цивилизации fenykc

 

FENYKC ЦИВИЛИЗАЦИИ

для детей

ГЛАВА 26

империи доколумбовой америки

ИМПЕРИИ ДОКОЛУМБОВОЙ АМЕРИКИ

В 1532 г. испанские конкистадоры вторглись в пределы империи инков, протянувшейся вдоль Тихоокеанского побережья Южной Америки от непроходимых лесов Колумбии до пустыни Атакама в Чили. Сокровища,
награбленные ими, превзошли самые смелые ожидания, но неутолённая жажда золота продолжала гнать завоевателей всё дальше и дальше, в амазонские джунгли. Блеск творения народов, населявших империю Солнца, так ослепил европейцев, что в течение нескольких веков после испанского завоевания о доинкских цивилизациях не было известно практически ничего. Немалая заслуга в этом принадлежит и официальной историографии инков, согласно которой до прихода в мир «детей Солнца»
там царили дикость и варварство. Первые испанские хронисты, оставившие описания многих величественных руин, не сомневались в том, что имеют дело с творениями инков, или же, опять-таки следуя инкской традиции, приписывали их создание неким допотопным гигантам.

Между тем страна, принадлежавшая инкам, хранила в своих недрах огромные богатства. Повсюду путешественникам представали таинственные руины прошлых эпох, развалины безымянных поселений,
курганы и погребальные башни, которые уже инками почитались как древние святыни - «уака» на языке
кечуа. Профессиональные грабители могил - уакерос на свой страх и риск раскапывали древние руины в поисках
сокровищ.

Долгие годы добытые ими предметы продавались на чёрном рынке и оседали в частных коллекциях, ничего
не добавляя в копилку знаний о доколумбовых цивилизациях Южной Америки. Только с началом регулярных археологических раскопок в Перу и Боливии
стало ясно, что эти страны можно назвать археологическим эльдорадо.

Исследователи XIX в. - А. фон Гумбольдт, А. Д. Д'Орбиньи, Э. Дж Скуайер и др. - внимательно осматривали и зарисовывали древние памятники, но относили их к периоду инкской империи. Чтобы развенчать «чёрную»
легенду о дикости доинкских народов Перу и Боливии, понадобились усилия нескольких поколений учёных.

«Отцом перуанской археологии» стал немец Макс Уле. Его раскопки в бассейне озера Титикака и на побережье Перу
увенчались открытием культур мочика и чиму. Целая плеяда археологов: француз А. Банделье, швед Э. Норденшельд, североамериканцы А. Л. Кребер, У. К. Беннет и Дж. X. Роу, немцы Г. Убеллоде-Деринг и М. Райхе, перуанцы X. С. Тельо, Р. Л. Ойле и Л. Валькарсель, боливиец Д. Э. Ибарра-Грассо - продолжили исследования Уле. Сегодня уже никто не сомневается, что до прихода инков на их землях процветали могущественные царства, а своё государство инки построили на прочном фундаменте предшествовавших культур, возникших на западных склонах и в горных долинах Анд.

ДРЕВНИЕ ЖИТЕЛИ АНД


Учёные до сих пор спорят о времени появления человека на южноамериканском континенте. Долго считалось, что отряды охотников на мамонтов, двигавшиеся с севера,
достигли Южной Америки около 15 тыс. лет назад. Однако после обнаружения в Эквадоре останков человека из Отовало, а в Чили стоянки Монте-Верде, залегавших в более древних слоях (около 30 тыс. лет назад), стройная теория зашаталась.

Возможно, заселение континента шло в несколько этапов, но сейчас учёные располагают слишком малым числом фактов, чтобы выстроить новую научную концепцию. Тем не менее первые достоверные следы деятельности человека на территории Перу - это древние карьеры, где добывали зернистый кварцит. Они были обнаружены в долине реки
Чильон и датируются XII тысячелетием до н. э.

Наиболее изученными памятниками древнейшей эпохи являются пещеры Лаурикоча и Чилька, лежащие на высоте около 4 тыс. м в Центральных Андах. Расцвет жизни в них
приходится на VIII-III тысячелетия до н. э. В древнейшем слое, датируемом 7500 г. до н. э., обнаружены скелеты охотников, пользовавшихся копьями с листовидными наконечниками. Индейцы, жившие на берегах озера Лаурикоча, первыми начали практиковать ритуальную
деформацию черепа.

Голову новорождённым зажимали между двумя плотными подушечками, которые затем стягивались верёвками. Это
был опасный ритуал, не все младенцы могли пережить операцию, о чём свидетельствует множество детских скелетов с деформированными черепами. Однако индейцы придавали этому обряду очень важное значение.
Приблизительно в VI тысячелетии до н. э. на горных склонах Анд, спускающихся к Тихоокеанскому побережью, появляются земледельческие общины, культура которых
намного опережает уровень жизни соседей-охотников.

Этим временем датируется древнейшее известное на данный момент архитектурное сооружение Нового Света - четырёхугольная каменная постройка в Серо-Палома (к югу от столицы Перу Лимы). Археологи считают, что данное строение предназначалось исключительно для богослужений. Ещё более удивительное археологическое открытие сделал японский археолог Ицуми Шимада в начале 60-х гг. XX в. в местности под названием Котош. Под тысячелетними наносами археологи нашли святилище, которому дали название «Храм скрещенных рук».

Храм построен на 500 лет раньше первых пирамид - в IV тысячелетии до н. э. Он представлял собой сооружение на
8-метровой ступенчатой платформе. Попасть внутрь святилища можно было по ступеням с южной стороны через ворота высотой 2,25 м. Одна из внутренних стен храма
была украшена множеством ниш.

Сначала в одной из них, а позднее и в другой обнаружили таинственные барельефы, изображающие скрещенные женские руки. Очевидно, для древних американцев они являлись символом веры. Позднее оказалось, что одна из ниш со священными женскими руками находится справа, а другая - слева от более значительной по размерам ниши на северной стороне храма, напротив входа.

Здесь, вероятно, располагался главный алтарь. Ещё одна поразительная находка была сделана после исследования пола святилища. В утрамбованной глине нашли остатки очага и воздухопровод, выведенный из святилища наружу. Скорее всего, он обеспечивал доступ воздуха, чтобы пламя в очаге не угасало. Стало ясно, что археологи обнаружили не обычный очаг, а место, где должен был гореть священный огонь.


ЧАВИН - ПЕРВАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ АНД

В начале II тысячелетия до н. э. на территории Перу возникла новая культура, обладавшая всеми чертами высокоразвитой цивилизации. Эта загадочная цивилизация получила название по селению Чавинде-Уантар на севере горного Перу. Рядом с селением, на берегу притока
реки Мараньон, лежат руины древнего храмового комплекса. При инках эти развалины почитались индейцами как священное место.

Первое научное описание памятника оставил Э. Мидцендорф в 1874 г., а начало археологических раскопок Чавина связано с именем перуанского археолога Хулио Сесара Тельо. Чавин-де-Уантар, существовавший в эпоху расцвета культуры, с 850 до 200 г. до н. э., представляет собой вытянутый прямоугольный комплекс, окружённый со всех сторон реками, несущими свои воды с вершин гор вдоль андских хребтов.

Археологами открыты многочисленные платформы, храмы и площади в форме круга, с трёх сторон окружённые зданиями. Здесь проходили общественные собрания,
решались хозяйственные и политические вопросы.

Сердце Чавина - величественное сооружение, носящее имя Кастильо (исп. Замок). Это почти квадратная платформа
(75 х 72,5 м) высотой около 13 м. Стены гигантской постройки сложены оригинально: два ряда узких каменных плит перемежаются рядом плит большей толщины. Именно
такой способ кладки обеспечил Кастильо необыкновенную сейсмоустойчивосты несмотря на то что Чавин расположен в районе, подверженном частым землетрясениям, он
прекрасно сохранился.

Пространство внутри Кастильо заполнено землёй и битым камнем, толща которого пронизана многочисленными подземными галереями, до сих пор ещё полностью не исследованными. Наряду с высокими и довольно широкими коридорами встречаются узкие вентиляционные или канализационные шахты. Коридоры снабжены нишами
и лестницами и соединяются между собой тоннелями либо небольшими помещениями, образуя настоящий лабиринт.

Галереи расположены в несколько ярусов, одна над другой. Некогда цоколь здания был облицован огромными отполированными плитами. Стены украшены круглыми головами из камня, содержащими в себе и человеческие, и звериные черты. С восточной стороны на вершину вела крытая лестница, свод над которой поддерживали две
круглые колонны. На них изображены фантастические существа с человеческим телом, крыльями кондора и головой ягуара или пумы. Южная колонна сделана из белого, а северная - из чёрного камня. Такими
же двухцветными были и ступени парадной лестницы. Весь комплекс получил название Чёрно-белого портала.

С северо-западной стороны находится так называемый Старый Храм - древнейшая часть комплекса. В глубине насыпи, на пересечении двух галерей, образующих
в плане крест, обнаружена стела из белого гранита в форме сложного многогранника с заострённым верхом. Она получил имя Лансон (исп. копьё). На ней изображено
фантастическое существо: полуягуар-полузмея-получеловек. По мнению некоторых археологов, Лансон
имел астрономическое значение и был связан с созвездием Ориона, которое играло важную роль в религиозных представлениях древних обитателей Анд.

Сейчас археологи насчитывают более 20 святилищ культуры чавин, разбросанных в горах и на Тихоокеанском побережье по полосе примерно в 800 км длиной и 150-200 км шириной. Известны и крепостные сооружения этой цивилизации. Учёные пока не могут сказать, создали ли
чавинцы единое государство. Скорее это было некое предгосударственное образование, когда на обширной
территории существовало большое количество однородных в культурном плане, но тем не менее самостоятельных общин. Их развитие постепенно приводило к выделению ритуальноадминистративных центров с хорошо развитой вождеской и религиозной властью. Своеобразной церемониальной столицей стал комплекс Чавин-де-Уантар.

На остальной территории располагались и другие ритуальные центры, которые возводились в стратегически
выгодных местах. В культуре чавин земледелие одержало победу. Главным продуктом был маис (кукуруза). Чавинцы построили великолепные в техническом отношении каналы, шлюзы и акведуки. Применение ирригационных систем позволило им создать развитое земледелие
в засушливых районах горного Перу. Судя по всему, чавинцы одомашнили лам и викуней. Мясо шло в пищу, а из шерсти изготовлялись великолепные ткани.

С эпохи цивилизации чавина начинается и история металлургии в Андах, хотя о хозяйственном
использовании металлов говорить пока не приходится. Излюбленным материалом чавинцев было золото, из
которого искусные ювелиры создавали украшения. Это разнообразные ушные вставки, браслеты, подвески, бусы, кольца, навершия посохов, щипчики, булавки, ложечки и всевозможные фигурки. Серебро использовалось не так широко, а предметы из меди единичны. Обиходные
вещи делались из камня, кости или дерева. В погребениях на побережье сохранились образцы цветных хлопковых тканей. Среди них есть очень тонкие фрагменты типа марли или газа. Высокого мастерства достигло производство керамики. Часто сосуд выполнялся в виде головы ягуара или пумы. Древние мастера с особым чувством выполняли круглые ушки, глаза, пасть с торчащими клыками и даже «пламенеющие» брови.

Многолетние исследования изменили мнение учёных о происхождении этой культуры. Если сначала казалось, что появление цивилизации чавина было подобно культурному взрыву (делались даже предположения о переселении её создателей с территории современной Мексики), то сейчас
всё больше фактов свидетельствует в пользу её местного происхождения.

Это и особое почитание пещер, в том числе около озера Лаурикоча, где открыты следы жизни древних охотников, и обычай деформации черепов младенцев, как у жителей этих пещер за несколько тысячелетий до чавинцев.

Но нерешённых вопросов в истории первой цивилизации
Южной Америки ещё предостаточно. Нам ничего не известно о том, почему цивилизация чавин сошла с исторической арены и каким был её закат. Однако она оказала большое влияние на развитие соседних культур.

Ступенчатые пирамиды, украшенные каменными головами ягуаро-змее-людей, обнаружены в таких центрах, как Сечин (пирамида Серро-Сечин) и Котос, считающихся самостоятельными культурами.

Один из ритуальных центров - Паракас, расположенный
на самом юге земель Чавина, стал родиной следующей яркой цивилизации-преемницы.

ТАЙНЫ ПАРАКАСА И НАСКИ

В эпоху чавина свет цивилизации распространился и на Тихоокеанское побережье Южного Перу. Этот
негостеприимный край, представляющий собой узкую полоску песков и каменистых холмов, носит имя Коста (исп. Берег). Жизнь на побережье сосредоточивалась в долинах мелких речек, сбегавших со склонов Анд и разделённых пустынями. Известно около полутора
десятков культур, ареал которых ограничивался одной
или несколькими речными долинами.

Некоторые из этих культур оставили после себя монументальные памятники. Большинство построек на побережье сложено из обожжённых на солнце кирпичей - адобов, преимущественно конической формы. Среди них
выделяются крупный архитектурный комплекс Серро-Сечин, стены которого покрыты рельефными рисунками, и руины древнего священного города Пачакамак, построенного на высоком обрывистом мысу над долиной реки Лурии.

С незапамятных времён здесь находились храм и оракул Пачакамака, невидимого творца всего сущего, привлекавшие толпы паломников из самых отдалённых
районов.

Но наиболее выдающимися и одновременно загадочными наследниками чавина стали культура паракас и её преемница культура наска.

Культура паракас существовала на одноимённом полуострове и в басейне рек Ика и Наска в период с 600 г.
до н. э. до 400 г. н. э. На языке кечуа паракас означает «штормовой ветер». Небольшой пустынный полуостров, выдающийся в океан, действительно со всех сторон продувается свирепыми ветрами, климат здесь сухой и жаркий. Это-то и послужило причиной особого интереса учёных к древней культуре, известной в основном могильниками.

Уже первому исследователю - X. С. Тельо посчастливилось открыть не просто следы древней культуры, но целый «город мёртвых».

Суровый сухой климат законсервировал всё, что существовало здесь ещё две с половиной тысячи лет назад: мумии погребённых индейцев, костяные и деревянные изделия, даже великолепные цветные ткани, в которые
были завёрнуты покойники.

Сейчас археологи делят историю культуры паракас на два периода - паракас-кавернас (период пещер) и паракас-некрополис (период могил).

В начальную эпоху, продолжавшуюся приблизительно до I в., паракасцы хоронили своих мертвецов в круглых пещерах. На вершине холма в слое песка сооружалась
округлая входная яма диаметром 1-1,5 м и глубиной около 2 м. Чтобы её края не осыпались, стены укрепляли камнями. В центре основания ямы находился вход в узкую вертикальную шахту глубиной до 6 м с высеченными ступенями. Шахта вела к куполообразной камере (диаметром 3-4 м и высотой 1-1,5 м), высеченной в грунте и выложенной камнем. В камере хранилось 30-40 мумий. Если тела не помещались в самой пещере, их хоронили в вертикальной шахте. Умерших сажали с поджатыми к подбородку коленями в специальные плетёнки и накрывали китовыми костями или циновками. В рот покойнику клали кусочек золота.

От культуры паракас-некрополис III-V вв. остались огромные необычные погребальные комплексы, тянущиеся вдоль берега океана. Мумии заворачивали в ткани, помещали в сидячем положении в плетёнку и накрывали другой плетёнкой. Получившуюся корзину обёртывали большим количеством тканей, и она приобретала вид
кокона. В подземных камерах коконы с мумиями располагались группами. Центром группы служила крупная мумия, по бокам которой размещались тюки средних размеров, окружённые более мелкими. В погребальной камере близ Серро-Колорадо обнаружено 33 большие (1,5 м в высоту и столько же в диаметре), 42 средние (высотой около 1 м) и 354 мелкие мумии. Величина кокона
зависела от количества тканей и погребального инвентаря,
отражая имущественное положение покойных. Между тканями в плетёнки вкладывали вещи, которые сопровождали покойника в загробный мир. В самых больших тюках обнаружено несколько золотых и серебряных предметов, в том числе диадемы и налобные пластины.

ТАЙНЫ ПЛАТО НАСКА

пустыня наска

Самая большая загадка цивилизации наска связана с огромными изображениями, вырезанными на поверхности земли, в пустыне Пампа-Колорада. Внимание археологов было привлечено к ним в 40-х гг. XX в., когда профессор гидрогеологии Пол Косок совершил над пустыней несколько разведывательных полётов на маленьком
самолёте. Он определил, что линии и фигуры исполинского масштаба покрывают территорию длиной около 100 км и шириной до 15 км.

ВВС США в годы Второй мировой войны сделали более 20 тыс. аэрофотоснимков Пампа-Колорада. Военная разведка посчитала длинные широкие линии, тянущиеся на много километров и обрывающиеся посреди пустыни, взлётными полосами.

Однако помимо линий Пол Косок обнаружил и гигантские геометрические фигуры: трапеции, треугольники, прямоугольники и спирали, а также изображения животных. Техника выполнения этих фигур была одинаковой: индейцы срезали верхний слой почвы, под которым открывался более светлый грунт. Таким образом получалась контрастная полоса, обрамлённая тёмными отвалами срезанной земли. При всей технической простоте такого решения оно требовало великолепного знания геодезии. Перед тем как проводить линии на земле,
насканцы создавали небольшие эскизы будущих рисунков и лишь затем, увеличивая их в соответствующем масштабе, переносили на поверхность земли. Как им удавалось делать это, не имея приборов сложнее колышков и верёвочек, остаётся загадкой. Кроме того, большая часть рисунков не видна с земли, что вызвало к жизни множество экстравагантных гипотез. По мнению писателя Эриха фон
Дэникена, в создании линий насканцам помогали инопланетяне.

Другие энтузиасты склонны считать, что индейцы умели делать воздушные шары, сшитые из шкур и наполненные тёплым воздухом, - упоминания о таких устройствах встречаются в легендах инков. Одна из теорий, пытающихся объяснить тайну Наска, связана с именем помощницы Косока немки Марии Райхе, которая занималась исследованием рисунков с середины 40-х гг. до своей смерти в 95-летнем возрасте. По её мнению, рисунки Пампа-Колорада - не что иное, как гигантский календарь, позволяющий рассчитывать равноденствия или циклы течения реки Эль-Ниньо.

В пользу теории Райхе говорит то, что многие рисунки
являются изображениями созвездий, таких, как Большая
Медведица или Орион, а некоторые линии соответствуют перемещению солнца. Существуют линии, точно
ориентированные на Луну, планеты и некоторые созвездия, в частности Плеяды. Основываясь на астрономических расчётах, Райхе первой назвала время создания рисунков - V в. Позже в районе одного из геоглифов был обнаружен деревянный столбик, радиоуглеродный анализ которого подтвердил указанную Райхе дату.

Многие археологи склоняются к мысли о том, что линии и рисунки животных представляли собой священные дороги, по которым ходили жрецы наска во время религиозных церемоний. Существует теория, согласно которой
гигантские рисунки были отчаянной попыткой индейцев
связаться с богами в период многолетней засухи.

Чаще же инвентарь, сопровождавший погребение, не был особенно богат. Рядом с покойником помещали керамические сосуды - чёрные и с рельефным изображением, а также предметы, использовавшиеся им
в быту. Вместе с женщиной клали остатки пищи (початок кукурузы, арахис, фасолевую муку), пряслица, куски тканей и мотки волос. Мужчин сопровождал набор из рыболовных
сетей, копьеметалок, наконечников дротиков, шкур лам и гуанако, раковин, обсидиана.

Мумии завёрнуты в великолепные цветные ткани, изготовленные из хлопка и шерсти. Иногда ткачи
использовали волокна растений и человеческие волосы. Пряли при помощи веретён, остатки которых нередко
находят рядом с мумиями. Остатки ткацких станков не сохранились, но по рисункам на более поздней керамике археологи делают вывод о том, что станок ткачей паракаса представлял собой две горизонтальные палки, между которыми натягивалась основа. Одна из них прикреплялась к специальному столбику, другая - к поясу ткача. На таких станках вырабатывались ткани шириной от 30 до 65 см.
Сотни изделий дошли до нашего времени, не утратив эластичности и яркости красок.

Но самым необычным в погребениях паракаса были сами мумии. Процесс их подготовки состоял в очистке тела от внутренностей и заполнении его деревянными брусками, волокнами и прочими растительными материалами. Из черепа извлекался головной мозг. Затем тела
подсушивались на жарком солнце и даже немного коптились на огне.

Лица и некоторые части тела, вплоть до накладных кос, обмазывались древесной смолой и глиной. После приготовлений умершему придавалась поза зародыша с поджатыми к подбородку коленями и скрещенными
на груди руками. Тело заворачивали в несколько покрывал, длина которых достигала двух с половиной метров, а сверху накрывали циновками из тростника.

Деформированные
черепа.
культура паракас.
V-III вв. до н. э.

У многих были искусственно деформированные черепа - клиновидной формы в период пещер и конусовидной - в период могил. В одной из могил найден череп ребёнка, обмотанный лентой из хлопковой ткани. Эта лента прижимала две подушечки, давившие на череп спереди и сзади, придавая нужную форму.

Ещё более странными выглядят массовые прижизненные трепанации черепов. По разным оценкам, следы этой процедуры имели от 40 до 60 % всех найденных черепов. На некоторых из них видны четыре-пять отверстий, проделанных в разное время. На большинстве черепов нег ни трещин, ни следов от ударов. По-видимому, операции проводились на здоровых людях. В Паракасе широко использовались разные техники трепанации: выпиливались квадратные или прямоугольные пластинки, которые
затем вынимались; высверливались дырочки по обрисованному кругу или же срезалась кость. Иногда отверстия закрывались тонкой золотой пластинкой. В одном из погребений даже обнаружен набор хирургических
инструментов той далёкой эпохи.

Это были обсидиановые орудия разных размеров со следами крови. Кроме того, там же оказались ложка из зуба кашалота, обёрнутая хлопковыми нитями, кусок ткани, бинты и нитки. Все эти находки свидетельствуют о необычном почитании головы у жителей Паракаса. Чем же вызвано такое отношение? Вряд ли это было следствием болезни или травмы. Единственная цель таких трепанаций
(как и цель деформации черепов), по мнению учёных, воздействие на головной мозг для изменения состояния сознания.

Индейцы культуры паракас расширили своё влияние в глубь страны и заложили основу ещё одной цивилизации Южного Перу - наска, «столицей» которой было крупное поселение Кауачи. Оно представляло собой скопление глинобитных жилых домов, террас и хозяйственных построек.

В центре города возвышался Большой Храм - пирамидальное сооружение, возведённое на естественном холме с плоской вершиной, высотой более 20 м. Вокруг располагались площади, дворы и погребения. Помимо Кауачи известно ещё несколько крупных строительных комплексов культуры наска. Наиболее загадочный из них - так называемый «мёртвый лес» Эстакерия, который исследователи образно называют «деревянным Стоунхенджем». Это 240 столбов высотой около 2 м с
развилкой наверху, стоящие на низкой платформе.

К западу и югу от платформы установлены меньшие столбы, причём уже не рядами, а цепочками. Рядом с «мёртвым
лесом» высится ступенчатый холм с двумя рядами террас.
На территории Эстакерии, как и по всей области распространения культуры наска, обнаружено много могил. В могильниках найдены фрагменты одежды. Это широкие и длинные накидки, украшенные каймой.

В ходу у насканцев были и классические южноамериканские пончо - прямоугольные полотна с прорезью посередине. Цветовая гамма тканей наска насчитывает до 150 оттенков.
Насканцы, как и их предшественники, использовали практику деформации черепов и их прижизненной
трепанации, но уже в меньших масштабах. Такие люди
пользовались особым отношением окружающих.

Когда они умирали, их головы отделяли от туловища, а в погребение клали обезглавленное тело с приставленной
к нему небольшой тыквой. Головы же захоранивались отдельно, в специальных тайниках. Часто в погребениях наска находят отрезанные человеческие головы, прикреплённые к шнурам на поясе, - по-видимому, военные
трофеи.

Культура наска известна также своими великолепными полихромными сосудами. Их качество поразительно,
ведь индейцы не знали гончарного круга. Вазы, кубки, миски и фигурные кувшины расписывались шестью-семью красками, наносившимися до обжига. Но наибольшую известность этой культуре принесли загадочные
и таинственные рисунки плато Наска, вызвавшие не стихающие и по сей день споры учёных об их предназначении и способах нанесения.

расписной
глиняный сосуд
с изображением
пумы. культура наска.

Мастерство паракасских «нейрохирургов» и насканских «геодезистов», оставивших на земле гигантские геометрические фигуры, изображения птиц и животных, остаются одними из самых интригующих загадок истории не только Южной Америки, но и всего человечества.

МОЧИКА - ЦАРСТВО КРОВИ И ЗОЛОТА

В то время, как на юге Перу существовали культуры паракас и наска, на севере расцветала не менее яркая культура народа мочика, подарившая потомкам монументальные пирамиды и великолепные произведения из золота.

золотая статуэтка
божества. V в

Открытие этой культуры произошло в конце XX в. Зимой 1987 г. полиция городе Ламбайеке получила сведения о том, что банда уакерос разграбила богатое захоронение
в районе деревни Сипан на северном побережье Перу. Преступников удалось арестовать, и в руки полицейских попали поистине сказочные сокровища, среди которых выделялась великолепная золотая маска, инкрустированная изумрудами.

Оказалось, что грабителям посчастливилось раскопать инкское погребение, находившееся под огромной платформой из кирпича-сырца, в стороне от двух пирамид, считавшихся главной достопримечательностью Сипана.
Ценность находки была столь велика, что в Сипан направили археологическую экспедицию под
руководством директора Национального музея Вальтера Альвы. Результаты раскопок буквально потрясли весь
мир - под полом позднего инкского склепа обнаружилось ещё несколько погребений, с иными чертами обряда. А в самой толще гигантской платформы учёные нашли потайной ход, который привёл их в комнату, где, облачённый
в парадное одеяние и позолоченный шлем, лежал скелет воина с отрубленными ступнями.

Археологи решили, что это страж захороненного где-то неподалёку правителя. Вскоре они обнаружили погребальную камеру с деревянным саркофагом. Покоившийся в саркофаге мужчина, возраст которого определили в 35-40 лет, получил имя Владыки Сипана. Вместе с ним в толще платформы были похоронены ещё двое мужчин и три женщины, у некоторых отсутствовала левая ступня.

В нише находился скелет сидящего десятилетнего мальчика со скрещёнными ногами.

Всё помещение было уставлено керамическими сосудами с остатками пищи. На полу и в саркофаге лежали сотни золотых украшений, принадлежавших некогда Владыке
Сипана. А в правой руке покойного - золотой брусок и скипетр-нож, украшенный золотым навершием с изображением сцены битвы. В левой Владыка сжимал медный брусок и медный же скипетр. Рядом с черепом находилась
прекрасная диадема из кованого золота в форме
полумесяца: длина её состав ляла 62 см, а высота - 42 см.

Среди прочих сокровищ выделяются шейная цепь из крупных золотых и серебряных бусин, трещотка из чеканных золотых пластинок с массивной медной рукояткой, золотые колокольчики с изображённым на них
божеством, серьги с подвесками из золота и бирюзы и великолепное ожерелье из серебра и золота в виде скорлупок земляного ореха. Кроме золота в гробнице оказались тысячи жемчужин, украшавших некогда наряд
Владыки, и большое количество бирюзы.

Раскопки показали, что и пирамиды, и платформа
созданы народом мочика, владевшим долинами на
севере Перу с V в. до н. э. по VII в. н. э. Инки лишь
использовали древнюю постройку, чтобы замаскировать погребение какого-то знатного военачальника. Работы, проведённые в Сипане в последние годы, принесли ещё
немало удивительных открытий. Так, в одной из огромных пирамид Сипана были обнаружены фрески с изображениями религиозных церемоний, сюжеты которых повергли исследователей в шок. На них нарисованы огромные
пауки, сидящие на вершинах пирамид, и вереницы людей, приносящих им связанных по рукам и ногам пленников.

Этот ритуал имитировал расправу паука со своей
добычей: верёвки играли роль паутины, а жрецы-владыки
мочика, наряженные гигантскими насекомыми, перерезали горло связанным жертвам и пили их кровь. Подобные же росписи найдены и во внутренних залах одной из крупнейших построек цивилизации мочика - так
называемой Пирамиды Луны вблизи города Трухильо.
Культура мочика известна своей уникальной портретной керамикой.

Мастера работали только с тремя красками: красной, белой
и чёрной. Сосуды имитировали человеческие лица со всеми присущими им особенностями. Археологи предполагают,
что эта традиция уходит корнями в архаический культ «мёртвых голов», прослеживающийся в ранних культурах побережья.

Упадок цивилизации мочика относится к VII в. В этот период
некогда могущественные властители побережья Перу под натиском воинственных соседей оставляют речные долины и уходят ещё дальше на север. Кто же пришёл им на смену?

Вероятно, это были потомки других величественных культур, появившихся в горных долинах Анд, - тиауанако и уари (вари).

«ГОРОД, ПОСТРОЕННЫЙ БОГАМИ»

ворота солнца в тиауанако

Тиауанако, расположенный на высоте 4 тыс. м над уровнем моря, на берегу озера Титикака, является самым
высокогорным поселением доколумбовой Америки. Большинство учёных считают, что Тиауанако возник около III в. до н. э. и был оставлен жителями не позднее XI в. н. э.
В период расцвета, в VI-IX вв.,

Тиауанако являлся не только крупным религиозным центром, но и столицей обширного государства. Судя по типичным находкам изделий тиауанакских мастеров,
власть правителей высокогорного города распространялась до побережья Тихого океана и далее на юг, до северных районов современного Чили.

Город занимал площадь примерно 3 кв. км, а его население составляло почти 20 тыс. Здесь из камня возводили храмы, дворцы, культовые платформы, колонны в образе человека высотой до 7 м. Центром города считаются огромный дворец (130 х 135 м), внутрь которого вели Ворота Солнца
высотой 3 м, высеченные из монолита, и искусственный
холм, или «пирамида» Акапана, высотой 15 м со
сторонами основания более 200 м. Возможно, это естественное возвышение, облицованное огромными каменными монолитами весом до 100 т каждый.
На вершине Акапаны расположен выложенный камнем искусственный водоём размером 80 х 40 м и глубиной до 7 м. В недрах пирамиды проложена сложная система водоотводных каналов.

На вершине платформы, называемой Пума Пунку, также сохранились остатки рукотворного водохранилища. Кроме
того, Пума Пунку украшает громадный монолит - Ворота
Луны. Найденные рядом с Воротами Луны золотые гвоздики
позволяют предположить, что некогда монолит был облицован листовым золотом.

Один из самых загадочных памятников Тиауанако - храм Каласасайя. Его площадь - 15 тыс. кв. м. Основанием служит платформа, обнесённая стеной из монолитных колонн, пространство между которыми заполнено отшлифованным камнем. Австрийский исследователь Познански считал
Каласасайю обсерваторией, ориентированной на точки солнцестояния и равноденствия. Название Тиауанако в переводе с языка кечуа означает «садись, гуанако» (гуанако - быстроногое животное, близкий родственник ламы). По
легенде, инка Майта Капак так обратился к юноше-гонцу, доставившему весть об обнаруженных на берегу озера Титикака гигантских развалинах. Инки всегда придерживались убеждения, что до прихода в мир их
прародителей Манко Капака и Мамы Окльо на земле царили дикость и варварство. Поэтому они поразились циклопическим руинам Тиауанако и посчитали его «городом, построенным богами».

Великий город был признан легендарной прародиной инков, и археологи нашли факты, подтверждающие это. В полуподземном храме рядом с Каласасайей найдена статуя, получившая название «Бородатый идол», поскольку её отличительной чертой является внушительная борода.
Известно, что у индейцев слабо развит волосяной покров на лице и бородачей среди них нет. Тем не менее древняя традиция инков говорит о том, что верховный бог и создатель мироздания Виракоча Пачакамак в своей земной ипостаси был как раз высоким, белокожим и бородатым
старцем. Сопровождавшие его спутники назывались просто виракочами и тоже обладали светлой кожей и бородами.

По легенде, именно они основали город на берегу священного озера. К северу от Тиауанако, близ современного города Аякучо, сложилась ещё одна мощная держава - Уари, культура которой во многом близка культуре Тиауанако.

Но если правители «города, построенного богами» направляли свою экспан сию на юг и запад, то цари Уари
расширяли своё влияние на север, за короткий срок распространив власть на земли мочика и далее к северу.

Большинство городов этой части страны несут следы сильного культурного влияния Уари. Новая держава, просуществовавшая примерно 300 лет, с 600 до 900 г., сумела создать единый политический и хозяйственный организм, соединив области страны мощёными дорогами и закрепив своё господство строительством новых городов
и торговых станций. Этот опыт позднее использовали инки в управлении своей империей.

В X в. господству Уари приходит конец. Население покидает и берега озера Титикака. На смену двум державам появляется множество небольших царств, власть которых
редко распространялась дальше одной-двух речных долин. Среди них самым крупным и сильным было царство Чиму, или Чимор, сохранившее наследие первых империй
и донёсшее его до эпохи инков.

ЧИМУ: ДЕТИ ЗВЁЗД

Легенды гласят, что первый правитель Чиму - Такайнамо прибыл в устье реки Моче на большом плоту. Откуда он приплыл, предания умалчивают, однако известно, что владыки Чиму возводили свою родословную к четырём звёздам созвездия Пата (Ориона). Звёзды вообще играли в жизни цивилизации чиму важную роль. Главной в пантеоне была Луна, созвездия считались средоточиями божественной энергии, им посвящались храмы и совершались
жертвоприношения.

Высадившись на побережье, пришельцы заложили город Чан-Чан. Отсюда наследники Такайнамо посылали вооружённые отряды для захвата соседних территорий. Около 1100 г. на побережье Перу обрушилась череда
природных катастроф. Сложная система каналов, позволявшая отводить воду с гор на востоке для орошения
посевных площадей в долинах Чикама и Моче, оказалась разрушена землетрясениями. Археологически этот тяжёлый момент в истории Чиму совпадает с началом периода интенсивной экспансии - как раз после 1100 г. керамика и металлические изделия Чиму начинают встречаться почти на всём северном и центральном побережье Перу.

Оказавшись перед угрозой гибели, правители Чиму решили сделать ставку на завоевание чужих земель. Расчёт оказался верным: армии Чиму захватывали одну долину за другой
и восстанавливали ирригационные сооружения народа мочика. В течение трёх сотен лет (1100-1400 гг.) государство Чиму превратилось в настоящую империю, объединявшую жителей десятков речных долин побережья.

Чан-Чан в этот период достигает своего наивысшего расцвета. В городе площадью около 20 кв. км проживало от 36 до 100 тыс. Его окружала 15-метровая стена с единственными воротами. Планировка столицы Чиму
весьма оригинальна. Её ядро составляли 12 крупных архитектурных ансамблей, названных археологами «сьюдаделас» - «городки». Каждый из них был огорожен глухой стеной высотой около 10 м и длиной 700 м.
Внутренняя часть представляла собой лабиринт коридоров, соединявших комнаты, залы, склады, водохранилища и даже могильные курганы.

Археологи доказали, что каждый такой «квартал» являлся дворцовым комплексом, принадлежавшим одному правителю. При жизни правителя «городок» выполнял функции центра власти. Когда правитель умирал, его хоронили в собственном дворце вместе с верными слугами и десятками молодых девушек, а также огромным количеством утвари и драгоценностей. Все двери закладывались высушенным на солнце кирпичом, и в столице Чиму появлялось ещё одно наглухо замурованное мрачное здание, посвященное мёртвому владыке. Кроме дворцов-мавзолеев в Чан-Чане раскопано ещё 35 районов, где селились сановники, четыре квартала ремесленников и четыре храма. Стены построек покрывались белой глиной.
Одним из главных занятий мастеров была обработка золота. На приисках Чиму трудилось не менее 6 тыс. человек. Руду плавили в расположенных на склонах гор ветряных печах, температура в которых повышалась за счёт задувавшего
в особые отверстия ветра.

Широко известные ритуальные ножи-туми с закруглённой ручкой, украшенные драгоценным образным археологически и камнями, стал м симво и своеобразным
сивволом Южной Америки.

Ещё в период испанского завоевания на побережье часто находили набитые сокровищами могильники Чиму. Судьба
этих находок печальна. Так, в конце XIX в. некий полковник Ла Роса отыскал на побережье клад с пятью тысячами золотых бабочек, каждая из которых весила меньше грамма.
Они могли парить в воздухе, стоило только посильнее на них дунуть. Ла Роса приказал переплавить их в слитки и получил около четырёх килограммов золота.

К счастью, археологи и поныне находят неразграбленные погребения той эпохи: например, шестиуровневый могильник в Уакадель-Лоро (Святилище Попугая)
в долине Ламбайеке, раскопанный в 80-х гг. XX в. Ицуми Шимадой и Карлосом Элерой. Общий вес обнаруженных в нём предметов составляет 1,2 т: 100 золотых украшений,
489 предметов из бронзы, более 300 редких морских раковин, каждая весом около 1 кг, 70 кг жемчуга, горы ляпис-лазури, аметиста, горного хрусталя, изумрудов.

Выделяются перчатки из тумбаги (сплава золота
и меди) - точные копии кистей рук человека. Купцы Чиму вели обширную торговлю с племенами, населявшими
высокогорье, а от нападений тех же горных племён защищала длинная стена. Но всё же она не смогла спасти империю. В 1460 г. к границам империи Чиму подступили с юга непобедимые армии инков. А через несколько лет государство Луны пало под ударами «детей Солнца».

ИМПЕРИЯ СОЛНЦА

Считается, что инки пришли в долину Куско, где основали столицу империи, около 1200 г. Американский археолог
Дж. X. Роу, проводивший раскопки в районе Куско, предположил, что до первой половины XV в.
государству инков принадлежало всего несколько
горных долин, и начинал отсчёт имперского периода с 1438 г. - даты, когда правитель государства Инка Пачакути Юпанки разбил воинственных индейцев-чанка и присоединил к своему государству «западную часть света».

Однако инки наверняка осуществляли экспансию и до разгрома чанка, но она была направлена в основном
к югу от Куско. В 1470 г. армии инков подступили к столице Чиму. После длительной осады империя Чиму пала. Многих искусных ремесленников победители переселили в свою столицу - Куско. Вскоре инки покорили и другие государства, включив их в свою новую империю: Чинча на юге Перу, Куисманку, объединявшую прибрежные долины центральной части страны, в том числе и храмовый город

Пачакамак, небольшие государства Кахамарка и Сикан на севере. Но наследие империи Чиму не пропало. Инки не стали разрушать столицу Чан-Чан и сохранили в целости дороги, каналы, террасные поля, сделав эти земли одной из
самых процветающих провинций.

Многовековая культура индейцев Перу стала основой цивилизации инков. От поражающих воображение
чудес и сокровищ империи инков до наших дней не дошло почти ничего. Захватив правителя инков Атауальпу,
испанцы потребовали - и получили - в качестве выкупа за его жизнь 7 т золотых и около 14 т серебряных изделий, которые тут же переплавили в слитки. После того как
конкистадоры казнили Атауальпу, инки собрали и спрятали остававшееся в храмах и дворцах золото.

Поиски пропавшего золота продолжаются и поныне. Если когда-нибудь археологам посчастливится найти эту легендарную сокровищницу, мы, несомненно, узнаем о цивилизации «детей Солнца» много нового. Сейчас же количество изделий инкских мастеров можно пересчитать по пальцам - это золотые и серебряные фигурки людей и лам, великолепные золотые сосуды и нагрудные диски, а также традиционные ножи-туми в форме полумесяца. Объединив собственные технологии с традициями ювелиров
Чиму, инкские металлурги достигли совершенства в обработке драгоценных металлов.

Испанские хронисты записали историю о золотых садах, украшавших храмы, посвящённые Солнцу. Достоверно
известно о двух из них - в прибрежном городе Тумбес
на севере империи и в главном святилище Куско, храме Кориканча. Деревья, кустарники и травы в садах были сделаны из чистого золота. Золотые пастухи пасли на золотых лужайках золотых лам, а в полях зрела золотая кукуруза.

золотая ваза,инки

Вторым высочайшим достижением инков можно по праву считать архитектуру. Уровень обработки камня при инках превосходит лучшие образцы мастерства каменотёсов Чавина и Тиауанако. Простые, «типовые», здания строились из небольших камней, скреплённых глиняно-известковым раствором - пирка. Для дворцов и храмов использовались гигантские монолиты, не скреплённые между собой никаким раствором. Камни в таких сооружениях держатся за счёт многочисленных выступов, цепляющихся друг за друга.

Примером может служить знаменитый двенадцатиугольный
камень в стене в Куско, так плотно пригнанный к соседним глыбам, что между ними нельзя просунуть даже лезвие бритвы.

Архитектурный стиль инков суров и аскетичен; здания подавляют своей мощью. Однако когда-то многие постройки были украшены золотыми и серебряными пластинами, придававшими им совершенно иной
облик.

В городах инки использовали плановую застройку. Основным элементом города был канча - квартал, состоявший из жилых домов и складов, расположенных вокруг двора. В каждом крупном центре имелись дворец, казармы для солдат, храм Солнца и «монастырь» для
посвященных Солнцу девственниц-аклья.

Все города империи связывались между собой сетью превосходных дорог. Две главные магистрали, к которым примыкали дороги поменьше, соединяли крайние точки на севере и юге страны. Одна из дорог шла по побережью от Гуаякильского залива в Эквадоре до реки Мауле, южнее современного Сантьяго. Горная дорога, называвшаяся Капак-кан (Царский путь), начиналась в ущельях севернее
Кито, пройдя через Куско, сворачивала к озеру Титикака и обрывалась на территории современной Аргентины. Обе
эти артерии вместе с примыкавшими к ним второстепенными дорогами тянулись более чем на 20 тыс. км. Во влажных местах дороги мостили или заливали водонепроницаемой смесью из листьев маиса, гальки и глины.

На засушливом побережье дороги старались прокладывать по участкам выхода твёрдых пород. На болотах возводились каменные дамбы, снабжённые дренажными трубами. Вдоль
дорог устанавливались столбы, указывавшие расстояние до населённых пунктов. Через равные промежутки имелись постоялые дворы - тамбо. Ширина полотна на равнинах достигала 7 м, а в горных ущельях сокращалась до 1 м.

Дороги прокладывали по прямой линии, даже если для этого приходилось долбить тоннель или срубать часть горы. Инки построили замечательные мосты, самые знаменитые из которых висячие, предназначенные для переправы через горные потоки. На каждой стороне ущелья возводились каменные пилоны, к ним прикреплялись толстые канаты -
два служили перилами, а три поддерживали полотно из ветвей. Мосты были так прочны, что выдерживали испанских конкистадоров в полном вооружении и верхом на лошадях.
Местным жителям вменялось в обязанность раз в год менять канаты, а также ремонтировать мост в случае надобности.

Крупнейший мост подобной конструкции через реку
Апуримак имел 75 м в длину и висел в 40 м над водой.

Дороги стали основой империи, раскинувшейся на огромном пространстве от Эквадора на севере до Чили на юге и от Тихоокеанского побережья на западе до восточных
склонов Анд. Уже само название государства инков - Тауантинсуйу несло черты претензий на мировое господство. Это слово на языке кечуа
означает«четырёхсоединённыемежду собой страны света».

По странам света происходило и административное деление: на севере находилась провинция Чинчасуйю, на юге - Кольясуйю, на западе - Контисуйю и на востоке - Антисуйю.

В период правления самых знаменитых императоров - Тупак Юпанки, занявшего престол в 1463 г., и Вайно Капака (1493-1525 гг.) государство окончательно обрело черты
централизованной империи. Во главе государства стоял император - Сапа-Инка, Единственный Инка. Была проведена перепись населения империи и введена десятичная административная система, с помощью которой собирались налоги и вёлся точный подсчёт подданных.

В ходе реформы всех наследственных вождей заменили назначаемыми губернаторами - кураками. Всё население страны несло трудовые повинности: обработку государственных полей маиса и батата (картофеля), содержание государственных стад лам, воинскую службу и работы на строительстве городов, дорог и рудниках. Кроме того, подданные обязаны были уплачивать и натуральный налог - тканями и скотом. В общем, государственный рэкет, - процыетал.

Широко распространилась практика массовых переселений на покорённых территориях. Язык кечуа, на котором говорили инки, был объявлен официальным языком империи. Обитателям провинций не запрещалось пользоваться и своим родным языком. Обязательное знание кечуа требовалось только от должностных лиц.

Считается, что инки не создали собственной письменности. Для передачи информации у них существовало узелковое письмо «кипу», великолепно приспособленное для нужд управления и экономики. Согласно одной из легенд, у инков некогда имелась письменность, даже книги, но все они оказались уничтожены правителем-реформатором
Пачакути, «переписывавшим историю». Исключение было сделано лишь для одной, хранившейся в главном святилище империи Кориканча.

Грабившие столицу инков испанцы обнаружили в Кориканче покрытые непонятными знаками холсты, вставленные в золотые рамы. Рамы, разумеется, переплавили, а холсты
сожгли. Так погибла единственная писаная история империи инков.

Власть Сапа-Инки подкреплялась и идеологией. Как уже говорилось, инки считали себя первым и единственным цивилизованным народом, несущим культуру и просвещение окружающим племенам. Важным элементом их идеологии была и религия, центральное место в которой занимал культ Солнца. Все прочие божества многочисленных народов
империи находились в подчинённом положении к Солнечному божеству. Сами инки считали себя «детьми
Солнца», а свою державу - империей Солнца. Но это сыграло роковую роль в её гибели.

Когда в 1532 г. ко двору Сапа Инки Атауальпы прибыл Франсиско Писарро с отрядом конкистадоров, уже назначенный испанским королём Карлом V губернатором
этих земель, он имел с собой постановление королевского совета о предоставлении инкам-язычникам возможности принять христианство добровольно, без кровопролития.

Францисканский монах из свиты Писарро объяснил смысл христианской веры правителю инков.

«Вы говорите, что ваш Бог принял смерть, а мой всё ещё живёт», - подчеркнул он, показав на уходящее за горизонт солнце. Как записали очевидцы, Сапа Инка швырнул протянутый ему молитвенник на землю. Монах повернулся к Писарро и сказал ему и его людям:

«Можете напасть на них после такого. Я заранее отпускаю вам все ваши грехи». Последовала жестокая резня, положившая начало завершающему периоду истории
империи инков - борьбе за независимость. После сожжения Атауальпы на костре инквизиции во главе гибнущей империи вставали ещё четыре его потомка.

Один из них - Манко Инка - поднял восстание и увёл 20 тыс. своих сторонников в джунгли. Там они основали новый
город, Вилькабамба. Из него инки совершали набеги на посты завоевателей. В 1572 г. испанцы захватили
последнего вождя инков Тупак Амару. Его привезли в Куско и на городской площади казнили - обезглавили. Так закончилась цивилизация инков.

мачу-пикчу,инки



















ВВЕРХ

Auto Web Pinger

СОЗДАНО ©Zinorov 2003-2018 Fenykc.comсайт феникс

Besucherzahler
счетчик посещений