местного населения настоящую ненависть. Наконец, правитель Урука Утухенгаль, личность легендарная и героическая, разбил вождя кутиев Тирикана и взял его самого со всей семьёй в плен, избавив тем самым страну от иноземного ига. Междуречье вновь было объединено, возникло общее Шумеро-Аккадское царство со столицей в Уре. Правящая династия была шумерской, и шумерская культура испытывает времена расцвета, недолгого, но яркого. Однако древний народ шумеров постепенно растворяется в безбрежной семитской массе, уступая ей позиции. Когда над Междуречьем нависает угроза нового вторжения – кочевников-амореев, «царство Шумера и Аккада» не находит достаточно сил для отпора. Последний шумерский правитель, Ибби-Син, предпринимает отчаянные и трагические усилия спасти свою державу. Однако в 2003 г. до н. э. Ур пал, а сам царь был заключён в оковы. «Черноголовые» сходят с политической сцены. Впрочем, это не означало катастрофы для месопотамской цивилизации. Она продолжает развиваться, только на семитической основе. Впоследствии на территорию Междуречья неоднократно вторгались кочевые и горские племена: арамеи, хурриты, касситы, хетты, халдеи... Однако они не оказали серьёзного влияния на местную культуру и не вызвали такого отторжения, как кутии. Постепенно возвысились два политических центра Месопотамии. Во-первых, город Вавилон и, во-вторых, Ассирия. Город Вавилон укрепился в XVIII в. до н. э. при царе Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.) – великом завоевателе и законодателе. Но недолго Старовавилонское царство было цветущим: мятежи и войны скоро подточили его силы. Через полторы сотни лет после Хаммурапи вавилонская династия пала под натиском хеттов. Сам период правления старовавилонских правителей прошёл под знаком культурного упадка в древних шумерских городах. Однако Вавилон ещё дважды пережил эпохи расцвета. На протяжении нескольких столетий после гибели Старовавилонского царства в стране хозяйничали пришлые племена касситов. Касситские правители научились бережно относиться к высокоразвитой культуре Междуречья. При царях из династии касситов Вавилон вновь поднялся. В XIII—XIвв. до н. э. он борется с переменным успехом против новых мощных врагов: Ассирии и Элама, неоднократно терпит страшное разорение, изнемогает, наконец, попадает в VIII в. до н. э. под власть ассирийцев. Ассирийские цари пытались сделать из этого великого города вторую столицу своего царства и даровали ему значительную автономию. Но даже такие льготные условия подчинения не устраивали вавилонян. Они без конца поднимают мятежи и заключают договоры с врагами Ассирии. Союз с племенами мидийцев приносит им победу. В 626 г. до н. э. правитель Набопаласар восходит на престол и основывает независимое Нововавилонское царство. Около 100 лет продлилась его история. Вавилон тогда испытал невиданный культурный и политический подъём. Однако это не помогло городу выстоять против очередного завоевателя – персов... Огромная Ассирия выросла из небольшого нома Ашшур в Северной Месопотамии. Долгое время «страна Ашшур» не играет значительной роли в судьбах Междуречья и отстаёт в развитии от свьих южных соседей. Расцвет Ассирии приходится на XIII-XII вв. до н.э и неожиданно обрывается в результате нашесгвия арамеев. Полтора века население «страны Ашшур» испытывает тяготы иноземного владычества, разоряется, страдает от голода. Но в IX в. до н. э. Ассирия восстанавливает силы Начинается эпоха масштабных завоеваний. Ассирийские цари создают совершенную военную машину и превращают своё государство в мощнейшую державу мира. Огромные пространства Западной Азии покоряются ассирийцам. Лишь к началу VII в. до н. э. их энергия и сила иссякают. Бунт покорённых вавилонян, заключивших союз с племенами мидийцев, приводит к гибели колоссальной ассирийской империи. Народ торговцев и солдат. державший её тяжесть на своих плечах, героически сопротивляется на протяжении нескольких лет. В 609 г. до н. э. происходит падение города Харрана, последнего оплота «страны Ашшур».

ЕДА И ОДЕЖДА

Остатки еды, зерна, кости домашних животных, изображения пиров хорошо изучены археологами, работавшими в Месопотамии. Пища жителя древнего Междуречья была рационом земледельца и рыбака. Иными словами, главными блюдами на его столе были хлеб, каша и рыба. Хлебные лепёшки из ячменя и пшеницы пекли в небольших глиняных печах цилиндрической формы. Такая печь была во дворе каждого дома. Каши готовили из того же ячменя, пшена, а также из бобов и чечевицы. Очень любили лук и чеснок. Из овощей на стол чаще всего попадали огурцы, репа и тыква, а также дыня и арбуз. Реки и море кишели рыбой. Кроме того, жители Месопотамии разводили рыбу в специальных прудах Потому свежая рыба всегда была в изобилии. А вот мяса не хватало, и ценилось оно дорого. Домашний скот резали редко, да и было его, видимо, не так уж много. Чаще употребляли мясо домашней птицы или диких животных, добытых охотниками. Молоко, сыр и простоквашу ели по праздникам. Для трапезы в обычный день эти продукты были редкостью. Пищу обильно сдабривали пальмовым маслом и пряностями. На десерт подавали орехи, мёд, финики, гранаты, инжир, виноград, сладкие пироги. Финиковая пальма – постоянная деталь месопотамского пейзажа. Финики готовили разными способами и делали из них пиво. Вообще, пиво, а также похожий на него хмельной напиток сикеру потребляли постоянно и в больших количествах – в отличие от дорогого привозного вина. Делали пиво также из хлеба и винограда. Отчасти оно заменяло воду. Месопотамские города стояли на реках и каналах, и тем не менее их жители испытывали недостаток чистой воды. По словам известного историка Игоря Дьяконова, «чистая и холодная вода была деликатесом». Ведь речная вода чаше всего была полна илом, и пить её было крайне неприятно, а то и просто невозможно. Поэтому горожане в больших количествах рыли колодцы и очень ценили колодезную воду. А за недостатком её употребляли иные напитки. Об одежде месопотамских жителей судить труднее. Чаще всего она бесследно истлевает, ничего не оставляя археологам. Живописные и скульптурные изображения людей древности тоже дают сравнительно мало, ведь это, как правило, правители, жрецы, божества. Картины повседневной жизни обычного человека встречаются редко. Однако кое-что всё-таки известно. В древнем Междуречье шили одежду из шерстяных и полотняных тканей. Украшали её бахромой, цветными треугольными флажками и вышитым кантом. Овечьей шерсти хватало, а вот лён рос плохо, поэтому полотно считалось роскошью. Краски тоже в основном привозили издалека, так что пользоваться ими мог не каждый. Обычно носили одежду из отбелённой на солнце ткани. Во дворце правителя Зимрилима из Мари была найдена роспись со сценой жертвоприношения. На ней жрицы щеголяют в пёстрых одеяниях. Полагают, что такие богатые одежды украшались цветными нашивками: жёлтыми, красными, коричневыми, чёрными. Реже использовались розовая и бледно-голубая краски. Самой распространённой одеждой мужчин были туника, простая рубашка-безрукавка, и юбка, которую поддерживал пояс в виде длинного шнура с кисточкой. Женская туника доходила до колен, иногда на ней делали разрезы с боков. Богини на многочисленных изображениях, в широких юбках, сшитых из нескольких горизонтальных полотнищ. По всей видимости, такие же юбки были в ходу и у простых женщин... Поверх туники напевали большой платок или плащ. В целом жители Междуречья проявляли неприхотливость по части одежды. Роскошные одеяния известны только от времён поздних Ассирии и Вавилонии. Принадлежали они царям. Дети довольно долго ходили нагишом, да и мужчина-бедняк, расхаживающий голым по улицам города, не считался редкостью. Чаще же всего одежда мужчины ограничивалась набедренной повязкой. В большинстве случаев и мужчины, и женщины обходились без нижнего белья. Зато и те и другие на протяжении всей жизни носили на талии магический двойной шнурок. Женщины почти не расставались с бусами и любили бусяные «воротники» из множества нитей: сердоликовых, лазуритовых, стеклянных, костяных, глиняных, ракушечных и т. д. Состоятельные мужчины и женщины имели обыкновение надевать. плотно прилегающую к шее пектораль из бронзы, серебра или золота. До наших дней дошла пектораль дамы Шубад из Ура, а также каменная статуя богатой женщины из Лагаша с похожим украшением. На причёски и бороды мода часто менялась. Впрочем, в Междуречье обычай бриться уже распространился: использовались остро наточенные бритвы из бронзы, найденные впоследствии археологами Обувь – простые сандалии или сапога с загнутыми носами и шнуровкой – носили не всегда и не все. Чаще всего ходили босяком. Жители древнего Междуречья были жизнелюбами. Одежда для них значила не столь уж много из-за жаркого климата, но насытить плоть вкусной едой и пивом они обожали. Их страна была оплотом сытости, тепла, уюта. Каждый год весной происходил катастрофический разлив Евфрата и Тигра, летом стояла убийственная жара, а поздней осенью и зимой на страну обрушивалась шестинедельная полоса холодных дождей. Недалеко от селений бродили волки и львы. Содержание системы каналов и запруд, обеспечивавшей успех земледелия, требовало колоссального труда. Но! Ежегодно в Месопотамии снимали два невиданных урожая. И, следовательно, населению не угрожал голод. Поэтому коренные народы отстаивали своё право владеть страной с ожесточённым упорством, а пришлые завоеватели с не меньшим упорством стремились её отобрать. Поистине, это была райская земля!

ВОЕННОЕ ДЕЛО

Во времена господства шумеров армия состояла из отрядов колесничих – главной ударной силы, а также пехоты. Конницы, фактически, не существовало, так как лошади были очень дороги, ведь их приходилось вывозить из других стран. Кроме того, шумеры считали верховую езду делом вредным как для коня, так и для всадника. Судя по «штандарту» из Ура, в колесницы впрягали ослов. Это были громоздкие сооружения, которые с трудом поворачивались. Мастера собирали их колёса из двух полукружий. Колесничие вооружались дротиками. Пехотинцы делились на тяжеловооружённых копеищиков в кожаных или войлочных панцирях с защитными медными бляхами и большими щитами, а также воинов с топорами, кинжалами и лёгкими копьями. Шумеры знали лук и использовали его для охоты. Но ничего не известно об отрядах лучников в их войске. Похоже, лук редко применялся в военных целях. А вот аккадцы и другие более поздние семитские племена оценили мощь лука как оружия. Это дало им преимущество в сражениях с шумерами. Ещё позднее появился металлический панцирь. Чешуйчатый бронзовый доспех известен учёным лишь с XIV столетия до н. э., когда шумеров уже не было на политической арене. Впрочем, металлическое защитное вооружение – большая редкость для Междуречья, исключение из правил. В остальном же армии правителей Междуречья разных времён мало отличались от шумерской эпохи. Исчезали и вновь появлялись отряды тяжеловооружённых пехотинцев. Лучников и колесничих становилось то больше, то меньше. Время от времени использовались наёмники из соседних племён. В эпохи процветания численность вооружённых сил возрастала, в годы кризисов – падала. Так было до возникновения имприи ассирийцев. Они довели военное дело Месопотамии до совершенства Численность их армии достигала 120 тыс. воинов – цифра по тем временам колоссальная. Правители «страны Ашшур» сделали ряд важных преобразований, в частности ввели в состав своих вооружённых сил кавалерию (с IX в. до н. э.). Внешний вид ассирийских пехотинцев хорошо известен по рельефам, открытым археологами в древней ассирийской столице – Калахе. Бородатые воины в тростниковых или кожаных доспехах, высоких остроконечных шлемах из бронзы, вооружённые луками, пращами, короткими железными мечами, копьями, щитами из дерева, кожи и тростника. Обычно их изображали босыми... Эти босые бородачи завоевали половину цивилизованного мира тех времён. Боевые колесницы ассирийцев отличаются от древних шумерских как небо и земля. Они имели более совершенное устройство, быстрее двигались и вывозили на поле боя помимо самого возничего ешё до трёх воинов. В колесницы впрягали лошадей, а не ослов. При осаде городов ассирийцы применяли мощные тараны. Царские арсеналы всегда были полны оружием, доспехами, конской упряжью. Правители «страны Ашшур» располагали «инженерными» частями, флотом, аппаратом обеспечения и управления, разведывательными службами. Их военное искусство можно назвать утончённым.

ГОРОДА, ХРАМЫ И ДВОРЦЫ

Междуречье было цивилизацией городов. Здесь города возникли очень рано, возможно ещё до шумеров, и жили исключительно долго. Некоторые имеют историю длиной более 2 тыс. лет. Соседние народы, не знавшие городской жизни, вызывали презрение у жителей Месопотамии, они не считали их равными себе. Шумерский город состоял из трёх частей. Это, во-первых, центр – территория, окружённая стеной, с храмами, дворцом правителя и домами горожан. Причём храм со всеми служебными постройками – амбарами, складами, жилыми помещениями – находился, как правило, в некотором отдалении от дворца. Вблизи от ворот происходили собрания жителей города. В обязанности правителя среди прочего входило поддерживать стены своего города в хорошем состоянии и при случае сносить укрепления вражеских городов. Легендарный правитель Урука Гильгамеш гордился тем, что обнёс свой город прочной стеной... Впрочем, стены шумерских городов довольно скромны. Напротив, в эпоху Нововавилонского царства и ассирийского могущества строились колоссальные укрепления. Сам Вавилон окружали две линии кирпичных стен. Высота внешней стены – около 15м при трёхметровой толщине. Внутренняя стена вдвое толще. Укрепления увенчивались остроконечными зубцами, дополнительно их усиливали высокие башни и глубокие рвы с водой. Во-вторых, порт. Его называли «кар». Здесь сосредоточивалась торговая деятельность, селились иноземные купцы. Торговля достигала значительных масштабов: шумеры наладили контакты с Аравией, Индией, Эфиопией, Передней Азией. Археологи находят также предметы египетского происхождения. Без торговли жизнь в Междуречье, постоянно испытывавшем нехватку металлов, дерева и строительного камня, была бы крайне некомфортной. В качестве денег жители древней Месопотамии использовали весовое серебро. Наконец, в-третьих, за стенами располагался внешний город – поля, сады и пастбища, кормившие горожан. Древнейшие города имели немало привилегий, гордились своими свободами и неизменно высекали их на каменных монументах-кудурру О расположении улиц учёнье знают немного, так как ни один город Месопотамии не раскопан археологами полностью: они слишком огромны, а возможности эспедиций ограниченны. Но кое-что специалистам всё-таки известно Улицы в шумерских городах были узкими и извилистыми. По ним ходили пешком и никогда не едали на повозках. Архитекторы следили только за тем, чтобы улицы пересекались под прямым углом и везде оказывались примерно одинаковой ширины. Ассирийцы создавали совсем иные города. У них дворец и храм ставились рядом и отделялись от всего прочего особой стеной. Образовывалась цитадель, или, иначе, внутренний город. Цитадель обычно примыкала к городским стенам. Вавилоняне и особенно ассирийцы строили в военных целях небольшие города по строгому плану. Стены возводились наподобие укреплений военного лагеря – по квадрату или по кругу. А улицы имели квадратную планировку. Крупнейший город Месопотамии – Вавилон раскинулся на площади 1000 га. Древний Урук в два с лишним раза меньше. Ур – всего 230 га. Очень велики ассирийские столицы разных времён: Ниневия (около 730 га), Дур-Шаррукин (300-350 га) и Калах (200-250 га). Афины на пике их славы и могущества в V-IV столетиях до н. э. занимали примерно 200 га. Подсчёты населения, жившего в городах древнего Междуречья, приблизительны. Ур населяло в эпоху расцвета примерно 50 тыс. жителей. В Вавилоне лучших его времён, по разным оценкам, жило от 200 до 500 тыс. человек В Ниневии – 170 тыс. Много это или мало? Во всей Российской империи начала XX столетия по количеству жителей Вавилон превосходили только два города – Москва и Санкт- Петербург. Для современной России 300-500 тыс. горожан – это население среднего областного центра, такого, как Архангельск, Астрахань или Смоленск. Но для Древнего Востока Вавилон и Ниневия были городами-гигантами, они поражали воображение современников. Главной улицей в месопотамских городах считалась «священная дорога», она же «дорога процессий» или «царская дорога». Дорога предназначалась для торжественных процессий и потому превосходила все прочие улицы шириной. Изначально её строили для торжественного шествия, совершавшегося в Новый год от главного храма города к специальному святилищу, находившемуся за городской стеной. В Ассирии по «священной дороге» царь въезжал в столичную цитадель, возвращаясь после очередного похода. Самой величественной «дорогой процессий» располагал Вавилон. По ней раз в год провозили статую бога Мардука.

ворота иштар в вавилоне реконструкция,шумер,аккадия,ассирия

Главным зданием на этой «священной дороге» были ворота богини Иштар из голубого эмалью глазурированного кирпича – 12-метровые в высоту, украшенные шестью сотнями жёлтых кирпичных быков и драконов. Они притягивали взгляды современников и поразили археологов из немецкой экспедиции Роберта Кольдевея, которые открыли ворота Иштар в 1902 г. Дворцы месопотамских правителей отличались роскошью и великолепием. Так, например, в Ма́ри были открыты огромный дворец правителя Зимрилима XVIII в. до н. э. и архив, состоящий из 20 тыс. глиняных табличек. Сохранились тронный зал с многоцветными росписями, множество статуй, ванны, канализация... Но Зимрилима превзошли государи Ассирии. Резиденцию ассирийского царя Саргона II в древнем городе Дур-Шаррукин нашёл французский археолог Ботта. Там среди прочего оказались огромные стауи духов-охранителей шеду с человеческой головой, телом быка и крыльями. При раскопках холма Нимруд (древний Калах) в разное время были обнаружены царский дворец Ашшурнасирпала II и крепость правителя Салманасара III с рельефами со сценами сражений, религиозных обрядов, орнаментами, а также мощные статуи крылатых быков. Но грандиознее всех – дворцы Ниневии. Особенно прославились ниневийские рельефы со сценами охоты, выполненные необыкновенно изящно и тонко. Последняя столица ассирийской державы располагала самой большой библиотекой Древнего Востока, парком с экзотическими растениями, множеством храмов. Шумеры отличались практическим складом ума и крайней приземлённостью в вопросах религии. У них был обширный пантеон божеств, каждый город знал своего бога-покровители (а иногда и нескольких покровителей). Храмы одно время были у шумеров хранителями зерна, центрами управления повседневной работой... Но к гигантизму при строительстве храмов этот народ был не склонен. Известны древние храмы Эреду, Урука и Ура. Их строили из глины или природного гипса на высоких платформах, украшали росписями, скромной мозаикой, выступами и нишами в стенах. В основном помещении шумерского храма – центральном дворе – располагались изображение божества, алтарь и стол для жертвоприношений, К главному обычно пристраивали ещё два двора. Статую бога или богини делали монументальной, могли покрыть золотом, украсить драгоценными камнями и слоновой костью. Потерять её в результате, например, чужеземного нашествия считалось величайшим несчастьем: бог покидал город и лишал его своей помощи... Жизнь была опутана, по поверьям шумеров, сетями магии, колдовства, пронизана капризной волей богов. Но если народ шумеров бурно развивался, взрослел, то его боги оставались прежними: они напоминали первых силачей сельской округи. И поскольку никого из «заинтересованных» божеств не следовало обижать, дабы не нарваться на хорошую головомойку, неподалёку от главного городского храма, посвященного богу–покровителю города, шумеры строили маленькие святилища для «второсортных» богов. Крупнейший храм шумерского периода имел размеры 83 х 53 м. Как пирамиды стали символом Древнего Египта, так символом древнего Междуречья – зиккурат. Это по сути таже пирамида, только состоящая из нескольких высоких ступеней-этажей. Но зиккураты появились далеко не сразу. Скорее всего, форма зиккурата не несёт в себе никакого таинственного магического смысла. Просто храмы строили всё из того же кирпича-сырца, что и обыкновенные дома. И самые монументальные сооружения постепенно «оплывали». А переносить храм на другое место считалось святотатством. Поэтому на первой высокой платформе появлялась вторая – из остатков «оплывшего» святилища, а над ней строилось очередное святилище, «рабочее». Потом и оно становилось платформой... и т. д, Позднее при строительстве храмов стали применять обожжённый кирпич – им обкладывали стены, сложенные из кирпича-сырца. Однако старая архитектурная форма запомнилась, прижилась, и менять её уже не стали.

древняя месопотамия,зиккурат и его реконструкция

Самый известный из древних зиккуратов был сооружён в Уре, его посвятили лунному богу Нанне. Наследники шумеров проявили больше рвения в храмовом строительстве. Божества пришлых народов смешивались с местными, получали общие имена, постепенно их образы усложнялись. Главный зиккурат Вавилона – Этеменанки – был посвящен Мардуку. А Мардук соединил в себе черты Асаллухи (бог заклинаний, заступник за людей перед прочими богами) и некоторых других божеств. Этеменанки был отремонтирован и перестроен при нововавилонском царе Навуходоносоре II, в VI в. до н. э. Здание представляло собой квадратный в плане массив, длина каждой стороны составляла около 92 м. Над нижней, самой мощной, ступенью возвышалось ещё шесть. Чем выше была ступень, тем меньше в размерах. Верхняя, самая маленькая, и была святилищем Мардука, здесь для него поставили ложе и стол из золота. Этот храм на верхушке зиккурата по размерам уступал современному физкультурному залу в школе. Зато он был вознесён на высоту 90 м! Зиккурат Мардука возвышался над Вавилоном, его мог видеть каждый вавилонянин из любой части города. В таком виде зиккурат Мардука простоял более 500 лет, постепенно разрушаясь. Он надолго пережил и великий город Вавилон, и всю древнюю цивилизацию Месопотамии...

ЖИЛИЩЕ ВАВИЛОНЯНИНА

Во времена шумеров, да и позднее, домом беднякам служила тростниковая хижина. Иногда тростник обмазывали глиной – и получалось жилище. На связках тростника сидели, тростниковыми циновками покрывали крышу. Но состоятельный горожанин мог позволить себе большее. Вот описание среднего вавилонского дома, принадлежащее немецкому историку Эвелин Кленгель- Брандт:

«Проходящий по жилым кварталам Вавилона не заметил бы у домов особых внешних различий, поскольку вавилонский жилой дом был обращен к улице лишь оштукатуренной известью глиняной стеной без окон и украшений. Стена одного дома обычно не отделялась от стены другого, примыкая к ней. Эта общая стена то тут то там разделялась нишами и выступами. Простая входная дверь была выкрашена в красный цвет для защиты от злых духов... Входивший в дом прежде всего оказывался в небольшой прихожей, где стоял кувшин с водой для омовения рук. Через следующую прихожую попадали в открытый внутренний двор, где были посажены тенистые деревья или кусты. Отсюда можно было пройти в остальные помещения дома, в которых не было окон, чтобы сохранялась прохлада; свет проникал только через дверь. Главное помещение располагалось всегда в южной части дома, так, чтобы дверь выходила на север, т. е. не на солнечную сторону. В богатых домах имелись комнаты для приёмов и для гостей, а также встроенные уборные. Если домовладелец занимался ремеслом или каким-нибудь ещё делом, то в мастерскую или контору также попадали через двор... В доме имелась и кухня, хотя хозяйка, конечно, предпочитала в жаркое время года готовить пищу на дворе, ибо стоять у кухонного очага, не имевшего дымохода, было делом, без сомнения, малоприятным. Очаг с несколькими отверстиями для огня был сложен из кирпича... В роскошных домах имелись даже глиняные ванные, наполовину врытые в землю и обмазанные асфальтом. Для отвода дождевой воды и канализации служила система труб и дренажных колодцев, которая вела из дома на улицу и там соединялась с каналами и водостоками. Двор был обычно выложен обожжённым кирпичом и имел посредине отверстие для стока воды. В комнатах пол был обмазан глиной... В больших городах вроде Вавилона были и двухэтажные дома. На верхнем этаже помещались спальни. В эти комнаты можно было попасть только с окаймлявшей дом деревянной балюстрады, на которую поднимались по приставной деревянной лестнице. Летом семья спала под открытым небом на плоской крыше, потому что в жаркое время малейшее дуновение ветерка было главным для людей. Крыша дома держалась на стволах пальм, на которые клались тростник и пальмовые листья. Вся эта конструкция обмазывалась и скреплялась глиной».

Мебель была довольно скудной, и остатки её редко попадаются археологам. Во-первых, в большинстве случаев такие предметы, как сундуки, табуреты, скамейки делались из тростника, потому что дерево считалось недешёвым товаром. Деревянные столы, съёмные двери, кресла и кровати слыли ценным имуществом. Во- вторых, дерево не тот материал, который способен долго сохраняться в почве. А вот большие глиняные сосуды для хранения продуктов и глиняные же светильники на раскопках находят довольно часто.

РЕМЕСЛО МЕЖДУРЕЧЬЯ

В искусстве, политике, торговле, организации общества месопотамская цивилизация оставила примеры подлинного величия. Совершенно иначе дело обстоит с ремеслом Междуречья. Конечно, страна городов не могла обойтись без великого множества ремесленников. По документам и материалам раскопок известно огромное число специальностей месопотамских ремесленников: гончары, ткачи, литейщики, ювелиры, корабелы, виноделы, хлебопёки, парфюмеры, плетельщики корзин и циновок... Но их изделия редко славились высоким качеством и ни в чём не превосходили достижения соседних народов. В целом ремесло Месопотамии развивалось медленно, да и сам труд ремесленника не пользовался уважением. Земледелец в глазах общества стоял выше ремесленника. Междуречье каждый год производило огромное количество глиняной посуды, но ни совершенством формы, ни богатством росписи сосуды месопотамских гончаров не отличаются. Ткачи Междуречья производили столько грубых шерстяных тканей, что их вывозили за рубеж и торговали ими наравне с хлебом... Тонкие полотняные ткани, роскошную, искусно выделанную одежду приходилось покупать у чужеземцев. Лишь во времена поздней Вавилонии ткацкое дело дошло до высот, сделавших товары ткачей популярными у соседей. В эпоху господства меди и бронзы в металлургии Месопотамия оставалась бедна этими металлами и на 100 % ввозила их. Поэтому местные мастера не создали чего-либо выдающегося... Тоже самое произошло и в эпоху господства железа. Для месопотамских судов характерны были скромный размер и общая незамысловатость конструкции. Впрочем, кое-что из ремесленных изделий Междуречья всё-таки получило громкую известность. Например, при шумерах научились изготовлять стекло. Из него делали различные флаконы. Позднее из стеклянной массы научились получать глазурь, а из стекловидного сплава, внешне напоминавшего лазурит, производили разного рода мелкие предметы. И вот эту мелочь с удовольствием покупали за пределами страны. Любили также вавилонскую одежду, отделанную золотой и серебряной нитями. Пожалуй, именно работа с благородными металлами лучше всего удавалась месопотамским мастерам. Их творения, особенно художественное литьё, отличались вкусом и изысканностью. Много чего не хватало в Междуречье. По большому счёту страна была богата хлебом, финиками, шерстью и глиной. За всем прочим следовало ехать в дальние страны. Без торговли жизнь Месопотамии приняла бы крайне примитивные формы, а то и вовсе замерла бы. Потому торговые и финансовые операции получили здесь раннее и бурное развитие. Ростовщичество, банковское дело, купеческие товарищества, кредитование и безналичный расчёт в древнем Вавилоне стали обычным, повседневным делом. Торговцы и земледельцы были настоящей кровью страны, ремесленникам досталось более скромное место...

ПЛУГ ВАВИЛОНЯН

Землю в Междуречье крестьяне обрабатывали разными инструментами: лопатой, мотыгой, лёгким плугом, бороной. Но по древним изображениям известен также особый тяжёлый плуг. Его историки сельского хозяйства считают поистине совершенным орудием. В тяжёлый плуг запрягали одну или несколько пар волов, к которым был приставлен погонщик. Сзади управлял плугом пахарь. А сбоку от пахаря шёл сеятель. Он бросал зёрна в изогнутую тростниковую трубку. По ней зёрна ссыпались вниз и ровно ложились в борозду. Вавилоняне считались в древности весьма искусными агрономами и знатоками земледелия. Приезжие иноземцы удивлялись ухоженности их полей.

ОТКУДА ПРИШЛИ ШУМЕРЫ

Происхождение шумеров – загадка. Их язык не находит точных аналогов ни в одной языковой семье. Их мифология сохранила смутные представления о том, что народ шумеров имел какое-то отношение к горам и к острову Дильмун (современный Бахрейн). Историки выводили шумеров из самых разных мест: с территории современной Мьянмы (Бирма), с Иранского нагорья (горы Загрос), из Индии, с Ближнего Востока... Когда-то бытовала гипотеза (ныне почти всеми оставленная), что они являлись исконными жителями страны. До сих пор эта задача не имеет решения. Обстоятельства появления в древнем Междуречье шумеров также окутаны тайной. Некоторые учёные считают, что произошло завоевание. Более того, при шумерах как будто наметилось ухудшение качества ремесленных изделий, упрощение технологий. Иными словами, временный упадок. Но есть и другая версия (её придерживается большинство): произошёл мягкий сплав местной культуры и обычаев пришельцев-шумеров В любом случае шумерская цивилизация стоит на более древней основе, многое заимствовано ею от племён, пришедших в Междуречье раньше. Это может относиться и к письменности. Знаменитый американский историк Оппенхейм писал: «Вполне вероятно, что шумеры приспособили для своих нужд уже существовавшую систему и технику письма. Эта система принадлежала, видимо, более ранней, исчезнувшей цивилизации...». Под речным илом, топкими болотами, под водой и песком скрыты, быть может, древнейшие памятники, способные пролить свет на загадку ранней истории «черноголовых» и их происхождения. Во всяком случае, историки полагают, что самые древние слои города Эреду, первой столицы шумеров, ещё не открыты. Но вряд ли до них в скором времени доберётся лопата археолога: вот уже несколько десятилетий эта древняя земля является ареной военных действий.

ирак,вавилон сегодня

 

 

ВВЕРХ

Auto Web Pinger

СОЗДАНО ©Zinorov 2003-2018 Fenykc.comсайт феникс

Besucherzahler
счетчик посещений