цивилизации fenykc

 

FENYKC ЦИВИЛИЗАЦИИ

для детей

ГЛАВА 31

крепость в каркасоне.

РОЖДЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Тысячелетний период с V по XV столетие в истории Европы чаще всего именуют Средними веками. Он помещается между античностью и Новым временем, отсюда и название. Можно считать, что из этой эпохи и вышла современная Европа, ведь именно тогда сложились многие народы
и возникло большинство из существующих ныне европейских государств.

Цивилизация средневековой Европы возникла
не на пустом месте, хотя к исходу античности
(см. статью «Античные цивилизации») на её
территории большинство народов пребывало
в состоянии дикости или варварства.

К концу V в. народы, населявшие север Британских островов, Ирландию, Скандинавский полуостров, Данию,
Прибалтику, Германию, большую часть Центральной и Восточной Европы, ещё не достигли уровня цивилизации.

Остальная Европа была включена в состав Римской империи. К V в. римская цивилизация впала в глубокий кризис. Захватнические войны сменились оборонительными, прекратился постоянный приток рабов.

В армии Рима появилось много варваров. Длительное взаимопроникновение двух культур - римской и варварской - дало свои плоды.

Возвращавшиеся на родину из Рима германцы несли с собой элементы высокой римской цивилизации. Римляне в свою очередь начинали привыкать к постоянному соседству варваров, а иногда кое-что перенимать у них. Подчас
это вызывало протесты.

Наиболее патриотично настроенные римляне с возмущением отзывались о соотечественниках, которые, подражая германцам, отпускали бороды и даже носили штаны! Но остановить процесс проникновения варварских
обычаев в римскую жизнь уже стало невозможно.

В I в. Великое переселение народов (см. статью «Эпоха цивилизаций») докатилось до границ Римской империи. Длительное время Рим сдерживал экспансию варваров. Но в 376 г. римляне позволили поселиться на своей территории германскому племени готов, спасавшемуся от кочевников-гуннов. В результате рухнула дунайская граница империи.

Провинцию Паннония (современная Венгрия) в начале V в. заняли гунны. Их захоронения легко отличить от других благодаря характерной форме гуннских черепов (они
вытянуты вверх и назад) - гунны, имея оригинальные представления о красоте, особым образом бинтовали младенцам голову, искусственно придавая черепу вытянутое очертание.

Около 400 г. римляне оставили рейнскую границу, затем последние легионы покинули Британию. На беззащитные провинции Западной Римской империи хлынули потоки
варварских племён: остготы, вестготы, бургунды, франки, свевы, вандалы, англы, саксы, юты...

Вскоре на землях римских провинций выросли германские королевства, для которых историками выбрано собирательное обозначение - варварские.

ПОГРЕБАЛЬНЫЕ ОБРЯДЫ ВАРВАРСКИХ НАРОДОВ

В 410 г. Рим впервые за свою историю стал добычей завоевателей: Вечный город захватили и разграбили вестготы короля Алариха. Спустя год Аларих скончался в Италии и был похоронен необычным способом.

Реку Бузент близ города Козенца на юге Италии отвели в новое русло. В обнажившемся дне вырыли могилу, куда вместе с телом владыки поместили его сокровища. Затем всех пленных землекопов перебили, а реку вернули в прежнее русло. Несмотря на то что место погребения короля вестготов чётко определяется письменным источником, археологи до сих пор не обнаружили могилу
Алариха. Если её удастся найти, это станет одной из величайших сенсаций в истории Европы.

Трудно даже предположить, какие сокровища сокрыты в захоронении германского вождя, незадолго до смерти подвергшего разорению Рим.

Захоронения раннего Средневековья дают археологам богатый материал, позволяя делать выводы о развитии
материальной культуры и верованиях людей того времени.

В местечке Омундроде на Скандинавском полуострове обнаружено захоронение V в.: вместе с покойником
в могилу была помещена стеклянная посуда; сохранилась также бронзовая фибула - пряжка, скреплявшая плащ на
плече владельца. Золотые, серебряные и бронзовые предметы, оружие, стеклянные сосуды найдены в трёх
больших курганах рядом с кремированными останками местных вождей близ древней столицы Швеции, города Упсалы. Захоронения датируются V-VI вв.

В Беррингтоне (Англия) археологи раскопали целый англо- саксонский некрополь, состоящий из нескольких десятков могил V-VII вв. В большинстве из них вместе с
останками людей лежали различные предметы личного обихода: ножи, гребни, украшения, у женщин - ключи.

Обычной находкой для мужского захоронения германцев является оружие (чаще всего наконечники копий - очень немногие могли позволить себе столь дорогостоящее
оружие, как меч). Весьма распространёнными в германском мире были и ритуальные человеческие жертвоприношения.

Для них нередко выбирался водоём - озеро или болото. Именно это обстоятельство позволяет археологам
детально представить обряд: тело жертвы оказывалось во влажной среде и почти не подвергалось разрушающему воздействию воздуха. Много подобных находок сделано в Дании.

В 1887 г. при разработке торфяных залежей на месте высохшего болота в Граубалле обнаружили так называемого «красного Кристиана» - тело мужчины, подвергнутого ритуальному убийству около 300 г. У него разбит череп и перерезано горло. Обычно в жертву приносили взрослых мужчин, но бывали исключения: в Виндебю в торфянике нашли тело задушенной девочки-
подростка. Бывало, что одного и того же человека в ритуальных целях убивали разными способами:
душили и тут же пробивали ему голову. Иногда в болотах
топили различные предметы (чаще всего лодки) или военную добычу.

В торфяном болоте близ Эйсбола (Дания), например, натолкнулись на оружие, принадлежавшее приблизительно 200 воинам IV в. Как и могила Алариха, не найдено до настоящего момента захоронение гуннского вождя Аттилы, прозванного современниками Бичом Божьим.

Аттила, совершив ряд грабительских походов по богатейшим римским провинциям, умер в 453 г. на собственной свадьбе. Его похоронили вместе с несметными сокровищами.

Грозного завоевателя положили в три гроба: внутренний из чистого золота, средний из серебра и внешний из железа. Известно, что искать его могилу следует в
окрестностях нынешней столицы Венгрии - Будапешта, но до сих пор удача не улыбнулась никому из кладоискателей.

Зато могила другого варварского короля V в. обнаружена давно. В 1653 г. в городе Турне, на западе Бельгии, каменщик, расчищавший место для фундамента новой постройки, откопал кошель с сотней золотых византийских монет, отчеканенных в V столетии. Там же находились останки мужчины ростом не менее 180 см, куски шёлковой ткани, золотые нити.

Установить, кто погребён в могиле, удалось благодаря перстню-печатке с портретом владельца и надписью: «Childerici Regis».

Останки принадлежали королю франков Хильдерику I (умер в 481 г.). Вместе с вождём в мир иной отправился и его боевой конь. Разумеется, король взял с собой много ценных предметов и оружие: меч с богато украшенной рукоятью и ножнами, а также франциску - метательный
топор. Там же оказались и ювелирные изделия - около 300 золотых пчёл, украшенных драгоценными камнями; этими пчёлами была расшита королевская мантия. Находки
в могиле франкского короля убедительно показывают, как смешивались в эпоху Великого переселения народов германские и римские обычаи.

На перстне Хильдерика виден бородатый варвар с длинными волосами, заплетёнными по германской традиции в косички, но на груди и плечах его ясно различаются римские доспехи, а сама надпись «Король
Хильдерик» выполнена на латинском языке.

Обряд похорон Хильдерика безусловно языческий, однако в могиле нашли крестообразную фибулу, распространённую в уже христианизированной Римской империи.

хельдрик I основатель династии меровингов

Кроме того, место для могилы выбрано в соответствии с римской традицией - за городской чертой, при дороге.

К 526 г. относится другое известное захоронение варварского владыки - великолепно сохранившийся мавзолей остготского короля Теодориха Великого
в Равенне (Италия). Король преклонялся перед античной
культурой, носил византийские одеяния (именно в таком виде рисуют его уцелевшие мозаики того времени).

Мавзолей, где нашёл последний приют Теодорих, представляет собой круглый храм на высоком десятиугольном постаменте. Сверху мавзолей увенчан массивным куполом, высеченным из глыбы мрамора. По внешнему виду гробница остготского короля напоминает римские храмы, но не имеет внутри украшений.

мавзолей короля теодориха

Пожалуй, мавзолей Теодориха - самое христианизированное погребение варвара эпохи Великого
переселения народов.

Обряды захоронений у варваров очень долго сохранялись
неизменными. Языческими оставались погребения у скандинавских народов. У норвежцев наиболее знатных особ хоронили в кораблях.

В 1880 г. в Гокстеде обнаружили корабль, на борту которого нашли тело умершего около 900 г. конунга, его
личные вещи, а также кости 6 собак и 12 лошадей; здесь оказались даже останки павлина.

В 1903 г. в Осеберге археологи раскопали другой погребальный корабль, его корму украшала великолепная резьба. Судно было зарыто в землю примерно в 850 г.

Интересно, что оно стало могилой женщины, предположительно одной из норвежских королев. Вместе с ней похоронена её служанка. На борту осебергского корабля уцелели покрытая узорами мебель, посуда и сани.

Часто у германцев совершался обряд трупосожжения - кремация.

Даже в странах, принявших христианство, например во Франкском королевстве, похороны долгое время имели много языческих черт.

Покойника клали в могилу в лучших одеждах, а в специальные вазы помещали дары усопшему; мужчину и после смерти сопровождало оружие. В начале VIII в. для одного франкского аббата построили склеп со ступеньками, декорированными типичным для язычников орнаментом из переплетённых ветвей, змей и морских животных. Христианство одержало победу в погребальных
обрядах Европы лишь в IX в.

Во второй половине VIII в. король франков Карл Великий под страхом смертной казни запретил кремацию как языческий обряд. Когда в середине IX в. викинги, захватившие город Аахен, вскрыли гробницу императора Карла Великого, то были несказанно удивлены и разочарованы: в захоронении владыки Запада не оказалось ни богатых одеяний (Карл лежал в простом
саване), ни сокровищ, обязательных при погребении вождя.

НАСЛЕДИЕ АНТИЧНОСТИ

Несмотря на гибель Римской империи, её культура ещё долго оказывала мощное влияние на европейские королевства. Даже в Британии, которую римляне оставили в самом начале V в., местные бриттские племена сохраняли римский образ жизни. В этом отношении показателен пример поселения близ города Рочестера на западе Англии.

Каменные постройки там со временем были заменены деревянными, но в домашнем обиходе продолжали использоваться предметы, оставшиеся от римлян: посуда, топоры, ножи, ножницы, ремесленные инструменты.

В местечке Бери-о-Бак, на востоке Франции, археологи исследовали старое галло-римское поселение, которое в V в. заняли завоеватели - франки. Пришельцы построили
характерные для германцев длинные дома, но их быт вскоре оказался под сильным влиянием галло-римской
культуры.

В покинутых провинциях Римской империи по-прежнему применялась соха античного типа. Европейские церкви V-VI вв. копировали римские базилики. Это были большие прямоугольные здания, их внутреннее пространство
разделялось двумя или четырьмя рядами колонн на три либо пять пролётов - нефов.

В строительстве продолжали использовать традиционную для римской культуры ровную мелкую каменную кладку, а в кровельных работах - чередование плоской черепицы с выгнутой.

К наследию, которое получила Европа от Рима, относятся и знаменитые римские дороги. Сеть дорог Римской империи, как говорят данные историков, имела
протяжённость около 80 тыс. км. Причём крупных дорог насчитывалось 372, из них 29 начинались в Риме.
Поэтому известная пословица «Все дороги ведут в Рим» вполне оправдывала себя. По сторонам дорог устанавливались каменные столбы, на них указывалось расстояние до ближайших городов и до Рима.

Нередко думают, что большинство римских дорог было покрыто булыжником или тёсаным камнем, уложенным на известковый раствор. На самом деле подобное покрытие имелось лишь на перекрёстках и въездах в крупные города.

Чаще всего верхний слой дороги состоял из песка, щебня или гравия. Вообще же количество слоёв доходило до пяти совокупной толщиной 1 м. Римские дороги, отнюдь не широкие, обычно предназначались для проезда одного экипажа.

После падения Римской империи в Европе не строили дорог до XIII в. Какое-то время европейцы пользовались теми, что остались от римлян, но никто уже не поддерживал их в хорошем состоянии, и они постепенно разрушались, уходили в землю, зарастали травой. Во многих местах, однако, эти дороги сохранились: их можно
обнаружить в Италии, Испании, Франции и Германии.

ОТ АНТИЧНОГО ГОРОДА К СРЕДНЕВЕКОВОМУ

С падением Римской империи городская жизнь Западной Европы пришла в глубокий упадок. Войны и разбой мешали торговым связям. Множество городов стремительно превращалось в «большие деревни, обрастающие сельскохозяйственными угодьями и живущие за счёт них. Кое-где они вовсе прекратили своё существование. Лишь некоторые античные города Италии. Испании. Галлии оставались центрами ремесла и торговли. Но их
значение упало.

Германские варвары, захватившие Запад, возводят рядом с прежними городами свои крепости - бурги, укреплённые резиденции королей.

В бургах проводили время вожди-завоевателей со своими дружинами,а также их обслуга рабы, наёмные ремесленники. Рядом с бургом мог располагаться большой рынок. куда свозили товары с сельской округи.

После крещения германцев, рядом С бургами появились монастыри, а за стенами придворные храмы. Бурги становятся тогда не только столицами королей, но и христианских епископов.

Постепенно население бургов возрастает до того, что они уже могут равняться с пришедшими в упадок античными городами. Похожий путь проделали и торговые посёлки-пристани варваров, во множестве возникавшие у основных торговых путей.

Так постепенно рождается новый город средневековья
Некоторые из городов средневековой Европы ведут свой род от античных: Париж, Марсель, Лондон,Трир. Кёльн, разумеется, сам Рим и многие другие.

Иные основывались в «тёмные века варварского нашествия римскими беженцами, такие, как Венеция или Дубровник. защищённые от врага морскими водами.

Третьи вырастали из бургов германских королей либо славянских княжеских градов, например франкская столица Ахен, чешская Прага, да и вообще большинство столичных городов Германии. Скандинавии, славянских земель.

Естественно, городская жизнь возрождалась в разных землях в разное время. С IX в. можно говорить о городах в Италии, с X в. - во Франции,в Англии, Германии, на берегах Адриатики, с XI в. - в западно-славяиских и скандинавских землях, в Венгрии. Шотландии.

Пик градостроительства в Европе пришёлся на XIII в., когда возникло несколько тысяч новых городов.

Средневековый город Запада не походил на древнеримский, наследуя кое-что от своего сельского прошлою. Город защищали несколько поясов каменных стен с зубцами. Внутренний, самый древний и тщательнее всего подновлявшийся пояс стен прикрывал собственно «град», «сите» – городскую цитадель. В ней стоял гарнизон, жили городская знать и глава местной церкви – епископ. Цитадель – прямой наследник древнего бурга или античного города – размещалась на наиболее возвышенном и укреплённом месте.

Вокруг же цитадели располагался так называемый нижний город населяемый простыми горожанами, торговым и ремесленным людом.

Здесь располагались рынки и торговые пристани. Центром в нижнем городе служило здание городского совета - ратуша. Нижний город также защищался стеной, причём необязательно она с самого начала являлась каменной - могла был. деревямной, а то и подменяться линиями земляных валов.

По мере увеличения населения нижний город расширялся, к нему пристраивались новые кварталы, а вокруг них, отмечая увеличение городской территории, строились новые укрепления.

Городские власти правили не только городом, но и его сельской округой, которая именовалась субурбием - подградьем. Правильная планировка исчезала за стенами цитадели, максимум - за первыми стенами нижнего города. Стихийно разраставшиеся города долгое время представляли собой лабиринт переплетавшихся улиц и переулков.

Улицы были очень узкими - нормой ширины улицы
считалась длина копья (не более 2 м). Над улицами нависали верхние этажи стоявших вплотную друг к другу домов. На нижних этажах двух-трёхэтажных зданий располагались лавки их владельцев. Обычно каждый дом принадлежал одной семье. Исключение составляли многолюдные общежития наёмных рабочих, выраставшие по окраинам. Города были сравнительно невелики. Редко когда население в них превышало 10 тыс.

«Тёмные века» стёрли многие достижения античности. Мостить улицы в Западной Европе начали лишь в XII в. Ночью городские улицы погружались во мрак. Города Средневековья не знали канализации, и нечистоты просто выплёскивались под ноги прохожим. Неудивительно,
что города становились «пристанищами» и «гнёздами» для любой эпидемии.

Но средневековый город породил и собственную культуру. Искусство французских и итальянских, немецких, английских и испанских зодчих нередко превращало в памятники даже обычные жилые дома. Тем более это относится к блистательным соборам - высочайшим и величественнейшим зданиям европейских городов. До сих пор они притягивают взоры в Трире и Реймсе, Париже и Сиене, Шартре и Лане.

Рядом с соборами - не менее искусно воздвигнутые ратуши, университеты, укреплённые дворцы знатнейших горожан. Чудесным памятником европейского градостроительства Средневековья является Венеция. Этот уникальный город вырос на 118 островках прибрежной лагуны ещё в V-IX вв. Улицами Венеции стали каналы и протоки, по которым и сейчас плавают венецианские
лодки-гондолы, уличными переходами - мосты. Мало тронутая временем, древняя Венеция, некогда один из богатейших городов Европы, и в наши дни привлекает к себе тысячи поклонников.

РАЗВИТИЕ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

Многие варварские правители стремились подражать римлянам. Остготский король Теодорих уверял византийского императора в письме, что единственное его
желание - сделать своё королевство похожим на «беспримерную» Восточную империю. Но далеко не все рассуждали подобным образом. До наших дней дошло наставление матери одного из варварских королей:

«Если ты хочешь стать на путь подвига и прославить своё
имя, разрушай всё, что другие построили... ибо ты не можешь строить выше, чем делали твои предшественники, и нет подвига более прекрасного для обретения славного имени». И многие правители раннего Средневековья предпочитали следовать этому принципу.

Цветущие провинции превращались в пустыни. Археологи обнаружили множество разрушенных и заброшенных в V-VI вв. римских вилл и поселений. Иногда жилищем людей становились пещеры, как, например, в местечке Вальфонэ
(Франция).

Постепенно в Европе разучились добывать и обрабатывать камень, поэтому в строительстве вплоть до 1000 г. почти безраздельно господствовало дерево. Практически остановилось производство стекла. Керамика была толстостенной, плохо обожжённой и неровной, уступала по качеству не только римской, но и кельтской, изготовлявшейся тысячелетием ранее. В упадок пришла письменность: с VII в. в надгробных надписях на латинском языке встречается всё больше ошибок.

Любопытной в условиях Средневековья оказалась судьба римского приспособления для письма - стилоса. Эта заострённая металлическая палочка, вначале предназначавшаяся для нанесения надписей на вощёные дощечки, со временем превратилась в разновидность кинжала — стилет. В те бурные годы умение убивать ценилось выше грамотности.

Прекратилась на шесть веков чеканка золотой монеты.
В европейских королевствах продолжали использовать византийский безант - «доллар Средневековья»,
как сейчас называют эту монету археологи.

Лишь около 670 г. в Англии стали чеканить мелкие серебряные монеты, быстро завоевавшие симпатии европейцев, о чём свидетельствуют найденные археологами многочисленные клады.

Невысок оказался уровень жизни европейцев в раннем Средневековье. На зубах франкских воинов VI в.
обнаруживаются следы кариеса - результат плохого питания. А ведь воины относились к наиболее обеспеченному слою населения того времени.

Простолюдины часто страдали артритом - болезнью
суставов, возникавшей вследствие тяжёлого физического труда. Судя по останкам людей из захоронений, многие постоянно недоедали. Неудивительно, что средняя продолжительность жизни тогда не превышала 30 лет.

Результатом вторжения варваров стало запустение полей.
Данные палинологии - раздела археологии, изучающего остатки древних растений, - показывают, что в цветах, датируемых VI в., резко снижена доля пыльцы хлебных злаков. В целом уровень развития материальной культуры в период раннего Средневековья был низок. Это связано не только с потрясениями эпохи, но и с состоянием общественного сознания, которое они вызвали: люди напряжённо ожидали близкой катастрофы - возможно, конца света, а скорее всего, разорительного нападения соседей - и потому не видели смысл в строительстве добротных жилищ и накоплении скарба.

Символичны слова Папы Римского Григория Великого, произнесённые на рубеже VI-VII вв.:

«Зачем снимать жатву, если жнецу не суждено жить? Пусть
каждый окинет взором течение своей жизни, и он поймёт, сколь мало ему было нужно».

Долгое время примитивной оставалась техника обработки земли, хотя в ней и происходили важные перемены. В качестве тяглого животного нашла применение лошадь,
заменившая быков. Использовать коня при пахоте и перевозке грузов смогли после изобретения хомута,
который перенёс нагрузку с шеи на плечи животного. Впервые хомут упоминается в рукописи, датированной 800 г., но так называемая «революция лошади» произошла
лишь в XI-XII вв.

КЕЛЬЯ И ПИРШЕСТВЕННЫЙ ЗАЛ: ДВА ЛИКА СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Современному взору западноевропейское Средневековье подчас кажется эпохой «мрачной», неким тёмным провалом между античным прошлым и нынешним веком прогресса. Само название Средние века будто бы навевает подобные мысли. Но любой учёный, занимающийся этой эпохой, да и вообще любой по-настоящему интересующийся человек,
знает, сколь далеки от истины такие взгляды.

Средневековье действительно рождается из «тёмных веков» варварских нашествий. Но его признаки в ту пору только проглядывались в сумятице междоусобиц
германских королей и корольков. Из этого хаоса к началу IX в. родилась Франкская империя династии Каролингов, первое собственно средневековое государство Запада.

И сразу последовал резкий взлёт культуры, недаром зовущийся каролингским возрождением. Все долгие века господства варваров богатства письменной культуры бережно сохранялись в христианских храмах и монастырях. Несколько поколений западноевропейских епископов, священников и монахов донесли наследие античности и первых веков христианства до своих наследников. И позднее, из столетия в столетие, монастырь остаётся в Западной Европе главным центром культурной жизни.

Распространённым послушанием (обязательный труд) средневекового монаха являлось переписывание книг. Всё духовенство обязано было владеть «мёртвым» латинским языком, долгое время главным языком средневековой западной литературы.

Но подлинные мастера владели латынью свободно, переписывали и в учебных, и в познавательных целях древние тексты, учили других. Именно трудами средневековых монахов сохранены сокровища древнеримской литературы - сочинения Горация, Вергилия, Тита Ливия... И это не говоря уже о Библии в переводе на латинский церковного писателя IV в. Иеронима и о многих иных сочинениях римских христиан первых столетий новой эры.

В разрыхления земли начали употреблять борону. Эти новшества дали результаты: в XII столетии производство хлеба резко увеличилось. В Средневековье, отмеченном
постоянными войнами, довольно быстро изменялось вооружение.

Археологи делят средневековое оружие по периодам, получившим название от французских королевских династий. Меч, типичное оружие воина Средних веков, в
эпоху Меровингов был редкостью. До VIII столетия мечи изготовлялись по римским образцам - длинные и широкие. В VIII-XI вв. распространились каролингские мечи - длиной
около метра, широкие и массивные, закруглённые на конце, поскольку предназначались для рубящего удара. С XII столетия использовались мечи капетингские - более короткие и лёгкие, заострённые на конце,

Именно в монастырях сохранялись традиции «четырёх свободных искусств»: арифметики, геометрии,
астрономии и музыки.

Вместе с грамматикой, риторикой и диалектикой («тремя путями к философии») они составляли обязательный круг знаний для любого образованного человека Средневековья. А эталоном образованности служило именно духовное лицо.

Епископы, священники, монахи - первые писатели и историки, философы и естествоиспытатели Средневековья.

Удивительно ли, что из тех же монастырей выходят и первые преподаватели первых университетов и туда за совершенствованием в науках часто приходят университетские выпускники? Нередко, и подчас справедливо, вспоминают гонения Западной церкви на отдельных учёных мужей. Но и сами эти мужи принадлежали к духовенству и всю свою учёность
обрели лишь в этом кругу...

Культура Средних веков не замыкалась на монашеской
келье. Ведь духовенство не единственное высшее сословие Средневековья. И у светской знати имелась своя культура. Общей была вера в Бога, общим было стремление к обретаемому в Нём идеалу. Но пути каждый искал свои.

Идеал предков европейских королей и графов был далёк от христианского. Предки эти, добывшие себе римские земли на острие меча в «тёмные века», наслаждались мрачноватыми сагами о ратных подвигах, кровной мести, безумной, сметающей все преграды роковой любви. Саги и песни древних германцев звучали на многолюдных собраниях, на дружинных пирах.

Но времена менялись, и под сводами замков зазвучали иные песни. Отчаянная борьба Франкской империи с грозящим затопить её иноверческим морем породила «песнь о деяниях» - о подвигах могучих рыцарей-паладинов, которые сражаются и гибнут не ради личной славы, а ради своей веры и «милой» отчизны.

Бродячие певцы, жонглёры пели эти песни на городских площадях и при дворах сеньоров, многие из которых вели род от тех самых паладинов.

А времена продолжали меняться, и в эпоху Крестовых
походов, в XI-XIII вв., рождается то, что теперь принято
называть рыцарской культурой. В ту пору вкусы сеньоров меняются, многие из них сами становятся стихотворцами при дворах сеньоров более владетельных. А то и писателями - так рождаются и многие хроники, и первые военные мемуары.

Лирические песни труверов и трубадуров во Франции, миннезингеров в Германии воспевают богатство
человеческой жизни и в то же время устремляют мысль
к небу. Главная тема их стихов - служение Богу. На земле же рыцарь служит своему сеньору, а ещё - своей Прекрасной Даме. Любовь к ней может и даже скорее должна оставаться безответной, целомудренной.

Ведь, устремляясь к идеалу земной женской красоты, рыцарь познаёт в нём красу небесную, Пречистую Деву Марию...

Те же темы обнаруживаются и в расцветающем рыцарском романе. Недаром создателями его явились те же французские и немецкие поэты. Уже позднее романы начинают создавать в прозе, и не столько рассказывать, сколько читать.

Герои романов - идеальные рыцари, верно служащие королю и Богу, борющиеся со злом во всех его обличьях. Не всегда герою удаётся остаться незапятнанным. Романы подчас ставят острые вопросы, показывают падения и разочарования. Но сколь бы не было сложно достичь идеала, он всегда есть.

И воплощён в мире средневекового романа зримо - как
чаша Грааль, в которую была собрана при распятии Кровь
Христа. Только чистому духом откроется эта величайшая
святыня, и такие находились на Земле...

Конечно, не всегда идеал, создаваемый высокой
культурой, воплощался в реальность. «Мрачного» в Средневековье обреталось немало. Но блестящее наследие
средневековых мыслителей и писателей, людей искусства
и науки никогда не перестанет волновать сердца.

МОНАСТЫРИ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЕ

В период упадка культуры и кровавых войн островками относительного спокойствия, достатка и образованности
оставались монастыри. В течение VI-VIII столетий в Европе строили только культовые сооружения. Так, в эпоху
правления династии Меровингов во Франкском королевстве в Париже возвели 29 церквей, в Реймсе - 22,
в Лионе - 18, в Бордо - 12. Быстро увеличивалось и число монастырей.

За время правления Карла Великого (768-814 гг.) лишь на территории его империи появилось 232 монастыря.

В период расцвета Средневековья Европу покрыла сеть аббатств - как огромных и богатых, так и незначительных. Цистерцианский монашеский орден к концу XII столетия
включал в себя более 500 монастырей, а спустя век их число достигло 700. Основанный в XIII в. орден доминиканцев в начале XIV в. руководил 684 монастырями.

Благодаря исследованиям, проведённым американским археологом К. Конантом, можно представить, как
развивался один из самых знаменитых монастырей Средневековья - обитель Клюни, в ведении которой к XII в.
находилось около 1200 аббатств. Раскопки позволили реконструировать внешний облик жилища монахов.
Монастырь надёжно защищала толстая крепостная стена с двумя воротами. Древнюю скромную церковь, построенную в начале X в., к концу того же столетия сменила другая, более монументальная. Однако скоро и она перестала удовлетворять монахов, и спустя 100 лет там заложили огромный (длиной 187 м) храм Святого Михаила. По величине он считался вторым в мире после собора Святого
Петра в Риме. На территории монастыря располагались также другие церкви; ризница, где хранились казна, богослужебная утварь и облачения священнослужителей; скрипторий, в котором находилась библиотека монастыря
и трудились монахи-переписчики; дом аббата. Имелись кухня, кладовые, пекарня, трапезная, кельи, помещение
для проживания послушников. А также гостиница для паломников, конюшни, больница, кладбище, умывальни
и туалеты. В соответствии с бенедиктинским уставом «монастырь должен... быть организован таким образом,
чтобы производить всё необходимое... дабы монахи не были вынуждены выходить за его стены, что пагубно
для их душ».

СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ГОРОД

Средневековое общество было по своей сути сельским: в городах проживало не более 10 % населения Европы. Вскоре после гибели Римской империи античные города
стали приходить в упадок Некоторые из них просто исчезали, разрушенные варварами или покинутые жителями, бежавшими от эпидемий и вражеских нашествий. Руины античных памятников служили местами
добычи камня, колонн, украшений. В Париже заброшенные арены цирков превратились в кладбища, преториум (дом командующего римским гарнизоном) переделали в королевский дворец. В 585 г. Париж целиком выгорел, после чего его застроили новыми, деревянными зданиями
практически бессистемно; ширина улиц колебалась между 1,5 и 3 м.

Античный город того времени напоминал, как говорили, «сильно похудевшего человека, продолжающего носить свою старую одежду». Вместо умирающих античных
вырастали города новых хозяев Европы. Скорее это были крепости, поскольку играли исключительно военную роль.

Например, город Треллеборг на острове Зеландия (Дания), построенный в конце X в., окружали валы, рвы и деревянные ограды. Он представлял собой круг, разделённый на четыре сектора пересечением двух улиц; в каждом секторе располагался квадратный двор, образуемый четырьмя длинными казармами, напоминавшими по форме корабли викингов. Городская
жизнь в Европе начала возрождаться лишь к началу XII столетия, когда население городов и их территории резко увеличились.

Так, Генуя в X в. была обнесена стеной, внутри которой размещались замок и резиденция епископов с церковью Сан-Лоренцо. К середине XII в. город вырос в северном направлении, и тогда возвели новую стену, в результате укреплённая часть Генуи увеличилась более чем в два раза.

Париж, лежавший когда-то лишь на острове Сите посреди Сены, в начале XII в. занял и её правый берег, к XIII в. крепостная стена опоясывала уже значительные территории на обоих берегах реки, а площадь города
выросла примерно в семь раз.

Кёльн стал расширяться ещё в X в.: помимо старого города, обнесённого римской стеной, был защищен новой стеной
квартал на берегу Рейна. В течение XII в. Кёльн по мере роста огораживали ещё дважды. Развитие городов, центров ремесла и торговли, сказалось и на денежной
системе европейского Средневековья.

В XIII в. возобновилась чеканка золотой монеты: с 1252 г. вошёл в оборот флорентийский флорин, за ним - экю во Франции и дукат в Венеции. Активизировалась и чеканка серебряных денег. Практически каждый крупный феодал выпускал свою монету. При раскопках средневековых городов частыми находками, относящимися к XII-XIII вв., являются изделия и орудия труда европейских ремесленников.

СРЕДНЕВЕКОВАЯ АРХИТЕКТУРА

Некоторый подъём культуры в средневековой Европе наметился в VIII-IX вв., главным образом в империи Карла Великого и его наследников. Неудивительно, что этот период европейской культуры обычно именуется каролингским возрождением. Самым значительным архитектурным памятником той поры считается дворцовый комплекс, построенный на рубеже VIII-IX вв. в Аахене (Германия) для Карла Великого. Комплекс состоял из дворца и храма, соединённых галереей протяжённостью 120 м. До наших дней сохранился только храм, представляющий собой в плане правильный восьмиугольник.

С XI в. цивилизация средневековой Европы переживала подлинный взлёт. Рубежом, после которого начался этот подъём, обычно считают 1000 г., когда европейцы ожидали
конца света. Поскольку катастрофы не случилось, в обществе возобладали новые настроения - стремление строить прочные и долговечные сооружения, способные служить не одному поколению.

В первую очередь стали возводить церкви, причём, после долгого перерыва, каменные. В бургундской хронике того времени записано:

«С наступлением третьего года, последовавшего за тысячным, почти все земли... оказались свидетелями перестройки церковных зданий... Мир как будто стряхивал с себя ветошь и повсюду облачался в новое белое платье церквей». С конца X в. на протяжении двух столетий в искусстве господствовал зародившийся в Германии романский стиль. Для него характерны обращение к
позднеантичным и византийским образцам и использование элементов каролингского, меровингского, даже языческого искусства.

Постройки того времени (в основном церкви) отличаются монументальностью, величественностью. Романский стиль не был единообразен в Европе - в каждой стране и даже провинции он имел собственные черты. Тем не менее есть ряд особенностей, которые позволяют считать его первым для Средневековья общеевропейским направлением
в архитектуре. К ним относятся массивность толстых стен, приземистость, небольшое количество окон. Причём окна, как и прочие элементы здания - арки, своды, ниши, чаще
всего имеют полукруглые очертания. В плане такая церковь представляет собой удлинённый латинский крест.

Внутреннее пространство романских храмов украшалось настенными росписями - фресками. Среди шедевров архитектуры романского стиля можно назвать заложенный
в начале XI в. в Хильдесхейме храм Святого Михаила, городской собор в Шпрейере (1030 г.), церковь Сен-
Сернен в Тулузе (1080 г.).

В конце XII в. романский стиль стал вытесняться новым архитектурным направлением - готикой. Её родиной была Франция. Готический стиль господствовал в европейском
искусстве до XV-XVI вв. Историки и археологи связывают его возникновение с ростом и развитием городов.
Увеличение городского населения требовало создания более просторных соборов. Поэтому характерная черта готических храмов - их значительная площадь. Так, собор в Амьене (Франция) имеет площадь чуть менее 4 тыс. кв. м; в стенах подобного здания порой размещалось всё население города. Готические церкви поражали
современников и своей высотой - собор в городе Бове (Франция) возвышался над землёй на 47,5 м. Добиться таких результатов удалось благодаря замене тяжеловесного полукруга романского стиля стрельчатой аркой, которую повторяют в своих очертаниях все элементы здания.

собор шартре,собор нотр-дам,париж

Стрельчатая конструкция позволила перенести основную нагрузку со стен на колонны, собиравшиеся внутри храма группами. Поэтому некоторые готические храмы остались почти без стен - большую часть их площади заняли стрельчатые окна, украшенные витражами.

Жемчужинами готической архитектуры являются церковь Нотр-Дам в Париже (1163 г.), Шартрский собор (1194 г.), городской собор в Кёльне (1248 г.), папский дворец в Авиньоне (1334 г.), храм Девы Марии в Кракове (1360 г.), Брюссельская ратуша (1401 г.). Средневековые постройки, как романские, так и готические, были непрочными и нередко рушились. Многие из памятников архитектуры тех времён сохранились до наших дней лишь благодаря позднейшим реставрациям.

КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ

До конца XI столетия цивилизация средневековой Европы развивалась изолированно от остального мира. Паломник и купец - вот те немногочисленные путешественники,
которые покидали ненадолго пределы Европы и имели возможность познакомиться с культурой азиатских народов. Единственное исключение в Европе составлял Пиренейский полуостров, на территории которого 800 лет
(VIII-XV вв.) соседствовали христианские королевства и арабское государство. Но в конце XI-XII вв. многие европейцы смогли прикоснуться к цивилизации Востока
во время Крестовых походов.

Европа до походов на Восток в материально-техническом отношении уступала арабскому миру. Крестоносцев на Востоке не без оснований именовали варварами. Но
европейцы, столкнувшись с чуждой им культурой, сумели позаимствовать то, что казалось им полезным.

Правда, не всегда можно утверждать, что то или иное
новшество было привнесено в Европу вследствие
Крестовых походов, ведь существовали и другие пути контактов, прежде всего торговые. Известный
французский историк Жак Де Гофф заявил по этому
поводу: «Я не вижу ничего иного, кроме абрикоса, который христиане, возможно, узнали благодаря Крестовым походам».

Тем не менее именно в эпоху Крестовых походов в Европе начали выращивать такие сельскохозяйственные культуры, как гречиха, рис, кунжут, шафран, абрикосы, арбузы, лимоны, фисташки. В обиход высших слоев населения вошёл тростниковый сахар.

Копировались некоторые технические новшества: из Сирии позаимствовали ветряные мельницы, из арабской Испании - бумагу, заменившую пергамен. У мусульман крестоносцы научились пользоваться арбалетами, а для подачи сигналов в походах - барабанами и трубой, постепенно вытеснившей охотничий рог.

На Востоке крестоносцы увидели роскошную и комфортную жизнь и в результате начали по-новому устраивать рыцарские замки, в них появились красивая мебель, посуда, бархатные занавеси и т. д. Привыкли к омовению рук перед едой, мытью в горячих банях, опять стало модно отпускать бороду. Цивилизация Востока получила от Европы в годы Крестовых походов значительно меньше. Новые хозяева Ближнего Востока возводили для себя замки и храмы в романском и готическом стилях, но широкого распространения в тех землях эти архитектурные направления не получили. Пожалуй, лишь знаменитые франкские мечи сарацины с готовностью заимствовали у европейцев.

карта крестовых походов

 

 

 

 

 

ВВЕРХ

Auto Web Pinger

СОЗДАНО ©Zinorov 2003-2018 Fenykc.comсайт феникс

Besucherzahler
счетчик посещений