цивилизации fenykc

 

FENYKC ЦИВИЛИЗАЦИИ

для детей

ГЛАВА 30

карта византийской империи

ВИЗАНТИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

К исходу V в. практически вся Западная Европа была захвачена варварскими племенами германцев. В эту эпоху римскому государству и всей античной цивилизации пришёл конец. Но ещё в начале IV в. центр державы
переместился в более спокойные и богатые восточные, балканские и малоазийские, провинции.

Вскоре столицей стал Константинополь, основанный императором Константином на месте древнегреческого городл Византия. Правда, и на Западе остались свои императоры - управление империей было разделено. Но старшими считались именно государи Константинополя.

В V в. Восточная, или Византийская, как говорили на Западе, империя устояла под ударом варваров. Более
того, в VI в. её властители отвоевали многие земли занятого германцами Запада и удерживали их два столетия. Тогда они являлись римскими императорами не только по титулу, но и по сути.

Лишившись к IX в. значительной части западных владений,
Византия тем не менее продолжала жить и развиваться. Она просуществовала до 1453 г., когда последний
оплот её власти - Константинополь пал под напором турок. Всё это время империя оставалась в глазах подданных законной преемницей Древнего Рима.

Её жители называли себя ромеями, что по-гречески значит «римляне», хотя основную часть населения составляли греки.

Географическое положение Византии, раскинувшей свои владения на двух континентах - в Европе и Азии, а порой простиравшей власть и на области Африки, делало эту империю как бы связующим звеном между Востоком и Западом.

Постоянное раздвоение между восточным и западным миром стало историческим уделом Византии.

Смешение греко-римских и восточных традиций наложило отпечаток на общественную жизнь, государственность, религиозно-философские идеи, культуру и искусство
византийского общества. Однако Византия пошла собственным историческим путём, во многом отличным от судеб стран как Востока, так и Запада, что определило и особенности её культуры.

ИСТОКИ

Культура Византийской империи создавалась многими народами. В первые века существования ромейской державы под властью её императоров находились все восточные провинции Рима: Балканский полуостров, Малая Азия, юг Крыма, Западная Армения, Сирия, Палестина, Египет, северо-восток Ливии.

Создателями нового культурного единства были греки, римляне, армяне, сирийцы, египетские копты и селившиеся
в границах империи варвары. Самым мощным культурным пластом в этом культурном многообразии было античное наследие. Задолго до появления Византии благодаря походам Александра Македонского все народы Ближнего Востока подверглись мощному объединяющему воздействию древнегреческой, эллинской, культуры. Этот процесс получил название эллинизации.

Перенимали греческие традиции и переселенцы с Запада. Так что культура обновлённой империи складывалась как продолжение главным образом культуры древнегреческой.

Греческий язык уже в VII в. безраздельно господствовал в письменной и устной речи ромеев. Востоку, в отличие от Запада, не довелось испытать разорительных варварских набегов. Потому здесь не было страшного культурного упадка. Большинство древних греко-римских городов продолжало существовать и в византийском мире.

В первых веках новой эры они сохраняли прежний облик
и устройство. Как и в Элладе, сердцем города оставалась агора - обширная площадь, где прежде проводились
народные собрания. Теперь, впрочем, народ всё чаще собирался на ипподроме - месте представлений и скачек, объявления указов и публичных казней. Город украшали фонтаны и статуи, великолепные дома местной знати и общественные здания. В столице - Константинополе - лучшими мастерами возводились монументальные дворцы императоров.

Самый известный из ранних - Большой императорский
дворец Юстиниана I, прославленного победителя германцев, правившего в 527-565 гг., - был воздвигнут над Мраморным морем. Внешний вид и убранство столичных дворцов напоминали о временах древних греко-македонских владык Ближнего Востока. Но
византийцы использовали и римский градостроительный опыт, в частности водопроводную систему и бани (термы).
Большинство крупных городов античности осталось центрами торговли, ремесла, науки, литературы и искусства.

Таковы были Афины и Коринф на Балканах, Эфес и Никея в Малой Азии, Антиохия, Иерусалим и Берит (Бейрут) в Сиро-Палестине, Александрия в Египте.

Крушение многих городов Запада привело к смещению торговых путей на восток. В то же время нашествия и захваты варваров сделали сухопутные дороги небезопасными. Закон и порядок сохранялись только во
владениях константинопольских императоров. Поэтому «тёмные», наполненные войнами столетия (V-VIII вв.) стали порой расцвета византийских портов. Они служили и перевалочными пунктами для военных отрядов, отправлявшихся на многочисленные войны, и стоянками сильнейшего в Европе византийского флота.

Но главным смыслом и источником их существования была морская торговля. Торговые связи ромеев простирались от Индии и Китая до Британии. В городах продолжали развиваться античные ремёсла. Многие изделия ранневизантийских мастеров являются настоящими произведениями искусства.

Шедевры ромейских ювелиров - из драгоценных металлов и камней, из цветного стекла и слоновой кости - вызывали восхищение в странах Ближнего Востока и варварской Европы. Германцы, славяне, гунны перенимали мастерство
ромеев, подражали им в собственных творениях.

Во всей Европе долгое время обращалась только ромейская монета.

деньги византийской империи

Константинопольские императоры продолжали чекан римских денег, внося лишь незначительные изменения в их внешний вид. Право римских императоров на власть не подвергалось сомнению даже лютыми врагами, и единственный в Европе монетный двор был тому подтверждением.

Первым на Западе осмелился начать чекан собственной монеты франкский король во второй половине VI в.
Однако и тогда варвары лишь подражали ромейскому образцу.

Ещё заметнее римское наследие Византии прослеживается в системе управления государством. Политические деятели и философы Византии не уставали повторять, что Константинополь - Новый Рим, что они сами - ромеи, а их
держава - единственная хранимая Богом империя.

Разветвлённый аппарат центральной власти, налоговая система, правовая доктрина незыблемости императорского
единодержавия сохранились в ней без принципиальных изменений.

Быт императора, обставленный с необычайной пышностью, преклонение перед ним были унаследованы от традиций Римской империи. В позднеримский период, ещё до византийской эпохи, дворцовые ритуалы включили в себя многие элементы восточных деспотий.

Басилевс, император, появлялся перед народом только в сопровождении блестящей свиты и внушительной вооружённой охраны, следовавших в строго определённом
порядке. Перед басилевсом простирались ниц, во время тронной речи его закрывали специальными занавесями, сидеть в его присутствии получали право единицы.

К его трапезе допускались лишь высшие чины империи. Особенно помпезно обставлялся приём иноземных послов,
которых византийцы старались поразить величием власти императора. Центральное управление концентрировалось в нескольких ведомствах-секретах: ведомстве логофета (управителя) геникона - главном налоговом учреждении, ведомстве воинской кассы, ведомстве почты и внешних
сношений, ведомстве по управлению имуществом императорской семьи и др.

Помимо штата чиновников в столице каждое ведомство имело должностных лиц, посылаемых с временными поручениями в провинции. Существовали ещё и дворцовые секреты, которые управляли непосредственно обслуживавшими царский двор учреждениями: продовольственными, гардеробными, конюшенными, ремонтными.

Византия сохранила римское право и основы римского судопроизводства. В византийскую эпоху завершилась раз-
работка римской теории права, получили окончательное оформление такие теоретические понятия юриспруденции, как право, закон, обычай, было уточнено различие между частным и публичным правом, определены основы регулирования международных отношений, нормы
уголовного права и процесса.

Наследием Римской империи была и чёткая налоговая система. Свободный горожанин или крестьянин платил в казну налоги и пошлины со всех видов своего имущества
и с любого рода трудовой деятельности. Он платил и за владение землёй, и за сад в городе, и за мула или овец
в хлеву, и за помещение, сдаваемое внаём, и за мастерскую, и за лавку, и за корабль, и за лодку.

Практически ни один товар на рынке не переходил из рук в руки, минуя бдительное око чиновников. Сохранила Византия и римское искусство ведения «правильной войны». В империи бережно хранили, переписывали и изучали древние стратегиконы - трактаты о воинском искусстве.

Периодически власти реформировали армию, отчасти из-за появления новых врагов, отчасти для её соответствия возможностям и потребностям самого государства.

Основой византийского войска стала кавалерия. Её количество в составе армии колебалось от 20 %
в позднеримское время до более чем одной трети в X в. Незначительной частью, но очень боеспособной стали катафрактарии - тяжёлая кавалерия.

Военный флот Византии также был прямым наследством Рима. О его силе говорят следующие факты.

В середине VII в. император Константин V смог послать в
устье Дуная для ведения боевых действий против болгар 500 судов, а в 766 г. - даже свыше 2 тыс. Самые
крупные корабли (дромоны) с тремя рядами вёсел брали на борт до 100-150 воинов и примерно столько же
гребцов.

Новшеством на флоте стал «греческий огонь» - смесь нефти, горючих масел, асфальта серы, - изобретённый в VII в. и наводивший ужас на врагов. Он выбрасывался из
сифонов, устроенных в виде бронзовых чудовищ с разинутыми пастями. Сифоны можно было поворачивать
в разные стороны. Выбрасываемая жидкость самовоспламенялась и горела даже на воде. Именно при помощи «греческого огня» византийцы отбили два арабских вторжения - в 673 и 718 гг.

Превосходно было развито в Византии военное строительство, опиравшееся на богатую инженерную
традицию. Византийские инженеры - строители крепостей славились далеко за пределами страны, даже в далёкой Хазарии, где по их планам возводилась крепость Саркел.

Приморские крупные города кроме стен защищались подводными молами и массивными цепями, преграждавшими вход вражескому флоту в бухты. Такими
цепями замыкались Золотой Рог в Константинополе и залив
Фессалоники.

Для обороны и осады крепостей византийцы использовали различные инженерные сооружения (рвы и частоколы, подкопы и насыпи) и всевозможные орудия.

В византийских документах упоминаются тараны, подвижные башни с перекидными мостками, камнемётные баллисты, крюки для захвата и разрушения осадных приспособлений врага, котлы, из которых кипящая смола и расплавленный свинец выливались на головы осаждавших.

ХРАНИТЕЛЬНИЦА ХРИСТИАНСТВА

Античное наследие не было единственным источником византийской культуры. Восточные провинции Древнего Рима стали родиной христианской религии. Возникнув
на земле Палестины, христианство уже в первые века своего существования распространилось в Сирии, Египте, Малой Азии. И письменные, и археологические свидетельства говорят о том, что раннехристианские общины были в этих землях многочисленны. Именно здесь складывалась христианская литература, росла Церковь, создавались первые богословские школы.

Раньше Рима, в 301 г., христианство приняла в качестве государственной религии Армения, тогда независимое царство. А вскоре началось победоносное шествие христианской веры по римским землям.

Восточная империя с самого начала строилась как государство христианское. Император Константин,
основатель Константинополя, прекратил гонения на христиан и покровительствовал им, а на смертном одре в 337 г. принял крещение. Он и его мать, христианка Елена,
почитаются Церковью как святые.

При императоре Феодосии Великом в конце IV в. христианство утвердилось в качестве государственной
религии. Но лишь в VI в. Юстиниан I, ревностный христианин, окончательно запретил языческие обряды
на землях империи. О том, как происходило утверждение христианства на Востоке, можно судить не только по письменным свидетельствам, но и по находкам археологов. От века к веку возрастает число предметов, связанных с христианским культом, прежде всего разнообразных крестов - от нательных до памятных, а также чаш с религиозными надписями, колец, украшенных
крестами или с Христовым именем, форм для отливки крестов и образков. Повсеместно распространяется христианский обряд погребения, без сопровождающих вещей или жертв, с христианскими символами и молитвами на надгробных плитах.

Христианские храмы постепенно превращаются в центры общественной жизни. Городские здания начинают группироваться вокруг них, а не вокруг ипподромов и агор. Вкладом христианства в культуру Византии стало развитие храмового строительства и иконописи.

Монументальные церкви, сооружавшиеся в городах с V-VI в., сочетали духовную символику первых, ещё скромных храмовых зданий христиан с богатыми традициями греческой архитектуры.

Самое величественное творение византийских зодчих - храм Святой Софии в Константинополе. Его создатели Исидор Милетский и Анфимий Тралльский по повелению Юстиниана воздвигли, как тогда говорили, новое чудо
света. Константинопольская София стала непревзойдённым образцом для позднейших храмостроителей. Она и подобные ей храмы в других городах империи возводились для пышных массовых богослужений.

Самим своим видом они подчёркивали величие и торжество новой веры. Христианские мастера охотно воспринимали наследие античного искусства, однако очищали его от следов язычества и наполняли новым духовным содержанием.

Потому в изобразительном искусстве произошёл отказ от «телесности», стремления физически точно воспроизводить окружающую действительность. Исчезло преклонение
перед силой и плотской красотой. Оно уступило место преклонению перед красотой духовной, стремлению передать скрытую в Боге суть мирского бытия. Новые вкусы привели к упадку прежней, античной, скульптуры. Ей на смену пришли иконопись и мозаика. Они на века стали главными составляющими византийской художественной культуры. В них реалистичность сочетается с одухотворённостью, личный талант мастеров - со следованием традициям и канонам, разработанным византийской школой.

Не все христиане сразу восприняли идею передачи красоты духовного мира через искусство живописца.
В VIII в. империю охватило иконоборческое движение. Его родиной были Сирия и Малая Азия, а покровителями - императоры Исаврийской династии, выходцы из восточных
провинций. Иконоборцы объявили поклонение Богу и святым через иконы идолопоклонством. Они уничтожали
мозаики и скульптуры, сжигали деревянные иконы, нередко разрушали сами храмы.

Лишь в конце VIII-первой половине IX в. иконоборчество было побеждено. Иконописцы сохранили свои традиции, невзирая на гонения. Церковь признала иконопочитание достойным способом поклонения Богу, а иконоборчество осудила как ересь.

Империя ромеев, сохранив наследие античности, всё же не избежала и варварского нашествия. Арабы, создавшие новое мощное государство - халифат, в VII в. отторгли от
Византии все восточные провинции, кроме малоазийских, а в европейские области волна за волной вторгались авары, болгары, славяне.

Славяне селились в границах империи и захватывали обширные территории. Где-то они подчиняли местных жителей и смешивались с ними, где-то ромейское
население бросало насиженные места и спасалось бегством от завоевателей.

Так Византия потеряла север Балкан, где возникли славянские государства: Болгарское царство, сербские и хорватские княжества. Славяне проникли и гораздо
южнее, вплоть до южного греческого полуострова Пелопоннес.

Археологи обнаружили следы разорительного
славянского нашествия - пожары и разрушения в Афинах, Коринфе, Спарте и иных древних городах.

Несколько раз за VII-VIII вв. разноплеменные варвары подступали даже к самой столице. Славянское наследие отразилось в византийской культуре двояко.

С одной стороны, произошла явная варваризация. Приходили в упадок города, оторванные от сельской
округи и частично разорённые. Ремесленные изделия стали грубее и проще, появились не всегда умелые «варварские» подражания. С другой стороны, местные жители восприняли от славян некоторые приёмы земледельческого труда. Например, новый тип бороны, более пригодный для равнинной пашни. В домостроительстве и обработке дерева греками часто начали использоваться орудия (тесла, топоры и т. д.) славянских типов.

Умения славянских плотников всегда высоко ценились в Византии.


ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ

Античное, христианское и варварское наследие заложило фундамент нового явления - византийской культуры, по-разному отразившись в разных сферах жизни империи.
В государственном строительстве возобладала римская традиция, в духовной области верх одержало христианство, а в повседневной жизни городов и сёл империи возник совершенно новый уклад, соединивший
в себе черты старого и нового, традиции многих народов и племён.

Византия по-прежнему оставалась страной городов, хотя облик поселений заметно изменился. Большинство
старых античных городов уменьшилось в размерах, иногда замкнувшись в пределах гарнизонной крепости.

Афины, например, занимали теперь площадь всего 16 га, тогда как античный город располагался на территории в 125 га. В некоторых городах полностью изменилась структура поселения. Так, в Сардах, одном из крупнейших центров Малой Азии периода позднего Рима, на смену компактному городу пришло несколько небольших посёлков с собственными цистернами для воды, площадями
и часовнями.

Центрами средоточия жизни городов и кварталов вместо городских рынков, галерей, терм, театров теперь стали христианские церкви. К ним тяготели жилые дома и общественные строения. По ним город чётко делился на приходы. Всё это тем не менее не нарушило доставшейся от античных времён чёткой городской планировки.

В отличие от молодых городов Запада, нередко представлявших собой хаос переплетённых проулков, города Восточной империи сохранили древний облик.

Наряду с выдержанными в античном стиле дворцами появились дома знати с оборонительными сооружениями, напоминавшие западные замки. Не всегда такие укрепления действительно были необходимы - но они
подчёркивали силу и богатство влиятельных семей.
Дома знати почти всегда имели надстройки или не менее двух полноценных этажей. В них располагалось
множество жилых и нежилых помещений разного назначения - от господской опочивальни до уборных,
где использовалась всё ещё работавшая древняя система водоснабжения.

У всех богатых домов имелись просторные внутренние дворы, нередко с хозяйственными постройками. Так же выглядели и загородные усадьбы земельных магнатов.
Сохранилось подробное описание господской виллы XI в. в Малой Азии.

Вокруг дома с куполом, опиравшимся на колонны, шла открытая веранда. Рядом находились термы с мраморными полами, амбар из Двух отделений (в нижнем, включая подвал, хранились продукты, а в верхнем - печёный хлеб), особый склад для зерна, соломы и мякины, конюшни,
хлева, помещения для работников и слуг. В усадьбе возвышалась церковь с куполом на восьми колоннах,
хорами, мраморным полом, золочёной алтарной преградой.

К господскому дому обычно примыкал сад, где росли яблони, груши, вишни, сливы, персики, финиковые пальмы, айва, гранаты, смоковницы, лимонные, фисташковые
и миндальные деревья, каштаны. Всё пространство между деревьями засаживалось цветами: розами, лилиями,
фиалками, шафраном. Центром дома, как правило, являлся просторный зал - столовая.

В зале описанного в документах имения за большим круглым столом, отделанным золотом и слоновой костью, одновременно могли сидеть Зб человек. Вечером горели
светильники на чистом оливковом масле, у ложа курились мускатный орех, камфора, касия, амбра и мускус. В спальнях стояли золочёные кровати с дорогими покрывалами, в гостиных - столы, инкрустированные слоновой костью, золотом и серебром.

Основная масса строений в крупных византийских городах
Средневековья - дома мелких торговцев и ремесленников. Они также возводились из камня или кирпича, были достаточно благоустроенными, с внутренними двориками. Но их дворы, гораздо меньшие по размеру, не столь надёжно укрывались от посторонних. Сами строения были
одноэтажные (хотя с чердачными и подвальными помещениями).

Наконец, окраины городов и византийские сёла представляли собой царство скромных глинобитных или
деревянных домов городской бедноты и крестьян. Размеры такого строения были крайне невелики, единственное
жилое помещение отапливалось простым очагом либо печью. В жилищах бедняков зачастую находилось лишь
убогое ложе с матрасом, набитым соломой.

Новым типом поселений в Византии стали монастыри, нередко окружённые неприступными стенами. Внутри располагались плотно пристроенные друг к другу церковь, трапезная, жилые и хозяйственные помещения.

Находки археологов и исследование письменных памятников позволяют воссоздать повседневную жизнь византийского города и села. Деревни были гораздо больше и по числу жителей, и по занимаемой территории, чем на Западе. Иногда они сохранялись с античных времён, после распада огромных хозяйств старой рабовладельческой знати.

Рабский труд на селе уже почти не использовался. Крестьяне объединялись в общины и не зависели от крупных земельных собственников.

На Балканах, где осело немало славян, общины были сплочённее и сохранялись дольше, чем в других землях империи. Жители деревень выращивали пшеницу и ячмень, в славянских провинциях сеяли и просо, но максимальные доходы крестьянскому хозяйству приносил виноград.

Земля под ним ценилась при продаже вдесятеро дороже пахотной нивы. Виноград возделывали и горожане -
как в самом городе, так и в пригородах. Считалось, что даже пять модиев виноградника (50-60 соток) могут
обеспечить семье скромный достаток. Спрос на ромейские вина далеко перешагивал границы империи. Их ценили при дворах королей Запада, русских князей и скандинавских конунгов. Славились в Византии и фруктовые сады, но соперником винограда по доходности в Малой Азии и в южнобалканских провинциях были оливки. Оливковое масло, а также солёные оливки постоянно находились на столах ромеев.

Византийцы разводили лошадей, свиней, овец и коз. Лошадь в крестьянском хозяйстве обычно была редкостью. За неё давали цену трёх-четырёх коров. Свободный крестьянин держал её только потому, что без лошади не мог отбывать воинскую службу. Коней разводили преимущественно в имениях знати и императорских поместьях. Племенные лошади, выращенные в богатых
хозяйствах аристократии, вывозились во многие соседние страны и ценились весьма дорого.

Серьёзную роль в жизни сельского населения играли разного рода подсобные промыслы: рыболовство - у крупных рек, озёр и морского побережья; охота, бортничество; выжиг угля и заготовка дров.

Немало сил у крестьянина отнимали государственные трудовые повинности (ангарии), особенно такие, как
перевозка грузов на своих животных, расчистка дорог, ремонт и строительство мостов и укреплений. В обслуживании хозяйства, будь то небольшое крестьянское поле, мастерская или лавка городского торговца, была занята вся семья, в том числе и дети. Рабочий день начинался с рассвета и длился до заката.

КОНСТАНТИНОПОЛЬ - СТОЛИЦА МИРА

константинополь

Среди множества городов средневековой Европы столица Византийской империи занимала особое место. Даже в пору относительного упадка, в начале VII в., население Константинополя насчитывало 375 тыс. - намного больше, чем в любом другом городе христианского мира. Позднее это число только увеличивалось. Рос и сам город. Даже спустя века города латинского Запада по сравнению с византийской столицей казались жалкими деревушками.

Крестоносцы-латиняне поражались её красотой и размерами, а также богатством. На Руси Константинополь звали Царьградом, что можно толковать и как Царский город, и как Царь-город.

В 330 г. римский император Константин I перенёс столицу в город Византии и дал ему своё имя. Всего за несколько десятилетий Константинополь из заурядного провинциального центра превратился в крупнейший город империи. Опередил он и все города Запада, включая Рим и столицы Ближнего Востока - Антиохию и Александрию.

В Константинополь стекались люди со всего римского мира, привлекаемые его невиданным богатством и славой. В этом городе, стоявшем на мысу между Мраморным и Чёрным морями, на самой границе Европы и Азии, пересекались торговые пути, шедшие с разных концов света. Почти всё Средневековье Константинополь оставался важнейшим центром мировой торговли.

Здесь встречались товары и люди из Западной Европы и Китая, Индии и Руси, арабских стран и Скандинавии. Уже в XI в. чужеземцы - купцы, наёмники - заселяли целые
городские кварталы. Для благоустройства столицы немало сделал император Юстиниан I. При этом правителе Восточная империя значительно расширилась. Созданные
тогда величайшие творения византийской архитектуры поновлялись потом веками. Зодчие Юстиниана воздвигли возвышающийся над морем Большой императорский дворец, служивший многим поколениям императоров. Грандиозным памятником союза между империей и Церковью поднялся над городом купол Святой Софии, славнейшего храма православного мира.

Именно богослужение в Софии, по преданию, потрясло в X в. русских послов, посланных князем Владимиром «испытать» ромейскую веру. «И не могли мы понять, - рассказывали они князю, - на небе мы или на земле...»

Богатство и роскошь столицы империи всегда привлекали завоевателей. В 626 г. город пытались взять объединённые силы авар и персов, в 717 г. - арабы, в 860 г. - русы. Но долгие века Второй Рим не видел врага в своих стенах.

Несколько поясов укреплений надёжно защищали его. Даже во время многочисленных гражданских войн, потрясавших империю, город только сам отворял ворота победителям.

Лишь в 1204 г. вчерашним союзникам, крестоносцам, удалось захватить столицу. С этого начался закат
Константинополя, завершившийся падением города
в 1453 г., уже под натиском турок.

По иронии судеб, последний император носил то же имя, что и основатель столицы, - Константин. Под названием Стамбул город стал столицей мусульманской Османской империи. Он оставался ею до падения власти султанов в 1924 г. Османы решили не разрушать город. Они вселились в императорские дворцы, а собор Святой Софии перестроили в величайшую мечеть державы, сохранив прежнее имя - Айя-София (что и значит «святая»).

ВИЗАНТИЙСКАЯ МОДА

Христианское понятие о земной жизни как о юдоли
скорби и греха нашло своё отражение и во внешнем
облике людей Византийской империи. Главное требование заключалось в том, что тело должно быть закрытым. Античная обнажённость, выявляющие фигуру лёгкие ткани - всё это воспринималось как соблазн, порождение дьявола. Создаётся новый идеал красоты: прекрасным может быть только лицо, ибо человеческая душа, духовное начало, смотрит на мир глазами, ими же познаётся как добро, так и зло.

Новым веяниям, как ничто лучше, подходил восточный костюм. Характерная черта восточного мужского костюма - штаны, полностью закрывавшие ноги, - вошла и в византийский быт. Это были разъёмные штаны, представлявшие собой длинные чулки, которые привязывались к поясу. Сверху носили тунику с суживающимися к запястью рукавами. Качество ткани, длина плаща определяли социальное положение - основная часть населения Византийской империи носила туники выше колен. Туника знати доходила до середины икр. Верхней одеждой служил плащ из шерстяных и полушерстяных тканей, скреплённый впереди завязками. Богато отделывались благородными металлами и драгоценными камнями оружие, седельный прибор и попоны коней и мулов. Для знатных дам изготовлялись особые сёдла, они украшались жемчугом и золотыми бляхами в виде зверей и птиц. Седло имело роскошный чехол, а с крупа коня или мула свисало покрывало из шёлка.

Одежда простолюдинов почти не претерпела изменений на протяжении веков: короткий плащ, перекинутый через плечо, рубашка-хитон из грубого полотна или шерсти, заправленная в такие же штаны, перевязанные крест-накрест ремешком сапоги.

Представление о византийской придворной моде и церковной одежде лучше всего даёт красочная мозаика в Равенне. Мозаичное изображение в церкви Сан- Витале торжественного шествия императора Юстиниана и его жены Феодоры в окружении свиты - самая великолепная демонстрация моды тех времён. На императоре Юстиниане нижняя белая шёлковая туника, подпоясанная золотым поясом и украшенная золотой отделкой. Верхний плащ пурпурного цвета, ниспадающий до самой земли, украшен эмблемой наивысшей императорской власти. Сословный характер государства требовал ясных разграничений во внешнем облике подданных. Знаком царского достоинства постепенно становится не только плащ, но и лорум - узкий шарф из плотной парчовой ткани.

Первоначально характерной особенностью одежды
византийских императоров было то, что она не имела
застёжек и надевалась через голову. Большинство же
восточных одежд имело застёжку или запахивалось с полы на полу. Со временем восточные влияния проникают и в быт императоров. В их обиходе появляется совершенно новый вариант костюма - прямая неширокая туника на застёжках с узкими длинными рукавами и поясом.

Византийская культура и костюм оказали большое влияние на формирование художественной культуры Древней Руси. Византийская одежда сохранялась в русской моде на протяжении 800 лет почти без изменений.

РАСЦВЕТ И УПАДОК

С конца IX в. начинается расцвет средневековой Византии, продлившийся с небольшими перерывами до начала XIII столетия. Пределы империи в основном ограничивались
Балканами и Малой Азией, но и в этих рубежах она оставалась одним из сильнейших государств Европы. Пора
могущества Византии стала и эпохой культурного подъёма.
В это время продолжают развиваться и расти старые города, прежде всего Константинополь. Афины и Коринф, пострадавшие от нашествий варваров в VI-VIII вв., вновь
возрождаются. Изгнанные некогда славянами жители побережья Адриатики возвращаются в родные места и вместе с пришельцами строят новые городские центры - Сплит, Задар и др. Городов в империи становится всё больше, а многие из прежде малозначащих превращаются в крупные центры ремесла и культуры. В ремесле времён расцвета Византии поддерживались античные традиции. Изделия византийских ювелиров по-прежнему высоко ценились в Западной и Северной Европе. Находили они спрос и на Востоке, где художественное ремесло не уступало в изысканности ромейскому.

Раскопки в византийских городах показывают, что в XI-XII вв. появилось множество небольших ремесленных мастерских, где работало 5-10 человек. Такие мастерские давали львиную долю ремесленных изделий всех видов. Их продукцией пользовались и горожане, и отправлявшиеся за моря купцы, и жители сельской округи. Нередко к городским ремесленникам-единоличникам обращался за помощью сам император.

Впрочем, для изготовления оружия и других необходимых государству изделий, например для чеканки монет, постоянно работали крупные государственные мастерские.
Некоторые творения византийского художественного ремесла не только завоевали признание в тогдашней Европе, но и вошли в сокровищницу мировой культуры.

Византийские мастера достигли необыкновенного изящества в технике эмали, или, как говорили на Руси, финифти. В Византии господствовала и оттачивалась древнейшая техника перегородчатой эмали (клуазоне), унаследованная ещё римскими мастерами от Древнего
Египта. Эмальер напаивал на золотую поверхность тончайшие ячейки из золотых же проволочек. Ячейки
заливались разноцветным стеклом, после чего обжигались. Полученная эмаль подвергалась тщательной шлифовке. Византийская перегородчатая эмаль отличалась блестящим, в прямом и переносном смысле, исполнением, богатством красок, несомненным художественным мастерством.

Именно византийские мастера стали учителями эмальеров Руси и Западной Европы. Изделия из разноцветного стекла
весьма многочисленны среди археологических находок в Византии.

Они вывозились и за её пределы. Византийские стеклянные предметы обнаружены в славянских странах, Закавказье, они имели огромный спрос и на Западе. Из этого можно
заключить, что стекольное дело было хорошо развито, причём, в отличие от Западной Европы, уже в раннее
Средневековье. Из стекла делались не только украшения: бусы, браслеты, кольца, серьги, подвески, оно использовалось и в бытовых целях - для изготовления посуды, правда, прежде всего для знати. Относительная массовость производства вела к некоторому упрощению внешнего вида изделий. Но всё же художественное мастерство стеклоделов в X-XIII вв. оставалось на высоте.

Для византийского стекла характерны изысканная игра переливающихся красок, сочетание строгости и изящества любого изделия - от бусины до сосуда. Славу ромейского ремесла составила и византийская глиптика - творения камнерезов, работавших с драгоценными камнями. Их изделия найдены во многих странах Европы, а в самой Византии использовались для украшения одежд императорской семьи и высшего духовенства, церковной утвари. Развивалось и искусство резьбы по слоновой кости.
По всей Европе славились также изделия византийских ткачей.

Поистине революционное значение для ткачества в Византии имело начало разведения шелковичного
червя в VI в. Восточная империя уже давно завязала по протянувшемуся через всю Евразию Великому шёлковому пути торговые связи с Китаем, главным поставщиком шёлка. И вот одному из монахов-миссионеров удалось выведать секрет производства чудесной ткани из шёлковых нитей, выделяемых гусеницами бабочек-шелкопрядов. Несколько личинок он тайно вывез на Запад.

Теперь уже Византия стала главным поставщиком шёлковых тканей для стран Европы. Ведущим центром шёлкового производства была Малая Азия. На основе шёлка изготовлялись собственно шёлковые и парчовые ткани. Обе технологии были позаимствованы от мастеров Китая, но византийцы усовершенствовали их, достигнув небывалых
высот в златоткачестве - вплетении в ткань золотых или напоминавших золото металлических нитей. Самые совершенные из таких тканей, использовавшиеся для парадного императорского костюма, выглядят как сплошной лист чистого золота. Парча и иные златотканые материалы украшались различными изображениями, иногда целыми картинами или хотя бы богатым орнаментом.

Наряду с изображениями животных и птиц, геометрическими фигурами даже на светской одежде присутствуют христианские символы - прежде всего кресты и образы ангелов. Продолжали совершенствоваться и обычные для Европы способы ткачества из шерсти. Византийские мастера унаследовали от древних
технику изготовления пурпурных тканей - окрашенных с помощью красно-фиолетового красителя, получаемого из моллюсков иглянок. Пурпур издревле использовался для царских одеяний и имел огромный спрос далеко за пределами Византии. X-XII столетия стали временем расцвета византийского изобразительного искусства. Именно тогда окончательно сложившиеся традиции византийской иконописи находят своё полное выражение и воспринимаются мастерами из других православных стран. Творения ромейских иконописцев соединили лучшие традиции христианской духовности и светского искусства античности. Они стремились передать неисчерпаемость божественной любви и внутреннюю красоту исполненного веры человека.

Главным в иконописи становится «лик» - изображение лица Христа или почитаемого святого. Причём основное внимание уделялось глазам, устремлённым на молящегося.
Все образы дышали покоем истинной веры, мудростью и милосердием.

В IX-XI вв. вырабатываются строгие каноны иконописи. Лучшие образцы принимаются за иконописные «подлинники», на которые должны опираться позднейшие
мастера. Настоящих византийских икон до нашего времени сохранилось мало. Бурные события упадка
империи не пощадили творений художников. Однако о высотах их искусства можно судить по многочисленным оставшимся мозаикам и фрескам.

Между тем эпоха расцвета империи близилась к завершению. В XI в. из глубин Азии на запад устремились
турки. К концу века они покорили большую часть малоазийского полуострова. Начиная с 1097 г. отчасти при помощи западных рыцарей-крестоносцев императоры из
рода Комнинов вернули немало земель на востоке. С Комнинами связано новое возвышение Византии. Но союзники оказались опаснее прежних врагов: уже в XII в.
они стали присваивать себе византийские земли. А в 1204 г., вмешавшись во внутренние распри ромеев, латиняне захватили и разграбили Константинополь. Многие шедевры культуры, святыни православного христианства были вывезены на Запад или безвозвратно утеряны.

Отныне на Востоке стало три императора. В бывшей столице утвердился вожак крестоносцев, государь Латинской империи. В Никее и Трапезунде обосновались знатные ромеи, претендовавшие на имперское наследство. Возникли и другие независимые ромейские государства (крупнейшее - так называемый Эпирский деспотат на
западе Балкан). В 1262 г. никейский император изгнал крестоносцев из Константинополя и возродил Византию. Однако новая империя, управляемая династией Палеологов, оказалась лишь тенью былого.

Ещё процветали столицы соперничавших империй - Константинополь и Трапезунд, но большинство городов
обеднело и пришло в упадок. Ремесло почти остановилось в своём развитии, даже восхитительные изделия ювелиров отставали от европейской моды, которую диктовали мастера Италии и Франции.

В то же время искусство империи в этот период её существования переживает завершающий подъём - финальный мощный аккорд византийской цивилизации.
Правда, теперь преобладают малые формы. Даже воздвигнутые тогда дворцы знати сравнительно малы
по размерам, зато богато и тщательно, с особым вниманием к деталям, отделаны. Монументальные мозаики
на стенах храмов всё чаще уступают место деревянной иконе и фреске. Изображения становятся реалистичнее, лучше передавая чувства и наблюдения иконописца. В светской живописи ещё более, чем в иконописи, чувствуется стремление к реализму - влияние Предвозрождения, уже начавшегося в Италии.

Новая империя была слабее и беднее своей предшественницы. Не имела она и сильных союзников,
которые защитили бы её от внешних врагов. В XIV в. упадок становится явным. На востоке, в Малой Азии,
набрали силу турки под предводительством рода Османов. Они вторглись на Балканы и покорили здешние славянские государства. Вскоре настал черёд и Византии. В 1453 г., после долгой осады, турки взяли Константинополь. Последний император Константин XI погиб при защите города. В 1460-1461 гг. турки покончили с последними оплотами ромеев - крепостями Палеологов на Пелопоннесе и Трапезундской империей. Византия прекратила своё существование.

НАСЛЕДИЕ

Византийская культура мощно повлияла на культуру сопредельных стран. Константинопольская империя являлась естественным центром притяжения, её культурные достижения - образцом подражания для всех народов, принявших восточное православное, христианство. Вместе
с религией ими перенимались искусство, архитектура, письменная традиция.

Арабское нашествие VII в. и турецкое XI в. отрезали империю от её прежних владений в Закавказье. Но христианские народы тех краёв сохранили свою веру, а вместе с ней и наследство культуры времён единой империи. В Армении и Грузии ромейские заимствования вплетены в плотную ткань местных, не менее древних традиций. Достаточно сказать, что оба народа обладали собственными системами письма, разработанными ещё в IV в. Но всё равно и в письменной, и в вещественной культуре сохранились следы античности, традиций, пришедших на
Кавказ из Рима и Византии. Сильнее они оказались в Грузии (Армения оказалась оторвана от ромеев одним
из церковных расколов). Расцвет грузинской культуры в XII в., в блестящее царствование Тамары, немыслим без античной подосновы.

Через Грузию византийская культура проникала на Северный Кавказ, особенно к православным аланам, предкам осетин. Но главным направлением византийского культурного влияния было северное. Вторгшись в пределы
империи, основав здесь собственные государства, славянские племена подпали под сильнейшее воздействие
древней цивилизации. Со временем они восприняли многие её достижения - и обратились к христианству.
Обращение большинства славянских племён в новую веру - не только ближайших южных, но и более далёких восточных и отчасти западных - подталкивалось из Константинополя. Отправленные на северо-запад, в Моравию, проповедники христианства Кирилл и Мефодий стали создателями славянской азбуки и переводчиками священных книг на славянские языки.

В IX в. от греческих священников приняли крещение правители болгар, мораван, сербов, хорватов. Тогда же впервые крестились русские князья. Западные славяне и хорваты позже подчинились Западной, Священной Римской, империи и Римско-католической церкви. Но
восточные славяне и большая часть южных по-прежнему следовали за Византией.

В балканских славянских государствах византийское влияние ощущалось во всём: в ремесле и градостроительстве, в архитектуре и живописи, в придворных ритуалах и литературных творениях. Но
языком культуры был родной, славянский, и местные традиции гармонично сливались с византийскими.

Складывалось новое неразрывное культурное единство. Особенно это было заметно в Болгарии, которая на протяжении большей части XI-XII вв. являлась провинцией
Византии. В Сербии же встречались и взаимодействовали славянская, греческая и шедшая с Запада латинская
культура. Развивавшиеся под сильным влиянием Византии балканские славянские государства разделили и политическую её судьбу.

В XIV-XV вв. они были уничтожены турками-османами. Но все православные народы Балкан - греки, славяне,
потомки валахов румыны - сохранили свою веру и культурные традиции, невзирая на давление завоевателей.

Древняя Русь уже на заре своей истории, в IX в., имела тесные торговые, политические и культурные контакты с державой ромеев. Главным центром русско-византийской торговли и культурных связей был крымский Херсонес.

Из Крыма или через Крым на Русь попадали изделия византийских мастеров, считавшиеся предметами роскоши. Русские князья не раз ходили на Царьград с войной, посылали туда посольства для заключения мирных и торговых договоров, принимали проповедников новой веры.

Именно от «греков» принял христианство в 988 г. князь Владимир, крестившийся в Херсонесе и затем крестивший всю Русь. В первые столетия существования Русской православной церкви её глав присылали из Константинополя.

На протяжении многих веков Русь воспринимала достижения высокой византийской культуры. Когда пришло время собственно русских школ зодчества,
художественных ремёсел, то их мастера были обязаны ромейским учителям не меньше, чем своим славянским предкам. Русь стала подлинной наследницей византийской культуры, но при этом не повторяла предшественницу.

Когда в 1453 г. Византия пала, Русь осталась сильнейшим, а затем и единственным независимым православным государством. Осознав этот факт, многие на Руси пришли
к выводу о необходимости преемства по отношению к павшему на юге «Православному Царству». В 1547 г.
Иван IV Грозный принял титул царя - так прежде славяне называли византийских императоров.


ВВЕРХ

Auto Web Pinger

СОЗДАНО ©Zinorov 2003-2018 Fenykc.comсайт феникс

Besucherzahler
счетчик посещений