цивилизации fenykc

 

FENYKC ЦИВИЛИЗАЦИИ

для детей

ГЛАВА 27

кельты в европе в 1-тысячелетии до нашей эры

КЕЛЬТСКАЯ ЕВРОПА

Кельты - один из самых известных и загадочныхдревнихнародов. Было время, когда сфера их военной активности охватывала большую часть Европы, но уже к началу новой эры независимость сохранила лишь крохотная часть этого народа на самом северо-западе континента. В период максимального могущества кельтов их речь звучала от Испании и Бретани на западе до Малой Азии на востоке, от Британии на севере до Италии на юге. Кельтская культура относится к базовым основаниям ряда культур современной Западнойи Центральной Европы.Некоторые из кельтских народов существуют и сегодня. Своеобразное искусство кельтов до сих пор поражает и профессиональных искусствоведов, и широкий
круг ценителей, а религия, воплотившая тонкое и сложное мировосприятие кельтов, остаётся загадкой.

Уже после того как единая кельтская цивиизация ушла с исторической сцены, её наследие в разных формах нераз
переживало возрождение. Кельтами звали этих людей греки, римляне именовали их галлами (петухами), а как величали они себя сами, да и было ли у них единое
имя - неизвестно.

У древних греческих и латинских(римских) авторов о кельтах, пожалуй, написано больше, чем о других народах Европы, что вполне соответствует значению этих
северных соседей в жизни античной цивилизации.

ВЫХОД КЕЛЬТОВ НА ИСТОРИЧЕСКУЮ АРЕНУ

Первые известия о кельтах в письменных источниках встречаются около 500г.дон.э.Там говорится о том, чтокельты имели несколько городов и были воинственными соседями лигуров - племени, жившего около греческой колонии Массалия (ныне французский город Марсель).

Втруде «отца истории» Геродота,законченном не позднее 431или425г.
до н.э.,сообщалось,что кельты населяли верховья Дуная (причём,по мнению
греков,исток этой реки находится в Пиренейскихгорах), упомянуто их
соседство с кинетами, самым западным
народом Европы. Но особое внимание кельты привлекли всвязи с их экспансией на юг.

Около 400г.до н.э.кельтские племена вторглись в Северную Италию и заняли её, подчинив живших здесь этрусков, лигурийцев, умбров.

Около 396г. до н.э. кельты-инсубры основали город Медиолан (ныне итальянский Милан). В 387г.до н.э.кельты во главе с Бренном разгромили римское войско при Алии,
а затем разграбили и сожгли Рим. Правда, городской кремль (Капитолий) так и не смогли захватить.

С этим походом связано происхождение римской поговорки «Гуси Рим спасли ».
По преданию,кельты ночьюд двинулись на штурм Капитолия. Римская стража спала. Но захватчиков заметили гуси из храма богини Весты. Они подняли шум и разбудили стражу. Нападение отбили, и Рим был спасён от захвата.

В те годы кельтские набеги доходили до юга Италии, пока им не положил предел Рим, стремившийся к гегемонии в Италиии опиравшийся на реформированную армию. Встретив такой отпор, некоторые группы кельтов в 358г. дон.э. переселились в Иллирию (северо-запад Балканского полуострова), где их движение натолкнулось на
встречный натиск македонцев. И уже в 335г. дон.э. кельтские послы вступили в переговоры с Александром
Македонским. Вероятно,заключённый договор о разделе сфер влияния позволил македонцам и грекам отправиться
в 334г. дон.э.на завоевание Персии, не опасаясь за свой тыл, а кельтам дал возможность утвердиться на Среднем
Дунае.

С 299г.дон.э. возобновилась военная активность кельтов в Италии, им удалось разбить римлян у Клузия, присоединить ряд племён, недовольных Римом. Однако уже
через четыре года, в95г. до н.э., взяли реванш римляне, объединившие и подчинившие значительную часть Италии.

В283г. дон.э. они оккупировали земли кельтов-сенонов , отрезав прочим их соплеменникам выход к Адриатическому морю. В 280г. дон.э. римляне нанесли североитальянским кельтам с союзниками
сокрушительное поражение на Вадимонском озере.

Тогда же усилилась военная экспансия кельтов на юго-востоке Европы. Возможно, именно отток сил в этом
направлени и ослабил натиск кельтов в Италии. К 298г.дон.э.относятся сведения об их проникновении на
территорию современной Болгарии, правда неудачном. В 281г. до н.э. многочисленные кельтские отряды
наводнили ряд областей Балканского полуострова, а 20-тысячное войско кельтов-галатов нанял Никомед I,
царь Вифинии (на территориисовременной Турции), для войны в Малой Азии.

Огромная армия кельтов под предводительством Бренна в 279г. до н.э. двинулась в Грецию, разграбив кроме прочего особо почитаемое греками святилище в Дельфах. И хотя варваров удалось вытеснить из Грециии Македонии, они остались господствующей силой в более северных областях Балкан, основав там несколько царств.

В 278г. до н.э. Никомед вновь пригласил галатов в Малую Азию, где они укрепились, учредив в 270г. дон.э.в районе современной Анкары федерацию под управлением 12 вождей.Федерация просуществовала недолго: после поражений 240-230гг .дон.э. она утратила самостоятельность. Эти же или какие-то другие галаты во второй половине III или в начале II в. до н.э. фигурируют среди племён, угрожавших Ольвии на северном берегу Чёрного моря.

В 232 г. до н. э. опять вспыхнул конфликт между Римом и кельтами в Италии, а в 225 г. до н. э. местные галлы и призванные ими из-за Альп сородичи были жестоко разбиты. На месте битвы римляне построили мемориальный храм, где и много лет спустя благодарили
богов за победу. Это поражение стало началом заката военного могущества кельтов. Карфагенский полководец Ганнибал, двигавшийся в 218 г. до н. э. из Африки через Испанию, юг Франции и Альпы на Рим, рассчитывал на союз с кельтами в Италии, но последние, ослабленные предшествующими поражениями, не смогли помочь ему в той мере, как тот рассчитывал.

В 212 г. до н. э. восстания местного населения положили конец кельтскому господству и на Балканах.

Закончив войны с Карфагеном, Рим возобновил наступление на кельтов. В 196 г. до н. э. разгромили инсубров, в 192 г. до н. э. - бойев, а их центр Бононию (современная Болонья) разрушили. Остатки бойев
ушли на север и обосновались на территории нынешней Чехии (от них произошло название одной из областей Чехии - Богемии). К 190 г. до н. э. все земли к югу от Альп захватили римляне, позднее (82 г. до н. э.) учредив здесь провинцию Цизальпинская Галлия. В 181 г. до н. э. недалеко от современной Венеции римские колонисты основали Аквилею, ставшую опорным пунктом для расширения римского влияния в Подунавье. В ходе ещё одной войны к 146 г. до н. э. римляне отняли у карфагенян владения в Иберии (нынешняя Испания), а к 133 г. до н. э. окончательно подчинили жившие там кельто-иберийские
племена, взяв их последний оплот - Нумацию. В 121 г. до н. э. под предлогом защиты Массалии от набегов
соседей Рим оккупировал юг современной Франции, покорив местных кельтов и лигуров, а в 118г. до н. э. там была создана провинция Нарбонская Галлия.

В конце II в. до н. э. римские историки писали о натиске на
кельтов со стороны их северо-восточных соседей - германцев. Незадолго перед 113г. до н. э. бойи отразили нападение германского племени кимвров. Но те продвинулись на юг, объединились с тевтонами (которые, вероятно, были кельтами), разгромили ряд кельтских
племён и римских армий, однако в 101 г. до н. э. кимвров практически полностью уничтожил римский полководец Марий. Позднее другие германские племена всё же вытеснили бойев из Чехии в придунайские области.

К 85 г. до н. э. римляне сломили сопротивление живших в устье Савы скордисков, последний оплот кельтов на севере Балкан. Около 60 г. до н. э. даками под предводительством
Буребисты были почти уничтожены тевриски и бойи, что, вероятно, является частью событий, связанных с экспансией фракийских племён, сокрушившей кельтское господство
на территории к востоку и северу от Среднего Дуная.

Незадолго до 59 г. до н. э., воспользовавшись междоусобицами в Галлии, свевы и некоторые другие германские племена во главе с Ариовистом захватили часть территории секванов, одного из сильнейших
кельтских племён. Это послужило поводом для вмешательства римлян. В 58 г. до н. э. Юлий Цезарь, тогда
проконсул Иллирии, Цизальпинской и Нарбонской Галлии, разгромил объединение Ариовиста, а вскоре в основном взял под контроль и остальную, «косматую», Галлию.

В ответ восстали кельты (54 г. до н. э.), но в 52 г. до н. э. пала Алезия, база самого активного вождя восставших - Верцингеторикса, а к 51 г. до н. э. Цезарь подавил сопротивление кельтов окончательно.

В ходе ряда кампаний с 35 по 9 г. до н. э. римляне утвердились в правобережье Среднего Дуная, покорив
кельтские и другие местные племена. Позднее здесь возникла провинция Паннония. В 25 г. до н. э. Галатия в Малой Азии подчинялась Риму, утратив остатки самостоятельности, но потомки кельтов продолжали жить на этих землях, сохраняя свой язык на протяжении ещё нескольких столетий. В 16 г. до н. э. частью Римского государства стало «царство Норик», объединявшее кельтские владения в Верхнем Подунавье, в 16 г. н. э. здесь образовались римские провинции Норик и Рэция.

Следуя за волнами кельтских переселенцев, римляне пришли и в Британию. Юлий Цезарь побывал там в 55 и 54 гг. до н. э. К 43 г. н. э., при императоре Калигуле, римляне, подавив упорное сопротивление кельтов, захватили Южную Британию, а к 80 г., в правление Агриколы, оформилась граница римских владений на этих
островах.

Таким образом, в I в. кельты оставались свободными лишь на территории Ирландии.

ВТОРОЕ «ОТКРЫТИЕ» КЕЛЬТОВ

Все приведённые выше сведения почерпнуты у греческих и римских авторов, южных соседей кельтов. Понятно, что события кельтской истории они освещали исходя из
проблем собственных государств. Представить историю кельтов не столь однобоко, а значительно глубже, шире увидеть их культуру и общество можно, опираясь на данные археологии.

Хотя у кельтов всегда было много племён, их единство существовало несомненно. Оно, в частности, отражено в памятниках материальной культуры. Практически везде, где, по данным письменных источников, жили кельты, известны относящиеся к этому времени схожие и своеобразные поселения, могильники, вещи, что выделено специалистами в археологическую культуру латен (La Тёпе), или латенскую. Название она получила от небольшого местечка на берегу Невшательского озера
в Швейцарии.

В жаркое лето 1854 г. озеро сильно обмелело, и на местном пляже полковник Шваб собрал целую
коллекцию оружия, застёжек-фибул, иных вещей, ставших эталоном при сопоставлении с другими находками и выделении ряда взаимосвязанных памятников в особую археологическую культуру.

гробница кельтской принцессы

Изучая находки из древних могил, специалисты выявили устойчивые сочетания схожих предметов, это позволило разбить латенскую культуру на несколько периодов
и «горизонтов». Благодаря находкам из Средиземноморья, дата которых установлена, и сопоставлениям с данными древних авторов о кельтских миграциях удалось определить хронологические рамки этих периодов.

Одним из основных предметов «индикаторов» латенской культуры являются металлические пружинные застёжки одежды - фибулы, мода на которые менялась довольно быстро. Не менее важную роль в датировках кельтских древностей играет и изменение форм, стилистики украшений других типов, а также оружия. Наиболее древние памятники латенской культуры концентрируются на востоке Центральной Франции, юге Германии, в Северной Швейцарии и Восточной Австрии (верховья Сены, Роны, Рейна и Дуная с притоками).

Именно здесь в конце VI-первых десятилетиях V в. до н. э. происходило её формирование на основе местных вариантов более ранней гальштатской культуры, а в течение V в. до н. э. - распространение на большей части нынешних Франции и Швейцарии, части Чехии.

Расширилась зона новой культуры в Германии и Верхнем Подунавье. Этот период назвали "Латен А" или периодом доисторической экспансии кельтов. Для него характерно то, что на фоне рядовых памятников выделяются богатством, большим количесгвом золотых, а также привозных вещей погребения аристократии. Их находят под огромными курганами в обширных камерах. Известны и укреплённые усадьбы предводителей кельтов. Очевидно, с деятельностью этого общественного слоя связано
формирование ряда особенностей культуры кельтов и начало их экспансии. Новые черты культуры ярче всего проявляются в особом художественном стиле со своеобразными антропо- и зооморфными мотивами.

В тот период экспансия кельтов происходила среди родственных племён, тоже потомков носителей гальштатской культуры. Экспансия вызвала передвижение и отчасти смену населения, формирование новых политических и культурных центров.

Следующий период, "Латен В", или собственно раннелатенский, именуют ещё периодом исторической экспансии кельтов (первые десятилетия IV в. до н. э. - около 280-260 гг. до н. э.). В искусстве господствовал
роскошный стиль, названный по великолепной яркой находке «вальдальсхайм». Ему свойственно сложное переплетение орнаментальных деталей. Особое внима-
ние уделялось оружию. Изготовлялись длинные мечи, часто богато декорированные (начало «стиля красивых мечей»); большие, почти овальной формы деревянные щиты с продольным ребром и вытянутым железным умбоном, металлическим украшением в центре. К тому же времени относится и ряд искусно украшенныхшлемов.

Кроме описанного историками завоевания кельтами Северной Италии шло освоение ими Среднего Подунавья. Кельты появились на востоке Карпатской котловины (со-
временные Словакия, украинское Закарпатье, северо-запад Румынии) и к северу от Карпат - в Силезии,
на юго-западе нынешней Польши. Пришельцы либо силой сгоняли местное население с обжитых мест, либо мирно соседствовали с ним.

В результате возникло множество своеобразных культур как с местными, так и с латенскими чертами. Обитали кельты в Испании, где сформировалась кельто-иберийская культура. Латенские памятники обнаружены и на Британских островах. Серьёзные изменения происходили в общественном строе, о чём свидетельствуют исчезновение небольших курганных кладбищ аристократии и появление обширных грунтовых могильников, облик которых определяют погребения мужчин- воинов и женщин среднего достатка. Очевидно, вместо дружин аристократов ведущее место в военно-политической деятельности заняли ополчения широких слоёв населения.

Следующий период, " Латен С1", или период среднеевропейской консолидации кельтов, продолжался до первых десятилетий II в. до н. э. Он характеризуется видоизменением старых и возникновением новых форм
вещей - от фибул и воинских поясов до всех видов
оружия.

В это время кельты утрачивали свои позиции в Италии, но активно обживали Балканский полуостров. Там они
не стали преобладающим населением и, хотя оказали заметное влияние на историю и культуру многих племён, в конце концов были вынуждены уйти или раствориться в местных народах. Зато заметно возросло число кельтских памятников в Центральной Европе.

Кельтское ремесло и прочие отрасли хозяйства достигли
высших ступеней развития. Мощное влияние кельтов на часть населения Северной и Восточной Европы вызвало
там серию миграций и других процессов, что и привело к формированию ряда латенизированных культур.

К периоду " Латен С2", или концу среднелатенского периода (первые-последние десятилетия II в. до н. э.),
относится начало периода опидумов (огромных городищ кельтов). Действительно, характерные для предшествующего времени обширные кладбища, по крайней мере в Центральной Европе, исчезают, известны лишь рвы квадратной формы, заполненные останками сожжённых тел. Зато строится множество больших укреплённых поселений. Всё это наряду с общественными изменениями явно свидетельствует о серьёзной внешней
угрозе.

В период " Латен D", или позднелатенский, кельты пережили страшные потрясения. Около середины I в.
до н. э. с востока началось нашествие гетов и даков, которые разбили ряд кельтских племён. На севере Гето-дакийской державы царя Буребисты (её центр находился
на территории нынешней Румынии) стали появляться поселения, облик которых определяло соединение гето-дакийской и кельтской культур. Очевидно, на Среднем Дунае пришельцы даки уничтожили или изгнали лишь некоторые из кельтских племён, а остальные, как и прочее
местное население, влились в новое объединение.

Хотя после смерти Буребисты в 44 г. до н. э. Гето-дакийская держава распалась, кельты на этих землях уже никогда не выступали в качестве самостоятельной силы.
В конце I в. н. э. наступил период упадка кельтской культуры.

В Европе начала распространяться культура римлян.
Погибло большинство кельтских опидумов, остатки собственно латенской культуры постепенно были
вытеснены формами, характерными для культуры римских провинций. Кельтские традиции стали частью последней, а самостоятельно продолжали развиваться лишь на Британских островах.


СУДЬБЫ КЕЛЬТСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Дальнейшую историю кельтов, прежде всего в Ирландии, донесли до нас письменные кельтские источники.

После крещения ирландских кельтов около середины V в., в чём важную роль сыграл святой Патрик (он и сейчас считается небесным покровителем Ирландии), вместе
с новой верой у них стала распространяться письменность.
В многочисленных монастырях ирландцы записывали и систематизировали памятники культуры своих предков - старинные эпические предания и своды традиционных кельтских законов. Так возникала древнейшая (если не считать греческую и римскую) письменная литература
Европы.

Рукописи в монастырях богато украшались, причём использовались различные орнаментальные мотивы,
восходящие к старинным кельтским традициям. То же касалось и украшений, создаваемых мастерами с Британских островов в VII—IX вв. Стиль, отличающийэти высокохудожественные изделия, называют новокельтским. Его влияние сказывалось далеко за пределами Британии, не без посредства ирландских монахов. С VI в. они проникали во многие области континентальной Европы, проповедовали христианскую веру и несли с собой элементы культуры, сохранившие древние кельтские
традиции или их отголоски. Новая волна кельтских влияний в Европе приходится на XI в.: европейская средневековая литература через творчество поэтов-бардов восприняла многие образы кельтских легенд.

«ГАЛЛЬСКИЙ ПЕТУХ»

Характеристики, данные кельтам античными писателями, несколько схематичны, но несомненно отражают действительные особенности кельтского характера. Часто отмечаются воинственность и отвага кельтов. Многие из них были весьма любознательны, легки на подъём, склонны к авантюрам. Нередки примеры кельтской словоохотливости, склонности к преувеличениям, любви к играм, пирам. Кельтов часто описывали как людей высокого роста, с голубыми глазами, светлой кожей и русыми волосами. Но антропологи, изучавшие скелеты из
латенских могильников, утверждают, что облик древних кельтов был значительно разнообразнее. Одни кельты
носили бороды и длинные волосы, другие брились, оставляя свисающие или лихо закрученные усы, третьи
красились либо использовали специальные растворы для закрепления причёсок.

Большое значение в кельтской культуре придавалось гривнам (кельт. «торквес») - специальным металлическим обручам, которые носили на шее.

кельтская гривна

Роскошно украшенные золотые гривны указывали на высокий общественный статус владельца. Ближе к концу латенской культуры гривны в могилах уже не встречаются, но известны в кладах, сохраняются их изображения на монетах, металлических или каменных фигурах богов и героев. По-видимому, эти вещи играли особую роль в религиозных обрядах и верованиях кельтов.

Как и у некоторых других народов древности, важное место в жизни кельтов занимали пиры. Приглашённых рассаживали и подавали им угощение в строгом соответствии с общественным положением каждого. Барды восхваляли хозяев и высокопоставленных гостей. Иногда на пиру устраивали состязания. Победитель получал лакомую порцию мяса - окорок. Остатки этой части туши свиньи или кабана находят в могилах воинов, а иногда
и женщин-аристократок.

Вообще, кельтская кухня была преимущественно мясной, а обилие пищи ценилось больше, чем её изысканность.
Во время еды пользовались небольшим железным ножом, его подвешивали к поясу и всегда носили с собой.

ВОЕННОЕ ДЕЛО

На протяжении долгого времени война была важной частью жизни кельтского общества. В военные походы отправлялись отряды воинов от нескольких племён, но к лучшим землям могло двинуться и племя целиком, предав
огню свои старые поселения и запасы. Начало одного из походов описано в «Истории» Тита Ливия, по-видимому,
на основании древних кельтских преданий. Амбигат, царь могущественнейшего кельтского племени битуригов,
обеспокоенный ростом населения в Галлии, послал, следуя предсказаниям гадальщиков, двух сыновей своей сестры для завоевания новых земель. Беловез во главе отрядов из многих кельтских племён двинулся в Италию, а Сеговез - на восток, в Подунавье.

О переселениях и военных столкновениях сообщает и значительно более поздний кельтский эпос, записанный
в Ирландии. Основу войска кельтов составляла пехота, но были у них и боевые колесницы, и конница. В военных
действиях могли принимать участие женщины. Кельты славились среди современников мужеством, бесстрашием, отвагой, граничащей с бравадой. Военная доблесть высоко ценилась, в некоторых случаях невыполнение воинского долга кельт мог искупить только самоубийством. Презрение к смерти поддерживала и уверенность в существовании загробной жизни, более весёлой, чем
земная.

Важным методом достижения победы в бою считался натиск. Использовались специальные средства устрашения и морального подавления врага: необычные внешний вид и поведение, крики, другие звуки. В битве при Алии римляне обратились в паническое бегство, лишь только появилось кельтское воинство, но позднее римская дисциплина и организованность, которых так не хватало бравым галлам, стали одной из причин превосходства римской армии.

Основным оружием кельтов являлся длинный меч, нередко богато украшенный. «Стиль красивых мечей» - своего рода знак эпохи активных походов кельтов. Не менее распространены были копья, часто длиной более 2 м, и крупные вытянутые деревянные щиты высотой до 1,7 м. Из метательного оружия использовались дротики, луки со стрелами, пращи. Шлемы или доспехи, роскошно декорированные, появились у богатых и знатных кельтов под влиянием культур Средиземноморья, но так и не стали
массовым видом вооружения.

Случалось, что кельты искали счастья, нанимаясь в войска других стран. Например, в III и II вв. до н. э. кельтские отряды часто воевали в армиях ряда государств Средиземноморья. Из письменных источников известно о службе кельтских наёмников и даже об их поселениях в Египте при Птолемеях. Там найдено кельтское оружие. На нескольких каменных надгробиях и небольших глиняных фигурках, обнаруженных в городах Северного Причерноморья, изображены воины с типичными кельтскими щитами. Кельтские щит и меч с характерной Х-образной ручкой выбиты на монетах из Боспора.
Предполагают, что эти монеты, выпущенные между 240 и 220 гг. до н. э., предназначались для платы кельтским
наёмникам. Кельтские щиты стоят на палубе египетского корабля «Изида», запёчатлённого на стене храма в боспорском городе Нимфее.

ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ И КУПЦЫ

Основу жизни кельтского общества во все времена составлял мирный созидательный труд. Кельтское сельское хозяйство было высокоразвитым. Выращивались различные
зерновые и овощные культуры, лён, конопля. Кроме свиней кельты разводили крупный рогатый скот, овец (их шерсть ценилась даже в Риме), тягловых и верховых лошадей, домашнюю птицу. Рацион дополняли продукты охоты и рыболовства.

С сельским хозяйством напрямую связано производство различных высококачественных изделий из кожи и тканей,
получивших широкую известность в Европе. Древние авторы отмечают мастерство кельтских деревообработчиков. Жерновые мельницы, изобретённые кельтами, использовались в Европе в течение всего
Средневековья.

Металлургия и кузнечные ремёсла полностью обеспечивали самые разнообразные потребности общества в добротных орудиях труда и оружии. Кельтам был известен практически весь набор инструментов и технологий, существовавших в Европе до Нового времени. Кельтские ювелиры достигли виртуозной техники. Изделия
из цветных металлов украшались вставками, сначала из привозных кораллов, а позже - из разноцветной эмали.
Освоили кельты сложное производство стеклянных бус и браслетов, в частности заложив основы знаменитых впоследствии рейнских школ стеклоделия. Кельтское гончарное мастерство довольно рано стало специализированным, а его влияние на производство изделий из глины в разных районах Европы сказывалось и после заката кельтской эпохи.

Расцвет ремёсел в латенской культуре наступил во II в. до н. э. Стали появляться специализированные ремесленные центры, способные обеспечить массовое производство
товаров или полуфабрикатов для собственного потребления и для вывоза в другие страны.

Некоторые современные историки даже пишут о кельтской «промышленной революции» и «торговой экспансии».
Примечательный феномен кельтской цивилизации - опидумы. Иногда так называют любые оставленные
кельтами укрепления. Конечно, кельты, как и многие народы задолго до них, строили городища-убежища, причём иногда довольно впечатляющих размеров, укреплённые поселения. В зонах концентрации ранних кельтских богатых курганных могильников часто
встречаются и остатки защищённых усадеб аристократии.

В отличие от них опидум - это не только оборонительное сооружение, но и сложно устроенный политический, экономический, общественный, культурный центр. Появление опидумов обусловлено высоким уровнем развития кельтской экономики, переменами в общественной жизни. Иногда опидумы имели огромные размеры, сопоставимые, например, с самыми большими городами западноевропейского Средневековья. Внутри опидумов могли располагаться оборонительные сооружения, жилые зоны, разнообразные ремесленные мастерские (в ряде случаев известны и «монетные
дворы»), базары, склады товаров, незастроенные участки, даже кладбища.

кельтское поселение реконструкция

Строили опидумы, как правило, на господствующих возвышенностях, максимально используя для обороны особенности местности. Часть кельтских опидумов имела традиционные земляные валы, усиленные деревом (обычно врытым в землю частоколом) и камнями. Наряду с ними известен и специфически кельтский тип оборонительных сооружений - галльская стена (mums gallicus).

Её основой служили клети из деревянных балок, скреплённых железными гвоздями. Внутреннее пространство клетей забивалось камнями, ими же облицовывалась и внешняя сторона клети, так что из стены выступали лишь торцы брёвен, составлявших поперечные ряды в конструкции клетей. С внутренней стороны к стене примыкала пологая насыпь, позволяющая защитникам быстро подниматься на стену, даже на конях. Очевидна противоударная и противопожарная устойчивость подобных укреплений.

Однако, например, Юлий Цезарь отмечал и их строгую
красоту. К особенностям кельтской фортификации относится вынесение ворот в глубь укрепления: к ним вела
узкая улица, образованная оборонительными стенами. Большинство опидумов разрушили в середине I в. до н. э. римляне, даки, германцы. Нередко с опидумами связаны клады.

Если не учитывать средиземноморские цивилизации, то древнейшие монеты в Европе появились тоже у кельтов. На предпочтение такой формы денег повлияли знакомство многих кельтов с экономикой южных соседей в ходе войн, торговые контакты, практика наёмничества. Использование монет как средства платежа связано с началом массового производства и активизацией торговых операций. В дальнейшем широкому распространению монетной чеканки способствовали и политические амбиции кельтских правителей. Самые ранние монеты - подражание македонским образцам, с которыми кельты столкнулись на Балканах в IV в. до н. э.

Позднее изображения на монетах упрощаются, появляются собственно кельтские образы (дракон, кабан, мотивы отрубленной головы, гривна и т. д.), имена и портреты правителей племён или богов. Ближе к финалу латенской культуры чеканятся и мисковидные монеты - «радужные чашечки» и «раковины». Кельтские монеты различны по форме, массе, составу металла, что отражает пестроту и независимость выпускавших их центров. При всём величии городов-опидумов основная часть кельтов жила в небольших поселениях. Чаще всего дома были средних размеров, иногда их частично углубляли в землю. В болотистых местностях сооружались рукотворные «острова», на которых возводили постройки.

Стены были сделаны из дерева, двускатную крышу покрывали соломой. Мебели почти не знали, у одной
из стен могли устроить земляную лавку. Со временем, под влиянием внешних воздействий, возникали различные модификации кельтских жилищ. Дом, хозяйственные
постройки, погреба составляли огороженную усадьбу, а несколько таких дворов - типичную деревню, лежавшую среди полей (их так же могли окружать рвами, насыпями
или заборами) и угодий, принадлежавших её обитателям.

ДУХОВНЫЙ МИР

Наши знания о духовной культуре кельтов очень отрывочны. Собственной письменности у кельтов не было и в эпоху расцвета их цивилизации, хотя для некоторых
надписей использовались греческие и латинские буквы. Это, возможно, связано со стремлением кельтского жречества оградить традицию, «сокровенные знания» от неконтролируемого распространения.

Кельтские жрецы, друиды, составляли сплочённую и весьма влиятельную корпорацию. Основой их могущества были накопленные поколениями знания. Не меньшее значение имели и связи между друидами, даже жившими на значительном удалении друг от друга. Наши представления о календаре, магических обрядах, гаданиях, предсказаниях и прочих сторонах их деятельности
туманны.

Известно, что у друидов существовали специальные школы,
где в течение долгих лет готовилась их смена, там же получали образование представители кельтской аристократической молодёжи. Особенно скрытными друиды стали после захвата большей части территории
кельтов римлянами. Завоеватели не без основания считали, что покорение кельтов невозможно без нейтрализации влияния друидов, и преследовали жрецов.

Нам известно лишь несколько имён, изображений и смутных характеристик кельтских богов. Некоторые из них имели отношение только к определённому племени или местности, других знали во всей Кельтике и даже за её пределами.

Таковы Эпона, культ которой связан с лошадьми, Цернунн с оленьими рогами, громовержец Таранис и др. Некоторые кельтские боги могли воплощаться в животных, в этой связи кельтами почитались олень, бык, кабан, лошадь, петух, ворон и прочие представители животного мира.

Встречаются и изображения фантастических существ, например змеи с головой барана. Религия и мировоззрение кельтов включали в себя представления о мировом древе, соединяющем подземный, земной и небесный миры, о загробном мире и переселении душ. Из деревьев у кельтов наибольшим почтением пользовались дуб, бук, омела. Нередки изображения трёх божественных персонажей, многоликих божеств, богов, сидящих с подогнутыми ногами (по-турецки или в позе лотоса). Кельты чтили богов и эпических героев, прародителей
и покровителей определённого племени, пользовались разнообразными амулетами и оберегами. Кельтские
ритуальные действия редко обходились без огня.

Ряд кельтских ритуалов и поверий связаны с головой. Отрезанные головы врагов воины привозили в качестве
трофеев, их хранили как знаки доблести, делали из них кубки, посвящали богам. На латенских могильниках
находили захоронения без голов. Кельтскими считают также традиции отдельного погребения голов, известные и у некоторых соседей кельтов. Обряды совершались в священных рощах, были и священные горы. Из описаний древних авторов и благодаря археологическим находкам
известны места кельтских жертвоприношений богам. Есть данные, что кроме вещей или животных в жертву
могли приносить людей. В некоторых местностях специально оборудовались святилища, окружённые земляными валами.

С кельтской традицией связывают строительство в Центральной Европе культовых колодцев, иногда
чрезвычайно глубоких. Храмы у кельтов появились сравнительно поздно под влиянием южных соседей, прежде всего римлян. В кельтском календаре счёт вёлся
по ночам и лунным циклам, многие праздники имели отношение к кругу сельскохозяйственных работ.
Кельтский эпос в более или менее целостном виде можно представить лишь на основе ирландских саг, записанных и при этом заново систематизированных в VII-VIII вв.

Кельтские языки делятся на несколько ветвей. Одна из них - гэльско-гойдельская. Гэльские диалекты составляют основу современных ирландского и шотландского языков, причём в формировании этих народов кроме древнего местного населения участвовало несколько волн кельтских переселенцев.

К древнейшим гойдельским диалектам относят и язык тех кельтов, которые проникли в Испанию. Галльской ветви принадлежал язык значительной части кельтов, живших
на территории Франции и Центральной Европы. Причём даже на территории нынешней Франции кельты в I в. до н. э. делились как минимум на три массива, отличающиеся «нравами и языком»: белги, жившие к северо- востоку от Сены, аквитаны юго-запада Франции и располагавшиеся посередине собственно галлы.

Отличия имелись и у десятков более мелких кельтских племён. Сейчас на галльских диалектах говорят жители Уэльса на западе Англии и Бретани на северо- западе Франции.

рыцари круглого стола

ВВЕРХ

Auto Web Pinger

СОЗДАНО ©Zinorov 2003-2018 Fenykc.comсайт феникс

Besucherzahler
счетчик посещений