цивилизации fenykc

 

FENYKC ЦИВИЛИЗАЦИИ

для детей

ГЛАВА 28

СКИФСКИЙ МИР

Когда-то давным-давно, начиная со второй половины VIII - начала VII в. до н. э., на необъятных просторах степной и лесостепной зон Евразии от Причерноморья до Саяно-Алтая кочевали загадочные народы. Античные писатели и историки называли их «скифами».

Но уже сами древние авторы вкладывали в это понятие разные значения. Под «скифами» понимались и племена, жившие только в районе Северного Причерноморья, и прочие народы, обитавшие на достаточно удалённых друг от друга территориях. Позднее термин «скифы» нередко
применялся по отношению ко всем народам, населявшим евразийские степи, будь то кочевые племена или наши предки славяне. Даже Русское государство в некоторых средневековых сочинениях именовалось Скифией.

Шли столетия. Долгое время скифы оставались загадкой. Ещё в начале XX в. этот образ оставался овеянным легендами и служил благодатной почвой для поэтов, писателей, художников. Всем хорошо известны знаменитые строки Александра Блока: «Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы! С раскосыми и жадными очами!..».

Но каков был настоящий облик скифов, откуда они пришли и куда исчезли в волнах истории? Окончательного ответа
на все вопросы скифской истории нет, и вряд ли можно
их получить. Но многое позволила узнать археология, открывшая удивительный мир скифских курганов,
образцы великолепного неповторимого искусства, грандиозных погребальных сооружений.

Древности скифов стали известны науке уже в XVIII в. Но научная база скифской археологии была создана в XX в. усилиями многих учёных. Благодаря археологии по-
новому зазвучали и скудные строки античных сочинений о скифах.

В современной науке принято как узкое, так и расширенное толкование понятия «скифы». В первом
случае «скифы» - это название только одного народа степей Северного Причерноморья между Дунаем и Доном. Тогда других представителей различных культур, родственных скифам, называют народами скифского мира. Это савроматы, жившие к востоку от причерноморских
скифов, саки в степях Казахстана и Средней Азии, меоты в Прикубанье и иные, имена которых история не сохранила.

Во втором случае ими называют все народы, жившие на обширной территории, но имевшие когда-то общее происхождение и обладавшие близкими чертами хозяйственного уклада, культуры. Близость культуры
выражается в некоторых чертах повседневной жизни, обрядов и мировоззрения. В археологии все эти черты
объединены в так называемой «скифской триаде».

В неё включают оружие (бронзовые наконечники стрел,
железные кинжалы и мечи, боевые топоры), конское снаряжение (своеобразная узда) и предметы искусства
скифского звериного стиля. Очень похожие типы этих предметов широко распространились в культурах народов, населявших степь и лесостепь Евразии со второй половины VIII в. до н. э. до первых веков новой эры. Вместе эти крупицы знаний открывают перед нами мир, на протяжении многих веков сохранявший свою самобытность и оставивший в летописи мировой цивилизации свою
особую страницу.

СКИФЫ: КТО ОНИ И ОТКУДА?

происхождение археологических находок

Происхождение скифских культур и их дальнейшая судьба крайне загадочны. Причина этого - отсутствие у народов скифского мира собственной письменности и противоречивые данные о скифах в рассказах иных народов. Изучая древние тексты, в которых античные и восточные историки упоминают имена скифских вождей,
некоторые скифские слова, учёные всё же могут кое-что понять о происхождении скифов.

Они говорили на языке иранской группы индоевропейской языковой семьи, а другие народы скифского мира имели похожие языки. Но откуда и когда пришли представители скифской культуры в европейские степи, где с ними и познакомились древние греки, оставившие самые полные описания этого народа? До прихода сюда скифских племён здесь жили народы, также говорившие на иранских языках. Самыми известными из них были киммерийцы.

История киммерийцев также полна тайн. На сегодняшний день точно не установлено, кто такие киммерийцы. Одни
исследователи считают, что киммерийцы - это родственные скифам кочевые народы, существовавшие с ними в одно время. Другие учёные предполагают, что понятие «киммерийцы» может быть одним из названий самих древних скифов. По легенде, которую приводит греческий историк V в. до н. э. Геродот, скифы-кочевники, пришедшие из Азии, изгнали киммерийцев с территории Северного Причерноморья. Но тот же Геродот в своей «Истории» приводит и другие легенды скифов,приводит и другие легенды скифов.

Согласно им, скифы в Северном Причерноморье жили извечно. Легенды мало помогают решению вопроса о происхождении причерноморских скифов.

Не дают прямого ответа и археологические источники. Ведь большинство скифских племён вело кочевое хозяйство и могло передвигаться на огромные расстояния за короткое время. Да и выделить предков схарактерными чертами скифской культуры, среди окрестных кочевых племён, крайне сложно, если не сказать невозможно, так как, неизвестно, где сложились эти черты скифской культуры. И здесь вновь начинаются споры
исследователей. Где сложились характерные черты скифской культуры?

Одни из них считают, что скифы пришли в Европу вполне сформировавшимся народом. В их культуре уже существовали все особенности «скифской триады»: отличавшие их виды оружия, конского снаряжения и украшений. Эта гипотеза получила название «центральноазиатской». Сторонники другой теории,
«переднеазиатской», с ними не согласны. Нет, говорят они, все эти черты у скифов сложились во время их походов в VII в. до н. э. за Кавказский хребет, в Междуречье и Малую Азию, о которых известно из письменных источников и данных археологии. Там они заимствовали передовые виды вооружений и некоторые сюжеты искусства, включили их в свою культуру и принесли обратно в степи. Только после этого можно говорить о скифской культуре как о чём-то целостном.

Обе теории имеют веские аргументы в свою пользу. И в Центральной, и в Передней Азии есть сходные со скифскими предметы оружия и украшения. Но ни в одном из этих центров нет всего набора элементов культуры, характерных для скифов. Но исследования археологов
не стоят на месте. Всё больше и больше аргументов появляется у третьей гипотезы происхождения скифской
культуры - «полицентрической».

На огромных просторах евразийских степей, от Алтая на востоке до Кубани на западе, открыты курганы, датируемые VIII-VII вв. до н. э. Среди них выделяются Чиликтинский курган № 5 в Восточном Казахстане, курган
Аржан в Тыве, Большой Гумаровский курган в Оренбургской области, курганы могильника Южный Тагискен в Приаралье. В них «скифская триада» уже присутствует как сложившийся комплекс вещей, хотя в каждом из этих погребений есть и отличительные черты.

Поэтому сторонники «полицентрической» гипотезы полагают, что на огромных просторах степей Евразии
с VIII в. до н. э. одновременно начинали возникать сходные в общих чертах культуры скифского типа.

СОКРОВИЩА СКИФСКИХ КУРГАНОВ

Скудность письменных источников о скифах и других народах скифского мира замещается богатыми
археологическими находками. Они в основном происходят из захоронений и гораздо реже с поселений. Связано это с тем, что народам скифского мира был свойствен кочевой
образ жизни. «У скифов нет ни городов, ни укреплений, и свои жилища они возят с собой», - с удивлением
отмечает греческий историк Геродот во время путешествий по Скифии.

И действительно, археологами открыты единицы поселений скифов, да и большая их часть относится к поздним этапам истории этого народа. Но зато курганов скифской эпохи в степях открыто множество - от Дуная на западе до Алтая и Саян на востоке. Курганный обряд при захоронениях широко применялся у всех народов скифского мира. Обряд был сложным и различался для рядовых воинов и племенных вождей.

Простых скифов хоронили в земляной могиле, клали с ними личное оружие, ставили один-два горшка с едой и питьём. Над погребением насыпали невысокий курган.

Совсем иными были гробницы скифских царей и знати. Тело умершего царя, натёртое воском и различными ароматическими травами, возили по всем территориям под чинённых племён для прощания. После этого оно доставлялось на специально отведённое для погребения
место. Могилу вырывали чаще всего в виде четырёхугольной ямы. Сверху ямы или в самой яме над
телом покойного воздвигали деревянный сруб. Затем следовали каменная и земляная округлые насыпи,
образовывавшие достаточно высокий курган.

Часто вместе с царём хоронили слуг и верховых лошадей. В богатых скифских курганах нередко находят скелеты убитых наложниц и слуг - они сопровождали царя в загробный мир. Геродот рассказывает, что вокруг могилы царя расставляли чучела коней и сажали на них убитых юношей.

Специально для погребального ритуала шилась одежда, изготовлялись оружие, украшения, конская утварь, ритуальные сосуды. Сам выбор предметов для погребения был не случаен. Легенды выделяют эти предметы как важные, божественные. По одной из пересказанных Геродотом легенд о происхождении скифов, в царствование первого царя Скифии Таргитая с неба на землю упали золотые священные предметы. В их числе были секира и чаша. Другая легенда говорит о том, что Геракл подарил лук и пояс с чашей своим сыновьям, рождённым от обитавшей в Скифии полудевы-полузмеи. Выросшие три брата Агафирс, Гелон и Скиф устроили между собой состязания за честь принять дары своего отца.
Выиграл состязание младший брат Скиф, от которого, как считалось, произошли царские скифы.

Особое значение оружия и ритуальных сосудов отразилось и на их украшении. На эти предметы наносили изображения реально существовавших в природе и фантастических зверей и птиц. Животные становятся основной темой скифского звериного стиля, который
выступает как отличительный знак всех культур скифского
мира. Чаще всего изображали птиц, копытных животных:
оленей, косуль, горных козлов, лошадей - и хищников, главным образом кошачьих. Птицы были символами Неба - верхнего мира, а хищники и копытные животные относились к миру земному. Символичность этих животных отразилась на манере их изображения.

Иногда животные показаны очень условно, но они всегда легко узнаваемы по своим характерным признакам. Это клюв и огромный глаз у птицы, роскошные рога и копыта
у оленей и козлов, чуткие уши, острые зубы и когти у хищников. При этом копытные и хищники часто
изображались в сценах борьбы как символ извечного противостояния добра и зла. Но эта борьба происходит под сенью Неба. Символы Неба - птицы, очень условно изображённые в виде клюва и глаза, - можно заметить и в рогах оленей, и в когтях хищников.

Возможно, ответ на вопрос о популярности сюжетов этого стиля даст одна старая легенда.

Крёз, царь Лидии, призвал на пир великих мудрецов, в числе которых был скиф Анахарсис. Крёз спросил его, какое животное самое храброе. Анахарсис ответил, что это самые дикие животные, потому что они мужественно умирают за свободу. Второй вопрос задал Крёз о том, какое из живых существ самое справедливое. Мудрец опять ответил, что самые дикие животные, ибо живут они по законам природы, а не по законам, установленным людьми. А природа есть создание богов, а не человека. Царь, высмеивая Анахарсиса, спрашивал дальше, что, может быть, звери и есть наимудрейшие существа. Анахарсис согласился с этим, заметив, что предпочитать истину природы истине закона есть основной признак
мудрости.

Материалы раскопок скифских курганов помогают составить представление об обществе скифов. Скифское общество было трёхчастным по своему социальному устройству, что было традиционно для всех индоиранских народов. Принято выделять три сословные группы:
военную аристократию, куда входили и цари; жрецов и рядовых скотоводов и земледельцев. Скорее всего,
царская власть была наследственной и передавалась от отца к младшему сыну. Царь предводительствовал во время войны, в мирное же время исполнял обязанности
верховного судьи и жреца. Высоки были также роли союзного совета и народного собрания, которое одновременно являлось и войском скифов.

царская гривна

Народы скифского мира были прекрасными воинами, слава о них стала легендарной ещё в древности. Герой произведений Лукиана из Самосат скиф Токсарсис восклицает:

«У нас ведутся постоянные войны, мы или сами нападаем, или выдерживаем нападения, или вступаем в схватки из-за пастбищ и добычи...». А Геродот так оценивает их военное искусство:

«Среди всех известных нам народов только скифы обладают одним, но зато самым важным для человеческой жизни искусством. Оно состоит в том, что ни одному врагу, напавшему на их страну, они не дают спастись; и никто не может их настичь, если только сами они не допустят этого».

Военное дело скифов можно восстановить по находкам в курганах. Скифы были вооружены акинаками - короткими мечами, небольшими деревянными луками, использовали стрелы с бронзовыми наконечниками. Форма и размер
скифского лука были приспособлены как для стрельбы с коня, так и для пешего боя. Лук и стрелы помещались в горите - специальном футляре для лука с отдельным карманом для стрел. Многие знатные всадники имели доспехи, которые состояли из бронзового шлема, наборного панциря из нашитых на кожаную основу бронзовых или железных чешуек. Воина защищал овальный или прямоугольный щит из дерева, обтянутый толстой кожей, украшенный золотыми эмблемами в виде зверей.

В снаряжение воина входил кожаный пояс, украшенный железными или бронзовыми пластинками, часто в виде животных, слева к нему подвешивался горит, справа - ножны с мечом, а иногда и секира. В воинском деле
также использовались дротики, копья с массивными железными наконечниками, боевые топоры-секиры.

Громадное значение лошади в военном быту скифов способствовало тому, что конскому снаряжению
уделялось не меньше внимания, чем оружию. Сложный по своему составу набор конской сбруи украшался не хуже, чем оружие, и, так же как оружие, занимал достойное место в кургане.

большой скифский курган

Погребение коня вместе с воином было обязательной частью скифского погребального ритуала. В богатых курганах находят скелеты десятков, а иногда и сотен коней. В рядовых могилах, правда, конские погребения встречаются не всегда. Видимо, не все скифы могли позволить себе такую жертву. Но элементы конской сбруи, символически заменяющие коня, являются неизменной
частью погребального инвентаря.

«ДИВНЫЕ ДОИТЕЛИ КОБЫЛИЦ»

Ведущую роль в хозяйстве скифов, особенно на первых порах, играло кочевое скотоводство. Кочевники разводили овец и лошадей, позднее появились и стада коров. Это обу словливалось самой природой скифского мира. Племена скифской культуры расселялись в полосе степей,
лесостепей и полупустынь, где кочевой образ жизни оказывался наиболее приемлемым способом адаптации к условиям окружающей среды. Земледелие в этих областях было возможно, но недостаток воды, постоянные засухи, суровые зимы, особенно в степях к востоку от Волги,
делали это занятие весьма рискованным. Стада скота также страдали от природных катаклизмов, и засухи нередко вызывали резкое сокращение их поголовья. Но всё же скот можно было перегонять с пастбища на пастбище: весной туда, где солнце ещё не успело выжечь растительность, летом и осенью в более обеспеченные водой районы, зимой - ближе к югу и в защищенные от ветров предгорные котловины. Животные давали мясо, молоко,
шерсть, кожу. По свидетельству греческого учёного Псевдо-Гиппократа, скифы «едят варёное мясо, пьют
кобылье молоко и едят „иппаку" (сыр из кобыльего молока. — Прим.ред.)». А греческий историк и географ Страбон приводит слова древних авторов, которые называют некоторые из народов скифского мира «дивными доителями кобылиц, молокоедами». Другие продукты питания и ремесленные изделия скифы-кочевники получали от живущих в лесостепной зоне соседей, чаще всего за счёт ведения с ними войн и сбора дани.

дойка овец,скифы

Конечно, некоторые из народов скифского мира в наиболее благоприятных местах переходили к оседлому образу жизни, осваивали земледелие. Они сеяли пшеницу, ячмень, горох, чечевицу. Но и в их хозяйстве помимо земледелия значительную роль по-прежнему играло скотоводство, но уже не кочевое, а пастушеское. Зимой
скот оставался в стойлах на поселениях, а в остальное время выгонялся на открытые пастбища вокруг посёлка. В отличие от кочевников в стаде у этих племён преобладали коровы, значительно меньше было овец и лошадей. У оседлых скифов развивалась металлургия, а также изготовление изделий из кости и кожи, ткачество. Для экономического развития скифов и их соседей в лесостепи
Восточной Европы большое значение имела торговля с греками - жителями городов-колоний Северного
Причерноморья. Из Скифии в Грецию поставляли хлеб, мёд, рыбу, скот и рабов. В обмен скифы получали продукцию греческих ремесленников и ювелиров. Изделия из Греции
археологи часто находят в скифских поселениях и курганах.

Изначально основным типом жилья у народов скифского мира служили передвижные повозки. Как пишет Псевдо-Гиппократ, «у них нет домов, а живут они в кибитках....кибитки кругом закрыты войлоками и устроены подобно домам, одни с двумя, другие с тремя отделениями; они непроницаемы ни для воды, ни для света, ни для ветра».

В упряжку впрягались только волы, кони же ценились и служили исключительно как верховые животные. Племена, обитавшие в европейской части Скифии и перешедшие
к оседлому образу жизни, жили в укреплённых посёлках. Наиболее известны поселение у Бугского лимана, Немировское, Каменское, Вельское городища.

Основная часть населения жила в наземных
домах (деревянных или сложенных из необожжённого
кирпича) или землянках. Пол, печь были из глины, крыша
делалась из коры или соломы. Вместе с домами встречаются и хозяйственные постройки: землянки либо ямы для хранения продуктов, мастерские.

Постепенное расслоение скифского общества сказывалось и на планировке поселений. На Каменском городище в центре был обнаружен «акрополь» с остатками каменных
домов - место жительство скифской знати.

Народы скифского мира, переходя от кочевого к полукочевому образу жизни, строили зимние и летние
поселения, называемые зимниками и летниками. На зимниках жили в деревянных срубах с дощатыми полами, на летниках - в лёгких шалашах и шатрах из войлока.
В быту у народов скифского мира, как у кочевников, так и у земледельцев лесостепи, широко использовалась деревянная посуда с круглым дном, без ручек или с одной ручкой.

Из-за плохой сохранности дерева до наших дней такие сосуды редко доходят целыми. Обычно археологи находят от них только золотые украшения в виде отдельных пластин. Также были распространены лепные горшки и кувшины простой формы, выполненные достаточно грубо и украшенные незатейливыми узорами.

Из металлической посуды часто применялись крупные бронзовые литые котлы. Они имеют округлую или овальную форму, высокую ножку, ручки размещены вдоль верхнего
края. Скифские котлы предназначались для варки мяса жертвенных животных. Геродот пишет, что скифы

«как только сдерут шкуру с жертвенного животного, очищают кости от мяса и затем кладут в котлы местной выделки».

С начала торговых контактов с греческими колониями
Северного Причерноморья в Европейскую Скифию попадает и античная глиняная посуда: амфоры, сосуды для вина, столовые виды сосудов. Особое место в материальной культуре народов скифского мира занимали культовые сосуды. Они использовались во время ритуальных действий и в погребениях. Это серебряные, реже золотые круглые по форме кубки и ритоны - сосуды
в форме рога животного.

АЛТАЙСКАЯ ПРИНЦЕССА

скифо-сибирский мир

Уникальным феноменом скифских древностей на Алтае являются «замершие» могилы, когда в ледяной линзе вечной мерзлоты сохраняются мельчайшие детали захоронения, в том числе и органического происхождения, что довольно редко встречается при археологических раскопках столь древних памятников.

алтайская принцесса

В 1991 г. на плато Укок на Алтае в ледяной капсуле
был обнаружен деревянный сруб. После того как капсулу
разморозили, поливая её в : течение нескольких часов горячей водой, взору археологов предстала чудная картина: на боку в срубе лежала молодая женщина в одежде из тончайшего шёлка, в высоком головном уборе с позолотой и с палочкой из лиственницы в руках.

Предплечья «принцессы Укока», как окрестили находку журналисты, украшала татуировка с изображением грифонов. Благодаря открытию установлено, что женщины пазырыкской культуры, к которой относится захоронение, носили парики и использовали косметические средства.

Тело покрывали татуировки, сюжеты которых строго подчинялись общим представлениям о трёхуровневой структуре мира. На ногах изображались рыбы, маркирующие подземный мир, на руках и корпусе - животные и сцены противоборства хищника и копытного животного, т. е. символика «земного» мира, а в верхней части рук располагались изображения птиц либо других солнечных символов.

По мнению археологов, при жизни эта женщина была жрицей.

Культ питья был связан с важными для народов скифского мира представлениями о воинской доблести. Так, например, из сосудов (каждый год их изготовляли специально) пили вино храбрые воины, убившие врагов за прошедший год. С традицией употребления культовых
напитков также, возможно, был связан культ Сомы (Хаомы), божества хмельного, опьяняющего растения и напитка.
Вино являлось одним из основных предметов ввоза из
греческих городов: сами скифы виноград не выращивали, но научились у греков пить виноградное вино и даже превзошли в этом своих учителей. Греки разводили вино водой, а скифы употребляли его неразбавленным. Вскоре выражение «пить по-скифски» стало у греков означать пьянство.

Повседневная одежда скифов была простой. Они носили двубортную куртку без воротника, подпоясанную поясом, узкие штаны, остроносые полусапожки. Эти виды одежды
использовались и в мирное, и в военное время. Башлык, головной убор скифов, представлен двумя типами - с заострённой верхушкой и мягкий. Башлыки носились как мужчинами, так и женщинами знатного происхождения. Недаром скифскую знать греки называли «колпаконосцами».

Рядовое население носило на голове кожаные повязки. Ритуальные головные уборы у скифов были разнообразны и отличались друг от друга формой и элементами украшений. Среди женских ритуальных головных уборов выделяются богато орнаментированные золотыми бляшками и пластинами калафы, тиары. В качестве украшений служили различные ожерелья, серьги и височные подвески, браслеты и разного рода золотые бляшки, которые нашивались на одежду и обувь. С V в.
до н. э. в погребениях Северного Причерноморья увеличивается количество греческих ювелирных изделий: ожерелья из золотых, каменных и стеклянных бус.

Хорошо изучен обычный набор украшений в курганах знати степной и лесостепной Скифии IV в. до н. э.

Мужские украшения - это гривны - металлические обручи,
носившиеся на шее и украшенные на концах изображениями животных, и пекторали - богато украшенные ожерелья, облегающие плечи и грудь.

Украшения женщин - особый головной убор, расшитый золотыми пластинками и бляшками, височные подвески, серьги, гривны, ожерелья из стеклянных или золотых бус, браслеты и перстни. В рядовых погребениях среди украшений преобладают стеклянные бусы, из которых составлялись ожерелья и браслеты.

МИР БОГОВ И ГЕРОЕВ

У народов скифского мира известны культы огня и солнца. Одним из важных обрядов было почитание царского очага. Клятва его божествами была наиболее священной, её нарушение каралось смертью.

Геродот свидетельствует, что «у скифов принято чаще всего клясться царскими очагами каждый раз, когда хотят принести величайшую клятву». У некоторых народов скифского мира огонь использовался в погребальном
обряде: погребальные постройки сжигались или поджигались.

Общественные обряды исполнялись вождями (царями). Царь был религиозным главой общества. По античным письменным источникам известно, что особую роль в жизни
обществ народов скифского мира играли и другие, кроме царя, служители культа, например маги-прорицатели, в функции которых входили предсказания и поиски врагов
царя.

Греческие авторы указывают также и энареев, служителей культа Афродиты, гадавших по коре липы, и гадателей по ивовым прутикам.

Храмов народы скифского мира не знали, но у них существовали священные места, где совершались обряды. Обнаружены следы святилищ на открытом воздухе у села Чильпек, в долине Кырчин на берегах озера Иссык-Куль, в долине реки Чуй на Алтае.

Геродот описывает святилища европейских скифов на открытом воздухе, посвященные богу войны: скифы «нагромождают связки хвороста. Наверху сделана ровная четырёхугольная площадка... Поверх кучи... водружён железный акинак. Этому акинаку ежегодно приносят в жертву мелкий скот и лошадей». Упоминает Геродот и человеческие жертвоприношения.

В отличие от обитателей степей Скифии жители лесостепи в своих городищах сооружали храмы. Такое святилище VI-V вв. до н. э. было открыто на Вельском городище.
Геродот сообщает также сведения о богах Европейской Скифии. Скифских богов он описывает, часто используя имена и функции богов греческих. Среди богов выделялись
три главных: Табити, Папай, Апи.

По мнению Геродота, скифы больше всех почитают Табити, богиню огня,
домашнего очага; греческий историк называет её по-гречески Гестией. Папай и Апи (погречески Зевс и Гея) были супругами и являлись, по легенде, прародителями
скифов. Апи была покровительницей земли и нередко описывалась и изображалась как змееногая богиня. Но представления скифов о богах были гораздо сложнее,
чем это описывает Геродот.

Известный российский учёный Дмитрий Раевский полагает, что три великих скифских бога могли одновременно олицетворять и три великие стихии, и три зоны, из которых, как считали скифы, состоял Космос- Мир. Табити - огонь - весь Мир в целом, а также посредник между
мирами, передающий жертву от
людей к богам. Папай - небо - верхний мир. Апи - земля (вода) — нижний (подземный) мир.

Геродот упоминает и иных божеств: Аргимпасу, или Артимпасу (Афродиту Уранию), Гойтосира, или Ойтосира (Аполлона) и ещё двух персонажей, которым он даёт
только греческие имена Ареса и Геракла. Аргимпаса олицетворяла богиню плодородия, возможно, почиталась как божество жизни и смерти. Гойтосир, вероятно, считался богом ветра, бури и грозы, покровителем скота. Арес был богом войны. Геракл выступал в качестве победителя чудовищ и одного из прародителей скифов. По мнению Раевского, эти четыре божества представляли собой низший «разряд» богов и были связаны со средней
зоной Космоса, с миром людей.

Кроме семи верховных божеств, которых почитали все скифы, царские скифы приносили жертвы ещё одному богу - Тагимасаду (по-гречески Посейдону). Он являлся, вероятно, божеством водной стихии.

ЕВРОПЕЙСКАЯ СКИФИЯ

Племена скифского мира объединяют общие черты культуры: кочевой способ ведения хозяйства, курганный
обряд, «скифская триада», верования. Но каждый из народов этой степной общности имел и ряд местных особенностей, свойственных только ему.

Поэтому историю народов скифского мира принято рассматривать по отдельным регионам.

Самой известной частью скифского мира была культура европейских скифов. Впервые имя «скифы» встречается в ассиро-вавилонских клинописных источниках в 70-х гг. VII в. до н. э. Так называли народ, пришедший на территорию Передней Азии из Причерноморья. С этого времени скифы становятся активными участниками военных действий и политики в Передней Азии. По
свидетельству Геродота, «владычествовали скифы в Азии и своей наглостью и бесчинством привели всё там в полное расстройство».

Археологические следы, клады и захоронения VII в. до н. э. археологи находят на месте возможных остановок во время походов на юг, по пути движения военных отрядов. Одним из районов, связанных с военными походами скифских войск, было Прикубанье. Здесь с середины VII в. до н. э. появляются скифские курганы. Это знаменитые Келермесские, а также Ульские и Костромской курганы.
Они представляют собой захоронения скифской военной знати и рядовых общинников-воинов.

Погребения знати по-царски роскошные, с большим количеством заупокойных приношений, состоящих из
золотых и серебряных изделий, многочисленными конскими жертвами. После походов в Переднюю Азию
скифы направляются в степи и лесостепи Северного Причерноморья.

Здесь к концу VII в. до н. э. начинала складываться уже классическая скифская культура, которая представляла собой сложное соединение традиций местных ираноязычных племён, самих скифов, вернувшихся из походов и принёсших заимствованные элементы культуры переднеазиатских цивилизаций.

Собственно скифских памятников в это время в Северном Причерноморье известно очень немного. Наиболее ранним, датируемым серединой VII в. до н. э. считается погребение на Темир-горе в Восточном Крыму.

К рубежу VII-VI вв. до н. э. относится знаменитый Мельгуновский (Литой) курган. VI в. до н. э. стал временем постепенного оседания скифского населения в северопричерноморских степях и установлением связей с населением лесостепи и греческих колоний на берегу Чёрного моря. К концу VI в. до н. э. относится героическая страница в истории скифов - борьба с хорошо организованным войском персидского царя Дария I.

Избегая решительного сражения и выбрав тактику партизанской борьбы, скифы заманили Дария в глубь своей страны. В качестве предупреждения они прислали Дарию мышь, птицу, лягушку и пять стрел. По свидетельству Геродота, это означало, что «если вы, персы, как птицы, не улетите в небо, или, как мыши, не зароетесь в землю, или
как лягушка, не поскачете в болото, то не вернётесь назад, поражённые этими стрелами».

С большим трудом персам удалось убежать из Скифии,
и с тех пор за скифами закрепилась слава непобедимого народа.

Война с персами способствовала сплочению скифских племён. Вероятно, именно после изгнания Дария
окончательно сложилась та картина расселения скифских племён, которую описал Геродот в середине V в. до н. э. Их было достаточно много. Геродот приводит большое
количество различных названий: каллипиды или эллино-скифы, ализоны (или алазоны), скифы-пахари, скифы-земледельцы, скифы царские...

Временем наивысшего экономического, политического, культурного подъёма Скифии стал IV в. до н. э. Это эпоха правления царя Атея, объединившего под своей властью все племена Скифии от Дуная до Дона. Атей был знаменитой исторической личностью - он чеканил собственную монету, воевал с Филиппом II Македонским, отцом великого Александра Македонского.

Основу процветания Скифии того времени составляла торговля зерном с греческими колониями. Скифская знать
богатела, получая за хлеб предметы роскоши, изделия из драгоценных металлов. В результате этого в IV-начале III в. до н. э. в Северном Причерноморье возникают знаменитые царские курганы. Эти курганы и в наши дни не перестают удивлять грандиозностью погребального обряда и богатством и красотой погребальных предметов.

Многие из них сделаны греческими мастерами по специальным заказам скифской знати. Всемирную известность получили курганы Солоха, Чартомлык,
Куль-оба, Толстая Могила, сохранившие в веках блеск эпохи расцвета Скифии.

В первой половине III в. до н. э. с востока на степи Северного Причерноморья начинает надвигаться
новая опасность - кочевые племена родственных скифам сарматов. Ситуация осложнилась и натиском с запада кельтов (см. статью «Периферия античного мира»).

В результате территория Скифии сократилась до размеров степного Крыма и долины Нижнего Днепра. С конца III в. до н. э. по III-IV вв. н. э. происходили постоянные конфликты с сарматами и греческими городами. О жизни «поздних» скифов свидетельствуют археологические находки с развалин столицы Скифского царства того времени - Неаполя Скифского.

В середине III в. по Северному Причерноморью
прокатились волны пришедших с севера племён
готов. И последний удар Скифии был нанесён
пришедшими из Центральной Азии племенами - гуннами.

После этого европейские скифы навсегда исчезли с арены исто рии, окончательно растворившись в среде новых
племён.


ВЕЛЬСКОЕ ГОРОДИЩЕ

Лесостепную зону Европейской Скифии к северу от кочевий царских скифов населяли оседлые племена. Геродот называет их скифами-пахарями. Они занимались земледелием, разводили коров и свиней и жили в укреплённых рвами и валами с деревянными стенами посёлках - городищах. Самым известным из них является огромное Вельское городище. Оно расположено
в левобережной части Среднего Поднепровья, на берегу реки Ворсклы, неподалёку от современного города Полтава.

Поселение, окружённое валами высотой до 10 м, имеет
форму треугольника. В северной, западной и восточной частях городища расположены ещё три дополнительных укреплённых участка. Площадь поселения составляет около 5 тыс. га, а длина валов достигает 35 км! Грандиозное сооружение возникло в VII в. до н. э. и просуществовало несколько веков. Укрепления несколько раз обновлялись и совершенствовались.

Археологами открыты жилища местного земледельческого
населения - землянки и полуземлянки, остатки хозяйственных построек и мастерских, ямы для хранения зерна. Помимо земледелия и животноводства жители посёлка занимались ремёслами. На городище найдены следы металлургического производства: железоделательные горны, заготовки скифских бронзовых стрел, разнообразные предметы быта и украшения.

Вокруг поселения располагались курганные могильники, поля и выпасы для скота. Кто же создал такое величественное сооружение? Долгое время учёные считали, что городище построили местные земледельцы для защиты от кочевников. Но чтобы насыпать эти грандиозные валы, потребовался бы труд многих тысяч людей в течение нескольких лет. А для защиты многокилометровой
оборонительной стены нужна была целая армия.
Такие усилия в то время были под силу только сильной
политической власти. Кто же организовал эту великую стройку? Среди кладбищ вокруг поселения выделяется одно.

В его курганах обнаружены захоронения знатных кочевников-скифов с богато украшенным оружием, конской сбруей, дорогими доспехами. Вероятно, одна из скифских кочевых орд и стала силой, сумевшей объединить местные земледельческие общины и возвести крупнейшее в Европе того времени укреплённое поселение. Многие учёные считают его городом Гелоном, упомянутым в «Истории» Геродота.

Земледельцы населяли малые укрепления городища.
А его центральная часть - большое городище - служила
зимним пристанищем для кочевников и на несколько
месяцев в году наполнялась множеством юрт и кибиток. Местные жители платили кочевым вождям ежегодную дань зерном, изделиями своих ремесленников, а в обмен получали право спокойной жизни на границах грозного мира Великой Скифии.

СКИФСКИЕ КОНИ

Кони являлись основой жизни кочевых скифов, которые проводили в седле большую часть своей жизни. Табуны коней были основным мерилом богатства. Лошади давали скифам еду и одежду. На них они пересекали безводную степь и вели войны.

Изображение коня - излюбленный сюжет скифского искусства. Самые знаменитые ювелирные изделия из курганов знатных скифов украшены сценами с конями. На золотой пекторали из кургана Толстая Могила изображена кобылица с жеребёнком. Серебряный кувшин из кургана Чартомлык украшен сценой пасущихся коней и ловящих их скифов. Фигурки и головки коней украшают многие предметы конской упряжи, оружие и одежду. Кони сопровождали скифов и после смерти. В курганах Прикубанья, Казахстана и Алтая вместе со знатными скифами похоронены целые табуны - число конских скелетов в курганах доходит до нескольких сотен.

Изучение этих скелетов из многочисленных курганов позволило ответить на вопрос: как же выглядели скифские кони? По современным нормам скифские лошади были совсем невелики ростом: всего 130-140 см в холке. Такими они были повсюду: и в европейских степях, и на Алтае. Такими они изображены и на предметах скифского искусства. Как установили исследователи, кони всех скифских народов произошли от одного вида, обитавшего
с глубокой древности в степях Евразии. Но небольшие, неказистые на вид скифские лошадки были очень
резвыми и выносливыми. Это вполне оценили соседи скифов.

«Их вначале трудно разогнать, - пишет греческий историк Арриан, - так что можно отнестись к ним с полным презрением, если увидишь, как их сравнивают с конём фессалийским, сицилийским или пелопоннесским,
но зато они выдерживают какие угодно труды; и тогда можно видеть, как тот борзый, рослый и горячий конь выбивается из сил, а эта малорослая и шелудивая лошадёнка сначала перегоняет того, а затем оставляет далеко за собой».

Такие качества оценил и Филипп II, царь Македонии и отец
Александра Македонского. Когда в 339 г. до н. э. он разбил скифского царя Атея, среди захваченной добычи были и 20 тыс. чистокровных скифских кобылиц. По приказу Филиппа их отправили в Македонию для улучшения породы.

АЗИАТСКАЯ СКИФИЯ

История Азиатской Скифии также полна загадок. Их здесь ещё больше, ведь, в отличие от Скифии Европейской, об этой территории по письменным свидетельствам древности известно совсем мало. Некоторые этапы её истории вообще не попали в поле зрения современников. Остаются
только археологические источники. Благодаря им учёным удалось восстановить картину развития скифских племён этой части степей.

В VII-VII вв. до н. э. в Азиатской Скифии возводятся курганы, которые свидетельствуют о появлении здесь
нескольких очагов новых, напоминающих скифскую культур. Пожалуй, самый известный из них - курган Аржан, открытый в 1971 г. Михаилом Грязновым в Тыве. Курган
содержит несколько одновременных погребений. В центре - мужское и женское, вокруг которого 15 погребений представителей знати и 13 групповых захоронений
лошадей. Археологические материалы, представленные в кургане, дают образцы уже сложившейся «скифской триады».

Дальнейшая история народов, обитавших на востоке скифского мира, в большей степени отрывочна, чем история Европейской Скифии. С конца VI-начала V в. до н. э. в Азиатской Скифии начинается новый этап развития
кочевых народов. В V-III вв. до н. э. расцветают в Тыве уюкская, в Горном и Центральном Алтае - пазырыкская, в Средней Азии и Казахстане - тасмолинская, чиликтинская и другие культуры, получившие свои названия по первым или наиболее известным курганным могильникам, открытым археологами. Как называли себя племена, оставившие в степях к востоку от Волги многочисленные курганы, точно узнать не представляется возможным.

Исследователи строят гипотезы, основанные на стройных системах доказательств по скудным упоминаниям и рассказам современников, но... приходят зачастую
к разным результатам. Несомненно одно. Собирательным именем всех этих народов было «саки», о чём свидетельствуют сведения персидских источников.

Отдельные сакские племена упоминаются под именами
саков-таграхауда, саков-хаомаварга, массагетов, дахов, савроматов, иседонов, аргиппеи... Кстати сказать, персы
саками называли и европейских скифов, что лишний раз подтверждает родство кочевников европейских
и азиатских степей.

Каждая культура сакского типа помимо общих черт обладала своим самобытным характером. Они отличались по особенностям погребального обряда, по набору украше ний, бытовой утвари, излюбленным сюжетам «звериного» стиля. Как и у европейских скифов, среди азиатских саков были кочевники, но были и земледельцы. Их посёлки Чирик- рабат, Бабиш-мулла, Баланды открыты археологами в долине Сырдарьи. Рядом с сакскими поселениями располагались посевы проса, ячменя,
пшеницы, которые орошались с помощью каналов.

Среди сакских особо выделяется культура саков Семиречья - района Юго-Восточного Казахстана и Северной Киргизии. Большую известность получил могильник Иссык, расположенный в 50 км восточнее Алма-Аты. Он состоит из 40 больших курганов, преимущественно царских. Один из них отличается особым богатством. В этом кургане на деревянном полу, застланном матерчатой подстилкой, украшенной золотыми бляшками, найдены остатки погребённого вождя в богатом парадном одеянии из кожи и замши, украшенном многочисленными золотыми изделиями. По этим остаткам удалось восстановить редкие по красоте и сложности исполнения предметы одежды, обувь и головной убор в форме колпака с высоким узким верхом с золотыми фигурами зверей и птиц, перьями
и стрелами, изображающими горы, на которых растут деревья, а на их ветвях сидят птицы. Верх колпака
венчала миниатюрная фигурка горного барана - архара.

У южной стены стояла деревянная посуда: четыре прямоугольных блюда, черпак и миска. У западной
стены - глиняный краснолощёный кувшин и миски. Тут же лежали серебряная ложка с изогнутой ручкой, конец которой сделан в виде головы цапли, серебряная чаша
(фиал) с восьмилепестковой розеткой на дне, миниатюрная серебряная чашечка с двумя строками надписи из 26 знаков. За головой умершего находилась ещё одна позолоченная чаша, в ней покоились золотые бляхи в виде когтя и клюва хищной птицы - магические талисманы.

У левой руки погребённого лежала стрела с позолоченным древком и золотым наконечником. Рядом - нагайка, ручка
которой обёрнута золотой лентой, а в обшитой золотом туалетной кожаной сумочке лежали бронзовое зеркало и кусочек охры. На поясе справа висел длинный меч в деревянных, окрашенных в красный цвет ножнах. Слева подвешен кинжал-акинак. На железном его клинке посередине из золота выполнено изображение извивающихся змей. Ножны кинжала украшены накладными пластинками, одна с изображением коня, другая - оленя.
Всего в могиле оказалось около четырёх тысяч золотых украшений.

Недаром вождь, похороненный в этом кургане, получил название «золотого человека». По определению антропологов, умершему было 17-18 лет, рост - 165 см.

Курганы другой сакской культуры, пазырыкской,
расположенные в котловинах Горного Алтая, донесли
до нас много интересного благодаря особенностям
климата. Через несколько лет после захоронения в курганах Южной Сибири образуется линза вечной мерзлоты. Яма погребения каждую весну заполнялась талой водой, а зимой эта вода замерзала. За короткое суровое лето лёд не успевал полностью растаять, и год от года ледяная линза становилась всё больше и больше и со временем заполняла всю погребальную камеру.

Лёд сохранил в прекрасном состоянии предметы из недолговечных материалов: дерева, кожи, ткани, войлока. Были обнаружены сохранившиеся во льду человеческие тела, покрытые татуировкой, повозки, войлочные и тканые ковры, предметы мебели, одежды...

Учёные получили редкую возможность изучить разные области культуры и производства местных племён. Из
разных сортов шерсти изготовлялось пять различных видов войлока, в том числе и очень тонкий, толщиной 2-3 мм. Судя по находкам, пазырыкская культура имела торговые связи с Китаем, с народами Средней Азии, а через них - с Персией.

Азиатская Скифия даёт более пёструю картину развития народов скифского мира. Судьбы этих народов были различны. Из их политической истории известно немного.
В VI-V вв. до н. э. они воевали с персидской державой Ахеменидов, пытавшейся утвердить своё господство по берегам Амударьи и Сырдарьи. Однако в конечном счёте персидский царь Дарий подчинил саков, заставил их платить дань и посылать своих воинов для участия в Персидских войнах.

В составе персидской армии саки воевали в Египте,
Греции, отличились в битвах при Фермопилах, показали чудеса храбрости в битвах при Платеях.

Другая страница истории саков связана с борьбой против завоеваний Александра Македонского, который, разгромив и подчинив державу Ахеменидов, начал завоевание Средней Азии. В 330-327 гг. до н. э. Александр Македонский захватил среднеазиатскую область Согд и направился к Сырдарье, которая была своеобразной границей между оседлыми жителями и кочевниками.

Но дальнейшие попытки Александра Македонского разгромить и подчинить себе сакские племена, жившие за Яксартом (Сырдарьёй), закончились неудачей. И в дальнейшем сакские племена играли важную роль в судьбах Средней Азии и Среднего Востока. В частности, одно из племён мощного союза дахов - парны, или парфы,
стали создателями Парфянского государства, сакские
племена Центральной Азии сыграли решающую роль в разгроме Греко-Бактрийского царства и формировании Кушанской империи, но в конечном счёте в первых веках
новой эры сами были сметены новыми волнами кочевников - гуннов и тюрков.

Роль народов скифского мира в истории Древнего мира чрезвычайно высока. Именно они дали миру Анахарсиса, которого греки почитали среди семи великих мудрецов древности «за необыкновенную воздержанность и разум».

Скифы первыми широко использовали верховую езду, создали массовое легковооружённое войско. Появившись
внезапно в степном поясе Евразии с VIII в. до н. э., они стали одной из ведущих движущих сил истории на протяжении почти 800 лет.

Наконец, именно скифы связали воедино мир евразийских степей от границ Китая до границ Рима.

Постепенно сходя с арены исторических битв под ударами новых племён, народы скифского мира не растворились
безвозвратно, а оставили о себе живущую в веках память.

лебедь - символ казахстана

 

ВВЕРХ

Auto Web Pinger

СОЗДАНО ©Zinorov 2003-2018 Fenykc.comсайт феникс

Besucherzahler
счетчик посещений