цивилизации fenykc

 

FENYKC ЦИВИЛИЗАЦИИ

для детей

ГЛАВА 24

распространение буддизма

ЗОЛОТОЙ ВЕК БУДДИЗМА

Оригинальное название буддизма - буддха-дхарма (в переводе с санскрита - древнеиндийского языка - это
означает «учение Будды»). Буддизм
возник в Индии в VI в. до н. э. и прошёл
длительный путь развития, превратившись в одну из мировых религий.

ПРОБУЖДЕНИЕ

Основатель учения царевич Сарвартхасиддха (санскр. «исполнивший чаяния всех»), сокращённо Сиддхартха,
был сыном правителя государства на севере Индии со столицей в Капилавасту (ныне на территории Непала).
Родовое имя Сиддхартхи - Гаутама
{санскр. «потомок Готамы») происходит от его легендарного предка - мудреца Готамы. Принадлежность
царевича к арийскому племени шакьев отражена в его нарицательном имени - Шакьямуни (санскр.
«подвижник из Шакьев»).

В 29-летнем возрасте Сиддхартха покинул дом и посвятил себя поиску пути, который освободит мир от страданий.
Под титулом Будда (санскр. «пробуждённый», «просветлённый») Сиддхартха предстал после того,
как обрёл освобождение от сансары - «колеса перерождений» (вера в многократные рождения характерна для буддизма, как и для большинства
индийских религий) и стал носителем совершенно ясного сознания, полностью раскрыл свою природу. Состояние освобождения, которого достиг Будда, - нирвана (санскр. «угасание») - определяется в буддизме как полное отсутствие страданий и пробуждение в том смысле, что человеку открывается Высшая Истина и он освобождается от спячки, в которой пребывают все остальные существа
(корень «буд» в слове «Будда» тот же, что и в русском «будить»).

Большинство учёных считают, что Будда Шакьямуни реальная личность. Сверяя данные канонических буддийских текстов (первые века до новой эры) и исторических хроник Шри- Ланки (создавались в течение
I тысячелетия н. э.) с датировкой событий в эдиктах царя
Ашоки (III в. до н. э.), исследователи пришли к выводу, что
Шакьямуни жил, скорее всего, между 5бО и 480 гг. до н. э. и принадлежал к варне кшатриев. Будда отрицал систему варн. Он учил представителей всех социальных слоев и в своих проповедях говорил о проблемах общечеловеческих - страдании и способах его преодолеть. Страдание в буддизме выступает как синоним бытия. Суть буддизма
выражена в «четырёх благородных истинах»: всякое существование есть страдание; у страдания есть причина; страдание может быть преодолено; существует путь преодоления этого страдания. Причиной страдания Будда считал неведение - оно толкает к совершению омрачённых
поступков, ведущих к новым рождениям. «Преодоление» предполагает устранение неведения. Указываемый Буддой «восьмеричный благородный путь» и ведёт к достижению этого.

В Индии буддизм существовал с VI в. до н. э. по XIII в. н. э. в долине Ганга и примерно с III в. до н. э. по VII в. н. э. в долине Инда. К X в. буддизм сохранялся главным образом в Кашмире, Бихаре и Бенгалии, а к XIII в. его влияние упало из-за мусульманских завоеваний в одних частях страны и утверждения индуизма в остальных регионах Индии.

Но религия распространилась в других странах. В первоначальный период истории буддизма сформировались основные его направления и школы,
появились тексты, ставшие затем каноническими, достигла расцвета монастырская учёность. Это был поистине золотой век буддизма.

БУДДИЙСКАЯ ОБЩИНА

Будда впервые изложил своё учение в Оленьей роще близ города Бенареса (современный Варанаси) через семь недель после того, как достиг Пробуждения. С этой проповеди и началась учительская деятельность Шакьямуни, длившаяся 45 лет. В сангхе - буддийской общине верующих, сложившейся к моменту ухода Будды
из жизни, - состояло примерно 500 бауддха
{санскр.«последователи Будды»). Они вместе с Буддой странствовали по Индии. Подаяние собирали раз в сутки - до полудня. Максимальная величина его была определена объёмом патры - м о н а ш е с к о й чаши. Санскритское слово «патра» происходит от глагола «пати» - «летать», «падать», «попасть», «достаться». Одеянием для бауддха служила накидка из старой ткани, выкрашенной в жёлтый цвет. Будда выбрал этот цвет старых поношенных тканей в качестве знака добровольной скромности. По прошествии столетий жёлтый цвет превратился в один из сакральных символов буддизма.

Ничего, кроме патры и накидки, бауддха иметь не полагалось. Не нужны были и книги, поскольку учение при жизни Будды существовало только в виде его устных наставлений; последователи их запоминали. В сезон дождей (период муссонов в Индии с июня до сентября) община находила пристанище в рощах, в парках или загородных резиденциях покровителей. Такие приюты -
вихара послужили прообразами будущих монастырей. В устав буддийских монастырей вошло правило уходить
в сезон дождей в затворничество. Покидая мир, Шакьямуни оставил во главе общины Махакашьяпу, тот - Ананду и т. д. Согласно традиции, преемственность буддийских учителей
строго соблюдается до наших дней.


РАСЦВЕТ БУДДИЗМА

Широкое распространение буддизма в Индии связано с возвышением царства Магадха (ныне территория Южного Бихара), что располагалось на плодородных землях в нижнем течении реки Ганга. Древнейшая столица
Магадхи - Раджагриха (современный Раджгир) уже
в ранний период истории страны считалась одним из шести главных городов Индии. Пятый царь династии Сисунаги - Бимбисара (543-491 гг. до н. э.) за время своего царствования существенно упрочил положение страны, искусно применяя как мирные способы (заключал браки с царевнами соседних стран), так и средства
военного принуждения. Царь покровительствовал двум кшатрийским по происхождению учениям - джайнизму и буддизму. По джайнским легендам, Бимбисара был родственником Махавиры - основателя этой религии.
В буддийских преданиях Бимбисара предстаёт прямым учеником Будды Шакьямуни и первым царём Магадхи,
принявшим буддизм и сделавшим его государственной религией.

Здесь, как и везде, - религия стоит на страже правящей верхушки, дабы народ повиновался безропотно.

Ещё более усилилась Магадха при сыне Бимбисары - Аджаташатру (493-461 гг. до н. э.). Согласно цейлонским хроникам, Будда умер на восьмом году правления этого царя, в 486 г. до н. э.

СОПЕРНИЧАЮЩИЕ
ШКОЛЫ

При правителях, последовавших за Аджаташатру, Магадха продолжала сохранять господствующее положение в регионе. Особый расцвет она переживает в правление
Каласоки (393-365 гг. до н. э.). В этот период состоялся Второй буддийский собор (около 367 г. до н. э.).
Небольшие сангхи существовали уже на значительной территории Индии. Между общинами и внутри них возникали споры по различным аспектам вероучения. Для разрешения их монахи и собрались в городе Вайшали. Однако на соборе произошёл окончательный раскол.

Цейлонская буддийская хроника «Махавамса» (пал. «Великая хроника») называет его причиной расхождения в дисциплинарных вопросах. Руководители общин объявили
незаконными послабления, которые делались монахами Вайшали (речь, вероятно, шла и о допущении мирян
в сангху). Монахи Вайшали (согласно «Махавамсе», их насчитывалось 10 тыс.) вышли из сангхи и учредили собственную общину. Они назвали себя махасангхиками (санскр. «принадлежащие к великой общине»), подразумевая признание двух видов буддийской сангхи - монашеской и мирской. Не признавшие новшеств монахи составили другую школу - стхавиравада (санскр. «учение старейших»). Махасангхики были склонны более свободно толковать смысл высказываний Будды, в то время как стхавиравадины стремились сохранить в неприкосновенности первоначальные догматы.

Обратили внимание, что все религиозные учения в том числе и эти, - создавались правящей верхушкой, к примеру в Индие, кастой кшатриев (кастой воинов и правителей), для приведения к повиновению каст брахманов (интеллигентов), вайшниев (торговцев) и шудров (крестьян и ремесленников).

А, все, якобы расколы и разногласия, - лишь борьба внутри церквей за место у кормушки правителей и за своё влияние на этих правителей.

Итак, вы в какого божка верите?

БУДДИЗМ
ПРИ ЦАРЕ АШОКЕ

Распространение буддизма получило новый сильнейший импульс, когда последователем этой религии стал
царь из династии Маурья (V-II вв. до н. э.) Ашока. По преданию, Ашока (273-232 гг. до н. э.) в начале своего царствования был необузданным и свирепым правителем. Яшас (по другим источникам, Упагупта), наделённый титулом высшей святости - архата (санскр. «достойный уважения»), обратил царя в буддизм и стал его наставником. Чтобы искупить прежние злодеяния, Ашока украсил землю множеством ступ, построил немало
монастырей и культовых объектов. В это время значительно увеличилось число монахов и мирских последователей религии.

О с н о в н о й чертой политики Ашоки в буддийский период его правления стала веротерпимость. Он даровал рощи и пещеры представителям различных религиозных традиций. При этом царь заботился о влиянии буддизма. Именно буддизм с его концепцией чакравартина -
идеального правителя, воплощающего совершенные светские и духовные добродетели, стал идеологической
основой централизованного курса в многонациональной империи.

Цейлонская хроника «Махавамса» приписывает Ашоке созыв Третьего буддийского собора (253 г. до н. э.)
в Паталипутре. К этому времени насчитывалось уже 18 буддийских школ: 10 вошли в стхавираваду 8 -
в махасангхику.

На Третьем соборе преобладали монахи стхавиравады,
которые сумели убедить Ашоку в истинности своего понимания учения Будды.

Все несогласные были изгнаны из сангхи (Вот вам и подтверждение борьбы за кормушку и влияние, завуалированное истинностью учения или веры в некоего истинного бога).

В Палийских хрониках говорится, что сам царь, присутствовавший на соборе, исключил из общины 60 тыс. монахов.

На соборе решили направить буддийских миссионеров во все страны мира. Ланкийские хроники рассказывают о миссиях в Кашмир и Гандхару (район Пешавара, Пакистан),
в страну ионов (эллинское государство в Северной Индии), в районы Гималаев, в Суварнабхуми (западное побережье Индокитая), на Шри-Ланку. Буддизм стал выходить за пределы Индии

НА ПОРОГЕ НОВОЙ ЭРЫ

После Ашоки династия Маурья быстро угасла. Её сменила династия Шунга, более расположенная к брахманам. Появление на северо-западе Индии бактрийских греков, скифов и парфян бросило новый вызов буддийскому учению.

На пороге новой эры в буддизме появляется учение махаяна (санскр. «великая колесница»), развивавшее
воззрения махасангхиков.

Яркой отличительной чертой Махаяны стала концепция бодхисаттвы (в переводе с санскрита «бодхи» означает
«пробуждение», «совершенная мудрость») - святого, вплотную подошедшего к тому, чтобы стать Буддой,
но остающегося в мире ради спасения всех живых существ.

Махаяна признала способность мирян заниматься религиозной практикой. Несмотря на идейные разногласия и непрерывную полемику, монахи
и сарвастивады (махаянисты стали называть это направление «хинаяна», что с санскрита переводится
как «малая колесница»), и махаяны жили по единым правилам в одних и тех же или расположенных поблизости монастырях.

БУДДИЗМ
В КУШАНСКОЙ ИМПЕРИИ

В 25 г. до н. э. племя кушанов под предводительством царя
Кадфиза I вторглось в Пенджаб. Возникло могущественное индоскифское государство, подчинившее весь регион от Афганистана до Пенджаба. Расцвета оно достигло при царе Канишке (середина I в. н. э.), который попытался
сделать буддизм опорой своей власти.

Во времена Канишки в монастыре Джаланжара (Кашмир) состоялся Четвёртый буддийский собор. Его участниками стали 500 монахов, принадлежавших к различным школам, за исключением стхавиравадинов. Собор одобрил новую редакцию священных текстов и комментарии к ним. Каноны учения записали на медных листах, которые затем
замуровали в специально построенной ступе

Появление сводов с изложением основ учения Будды открыло новый этап в распространении буддизма. Теперь можно было переводить классическую буддийскую литературу на другие языки и, таким образом, изучать
религию по первоисточникам.

МОНАСТЫРИ-УНИВЕРСИТЕТЫ

Буддийские монастыри появляются в Индии в последних веках до новой эры. К середине I тысячелетия н. э.,
на территории страны существовали уже тысячи буддийских монастырей

Первые приюты-вихары были местами созерцательного уединения. Монастыри более позднего типа - учебные. Среди них Наланда (близ Раджагрихи), Викрамашила
(возможно, располагался в Магадхе) и Отантапури. Здесь трудились знаменитые учёные, поэты и писатели,
философы, юристы, происходили религиозно-философские диспуты между представителями разных буддийских школ (то есть, словоблудие), а также между буддийскими учителями и последователями других религий. Кроме религиозного можно было получить общее
образование и по разнообразным дисциплинам.
Наиболее знаменит был монастырь-университет Наланда. По сведениям китайского паломника Сюань Цзана, учившегося в Наланде, в 40-х гг. VII в. здесь обитали 10 тыс. человек, из которых 1500 составляли преподаватели.

Наланда той поры представляла собой укреплённый городок с множеством построек. Здесь были культовые сооружения, общежития для монахов и отдельно для мирян, около 300 небольших помещений для классных занятий и восемь обширных аудиторий для лекций и диспутов, а также три здания библиотеки, больница,
бассейны для ежедневных омовений и ряд хозяйственных объектов.

БИБЛИОТЕКА НАЛАНДЫ

Библиотека Наланды насчитывала многие тысячи рукописей и уже в VII в. стала одним из крупнейших книгохранилищ того времени, известным далеко за пределами Индии. Она регулярно пополнялась новыми манускриптами, при этом силами переписчиков, учителей и старших учеников велась систематическая работа по копированию древних памятников.

Наланда просуществовала до XII в. и сыграла большую роль в распространении буддизма и индийской культуры, как и другие буддийские монастырские школы высшего типа.

Обучение, как и повсюду в Индии, было бесплатным. Учителя и учащиеся обеспечивались питанием, одеждой,
жильём и медицинской помощью. К Наланде по царской милости были приписаны 100 (по другим сведениям, 200) деревень, доходы с которых шли на содержание монастыря (Вот вам и бесплатность, обеспеченная подневольным трудом касты шудров).

Через посредство царей Магадхи или других индийских правителей земельные пожалования Наланде делали даже
правители заморских стран, таких, как Индонезия и Цейлон (ныне Шри-Ланка).

В распоряжении Наланды находились и собственные земли, на которых работали монахи и студенты миряне. Только на вспашке крестьяне заменяли монахов, чтобы избавить их от риска раздавить плугом земляных червей или насекомых и тем самым нарушить обет ахимсы (непричинение вреда живым существам)(удачная отговорка, и так в религиях всего мира. Работают другие, жрёт духовенство).

В отличие от индуистских и мусульманских школ в буддийские «университеты» принимали независимо
от национальной, кастовой и даже религиозной принадлежности. Кроме грамматики и канонической буддийской литературы в Наланде изучали основные произведения ведийской и индуистской литературы, что указывало на научную широту и веротерпимость.

Некоторые студенты, особенно из мирян, получив среднее образование, несколько лет специализировались в таких
дисциплинах, как законоведение и судопроизводство, астрология, медицина.

Учившиеся в Наланде пользовались особым уважением в научной среде и привилегией занимать должности учителей и государственных служащих (прообраз "Лиги плюща", стоящей на страже правящего класса-касты).

БУДДИЙСКАЯ
ТАНТРА

В III-X вв. происходят важные перемены в религиозно-философской жизни Индии И в буддизме, и в индуизме появляются новые влиятельные течения - тантры (санскр. «основа ткани», «ткацкий станок»). Особый акцент
тантра делала на созерцательные техники. Мантра {санскр. «инструмент мысли») - сакральная речевая
формула стала одним из важнейших элементов тантрийской практики. Распространение буддизма за пределы Индии в VII-XIII вв. происходило преимущественно в его тантрийской форме.

В середине I тысячелетия буддизм, практически исчезнув
в Индии, получил широкое распространение за её пределами, где и произошло его окончательное становление в качестве мировой религии.

Среди главных факторов произошедшего следует назвать три: милосердный, проникнутый состраданием, характер учения; философское богатство его доктрин и литературы;
принцип терпимости к культурно-религиозным традициям тех стран, где буддизм принимали в качестве государственной религии.

Да ладно. А, умервщление нескольких миллионов иноверцев царём Ашока? А 39 миллионов своих соотечественников китайцев, убиенных Цин Шухуанди? А, нескольких сот тысяч евреев, которыхх упокоили левитскими священниками Моисея? А, миллионов христиан убитых мусульманами? А, миллионов мусульман убитых христианами?- тоже проявление терпимости?

Религии, лишь инструмент власть имущих. Как в христианстве называют народ? - паства, сиречь, стадо, а священника, - пастырь, сиречь, пастух.

Поймите меня правильно, я, говорю не о Вере, а об институте религии, присвоившим силой себе право говорить от нашего имени и за нас с Богом, и от имени Бога. Ох, и не покажется же им мало во второе пришествие.

Ещё вопросы? Умному, - достаточно.

ГЛАВА 25 "Купеческие" цивилизации







ВВЕРХ

Auto Web Pinger

СОЗДАНО ©Zinorov 2003-2018 Fenykc.comсайт феникс

Besucherzahler
счетчик посещений