цивилизации fenykc

 

FENYKC ЦИВИЛИЗАЦИИ

для детей

ГЛАВА 29

миграция-расселение древних славян

МИР ДРЕВНИХ СЛАВЯН

В IV-V столетиях всю Европу сотрясло движение племён, получившее название Великого переселения народов. Под ударами варваров рушился старый, античный, мир. На
его развалинах воздвигались новые государства и культуры. Но грандиозное переселение, похоронившее
прежнюю, Римскую, империю, было лишь первой волной.

На смену ей шла другая, несущая ранее неведомые народы.
Так на исторической арене Европы в VI в. появляются славяне. Они всплыли из бурлящей стихии Великого переселения - как будто ниоткуда. Но, в отличие от многих других племён, вскоре сметённых с лица Земли, славяне устояли. Более того, они в течение нескольких десятилетий заняли обширные пространства на востоке и в центре Европы. В VIII-X вв. на этих землях уже складываются крупные славянские государства, в том числе
Киевская Русь.

В ПОИСКАХ ПРАРОДИНЫ СААВЯН

Откуда пришли славяне? Вопрос вовсе не праздный. Письменные источники - исторические и географические сочинения, создававшиеся греками и римлянами, - до VI в. их не знают. Но ясно, что это не был небольшой род какого-то племени, внезапно разросшийся в ту бурную
эпоху. Когда славяне появляются на страницах источников, то именуются многочисленными или даже бесчисленными.

Территория, которую они заселили тогда, была столь обширна, что не вызывает сомнений в справедливости этих слов. К началу VI в. существовало уже несколько групп славянских племён. Чаще всего греческие и западноевропейские писатели называют две - склавины (т. е. собственно славяне, те, кто так себя называл) и анты.

Анты говорили со склавинами на одном языке и, следовательно, тоже были народом славянским. Анты в описываемое время занимали земли современной Украины и Молдавии между Днепром и Прутом. Склавины жили к западу от них, заселив немалую часть современных Румынии, Чехии и Словакии, юг Польши, северо-запад украинских и некоторые белорусские земли.

Археология свидетельствует, что в VI-VII столетиях все названные земли были заселены очень близкими по своей культуре племенами, предками средневековых славянских народов. Отсюда, видимо, и следует начинать поиски славянской прародины.

Вклад в воссоздание истории славян внесли учёные, занимающиеся сопоставлением и изучением истории языков. Установлено, что славяне относятся к так называемой индоевропейской семье языков. Они
ближайшие родичи прибалтийских народов (литовцев и латышей), чуть более дальние - германцев и древних римлян.

Таким образом, славяне не новые пришельцы, скажем, из Азии. Их предки веками жили в Европе. Просто населяли они, очевидно, те её северные области, что не попадали в поле зрения географов Древней Греции и Древнего Рима.

По мнению современных языковедов, уже в V в. до н. э. праславяне (т. е. непосредственные предки славян) говорили на особом языке. В V в. н. э. сложился собственно славянский язык, от которого произошли известные в наши дни языки отдельных славянских народов.

Нашлись и некоторые упоминания праславян в античности.
Несколько тогдашних авторов пишут о венедах - древнем народе, живущем в долине реки Вислы, на землях
современной Польши. Первый раз о собственно словенах упоминает географ II в. Птолемей. Он говорит о ставанах, живших к югу от венедов по Нижней Висле и на юго-восток до границ степи. У Птолемея ставены - соседи венедов. Но историк VI в. Иордан утверждает, что венеды - предки словен (склавинов) и антов. Так или иначе, считается, что висленские венеды являлись одним из праславянских племён.

Соседние народы ещё долго называли славян венедами или винидами.

В ПЛЕНУ ИЛЛЮЗИЙ

В XIX в. своё слово в поисках прародины славян должна была сказать археология. Однако первые археологи, занявшиеся проблемой, быстро зашли в тупик. Набор элементов, из которых состояла славянская культура VI-VII вв., устанавливался просто.

Древние славяне жили в полуземляночных домах («в жалких хижинах», как пренебрежительно пишет византийский историк VI в. Прокопий Кесаритский). Они хоронили умерших родичей, сжигая их тела и закапывая прах в землю в глиняных урнах. Причём курганов они сначала не строили.

Славяне VI-VII вв. не знали гончарного круга, потому посуду лепили из глины вручную. Проблема заключалась в том, что именно такой набор не известен ни одной из существовавших до V в. на востоке и в центре Европы археологических культур.

По отдельности элементы иногда обнаруживаются, в сумме - крайне редко. Например, есть культуры того времени, в которых гончарная посуда соседствует с лепной, обряд сожжения тел - с погребением в земле (трупоположением).

Можно ли их считать славянскими? Археологи XIX в. находились в плену представлений, согласно которым каждой культуре должен соответствовать особый народ.
Частые перемещения племён с места на место привели к тому, что в источниках упоминаются разные прародины. Если античные авторы помещают венедов на Висле, то древние летописцы Руси, Чехии и Польши выводят своих предков с Дуная.

В итоге к началу XX в. многие славянские историки и археологи решались отнести к прародине всю занятую в VI-VII вв. славянами территорию, а кроме того, многие
соседние земли, на которых были памятники «славянских» культур. В ответ немецкие учёные решительно «уменьшали» пределы прародины. А памятники объявляли «германскими» или «балтскими».

По-новому оценил проблему прародины крупнейший словацкий археолог начала XX в. Любор Нидерле (1865-1944). Он первым из историков-славистов активно
использовал результаты языковедческих исследований. В результате Нидерле создал широкую и убедительную картину ранней истории и древней культуры славянских
племён. Эта картина была представлена им в 1906 г. в обобщающем труде «Славянские древности».

«Славянские древности» - подлинная энциклопедия мира древних славян - до сих пор остаются незаменимым подспорьем для любого историка. Труд переведён на многие языки мира, в том числе русский.

Нидерле заявлял, что при переселениях племена смешивались друг с другом, веками жили бок о бок.
Поэтому культуры раннего железного века - творения не одного, но нескольких народов.

Среди них трудно найти чисто «славянскую», «германскую» или «балтскую» культуру. Внимательно анализируя источники, Нидерле очертил примерные границы прародины славян. По его мнению, искать её следует на территории Польши и Украины, хотя не исключены и иные варианты.

Позднейшие исследования подтвердили главное - самые крупные археологические культуры II-V вв. в Восточной и Центральной Европе неоднородны. Их создавали представители разных племён: германцы и праславяне, древние балты (родичи литовцев и латышей) и скифо-
сарматские кочевники.

ПЛАВИЛЬНЫЙ КОТЁЛ КУЛЬТУР

В конце IV-V в. по землям Европы пронеслась волна нашествия новых, пришедших с Востока кочевников - гуннов. Она ещё раз смешала местные племена, кто-то ушёл за ней. Именно гунны дали главный толчок Великому переселению народов. В начале V в. прежние культуры
Восточной Европы исчезают с археологической карты. Несомненно, многих из числа их создателей гунны
истребили.

Других же увлекли за собой дальше, на запад. Центром державы гуннского царя Аттилы были области по Среднему
Дунаю (современная Венгрия). Не отсюда ли после смерти всесильного завоевателя вновь начали расселяться славянские племена? И не в этом ли разгадка сообщений
летописцев о прародине на Дунае? Но археология до сих пор не смогла ни подтвердить, ни опровергнуть это
мнение.

Достоверно известно только то, что славянские культуры пришли в Восточную и Центральную Европу именно во второй половине V в. - как раз после гибели царства Аттилы. Где же первоначально жили предки славян? Вопросов пока ещё больше, чем ответов. Но совокупные
усилия историков, археологов и языковедов постепенно проясняют это.

Установлено, что в V в. до н. э. (тогда же, когда появился праславянский язык) на землях Польши, по Средней Висле, возникла культура, близкая к позднейшей славянской.

В первых веках новой эры варвары Центральной и Восточной Европы то воевали, то торговали с Римской империей. Из римских провинций на «варварский» север
распространялись достижения ремёсел, оружие, мода. Потому культуры того времени часто называют провинциально-римскими. Создавались, в подражание римским, металлическое оружие, конская сбруя, замки, ножи, керамическая посуда. Ремесленники были выходцами из разных племён.

Они строили разные жилища, по-разному хоронили умерших. При этом племена тесно общались между собой и жили бок о бок. «Отделить» их друг от друга археологу очень сложно.

На западе, в долинах Эльбы, Одера, Вислы и на прилегающих землях, во II-V вв. н. э. распространилась пшеворская культура. Среди её создателей были и германские племена вандалов и лугиев, и праславяне - венеды и словене («ставаны» Птолемея).

Дальше на восток, на территории украинской лесостепи, в первых веках новой эры жили зарубинецкие племена. Их культура так напоминает славянскую VI-VII вв., что
некоторые учёные уверенно называли их праславянами, т. е. непосредственными предками славян.

Но другие не соглашаются. Зарубинецкая культура, считают они, не связана напрямую с известными нам славянскими народами. Ближайшими потомками её создателей в III-VII вв. были жители Верхнего Поднепровья. По своему языку, скорее всего, они являлись балтами. Славяне же пришли в их земли позднее.

С III в. большая часть современной Украины и Молдавии, а также часть Румынии были охвачены ещё одной
провинциально-римской культурой - черняховской. Среди черняховцев были как оседлые германцы (готы и гепиды), так и сарматские кочевники. Присутствовали среди них и праславяне. По своей территории черняховская
культура почти полностью совпадает с одной из ранних славянских - пеньковской VI-VII вв. (названа по селу
Пеньковка на Украине).

Пеньковская культура, по мнению современных учёных, принадлежала антам, восточной группе славянских
племён. Уже упоминавшийся историк Иордан сообщает о войне антов с готами ещё в IV в. В некоторых германских языках слово «ант» обозначает мифического великана. Так нередко сохранялась память о древних воинах - победоносные враги превращались в чудовищных исполинов.

Как бы то ни было, есть основания полагать, что и анты, и готы входили в число черняховцев. Некоторые Черняховские общины на Днестре пережили разрушитель-
ное гуннское нашествие. Позднее увлечённые гуннами на запад предки славян вернулись сюда и поселились
вместе с дальними сородичами. Во второй половине V в. провинциально-римская черняховская культура сменилась подлинно славянской.

КУЛЬТУРЫ-СЕСТРЫ

Как уже говорилось, к началу VI в. большую часть славянского мира делили между собой два объединения
племён - словене и анты. В землях, которые отводят этим народам авторы того времени, археологами обнаружены две археологические культуры. Одна из них - пеньковская - уверенно связывается с антами. Действительно, пеньковские памятники распространены на тех же украинских, молдавских и отчасти румынских землях, где Иордан и Прокопий помещают антов.

Другая культура - пражско-корчакская. Она получила своё название от поселений на месте нынешней чешской столицы Праги и в Корчаке (Украина). Пражско-корчакская
территория полностью покрывает земли древних словен. Она охватывает Чехию, Словакию, часть Польши, Румынии и Украины.

Представители обеих культур приняли с конца VI в. участие в масштабном переселении на Балканы. Археологи находят следы разрушительного вторжения славян на земли Византийской империи, уничтожения городов и крепостей, бегства населения. Об этом свидетельствуют
и письменные источники.

В начале VII в. славяне завладели уже почти всей Грецией. «Они, - пишет византийский хронист, - вторглись с боями... и изгнали и унизили природные эллинские (т. е.
греческие. - Прим. ред.) племена, а сами поселились». Однако затем часть беженцев вернулась на прежние
земли, между ними и славянами началось мирное общение. Пришельцы научились многому у местных жителей, поселились в древних городах. Так складывалась история южных славян: болгар, македонцев, сербов, хорватов, словенцев.

В Греции же и Албании славянские поселенцы растворились в среде местных жителей. Успехи славян были тем поразительнее, что они отставали от империи и в боевой организации, и в вооружении.

Историк Иоанн Эфесский (VI в.) с удивлением писал,
что над греками одержали верх «люди простые, которые не осмеливались показаться из лесов и из-под защиты деревьев и не знали, что такое оружие, кроме двух или трёх копьишек». По данным археологов, у славян и антов в VI в. из оружия, и правда, имелись лишь луки со стрелами да небольшие дротики.

Пока в распоряжении историков были только письменные памятники, многие из них считали, что анты - предки восточных славян, а словене - западных. Теперь это
заблуждение убедительно опровергнуто археологами. Словене - племена пражско-корчакскои культуры. Они жили как в Польше, Чехии и Словакии, так и в Украине.
Корчакцы стали предками и западных, и восточных славян. Именно потому славяне в целом унаследовали их название. Анты же - предки лишь части южных и восточных
славян.

КТО ТАКИЕ СЛАВЯНЕ?

Парадоксально, но факт: долгое время историки не могли сойтись во мнении, что, собственно, означает слово «славяне». В XVI-XVIII вв., когда историческая наука в славянских государствах только складывалась, большинству казалось очевидным, что слово это всегда
звучало, как сейчас. Соответственно и производили его от «славы» народа. Такое лестное мнение сохранялось долго. Но исследования последующих веков его не подтвердили.
Современное слово «славяне» - творение средневековых учёных. Оно восходит к латинской и греческой передаче подлинного самоназвания. Сами же древние славяне всегда звали себя словенами. Именно так звучало слово в ранних славянских языках, в том числе в древнерусском.

Словене, т. е. обладающие словом, осмысленной речью, противопоставляли себя иноязычным немцам, или немым. В то же время сначала так называла себя только часть древних славян. Другие именовались антами.

КАК РАЗЛИЧАТЬ ПЛЕМЕНА

В русских летописях упоминается более десятка восточнославянских «племён». Точнее, это были союзы, состоявшие из нескольких племён каждый. Племенные союзы ещё не являются государствами. У них нет твёрдых границ и общепринятых для всех законов, князья не опираются на помощь каких-либо «чиновников». Но именно такие союзы, объединявшие большую территорию, становятся зародышами славянских государств.

На самом юге будущей Руси, в северо-западном Причерноморье, жили угличи (или уличи) и тиверцы. К северо-западу от них, в горных подкарпатских землях, - хорваты, сородичи балканских хорватов. Все эти племена были потомками антов. Дальше на север, между Западным
Бугом и Днепром, обитали потомки словен-дулебов - волыняне (или бужане), древляне, дреговичи и поляне. Последние жили в окрестностях Киева на правом берегу Днепра. Левый же, восточный, берег и земли дальше на восток занимали северяне. Вверх по Днепру, на север от полян и северян, жили радимичи. Их северо-восточные
соседи, вятичи, жили в том числе и в окрестностях Москвы.

Другим здешним племенным союзом были кривичи. Это огромное племенное объединение занимало земли от Чудского озера и Западной Двины до Поволжья, включая Смоленщину. Наконец, Новгородскую землю на самом севере Руси в древности населяли ильменские словене.
Долгое время археологи затруднялись нанести все эти названия на свои карты.

Восточнославянских археологических культур VIII-IX вв.
гораздо меньше, и лишь две северные точно соответствуют кривичам и ильменцам. С X же века культура Руси становится всё более однородной. Ключевое значение для решения проблемы имели труды русского археолога Александра Андреевича Спицына (1858-1931).

Этот крупный учёный, с 1927 г. академик, посвятил себя изучению древностей Европейской России. Благодаря раскопкам самого Спицына и изучению им данных прошлых раскопок наука обогатилась многими
сведениями об этих землях, начиная с III тысячелетия до новой эры. Вдумчиво и подробно занимался Спицын анализом полученных данных о славянской старине.
Учёный обратил внимание на небольшие различия в курганном обряде в отдельных восточнославянских областях. Но главное - он разбил на несколько типов женские украшения восточных славян.

Это прежде всего височные кольца - кольца, подвешивавшиеся у висков к головному убору. Исследование типов височных колец и других культурных особенностей позволило ныне выделить большие археологические «области» Древней Руси. Эти «области»,
как выяснилось, примерно совпадают с границами племенных союзов, известных по летописи. Сверх того, современные археологи смогли серьёзно уточнить летописную карту.

ХОЗЯЙСТВО СЛАВЯН

Археологи воссоздали довольно полную картину жизни ранних славянских племён. Славяне были оседлыми
земледельцами. Впрочем, на первых порах им часто приходилось переходить с места на место. Связано это
было с тем, что у них господствовало подсечно-огневое земледелие. Селяне выжигали под пашню лес, а затем использовали участок до полного истощения. Спустя 3-4 года землю приходилось менять. Потому древнейшие поселения невелики. Они просто не успевали разрастись.

Со временем, однако, возникают крупные сёла. У антов это происходит раньше, чем у словен. Славяне осваивали новые методы земледелия, учились чередовать поля, тем самым повышая их плодородие. Теперь при селе имелось два поля - одно засевалось, а на другом земля «отдыхала»,
оставалась «под паром».

Славяне выращивали просо, пшеницу, овёс, ячмень. Известны им были лён и конопля. Разводили они
также хмель и виноград, занимались огородничеством и садоводством. Первые пахотные орудия делались из дерева. Именовались они ралами. Анты унаследовали от черняховских племён более развитое орудие - рало с металлической насадкой (наральником), взрезающей при
пахоте землю. Потом его заимствовали и словене. Гораздо позднее, в VII-VIII вв., появились новые орудия пахоты - соха (лёгкое орудие, приспособленное для северной лесной почвы) и, наконец, плуг.

Древние славяне занимались и скотоводством. Кости домашних животных во множестве найдены на славянских поселениях. Славяне разводили коров и свиней, овец и коз. Имелась в их хозяйствах и домашняя птица. Словене до VII в. редко ездили верхом, в рала и телеги они впрягали быков. А у антов было широко распространено
коневодство. Из антских земель до наших дней дошли детали конской сбруи, а также изображения коней. В жилах антов текла кровь и сарматских кочевников - неудивительно, что конь у них высоко почитался.

Поселения словен и антов почти всегда располагались по берегам рек или ручьёв. Для них выбирали место, укреплённое самой природой, будь то лес или крутой берег. Искусственно же укреплённые грады до VII-VIII вв. - большая редкость.

От VI в. таких известно всего два, оба на землях Украины. Это словенское городище Зимно на Западном Буге («столица» племенного союза дулебов) и Пастырское городище в долине Днепра, центр антов. Жили анты и словене, как правило, в слегка возвышавшихся над землёй полуземлянках правильной четырёхугольной формы. Площадь их действительно совсем невелика: у словен в среднем около 10 кв. м, у антов - от 12 до 20. Это меньше
современной однокомнатной квартиры. Сейчас трудно поверить в то, что на столь малой площади проживала довольно большая древнеславянская семья. Но славяне редко бывали дома. Дом являлся местом не столько совместной жизни, сколько общих трапезы и сна.
Внутри дома, в углу, противоположном входу, размещалась каменная печь. Напротив неё - «красный угол» с домашними святынями-идолами.

Печи ставились у северной стены, а «красный угол» находился в южной. На юге, по славянским мифам, лежит блаженная заморская страна, прародина людей. На севере словенских земель в VI в. стали строить наземные срубные дома - избы. До сих пор в северных русских или польских землях изба считается образцом крестьянского жилища.

Изба просторнее, чем дом южного типа (хата). Избы
возвышались над землёй и хорошо отапливались печью, которая иногда ставилась в подполе, в центре, а иногда - в углу жилища. Одевались древние славяне скромно. Тот же Прокопий писал о славянах в бою: «Некоторые не имеют
ни хитона, ни плаща, но, приспособив только штаны... так и вступают в схватку с врагом». Хитон - длинная, подпоясанная рубаха. Именно в хитон и штаны одет славянский божок в виде литой статуэтки из Мартыновского клада конца VI-начала VII в. На славянских поселениях найдено немалое количество орудий труда. Они помогают установить, что у древних славян была неплохо развита обработка дерева.

Славяне искусно работали по металлу, изготовляя как орудия и оружие, так и украшения. Они в совершенстве
владели навыками кузнечного дела и плавки цветных металлов: серебра, бронзы, меди. Славянские (особенно
антские) мастера-ювелиры умело подражали мастерам Византийской империи.

РАЗДЕЛЕНИЕ КУЛЬТУР

К концу VII в. древнейшие славянские культуры распадаются. Славяне к тому времени широко расселились по Европе. Различия между отдельными племенами усилились. На основе корчакской и пеньковской складываются новые культуры. Так, антские и восточные словенские племена создали культуру луки-райковецкой (названа по одному из украинских поселений). Она занимает территорию от Западного Буга и Прута до Днепра. До наших дней дошло большое число градов и неукреплённых сёл VIII-IX вв., а также курганные и бескурганные могильники.

Восточнославянская культура луки-райковецкой стоит у истоков древнерусской народности. На востоке в VIII в. с ней граничила и частично смешивалась волынцевская культура. Полагают, что к её созданию причастно племя северян, которое упоминается в русских летописях и византийских хрониках.

Северяне в IX-XI вв. занимали левобережье Днепра. Культура их сложилась на основе слияния славянского и пришедшего из степи населения, потомков древних сарматов. В начале VIII в. волынцевцы основали на правом берегу Днепра Киев - будущую столицу Руси.

Потомки волынцевцев в IX в. широко расселились на востоке Руси. Они дали начало нескольким союзам восточнославянских племён. Славяне развивались не в изоляции от внешнего мира. Они расселялись на землях, где до них жили греки и римляне, балты и германцы.
Кроме того, славянские земли нередко подвергались вторжениям кочевых племён с востока. Потому многие
славянские культуры несли на себе отпечаток влияний извне.

Так, само имя болгар происходит от названия кочевого племени, основавшего своё государство на Балканах в конце VII в. Болгары ещё до этого тесно общались со словенами и антами, смешивались с ними. Как свидетельствуют и письменные, и вещественные источники,
современный болгарский народ возник из слияния двух культур.

На развитие чехов и словаков сильное воздействие оказали другие кочевники - авары, покорившие часть славянских земель в VI-начале VII в. Авары, в отличие от болгар, были скорее поработителями, нежели соседями и союзниками славян. Но созданное ими на землях нынешних Венгрии, Австрии и Словакии государство - Аварский каганат - вобрало в себя самые разные народы: славян, германцев, болгар, римлян. Под властью общих господ, авар, их культуры сблизились и слились в новое единство.

Археологам сейчас довольно трудно отличить, например,
германские и славянские памятники в пределах Аварского каганата.

КАК БРАНИБОР СТАЛ БРАНДЕНБУРГОМ

О людях, создавших пражско-корчакскую и пеньковскую культуры, известно немало и из письменных источников - трудов западных и византийских писателей. Другое дело - культуры славянского севера. Об их создателях до конца VIII в. от древних историков сведений практически нет. У самих же славян письменность появляется ещё позже, с утверждением христианства в IX-X вв. Их историю воссоздаёт почти исключительно археология.

Огромное пространство от Вислы до Эльбы (Лабы) в VI в. заселили племена, культура которых получила название от поселений Сукова в Восточной Германии и Дзедзиц в Польше. Суковско-дзедзицкие племена были родственны пражским словенам. На значительной части территории Польши они позже смешались с ними, что и дало начало польскому народу

Германские соседи называли суковцев винидами. Но сами они уже в конце VI в. именовали себя словенами. Несмотря на родство, культура их всё же отличается от пражской.
Суковцы жили исключительно в наземных домах. Причём строили они как типично славянские избы-срубы, так и дома иных типов, больше напоминающие германские.
Останки умерших они не погребали в земле, а разбрасывали прах по поверхности. Потому почти неизвестны суковские кладбища.

На землях Польши (кроме Поморья Балтики) суковцы к концу VII в. смешались с пришедшими с юга родичами-словенами. Но на территории Восточной Германии они очень долго сохраняли свою культуру. Суковцы стали предками хорошо известных из хроник полабских славян - ободричей (ободритов), которые до XII в. сохраняли независимость от наступавшей на их земли Западной Римской империи. Наконец, под мощным давлением они вошли в её состав и приняли христианство, после чего постепенно переняли немецкий язык и культуру.

Многие названия немецких городов на востоке Германии славянского происхождения. Так, Ольденбург - перевод славянского Старграда, а Мекленбург - Велиграда.

Бранденбург некогда был Бранибором. Археологические
исследования подтвердили, что все эти города действительно были основаны славянами-суковцами в конце VI-VII в. Однако славяне издавна жили на этих землях бок о бок с германцами и смешивались с ними. Давнее мирное сосуществование двух народов подтверждает и археология. На всём пространстве от Балтики до чешских земель известны в VI-VII вв. смешанные поселения.

ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВНИХ СЛАВЯН

Археология и языкознание, отдельные свидетельства
письменных памятников позволяют нам воссоздать среди других черт культуры и языческую религию древних славян. Славянские слова «языки», «язычники» - перевод латинского слова pagani, т. е. «народы». Так именовались иноверцы, окружавшие с библейских времён мир единобожников. В старославянском и древнерусском языках присутствует и прямое заимствование из латыни - слово «поганые». Оно означает то же, что и «язычники», хотя для нашего уха звучит гораздо резче.

Современные учёные нередко называют «язычеством» религию древних славян, предшествовавшую христианству. Сами древние славяне этого слова, разумеется, до крещения не знали.

Религия славян являлась многобожной. Славяне веровали во множество богов, каждый из которых отвечал за ту или иную природную силу или за какие-то явления повседневной жизни. Многие языческие боги почитаются не только славянами, но родственными им народами Европы. Особенно много общего у славянской религии с древней балтийской (литовцев, латышей, пруссов). Но и более отдалённое родство - с древними римлянами, с германцами, с кельтами - тоже ощущается в поверьях, в осколках мифов, в именах богов. Всё это наследие древнего индоевропейского единства.

Древнейшие боги, олицетворявшие силы природы, сходятся в так называемом «основном мифе» древних славян.

Один из них - бог- громовержец Перун. Древние славяне чтили его как предка и покровителя своих князей. Его
именем клялись находившиеся под его защитой воины-дружинники. Перуну противостоял Велес. Он - бог загробного мира, хозяин дикой природы. Под его покровительством находится всяческое колдовство. Змееподобный Велес в «основном мифе» сражался с Перуном и терпел от него поражение. Но почитали
его почти наравне с верховным богом.

Велес - «скотий бог», способствующий крестьянскому труду, от него зависит урожай и удача в делах. Не исключено, что именно Велес сначала считался у многих славян верховным божеством, но как «старый бог» у большинства племён уступил своё место молодому Перуну.

Перун находит двойников в балтийском Перкунасе или скандинавском громовнике Торе. Подобия Велеса - могучий бог загробного мира Велс у балтов и не менее могущественный «Всеотец» Один-Валль, владыка загробного чертога и предводитель богов в скандинавских мифах.

cвятилище на благовещенской горе в древнерусском городе
вщиже. реконструкция по результатам раскопок

К числу древних богов относится и бог Солнца Дажьбог. Он - «бог дающий», предок и покровитель всех людей, но особенно славян и славянских князей. Он - первый князь, прообраз всех последующих земных правителей. Князь считался потомком и подобием вышнего Солнца.

Итак, имелись общие, известные всем славянам боги. Но за время расселения по Европе в религии, как и в культуре вообще, появилось немало нового. После разделения славян на отдельные группы в V-VIII вв. у различных племён стали почитаться разные божества. Некоторые
боги древнерусского пантеона - Хорс, Стрибог, Семаргл, - совершенно неизвестны другим славянам. То же самое мы увидим, если обратимся к богам западных славян - их имён мы чаще всего не найдём у восточных или южных славян.

Обряд поклонения богам у славян именовался «молитвой». Так называлось и собственно моление, и принесение
жертвы. Считалось, что божество может помочь в гадании, отвратить злую судьбу. Богов благодарили за успех в делах. В жертву приносили в основном животных. Перуну на его главный праздник в середине лета забивали быка. Подносили в дар высшим силам и долю урожая. Но
приносили древние славяне, помимо прочего, и человеческие жертвы. Останки людей найдены среди жертв на многих славянских капищах, пишут об этом и средневековые писатели. Кого принести в жертву богам,
определял жребий.

Археологи открыли немало древних славянских святилищ.
Большинство их располагалось под открытым небом, на
вымощенных площадках, окружённых рвами. На площадках стояли идолы в виде столбов, чаще всего деревянные. Идолам не всегда вырезали лица - но
вырезали подчас весьма умело. До наших дней дошли
идолы каменные, как очень примитивные, так и искусно
выполненные. Среди них выделяется найденный в Украине
Збручский идол. Он изображает всю картину мира восточных славян - небо с живущими там богами, населённую людьми землю и преисподнюю, хозяин которой обречён поддерживать верхние миры на своих плечах.

Перед идолами, во рву, сохранялся огонь, в котором сжигались остатки жертвоприношений. Известны у славян и храмовые здания - на южном прибрежье Балтийского моря. Но древнейший тип славянского «храма» недоступен археологии. Как полагают, это был небольшой «шатёр» из досок или даже материи, натянутой на дерево. Священное дерево и служило здесь предметом почитания. Такие «храмы» могли иметься близ каждого славянского села.

Стоит лишь попытаться воссоздать какую-то «общую»,
единую для всех славян религию и мифологию, как картина
«рассыпается». Аюбой мир «варварских» мифов - мир
живого многообразия, которое постоянно преображается
и изменяется. В этом их отличие от отлитой в строгие
формы мифологии древних цивилизаций. Древние славяне
не нуждались ни в чётко прописанных связях между своими
богами, ни в «священном писании», ни в «философии».

Когда же то и другое им потребовалось, они обрели всё разом вне язычества. В VII-X вв. происходит крещение большинства славянских народов.

САМЫЕ СВИРЕПЫЕ ИЗ СЛАВЯН

Велеты, или лютичи, ещё в XI в. слыли самыми свирепыми из прибалтийских славян. Постоянные войны их с соседними ободричами длились с конца VI до X в. О позднейших,
с конца VIII в., рассказывают западные хроники. Но наиболее ранние события может воссоздать лишь
археолог.

Изучая остатки древних поселений, археологи узнали о разрушительном вторжении южных племён в земли,
населённые суковцами. Ободричи-суковцы отступили на северо-запад, оставив земли в низовьях Одры пришельцам. Позже, около 630 г., они выстроили недалеко от границы деревянную крепость - Велиград (Мекленбург). Примерно
в 680 г. велеты взяли и сожгли оплот противника. Но
их торжество длилось недолго. Ободричи вернулись на
пепелище и отстроили град, отбросив врагов. Некоторые
из пришельцев вынуждены были остаться в Велиграде как
пленники. От них, скорее всего, ободричи переняли навыки гончарства. Завоеватели с юга заняли в VI-VIII вв. многие прибалтийские земли Следы их культурного влияния обнаружены в Польском Поморье и на острове Рюген (Германия). Подобно своим врагам ободричам, они сохраняли независимость от немецких владетелей до XII в., а позднее смешались с немцами.


ОДИССЕЯ КРИВИЧЕЙ

Далеко на северо-востоке от всех перечисленных славянских племён, на землях будущей Северной Руси,
также уже в V в. появляются славяне. Возникшая здесь культура длинных курганов в VIII в. распространилась
на большой территории, охватив Псковщину, Смоленщину, значительную часть белорусских земель.

Средневековые русские летописцы отводят эти земли могущественному племенному союзу восточных славян - кривичам. Очевидно, именно кривичам и принадлежит культура длинных курганов.

Появление кривичей на дальнем севере в столь раннее время - одна из загадок славянской истории. Откуда и каким путём они попали на север? Долго считалось, что кривичи пришли в VI в. из уже заселённых тогда славянами земель между Одрой и Вислой. Но сейчас доказано, что они появились на Псковщине не позднее 470 г. Быть может, кривичи оторвались далеко на север от словен и антов в самом начале их расселения, после краха Гуннской державы? Вопрос этот ещё ждёт разрешения.

Своё название культура получила по главной особенности - неизвестным у других славян погребальным сооружениям. Умерших сородичей кривичи хоронили в длинных, похожих на вытянутые валы погребальных насыпях. В высоту эти курганы достигают 2 м, в ширину - 10 м, а в длину - 100 м и более.

Как и во всех славянских землях, в курганах хоронили членов одного рода на протяжении многих поколений.
В кривичских землях в VIII в. возникают укреплённые поселения. Древнейшим из них был Изборск близ Пскова - старейший из городов Северной Руси, ровесник Киева.
Почти во всех кривичских поселениях вместе жили славяне и люди из древних финских и балтских племён.

Подобно северным славянским племенам, кривичи строили исключительно наземные дома - избы.

СОПКИ ПОД НОВГОРОДОМ

В конце VII в. на севере будущей Руси появляются новые славянские жители. Их приход не сопровождался войнами ни с кривичами, ни с местными финскими племенами.
Пришельцы осели к востоку от кривичей, в долине реки Волхов и на озере Ильмень. Летопись называет жителей этой земли словенами или, в отличие от прочих словен, ильменскими словенами. Ильменцы - предки средневековых жителей Северной, Новгородской, Руси.
Культура ильменцев именуется археологами культурой сопок или культурой новгородских сопок.

Название также происходит от погребальных сооружений. Сопки - высокие (9-10 м) насыпи с плоской вершиной, обложенные кольцом из валунов. Археологи считают, что
на сооружение сопок повлиял как славянский, так и финский погребальный обряд. Обкладка могилы валунами и есть как раз древний финский обычай.

Древние ильменцы жили в укреплённых и неукреплённых поселениях, возникших в VIII в. на пространстве от Ладожского озера до верховий Волги. Именно из ильменских земель с конца VIII в. шло заселение окрестностей нынешней Москвы. Укреплённые грады у ильменцев появляются уже в VIII в. Важнейшим из них был Холопий городок на реке Волхов, а позже, в IX в., -
Рюриково городище близ нынешнего Новгорода. Продвигаясь на север, к Ладожскому озеру и Финскому заливу, словене встретили не только финнов, но и приплывавших из-за моря скандинавов - норманнов,
варягов. Главным центром их общения стала крепость
Ладога к югу от озера, на Волхове.

Археологические раскопки последних лет позволили воссоздать историю града. Ладогу (Альдейгью) основали около 750 г. норманны на землях местных финнов. Около 760 г. в крепость пришли с юга словене. С этого времени словене, норманны и финны мирно сосуществовали
здесь долгое время. Лишь в середине IX в. произошёл серьёзный конфликт, приведший к бегству части
норманнских «находников».

Словен в Ладоге становилось всё больше. Но и норманны через Ладогу двигались дальше на юг. Присутствие их в IX-X вв. отмечено на многих древнерусских поселениях. Оно подтверждается, в частности, находками в Ладоге и Рюриковом городище скандинавских рунических надписей IX в.

Славянская культура сложилась не вдруг и не на пустом месте, как казалось некоторым учёным ещё в XIX столетии. Её история уходит корнями в общую для всех европейцев глубокую варварскую древность. Обогатившись достижениями других народов - как более развитых, так и примерно равных ему по уровню, - древнее славянство дало начало позднейшим культурам славян восточных, западных и южных. Одной из наследниц давней эпохи
славянского единства является культура Древней Руси.

ТРИ ГРУППЫ РУСОВ

В IX-X вв. на карте Восточной Европы появляется новое мощное государство - Русь. В его состав вошли все восточнославянские племена и многие их финские и балтские соседи. История Руси начинается с объединения восточных славян под властью русов, или руси. Кто такие были русы, и откуда взялось их название - учёные спорят до сих пор.

Одни полагают, что русы изначально были особым племенем, другие - что так называлась княжеская дружина.
В последнее время всё больше свидетельств в пользу того, что Русь зародилась на севере, в Новгородской земле. Так считал и летописец, выводивший Русь от варягов. Судя по древним свидетельствам, русы конца VIII-X в. были выходцами из разных племён. Среди них имелись и варяги-норманны, и славяне, и финны, и балты. Ясно, что Русь отнюдь не сразу стала Киевской.

Русы оседали в разных славянских градах, строили новые. Лишь позднее все их столицы объединились под властью Киева.

Арабские средневековые географы сообщают о «трёх группах русов», т. е. о трёх более или менее самостоятельных центрах Руси. Считается, что сведения о них получены на Востоке в IX столетии.

Первый из центров - Куяба - уверенно отождествляют с Киевом, который существовал уже в VIII в. Но с другими двумя ситуация сложнее. Здесь не обойтись без помощи археологов.

Второй центр - Славия. Она расположена где-то на севере,
и название её, конечно, связано с именем словен-славян. Чаще всего Славию ищут в районе Новгорода, столицы словен ильменских. По одному из преданий, здесь некогда стоял город Словенск. В этих землях сейчас известно несколько градов VIII-X вв. Но по другому, более древнему преданию Словенском сначала назывался не неизвестный город в Поильменье, а Изборск. Этот стольный град псковских кривичей основан в начале VIII в., гораздо раньше, чем любой из градов ильменцев. Так что вопрос о Славии ещё нельзя считать закрытым.

Третий центр - Арса (или Арта). Её искали чуть ли не по всей Восточно-Европейской равнине. На роль этого центра предлагались разные города - от Рязани до Чернигова. Дело усложняется тем, что арабы не могли чётко описать этот город - жившие в нём русы были недружелюбны к чужеземцам.

Сейчас большинство историков сошлись во мнении, что Арсу надо искать на северо-востоке Руси. Неподалёку от Ростова Великого археологи обнаружили древний град - Сарское городище. Оно процветало на протяжении VIII-X вв., а потом уступило место растущему Ростову. В отличие от славянского Ростова Сарское основали аборигены края - финское племя меря. В своей столице, однако, меряне уживались со славянами и норманнами. Именно этот древний центр Ростовской земли, как сейчас полагают, и был загадочной Арсой.

МАРТЫНОВСКИЕ ДРЕВНОСТИ

Долгое время в европейской науке господствовало мнение о крайне низком уровне культуры древних славян. А сложилось оно под влиянием известий византийских историков. Те же подчас оценивали всех варваров
уничижительно, с высоты собственной цивилизации.

В 1909 г. в Украине, близ села Мартыновка, археологи обнаружили богатый клад VI в. Окрестные земли в VI-VII вв. населяли антские племена. Большинство историков сошлись во мнении, что предметы из клада изготовлены антскими мастерами. В кладе свыше сотни серебряных украшений. Но позднее коллекция антских драгоценностей пополнилась: были найдены и другие
клады VI-начала VIII в., а также сходные предметы на пеньковских поселениях.

Блестяще выполненные украшения этого типа получили в науке название мартыновских древностей. Среди находок в кладах - височные кольца, фибулы, ожерелья из бронзы и серебра. Но особенно много украшений, привешивавшихся
к поясам. Подобные дорогие изукрашенные пояса упоминаются даже в хрониках той эпохи. Их носили наёмники-гвардейцы византийских императоров.

В числе поясных привесок и самые яркие из известных памятников антского искусства. Это литые фигурки людей и животных, найденные в Мартыновском кладе. Четверо подбоченившихся (как будто пляшущих) мужчин сделаны древним мастером с редкой для тех времён точностью.
Фигурки позволяют учёным судить об одежде и внешнем облике их создателей. Пять фигурок изображают животных, видимо коней. Бегущие звери, впрочем, изображены с разверстыми пастями и высунутыми языками. У одних в оскаленной пасти отчётливо выполнены конские зубы, узнаваема и грива, но «копыта» оканчиваются когтями.

В других же «конские» черты едва опознаются. Быть может, перед нами изображения славянского бога грозы Перуна с его конём. Конь бога- громовержца вполне мог рисоваться воображению мастеров грозным чудовищем.

ВОЕННОЕ ДЕЛО СЛАВЯН

И археологические раскопки, и письменные источники
немало говорят о вооружении и боевой тактике древних славян. Особенно много места уделяют им, разумеется, византийские военные теоретики, не раз противостоявшие славянским племенам.

Главным оружием славян VI в. являлись небольшие копья, годные и для ближнего боя, и для метания. У каждого славянского воина имелось по два копья. Второе по значимости и частоте упоминаний оружие славян - деревянный лук с короткими отравленными стрелами. Наконечников как копий, так и стрел немало обнаружено в славянских поселениях. Находят археологи также ножи и топоры, однако те использовались больше в хозяйстве, чем на войне.

Некоторые воины прикрывались надёжными, но довольно тяжёлыми деревянными щитами. Другие шли в атаку не только без щитов, а вообще полуголыми, полагаясь на поверье о неуязвимости пребывающего в боевой ярости ратника. Доспехов славяне долгое время не знали.

Во время войн и набегов славяне знакомились с новым
оружием, бывало, и захватывали его у врагов. Слово
«меч» пришло к славянам из кельтских языков, слово
«броня» - из германских. Во время войн с Византией VI-VII вв. придунайские славяне обвыклись и с тем и с другим.
В VII в. южные славяне сражались уже мечами, а то и в полном тяжёлом доспехе. Более того, у них выделились «рода войск»: мечники, метатели, копейщики и др.

В VI в. славяне сражались преимущественно пешими. Верховую езду освоили они все, но только анты на
востоке Европы, многое восприняв у кочевников, уже тогда применяли в бою конницу. У других славян коневодство
сначала было развито слабо. Но при набегах на Византию им в руки попало большое количество коней. К концу VI в.
у придунайских славян уже имелась конница. Для южных и южной части восточных славян VII в. конный бой стал
обычным делом.

По описаниям византийцев VI в., славянская атака выглядела совершенно беспорядочной. Но в первых рядах сражались наиболее опытные и свирепые воины, члены дружин и воинских братств. Их громкий боевой клич
и пугающий внешний вид повергали врага в ужас. Славяне славились своим умением нападать из засады и обороняться в труднодоступных местах, особенно в горах. Эти навыки развились за десятилетия освоения Прикарпатья.

Разбить оборону славян в «теснине», поучали опытные
греки, можно, лишь вызвав славян на атаку. Иногда это
удавалось, иногда нет.

Первоначально славяне не дерзали нападать на крупные укреплённые города. Однако в середине VI в. они уже небезуспешно их штурмовали. Тогда ни о каких осадных машинах у них ещё не упоминается. Но славяне учились - и у самих византийцев, и у кочевников.

К 80-м гг. VI в. славяне вполне овладели осадной техникой. Уже тогда они сооружали большие осадные башни, тараны для разрушения ворот, мощные камнемёты.
Осадную технику они не возили с собой, а строили прямо
на месте осады или на подступах к осаждаемому городу,
за несколько дней.

В VII в. южные славяне, расселившиеся на Балканах, освоили осадную технику ещё лучше и даже усовершенствовали античные штурмовые орудия.

Среди славян появились собственные «манганарии» -
инженеры осадной техники. Они пользовались огромным уважением в своих племенах. При осаде вражеских городов на них возлагались особые, почти исключительные надежды.

Славяне славились у византийцев и кочевников как мастера наведения переправ через водные преграды. Авары
пользовались услугами славян для переправы войск через Дунай. Для передвижения по многочисленным рекам Восточной Европы славяне издревле использовали плоты и челны, изготовлявшиеся из одного дерева. На такой славянской лодке- однодеревке (по-гречески «моноксил») при переправе умещалось два десятка воинов.

Во второй половине VI в. славяне впервые спускают свои суда на море. Сначала они пытались подражать византийскому кораблестроению, придавая большим
плотам формы военных судов. Но после нескольких неудачных опытов стали развивать собственную технику.

Брали в основном числом и приспособлением чёлнов для долгого морского плавания. В результате флотилии лёгких плотов и моноксилов уже в начале VII в. представляли
угрозу для греческих портов. Особенно опасными казались «связанные ладьи» - связки однодеревок, напоминавшие современный катамаран и нёсшие соответственно больше
воинов.

На однодеревках южные славяне пересекали и Эгейское, и Адриатическое море. К концу VIII в. мореплавание освоили
и восточные славяне.

ВВЕРХ

Auto Web Pinger

СОЗДАНО ©Zinorov 2003-2018 Fenykc.comсайт феникс

Besucherzahler
счетчик посещений