цивилизации fenykc

 

FENYKC ЦИВИЛИЗАЦИИ

для детей

ГЛАВА 33

древняя русь

ДРЕВНЯЯ РУСЬ

«Откуда есть пошла Русская земля?» - таким вопросом задавался Нестор, русский летописец, создававший первый труд по истории Руси - «Повесть временных лет» ещё в XII в. Кто мы и откуда, почему «загадочная русская душа» по сей день тревожит умы многих учёных, политиков, да и простых людей? Почему, как писал великий русский поэт Фёдор Тютчев, «умом Россию не понять, аршином общим
не измерить. У ней особенная стать - в Россию можно только верить»?

Русская цивилизация в сознании наших современников остаётся одной из самых непонятных. Как смог выстоять народ перед лицом бесконечных иноземных нашествий? Как получилось, что именно в глуши северных лесов удалось сберечь свет православия, принесённый сюда с берегов Боспора? Как, наконец, смог русский народ не только сохранить свою самобытность, но всего за одно столетие в XVII в. продвинуться от Уральских гор до берегов Тихого океана, создав самую большую державу в истории человечества? Вопросы можно задавать ещё долго, но постараемся найти ответ хотя бы на некоторые из них,
и в первую очередь на главный - где коренятся истоки русской цивилизации, определившие её своеобразие,
отличия от других цивилизаций?

Ведь, например, европейская цивилизация, тоже христианская, тоже сложившаяся в полосе лесов и впитавшая в себя античное наследие, так и не приняла Россию в свой состав. Ни Петровские реформы, ни блеск
Екатерининской эпохи, ни слава русского солдата-освободителя Европы от Наполеона и Гитлера не смогли
переломить насторожённого, а порой и враждебного отношения европейцев к России. Для них она всегда оставалась Скифией, Тартарией, Азией.

Не стала Россия и частью Востока. Она шла и продолжает идти, как ни скептически относятся к этому многие, своим «особым путём», создав уникальную и неповторимую культуру, свой взгляд на миропорядок. Где же начало этого пути? Попробуем найти его в глубинах истории.

ДВА ЦЕНТРА

К моменту возникновения государства у восточных славян, в VIII-IX вв., судя по археологическим источникам, существовало две экономические и культурные зоны - лесостепная на юге и лесная на севере. В Южной Руси доминировало пашенное земледелие с использованием плуга. Земледельцы знали все основные виды зерновых и огородных культур, сеяли озимую рожь, нетребовательную к почвам и климату и дававшую устойчивые урожаи.

У обитателей лесных пространств продолжало господствовать трудоёмкое подсечное земледелие (подробнее см. в главе «На периферии земледельческого мира»). Основными орудиями подсечного земледелия были топор, косарь (большой нож для рубки кустарников) и мотыга. Позже распространяется более прогрессивное пашенное земледелие, орудием которого на севере стал не плуг, как на юге, а соха. Главное различие между
этими двумя сельскохозяйственными орудиями в том, что соха рыхлит землю, а плуг отрезает и переворачивает пласт.

В этих зонах возникли два главных центра Руси, которые на протяжении нескольких веков, даже в рамках уже единого государства, продолжали соперничать между
собой, - Киев на юге и Новгород на севере.
Они стали отправными точками в истории Русского государства.

На юге собирателем земель стала Русская земля, сообщения о которой содержат летописи. На севере в тот же период сложилась Северная Русь, известная больше по археологическим находкам. Многие исследователи сходятся на том, что первоначально Русская земля занимала территорию по притокам Днепра - Роси, Тясмину
устью Суды на юге и до Трубчевска на северо-востоке.

Здесь обнаружено множество поселений третьей
четверти I тысячелетия с остатками углублённых в землю прямоугольных жилищ-полуземлянок. Одним из таких поселений было Пастырское городище VII-VIII вв.
Оно состояло из наземных построек с глинобитными печами и небольших полуземлянок. Жители Пастырского городища занимались не только сельским хозяйством, но
и ремёслами: кузнечным, гончарным, ювелирным. На городище найдены остатки сгоревшей кузницы и горна, служившего для выплавки железа. Следы ремесленного производства обнаружены и в других местах: на городищах Хотомель, Алчедар, Гнилопять. Они являлись центрами ближайшей округи, местом сосредоточения ремёсел, торговли, здесь же находилась дружина, начиналось становление государственной власти.

Так, в начале IX в. на базе прежнего племенного союза Руси на территории славянских племён древлян, дреговичей, радимичей, а также частично северян и кривичей оформляется качественно новое образование -
Древнерусское государство. Одно из древнейших русских
поселений Северной Руси - Старая Ладога на левом берегу Волхова.

Там найдены хорошо сохранившиеся благодаря большой влажности почвы изделия из дерева, ткани и кожи. Культурный слой городища относится к VII-VIII вв. и свидетельствует о том, что население занималось
подсечным земледелием, ремёслами и торговлей.

Среди находок - керамика, янтарь, стеклянные бусы, арабские дирхемы, обломок лука с рунической надписью, скандинавская застёжка. Старая Ладога находилась
на перекрёстке путей в Скандинавию и Византию, на Волгу и на север к Белому морю. С развитием ремесла Старая Ладога превращается в протогород - экономический и политический центр на северо-западе Древнерусского государства.

Находки, подобные ладожским, обнаружены археологами на большой территории - от Балтики на западе до Средней Волги на востоке и от Белого озера на севере до верховьев Днепра на юге. Именно здесь жили как славянские племена - кривичи и словене ильменские, так
и другие - чудь, весь, меря, которые, как написано в «Повести временных лет», призвали на княжение первых
представителей будущего разветвлённого княжеского семейства - Рюрика и его братьев Синеуса и Трувора.

Несомненно, это объединение ещё до прихода Рюрика представляло собой раннюю форму государства - конфедерацию разных племён, создавших второй центр русской государственности, Северную Русь.

Первоначально Северная Русь по всем своим экономическим и культурным ориентирам была частью
особого мира - так называемого Циркумбалтийского культурного феномена, куда кроме неё входили
страны Северной Европы.

Южная Русь долгое время оставалась в сфере влияния Хазарского каганата и Византии. Даже позднее, во времена единой Руси, киевские князья именовали себя каганами Руси. Но оба этих центра замыкали с юга и севера величайший в Восточной Европе водный путь, соединявший средневековую Европу с Византией и странами Востока, - «путь из варяг в греки». Он шёл от Балтийского моря по Неве и Ладожскому озеру в реку
Волхов, далее в озеро Ильмень и реку Ловать, из которой по переволокам выходил в Днепр, несущий свои воды к Чёрному морю. Вдоль него постепенно, в течение нескольких столетий, шло собирание земель, составивших Русское государство.

Соединив север и юг, Древняя Русь создала уникальный культурный феномен, одновременно похожий и не похожий на своих соседей, - русскую цивилизацию.

«ДРУЖИННАЯ» КУЛЬТУРА

Археологический материал позволяет проследить появление и становление княжеской власти. Этот
процесс начался ещё до образования Киевской Руси, но с возникновением государства он не окончился. Собирание земель вокруг Киева не всегда шло мирно. Летописи
донесли до нас описание походов первых князей - Олега, Игоря, Святослава, Владимира - против соседних племён древлян, северян, вятичей. Для покорения этих племён князья со своими дружинами действовали проверенным способом - сжигали старые племенные центры.

древнерусское поселение 11 века,реконструкция

Учёные открыли множество восточнославянских городищ,
жизнь на которых в этот период прекратилась.

Одним из таких племенных городков было городище вятичей Супруты на небольшой реке Упе, притоке
Оки. Судя по найденным предметам и кладам с монетами, он вёл активную торговлю с разными странами. Здесь жили не только славяне-вятичи, но и выходцы из Хазарии, представители балтских, финно-угорских племён. Но в середине X в. городище было уничтожено сильным пожаром, многие жители убиты, оставшиеся были вынуждены перебраться на новые места. По мнению исследователей, городок был сожжён князем
Святославом во время его похода на
вятичей в 9б4 г.

Везде, где утверждалась власть киевского князя, встречаются особые, отличающиеся от погребений
остального населения восточнославянских земель IX-X вв. курганы, где похоронены дружинники - представители военно-феодальной знати. Лучше всего такие курганы исследованы на Смоленщине, Черниговщине, недалеко от Ярославля, в Киеве.

Наиболее интересны курганы в Гнёздове около Смоленска.
Могильник представляет собой огромное поле, насчитывающее свыше трёх тысяч курганов. В основном они небольшие, около метра. Но помимо рядовых погребений здесь есть и курганы дружинной знати,
отличающиеся размерами и набором вещей, сопровождавших покойника в мир иной. Особенно выделяется курган десятиметровой высоты. На дне его сохранились остатки костра, на котором был сожжён знатный воин, его прекрасное оружие и останки нескольких женщин, скорее всего рабынь. В кострище найдены железные бляшки, мечи и шлем.

Рядом в специальном кургане похоронен конь воина.
Три большие группы курганов, раскопанные под Ярославлем, похожи на смоленские: тот же обряд погребения, такие же мечи, наконечники стрел и копья.
Не меньшую ценность представляют курганы, найденные в Чернигове. Самый известный из них - Чёрная Могила - расположен в самом городе. Предание приписывает курган
князю Чёрному, основателю города. Под насыпью обнаружены остатки огромного костра, на котором было
сожжено, видимо, несколько покойников. Вместе с умершими погребены военные доспехи и изделия из железа, серебра, золота и стекла. Определить дату захоронения помогли две золотые византийские монеты, относящиеся ко второй половине X в. От жара погребального костра большинство предметов превратилось в бесформенные слитки, но часть уцелела, что и позволило ознакомиться с удивительным миром «дружинной» культуры. Были найдены также две кольчуги, два шлема, два кубка, сделанные из турьих рогов и украшенные серебряными окладками, сабля. На оправе одного из рогов, изображены мужчина и женщина,
стреляющие из луков. Чёрная Могила позволила археологам сделать ещё один вывод: дружинная культура была синкретической, смешанной по своему происхождению. Среди вещей встречаются как собственно славянские древности, так и украшения степных племён, кочевников, а также предметы скандинавского происхождения.

Сохранилось описание похорон русского купца в городе Болгаре, составленное арабским путешественником Ибн Фадланом. Прах, описывает он, был положен в ладью,
которую поставили на костёр, рядом с ним - оружие и вещи. При погребении убили коня, петуха, быка, а также любимую рабыню покойного. Всё это сожгли и над остатками костра насыпали огромный холм, на вершине которого установили столб с надписью. Описание похорон подтверждает находки археологов.

О ЧЁМ РАССКАЗАЛИ КУРГАНЫ

курганные находки

Наряду с дружинными курганами знати известны и обычные древнерусские курганы. Они расположены в разных частях Древней Руси малыми группами и имеют вид небольших
земляных насыпей. Под влиянием христианства такой обряд захоронения постепенно исчезает сначала в среде городского населения, а потом и сельчан, однако в сельской местности этот языческий обычай сохранялся ещё долгое время. Во всех частях Русской земли обряд погребения был одинаков, но наборы женских украшений из бронзы и серебра различались.

Хотя с возникновением единого государства нарушились старые племенные границы, различия в традициях бывших племенных союзов продолжали существовать. Так, долго оставались неизменными женский костюм и украшения.

Выдающийся русский археолог А. А. Спицын ещё в XIX в.
впервые обратил на это внимание. Когда он составил карту групп древнерусских курганов с разными типами женских украшений (в первую очередь височных колец, которые подвешивались на головной убор по бокам и свисали вдоль висков) и сопоставил полученные данные с сообщениями летописей о расселении восточнославянских племён, они совпали практически без исключений.

Теперь можно с уверенностью говорить о том, что племенной костюм сохранялся в русской деревне до XIV в.
Русские крестьянки носили простые и вместе с тем изящные украшения: головной убор с металлическими нашивками, височные кольца, перстни, браслеты. На шее - ожерелье из белых бус, сделанных из горного хрусталя и сердолика. В ряде вятичских курганов обнаружены остатки
тканей. Судя по ним, одежда была белой и красной.

Большую ценность представляют и иные вещи из древнерусских курганов. Они позволяют лучше понять быт наших предков. Вместе с умершими в могилу клали предметы, которыми те пользовались при жизни. Потому часто в курганах археологи находят глиняные горшки, серпы, ножи и многое другое. Предметы из курганов знати свидетельствуют о широких торговых связях Руси с Волжской Болгарией, Ираном, Закавказьем. В одном из курганов Гнёздова обнаружен маленький бронзовый замочек из Волжской Болгарии в виде собачки, в другом - красивый иранский бронзовый светильник в виде женской головки. Из Ирана в Гнёздово попало подливное блюдо с изображением божества - полусобаки-полуптицы.

О развитии внешней торговли свидетельствуют складные весы с коромыслом, действовавшие по принципу современных аптекарских и служившие, видимо, для взвешивания серебряных денег. В качестве денег в IX-X вв. широко использовались среднеазиатские дирхемы, которые встречаются в курганах и кладах. Интересно, что в обращении имелись как целые монеты, так и разрубленные на части, представлявшие собой разменную монету.

Кроме весов найдены железные, покрытые бронзой гири. Они были гранёные или бочонковидной формы, с обозначением веса. Несомненно, такие вещи клали в могилу купцов.

ОПЛОТ ВЛАСТИ

С образованием государства у восточных славян возникает совершенно новый тип поселений - укреплённые усадьбы, феодальные замки. Установлено, что первые такие усадьбы появились ещё в VIII в. Замок представлял собой маленькую крепость, которую защищали стены из поставленных вплотную друг к другу деревянных срубов, заполненных землёй или использовавшихся в качестве подсобных помещений. Они окружали внутренний двор и жилище феодала с пристройками. В такой усадьбе жило всего несколько десятков человек. Академик Б. А. Рыбаков исследовал княжеский замок XI в. в Любече на Днепре.

Раскопки показали, что в IX в. на месте ранее существовавшего славянского племенного посёлка возник небольшой город. Во второй половине XI в. его перестроили и превратили в хорошо укреплённый деревянный замок, где разместилась резиденция черниговского князя.

В 1147 г. княжеский двор был сожжён смоленскими ратями.
Феодальная усадьба располагалась на небольшой горе площадью всего 30,1 кв. м. В результате археологических исследований обнаружены основания всех зданий замка и точно восстановлено количество этажей по земляным потолочным засыпкам, рухнувшим во время пожара. Замок
был приспособлен для жизни князя и его семейства. От посада с домами ремесленников крепость отделялась сухим рвом, через который был переброшен подъёмный мост. Стены замка представляли собой два ряда укреплений, соединённых в одно целое.

Внутренний ряд образовывали жилые срубы-клети, в которых обитала княжеская челядь. Внешнее укрепление состояло из выстроенного с наружной стороны клетей высокого забора. Плоские кровли внутренних клетей-жилищ служили боевой площадкой для защитников.

Крепость хорошо подготовили к отражению врага. Вдоль стен во внутреннем дворе были вкопаны большие медные котлы для «вара» - так называли кипяток, которым поливали со стен врагов во время осады. Для хранения запасов продовольствия на случай долгой осады в замке имелись огромные ямы-хранилища.

Чтобы попасть внутрь крепости, надо было проехать мостовую башню с воротами. Далее мощённая брёвнами дорога, ограждённая высокими стенами, вела вверх на гору к главным воротам, оборудованным двумя башнями для стражи, тоннелем и тремя заслонами, которые в любую минуту могли преградить путь врагу.

За воротами находился маленький двор, из него вёл ход на стены. Здесь было небольшое подземелье с каменным
потолком. В этом же дворике размещались всевозможные кладовые для хранения припасов. В глубине стояла
башня - самое высокое здание замка, массивное четырёхъярусное сооружение.

В его подвалах имелись ямы для хранения зерна и воды. К башне сходились все пути в замке. Она же преграждала дорогу к княжескому дворцу, стоявшему за ней.

Дворец князя представлял собой трёхъярусное здание с тремя высокими теремами. В нижнем этаже находилось множество мелких помещений, а также печь. Очевидно, там обитала челядь (прислуга). Парадным считался второй этаж, где жил князь. Там была большая княжеская палата и широкая галерея - сени. В глубине двора замка стояла небольшая церковь.

Любеч был большим и богатым княжеским замком. В это время на Руси как в городах, так и в сёлах возникли сотни других княжеских и боярских укреплённых усадеб.
С развитием государства замки становятся характерным явлением для Руси, основой её структуры, средоточием экономической и политической жизни округи.

Стены замков защищали от внешнего врага, в кладовых накапливалась продукция сельских общин, а в мастерских
изготовлялось всё необходимое для их нужд. Каждое такое хозяйство представляло собой микроскопическое государство. Боярский двор служил своего рода столицей маленькой державы с собственными неписаными законами, войском и хозяйством. Русь состояла из таких вотчин, объединявшихся вокруг более крупных центров - городов.

СТРАНА ГОРОДОВ

изделия ремесленников

Древняя Русь, по представлениям современников, была страной городов. В русских городах X-XIII столетий
насчитывалось свыше шестидесяти различных ремесленных профессий. Главной по значению отраслью
ремесленного производства были изготовление железа и кузнечное дело. Во многих древнерусских городах археологи находят железные крицы - своеобразные полуфабрикаты, полученные из железной руды сыродутным способом.

При обработке криц кузнецы применяли всевозможные приёмы, придавая железу различные свойства: получали мягкое железо и хрупкую твёрдую сталь. Из заготовок мастера кузнечного дела выковывали самые разнообразные изделия, незаменимые в труде как других ремесленников и земледельцев, так и в быту.

Среди археологических материалов много кузнечных инструментов: наковальни, клещи, зубила, молотки-
метчики. Руками кузнецов сделаны топоры и сошники, всевозможные ножи и инструменты для обработки дерева.

Особой отраслью кузнечного ремесла было изготовление оружия и железных доспехов: щитов, кольчуг, шлемов-шишаков. В городах возникло и совершенствовалось ремесло камнетёсов, плотников, столяров, токарей
и резчиков по дереву.

Значительное развитие получило ювелирное дело. Установлено, что древнерусским мастерам раньше, чем
в странах Западной Европы, стали известны основные приёмы украшения ювелирных изделий: скань, зернь,
чернь, покрытие изделий цветной эмалью. Больше
всего на Руси были распространены изделия, украшенные сканью: на золотую или серебряную основу припаивали узор из тончайшей золотой или серебряной проволоки, создавая изящные переплетения. Скань являлась главным элементом при изготовлении красивейших многоцветных изделий, украшенных перегородчатой эмалью. К ней
припаивалась тонкая золотая ленточка - контур будущего
рисунка. Потом каждая ячейка заполнялась эмалью - стекловидным цветным составом.

Получалось великолепное многоцветное изображение.
Часто ювелирные изделия украшали зернью. Для этого
на золотую или серебряную основу предмета наносился рисунок, состоявший из отдельно припаянных мельчайших золотых или серебряных шариков. Шарики были так малы,
что на один квадратный сантиметр их приходилось по нескольку сотен.

Русские мастера знали и искусство чернения. На поверхности серебряного предмета вырезался рисунок,
который затем заполнялся матовым тёмного цвета составом, полученным из олова, серебра, меди и серы.
На Руси было высоко развито и изготовление изделий из стекла.

Очевидно, это искусство, как и высокоразвитое ювелирное дело, пришло сюда из Византии. Из стекла делали
браслеты, бусы и красивую посуду. Стеклянные браслеты делали кручёными и гладкими, голубого, фиолетового, чёрного, жёлтого, зелёного и коричневого цветов.

Традиции Византии ярко проявились и в каменном строительстве, в первую очередь церковном. Это и неудивительно, ведь христианство и всё с ним связанное, в том числе традиции и каноны возведения церквей, пришли на Русь из Константинополя. Первые церкви и прочие каменные здания строили из кирпича. Кирпич имел форму
квадратной плитки 30 х 30 см толщиной около 2,5 см. Назывался он греческим словом «плинфа». Для отделки полов применяли яркие поливные плитки. Формовались
плитки в деревянных рамках, подсушивались, а затем обжигались. В изделиях русского ремесла заметны не только византийские, но и иные влияния. Уже упоминалось
о сочетании восточных, скандинавских и исконно славянских мотивов в орнаментах изделий из Чёрной
Могилы в Чернигове. На княжеских ожерельях-бармах, браслетах-наручах, появившихся на Руси вместе с модой на византийскую одежду, можно увидеть как византийские
христианские, так и славянские языческие символы: фантастических животных, сюжеты скоморошьих плясок и многое другое.

В особенностях строительства некоторых русских храмов, их украшении белокаменной резьбой исследователи прослеживают западноевропейское влияние, дополненное русской спецификой. Можно продолжать приводить такие
примеры, и везде русский мастер применял заимствования, не слепо подражая оригиналу, а внося в него что-то своё, новое.

Другой важной частью городской жизни была торговля. В культурном слое древнерусских городов археологи находят весы и гирьки, счётные палочки и сами предметы торговли с дальними странами.

Это и великолепные разукрашенные стеклянные
и керамические вазы и блюда, парчовые и шёлковые ткани, стеклянные бусы и иные украшения, резные каменные иконки и крестики из сандалового дерева, глиняные амфоры, в которых на Русь поступали вино и масло.

Привозили из-за моря даже грецкие орехи - скорлупа
от них встречается в тех слоях, где имелись условия для
сохранения органики.

В X-XI вв. в Киеве и ещё нескольких городах появились первые русские монеты. Большинство из них относится ко времени правления Владимира Святославича и Ярослава Мудрого. Об этом свидетельствуют надписи: «Ярославле серебро», «Владимир на столе, а се его серебро». На лицевой стороне монеты изображался князь или святой, а на оборотной помещалось изображение трезубца или двузубца, знака рода Рюриковичей.

Широко использовались и арабские серебряные дирхемы. Однако в XI в. серебра в арабском мире уже не хватает, и мелкая серебряная монета перестаёт ходить на Руси. Вновь монетное дело возрождается в русских землях только
в XIV в. В так называемый «безмонетный период» роль разменной монеты выполняли бусы, шиферные пряслица,

"Пряслице - небольшой каменный или глиняный диск
диаметром 2-3 см с отверстием. Использовался как
утяжелитель для веретена, на которое накручивалась нитка. В Древней Руси очень популярными были пряслица из розового шифера - сланца, добываемого под Киевом. Пряслица иногда украшались узорами и даже надписями."
, беличьи шкурки. Для крупных расчётов в обращении
были серебряные слитки - гривны.

Первоначально гривнами служили женские серебряные шейные украшения - обручи, потом гривнами стали называть определённого веса серебряные слитки, считавшиеся меновой единицей.

Известна новгородская гривна в виде палочки и киевская,
имевшая форму шестиугольника. Для удобства расчётов гривны «рубились» пополам - отсюда происходит название и нашей современной валюты - «рубль».

БЕРЕСТЯНЫЕ ГРАМОТЫ

берестяная грамота 14 века

Какие только материалы не использовали древние люди
для письма. Древнейшие сохранившиеся письмена - это
глиняные таблички, обожжённые в огне до состояния
твёрдого камня. Наиболее важные сообщения старались
увековечить в камне. Но чаще люди писали на материале,
который не выдерживает испытания временем. Лишь
случайность или бережное хранение донесли до нас
тексты на пергамене - тонкой выделанной коже,
папирусе, шёлке или бумаге.

Археологи и историки давно предполагали, что при
отсутствии бумаги на Руси высокий уровень грамотности
свидетельствует о существовании какого-то подобного
недорогого, но и недолговечного материала. На это
указывают и многочисленные находки в древнерусских
городах бронзовых, железных и костяных писал -
специальных инструментов с заострённым концом для
прочерчивания букв в мягком материале. На Руси,
в стране лесов, самым доступным материалом для
письма стала берёста.

Первая сенсационная находка обрывка берестяного
письма найдена в Новгороде в 1951 г. И после этого
не было ни одного полевого сезона, чтобы археологи
не увеличили список берестяных грамот. Конечно,
львиная доля таких писем найдена в Новгороде:
жители северной торговой республики вели активную
переписку, а влажный культурный слой почвы создавал
идеальные условия для сохранения в земле дерева.

Но вскоре круг городов - обладателей грамот начал
расширяться. В список вошли Витебск и Псков, Старая
Русса и Смоленск, Старая Рязань и Москва...

Берёста очень удобна для письма, хотя она и требовала определённой подготовки. Берёзовое лыко варили в воде, чтобы кора стала более эластичной, затем снимали её грубые слои. Лист берёсты со всех сторон обрезали, придавая ему прямоугольную форму. Писали на его внутренней стороне.

Большинство берестяных грамот - частные письма,
в которых затрагиваются разные бытовые и хозяйственные
вопросы. Среди них есть долговые обязательства,
жалобы, завещания и купеческие расчёты. Это обычные
деловые записи простого народа. Вот одна из самых
древних грамот.

Это письмо молодой новгородки Гостяты
с жалобой покровителю Василию, очевидно опекуну, на
главу семьи, вероятно на своего мужа, который отнял
у неё имущество, вторично женился, а её выгнал из
дому. Гостята просит Василия приехать и восстановить
справедливость.

Грамоты знакомят с древнерусской разговорной речью и бытом наших предков. Вот, например, письмо от Бориса к Анастасии:

«Како придеся грамота, тако пришли ми цоловекъ на жерепце, занеми здесь делъ много. Да пришли сороцицю, сороцице забыле».

Берестяные грамоты являются важным материалом для исторических выводов и предоставляют такие сведения, которые не могут дать ни вещественный археологический материал, ни русские летописи. Но, пожалуй, самыми известными, окончательно опровергшими мнение о безграмотности простых людей на Руси стали грамоты № 199 и 200 — азбука и рисунки с подписями, сделанные мальчиком Онфимом.

Старательно написав азбуку, он изобразил страшного
зверя с торчащими ушами и высунутым языком и дал
своему рисунку название: «я звере».

На другом куске берёсты маленький художник изобразил некое подобие лошади и всадника на ней, который копьём поражает брошенного под копыта врага. Около фигуры всадника помещена пояснительная надпись: «Онфиме». Мальчик Онфим создал свой «героический автопортрет».

КАК ВЫГЛЯДЕЛ РУССКИЙ ГОРОД?

В жизни человека Древней Руси огромную роль играло дерево. Из него строили дома и крепостные стены, делали нехитрую мебель и повседневную столовую посуду,
множество бытовых вещей и даже получали материал для письма. Но всё это бесследно исчезает в пучине столетий. От деревянных предметов в большинстве древнерусских городов сохраняются в лучшем случае обугленные остатки брёвен, по которым с трудом удаётся восстановить
только контуры древних построек.

Но есть среди старых русских городов и исключения из этого печального правила. Там природой созданы такие условия (и прежде всего насыщенность почвы влагой),
которые сохраняют дерево, пролежавшее в земле несколько столетий, почти в первозданном виде.

После осторожных раскопок таких памятников перед взором исследователей предстают дома и хозяйственные
постройки, мостовые и частоколы...

Самым известным примером древнерусского города является Новгород, возникший на берегах Волхова в конце X в. В нём под руководством А. В. Арциховского и В. Л. Янина уже несколько десятилетий ведутся широкие археологические исследования.

За эти годы Новгородская земля подарила учёным не только типичные металлические, стеклянные и глиняные
изделия, но и вещи из кожи и дерева, поделки из берёсты и ткани, остатки домов и улиц.

Уже в конце X в. город, судя по раскопкам, занимал значительную площадь на правом и левом берегах
Волхова и являлся большим торговым и ремесленным центром Руси.

В XI-XII вв. Новгород становится одним из крупнейших городов средневековой Европы, столицей огромного государства, игравшего главную роль в освоении севера
Восточной Европы.

На протяжении многих столетий город вёл оживлённую внутреннюю и внешнюю торговлю. Вниз по Волхову через Ладожское озеро и Неву новгородцы попадали в Швецию,
Готланд и в земли прибалтийских славян. Через озеро Ильмень и реку Мету открывался путь по Волге в Камскую Болгарию, к хазарам, на Кавказ, в страны Средней Азии.

По Волхову, Ильменю и Днепру пролегал знаменитый в древности путь «из варяг в греки». Новгородские купцы проникали далеко на северо-восток, на Северную Двину, Ваг и Вычегду, плавали по Северному Ледовитому океану на Новую Землю.

В городе были иноземные торговые дворы - «готский», «немецкий». Поселения новгородских торговцев известны в Киеве и других городах. Ремесленно-торговый Новгород, столица обширных земель, быстро рос, развивал свои торговые связи и создал замечательную культуру.

Как и все прочие русские города, Новгород оставался деревянным. Среди «деревянного моря» выделялось лишь несколько каменных соборов и палат, даже городские
стены до XIV в. строили из дерева.

Самым величественным сооружением города был Софийский собор, сооружённый в XI в. При возведении
новгородских церквей, как и соборов в других городах, использовались белый строительный камень и кирпич-плинфа. Экономическим и политическим центром города служили торг, Ярославово дворище, вечевая площадь.

Город окружали монастыри-крепости - Юрьев на юге и Антониев на севере. Люди жили в деревянных избах. Пол настилался из толстых отёсанных плах. Над рубленым нижним этажом дома возводился верхний этаж, который по площади превосходил нижний и частично опирался на
вертикальные столбы. Дома отапливались печами-каменками.

сруб,русская изба

При раскопках установлено, что жилым было только верхнее помещение, а нижний этаж отводился для различных хозяйственных нужд. Там хранили инвентарь, запасы продуктов, содержали мелкий скот и птицу. Дома украшала нарядная деревянная резьба. Особенно красиво украшались наличники окон. Вместо стекла в оконные рамы вставляли слюду.

Поскольку Новгород был построен в низине, в городе применялась своеобразная дренажная система осушения. Под домами и амбарами вкапывали бочки без дна, из которых вели отводные трубы. Скопившаяся в бочке вода попадала по трубе в отстойник. К отстойнику под небольшим наклоном подводились трубы из нескольких таких бочек. А из отстойника вода стекала в реку.

Трубы новгородцы, да и жители некоторых других городов, делали из стволов деревьев. Для этого бревно раскалывали вдоль, в каждой половинке выдалбливали жёлоб и снова соединяли их, обматывая берёстой.

Новгородские деревянные мостовые - одни из самых древних. Начиная с X в. они настилались по главным и боковым улицам города. Вдоль домов продольно клали
брёвна, а на них поперёк настилали плахи. С поднятием уровня почвы мостовая постепенно сравнивалась с ней, а затем и тонула в грязи. Тогда на старый настил наращивали новый, потом следующий. В результате такого последовательного наслоения за долгие столетия новгородские мостовые вырастали на несколько метров.

Археологами обнаружено до 28 ярусов мостовых, относящихся к X-XVI вв. Новгород являлся одним из крупнейших на Руси центров ремёсел и торговли. Одна из ремесленных частей города - Славна, где обнаружены три ремесленные мастерские XI-XIII вв. Мастерские были большие, в каждой из них работало до десяти и более человек. Одна принадлежала маслоделу, вторая - сапожнику, а третья - мастеру, изготовлявшему игрушки.

В маслобойной мастерской находилось пять огромных жомов, специальных прессов для выжимания растительного масла.

Мастерская кожевника представляла собой целый
комплекс производств. К дому был пристроен огромный ящик, в котором остался толстый слой шерсти и извести. Это зольник для первичной обработки кожи. Вокруг мастерской сапожника найдено несколько тысяч обрывков кожи, кожаной обуви и отдельных заготовок, ремней и различных кожаных поделок.

В третьей мастерской делали игрушки, причём не всякие, а только глиняных птичек, которые покрывались яркой жёлтой поливой.

Остатки ремесленного производства имеются и в других концах города. Оно охватывало все виды ремёсел и удовлетворяло самые широкие потребности населения - от предметов литейного и кузнечного производства до детских игрушек В городе жили плотники, столяры и бондари. Изделия их труда встречаются повсеместно и характеризуют быт людей.

Это многочисленные бочки, скамейки, ложки, ковши, чаши, выточенные на токарном станке. В Новгороде обнаружено много деревянных механизмов и приспособлений, которые
благодаря особенностям новгородской почвы великолепно сохранились: это блоки, разнообразные детали станков, ткацкие челноки, ролики, вороты и пр.

Из дерева делали и транспорт. В этом северном городе широкое бытовое применение имели лыжи и сани. Найдено несколько полозьев от саней, позволяющих судить, что сани походили на современные дровни. Новгородцы пользовались преимущественно охотничьими, широкими лыжами, которые обычно хранились у стены дома или под
крыльцом. Среди множества деревянных предметов есть фрагменты лодок, основания которых были долблёными. К заготовленному из бревна основанию «пришивали» рёбра. Это так называемые набойные ладьи. Лодки оснащались шпангоутами, лодочными скамьями, вёслами и уключинами.

По рекам ходили разные лодки - и большие вёсельные,
и парусные. Новгородский культурный слой сохранил до наших дней и слова людей той эпохи - уникальные письма на берёсте, берестяные грамоты. Они дали возможность не только узнать, как выглядел древнерусский город, но и понять, чем жили горожане, какие заботы их волновали,
о чём они думали, как относились друг к другу.

Русские горожане жили полной жизнью. Они трудились, возводили дома, любили и ненавидели, судились и спорили, рожали детей и умирали. Свои мысли и идеи они воплощали в произведениях ремесла, строительстве храмов и многочисленных памятниках письменной культуры, среди которых берестяные грамоты
составляют только часть.

ПИСЬМЕННАЯ КУЛЬТУРА

рисунок и надпись процарапанные на стене

Возникновение письменности на Руси относится к эпохе становления государства. Одним из первых примеров русской письменности, известных нам, является надпись на одном из гнёздовских сосудов начала X в. - корчаге, похожей по форме на амфору. На её поверхности процарапано всего одно слово — «горушна», что, по мнению многих исследователей, означает «горчица», т. е. то, что было в этой корчаге. Эта надпись подтверждает вывод филологов о том, что русская письменность существует по крайней мере с X в.

А уже в XI в. русская культура стала подлинно письменной. Во многих княжеских дворах и при монастырях с этого времени уже велись летописи. Известно много древних княжеских актов, завещаний и других официальных документов. Книги писали обычно на пергамене, изготовленном из телячьей кожи, а с XIV в. - на
бумаге.

Обнаружены также древние монументальные надписи. Благодаря находке на Кубанском берегу Керченского пролива каменной плиты с надписью учёные установили местонахождение одного из древнейших русских городов - Тмутаракани, упоминаемой в летописях XI в. На плите было написано:

«В лето 6576 (1068. - Здесь и далее прим. ред.). Глеб князь мерил море по леду от Тмутаракани до Крчева (Керчи) 14 000 сажен». Известны и другие монументы с надписями.
В начале XII в. большие земляные работы производились на Волге, около озера Стерж. В ознаменование их поставили крест с надписью:

«В лето 6641 (1133) месяца июля 14 день почях (начал) рыти реку Яз ею Иванко Павловиць и крестсь поставх».

Но не только летописи и каменные стелы являются памятниками русской письменной культуры.
Археологические раскопки подтвердили широкое распространение грамотности среди простого народа: ремесленников, торговцев, крестьян. Торговец написал на своём сосуде с товаром: «горушна», а киевский гончар по сырой поверхности корчаги прочертил: «Благодатнейша
полна корчага сия». Сапожники метили колодки именами заказчиков, а девушки оставляли свои имена на пряслицах, чтобы не перепутать их. Писали на всём, писали серьёзно и просто, деловито и шутливо. Интересны надписи на стенах русских церквей. Среди них есть и насмешливые: «Хо-хо-хо, крылошанин святой, богородицы!», «Якиме стоя усне, а рта и о камень не ростепети», и обычные: «Господи, помози...». И наконец, в повседневной жизни русские люди вели переписку с помощью берестяных грамот, огромное число которых (более тысячи) найдено в Новгороде и других городах. Но даже там, где археологи ещё не имеют прямых свидетельств берестяного письма, обнаружены
инструменты, которыми писали, - так называемые писала.

Этот инструмент представлял собой костяное или железное остриё. Писалом процарапывали буквы на берёсте и на
навощённой дощечке. Лопаточкой, расположенной с противоположного от острия конца, затирали начертанное. В Новгороде отыскали дощечку с вырезанными на ней 36 буквами древнерусской азбуки. Очевидно, она служила наглядным пособием по изучению азбуки.

Русь складывалась и развивалась как средоточие огромного для того времени народа, состоящего поначалу из различных племён; как государство, жизнь которого развёртывалась на огромной территории. И весь
оригинальный культурный опыт восточных славян стал основой единой русской культуры, которая в то же время сохраняла и региональные традиции.

На развитие русской культуры влияло также то, что Русь складывалась как равнинное государство, открытое и отечественным внутриплеменным, и международным влияниям. И шло это из глубины веков. Её культуру сформировали не только традиции восточнославянских
племён, но и соседних народов, с которыми Русь обменивалась производственными достижениями, торговала, воевала, мирилась, - угро- финских племён, балтов, иранских племён, других славянских народов
и государств.

В пору государственного становления Русь испытывала сильное влияние Византии, которая для своего времени была одним из наиболее культурных государств мира. Таким образом, культура Руси формировалась с самого начала как синтетическая, т. е. находящаяся под влиянием
различных культурных направлений, стилей, традиций.

Одновременно Русь не просто слепо копировала чужие традиции и безоглядно заимствовала их, но применяла к своим культурным обычаям, к своему дошедшему из глубины веков народному опыту, пониманию окружающего мира, своему представлению о прекрасном.

Поэтому в русской культуре мы постоянно сталкиваемся не только с влияниями извне, но с их порой значительной духовной переработкой, их постоянным преломлением
в абсолютно русском стиле.

киев и новгород в 11 веке

КЛАДЫ СТАРОЙ РЯЗАНИ

Разные причины заставляли и заставляют людей зарывать клады, но чаще всего это происходило во времена внутренних смут и борьбы за власть или грозных
внешних нашествий. В истории Киевской Руси наиболее
драматическим событием было нашествие монголо- татарских орд во главе с Батыем.

Археологические исследования во многих русских городах выявили многочисленные следы пожаров и разрушений периода нашествия. И практически во всех крупных городах, разорённых монголами, найдены клады ювелирных украшений того времени. Самое большое число кладов обнаружено в Киеве, а второе место занимает древняя Рязань, столичный город, вставший на пути монголов.

Первый и самый богатый клад - знаменитые рязанские бармы, княжеское ожерелье из медальонов и золотых бус - найден в 1822 г. местным крестьянином, который, кстати, был щедро вознаграждён за эту находку и получил вольную. Уже в следующем, 1823 г. вышла книга, посвященная Старорязанским древностям. За годы,
прошедшие с того момента, земля Старой Рязани отдала
своим исследователям 15 кладов. Последний по времени
обнаружен совсем недавно, в 2005 г. Старорязанское
городище - настоящая Мекка для отечественных
археологов, потому что здесь после Батыева разорения
так и не удалось возродить полноценную жизнь.

Большая часть населения города погибла или была угнана в плен, а самое дорогое, что люди в момент опасности предали земле, так и не дождалось возвращения своих хозяев. Клады - немые свидетельства этой трагедии.

Но так ли немы эти свидетели? О чём кроме самой
драматической истории гибели города они могут
рассказать? Исследователи научились задавать вопросы
кладам и находить на них ответы.

Во-первых, клады Старой Рязани, в отличие от киевских, найдены в разных местах древнего города. А ведь наборы серебряных и золотых украшений, из которых они состоят, вряд ли могли принадлежать даже боярам, не говоря уже о рядовых горожанах. Значит, многочисленное семейство рязанских князей имело дворы в разных частях города, соседствуя с усадьбами простых ремесленников.

Во-вторых, скрупулёзный анализ вещей из кладов подтверждает сильное влияние на моду верхушки русского общества и саму технику и стиль ювелирных украшений Византии и Востока. Но в большинстве своём эти вещи изготовлены местными мастерами. Вывод этот напрашивается хотя бы потому, что находку позволяют проследить эволюцию мастерства, среди них есть изготовленные как мастерами, так и подмастерьями.

Шедевры рязанских мастеров золотых и серебряных дел - свидетельство технического и художественного расцвета городского ремесла XII-XIII вв., высокого уровня русских златокузнецов, в совершенстве владевших техникой перегородчатой эмали на золоте, создававших сложные узоры с использованием зерни и скани, украшавших изделия вставками из драгоценных камней и жемчужными обнизями, что придавало их произведениям светозарную красоту.

 

Ещё одно важное значение кладов заключается в том,
что в них исследователь имеет дело не с разрозненными
вещами, а с едином комплектом украшений. Открытый
в 1992 г. клад золотых предметов представляет собой
почти полный набор праздничного женского головного
убора. «Очелье» состояло из трёхбусинных полуколец,
нашитых на валик в нижней части кокошника; по
сторонам щёк от него свисали крупные подвески-колты
на матерчатых лентах. Оплечье было украшено бармами.

Клады, подобные старорязанским, сообщают и другую
информацию, позволяющую выявлять символические
и этические начала, заложенные в произведении.
Средневековый художник, вкладывая в работу великое
терпение и прилежание, в первую очередь ценил
духовную красоту вещи, равнозначную божественно
прекрасному. По его представлениям, он только
подчинял материал изначально заданной Богом форме,
а в создаваемых образах выражал коллективные мысли
своей эпохи, в которых не последнее место занимали
языческо-христианские фольклорные мотивы.

ОКОНЧЕН

проект Цивилизации.
Конечно, мои юные читатели, осветить в одном проекте всё о цивилизациях нашей планеты –нельзя.

Цель всех моих публикаций в проектах

«ЭНЦИКЛОПЕДИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ»,

дать общее представление о теме и заинтересовать вас, дабы вы самостоятельно пошли по пути углубления и расширения своих знаний и навыков в той или иной сферах, рассмотренных в проектах на этом сайте.

Книги, по которым сделаны публикации, намного подробней и значительно богаче иллюстрированы. Поэтому,

покупайте первоисточники интернет-публикаций.

ЗДОРОВЬЯ ВАМ И ВАШИМ БЛИЗКИМ, И, УСПЕХОВ В УЧЁБЕ И БИЗНЕСЕ. ВЫ ДЕНЬ ГРЯДУЩИЙ НАШЕЙ ПЛАНЕТЫ. ИМЕЙТЕ ХРАБРОСТЬ БЫТЬ УМНЫМИ И ЗНАЮЩИМИ. НЕ ВИДИТЕСЬ НА ИНТЕРНЕТ-ГЛУПОСТИ. ПРОВЕРЯЙТЕ ЛЮБУЮ ИНФОРМАЦИЮ ИЗ РАЗЛИЧНЫХ ИСТОЧНИКОВ,

ПРЕЖДЕ ЧЕМ РЕШИТЬ ДЛЯ СЕБЯ - "ДА. ЭТО - ПРАВДА"!

на страницу энциклопедии fenykc

ВЛАДИМИР ЗИНОРОВ+КОМАНДА FENYKC.com

ВВЕРХ

Auto Web Pinger

СОЗДАНО ©Zinorov 2003-2018 Fenykc.comсайт феникс

Besucherzahler
счетчик посещений