цивилизации fenykc

 

FENYKC ЦИВИЛИЗАЦИИ

для детей

ГЛАВА 23

РОЖДЕНИЕ

китайская империя

ПОДНЕБЕСНОЙ ИМПЕРИИ

Вторая половина I тысячелетия до н. э. в обществе Древнего Китая получила название Чжаньго - Борющиеся царства. Это была эпоха постоянных войн между мелкими
княжествами и царствами, образовавшимися на развалинах некогда могущественной державы Чжоу. Со временем среди них выделелись семь сильнейших, которые подчинили своей власти слабых соседей и продолжали вести борьбу за наследство династии Чжоу: царства
Чу, Цинь, Вэй, Чжао, Хань, Ци и Янь. Но это была и эпоха изменений во всех областях жизни, производства и общественных отношений.

Росли города, совершенствовались ремёсла, и развивалось сельское хозяйство, железо пришло на смену бронзе. Учёные и писатели создавали замечательные трактаты в области естествознания, философии, истории, романы и поэмы, продолжающие до сих пор волновать читателя. Достаточно сказать, что именно в это время жили Конфуций и Лао-цзы, основатели двух философско-религиозных школ - конфуцианства и даосизма, приверженцами которых и сейчас считают себя большинство китайцев.

Несмотря на границы, это был единый мир, одна цивилизация, в ней создались все условия не только
для объединения, но и выхода за свои географические пределы. Такое объединение в рамках единой империи произошло в конце III в. до н. э. под властью династии одного из «семи сильнейших» - царства Цинь. Династия
правила единым Китаем только одно поколение,
всего 11 лет (с 221 по 210 г. до н. э.). Но какое это было
десятилетие! Реформы затронули все стороны жизни китайского общества.

Насмену ей пришла новая династия - Хань, которая не только не перечеркнула всё, сделанное первым
императором Цинь Шихуанди, но сохранила, преумножила его достижения и распространила их на окружающие народы, от пустыни Гоби на севере до Южно-Китайского моря на юге и от Ляодунского полуострова на востоке до гор Памира на западе.

Империя, сложившаяся к концу III в. до н. э., просуществовала вплоть до конца II в. н. э., когда новые,ещё более значительные изменения привели её
к кризису и распаду.

В дальнейшей истории Китая сменилось ещё немало династий, как местных, так и пришлых. Эпохи
могущества ещё не раз сменялись периодами упадка. Но из каждого кризиса Китай выходил неизменно сохранившим своеобразие и преумножившим своё культурное богатство. Свидетелями очередного взлёта китайской цивилизации являемся мы с вами и сейчас. А начало этого удивительного постоянства и своеобразия было положено в ту далёкую эпоху, когда рождалась Поднебесная империя Китая.

НОВОЕ ЛИЦО СТРАНЫ

Период Чжаньго - время появления и утверждения технического новшества: была освоена техника
обработки железа. Сейчас вряд ли возможно точно установить, когда именно началась в Китае обработка железа. Судя по данным древнекитайских письменных источников, это произошло не позднее VI в. до н. э. Археологические раскопки также свидетельствуют о том, что в период Чжаньго орудия из железа получили значительное распространение.

Это событие имело огромное значение для хозяйственной жизни
Древнего Китая. Согласно древним источникам, в период Чжаньго появились плуг с железным лемехом, железные серп, коса, лопата, мотыга для прополки и разрыхления земли и другие орудия. С использованием в земледелии плуга с железным лемехом получила распространение пахота на волах и стала возможной более глубокая вспашка земли, что значительно увеличивало урожай. Железные орудия, которые теперь употреблялись в земледелии, не просто дали возможность улучшить качество обработки земли, но и положили начало их широкому применению на тех участках, которые раньше земледельцы и не помышляли обрабатывать бронзовыми мотыгами

ШЕЛКОВОДСТВО

сточники свидетельствуюто почитании древними китайцами шёлкового червя и шелкоткачества.Шелковица - священное дерево, олицетворение Солнца и символ плодородия. В старых китайских текстах упоминаются священные тутовые рощи или отдельные шелковицы как места отправления ритуалов, связанных с культом Матери-прародительницы. Согласно легенде, в дупле шелковицы был найден младенец Инь,
ставший родоначальником первой династии Китая.Божеством шелковичного червя
считалась женщина, которая стоит у дерева наколенях иплетёт шёлковую нить.

Археологи, например, обнаружили железные мотыги и лемехи для плугов, датируемые III в. до н. э., к северу от реки Хуанхэ, в современной провинции Хэнань, где были плодородные, но тяжёлые лёссовые почвы. Однако земледелие даже с появлением плуга развивалось на севере Китая медленно и неравномерно. Освоению плодороднейших
лёссовых почв в бассейне среднего течения реки Хуанхэ мешали засуха и наводнения. Река часто меняла русло, затопляла поля, уничтожала посевы. Свойства лёссовых почв
таковы, что даже небольшой недостаток влаги приводит к губительным засухам; если же поля обеспечены необходимым количеством воды, они дают богатейшие урожаи.

Для развития земледелия в этих областях требовалось проведение
ирригационных, т. е. оросительных, работ. Применение железной
лопаты сделало возможным создание каналов, плотин и дамб. Во многих случаях строительство каналов
было вызвано транспортными и военными целями, но при наличии
достаточного количества воды они
использовались и для орошения:
от каждого канала местные жители отводили огромное количество
небольших арыков, несущих воду на
поля. В этот период начинают строить и сравнительно большие каналы, специально предназначенные
для ирригации.
Первые достоверные свидетельства о создании крупных ирригационных сооружений причисляются к середине I тысячелетия до н. э.

Так, к концу V - началу IV в. до н. э. древние источники относят сооружение канала, оросившего земли на севере современной провинции Хэнань. В 486 г. до н. э. в царстве Чу был прорыт так называемый Ханьгу, или Ханьский канал, соединивший реки Янцзы и Хуанхэ. Русло его стало впоследствии частью знаменитого Великого канала (Даюньхэ), протянувшегося от Пекина на севере до Шанхая и Ханчжоу на юге с ответвлениями почти на 2,5 тыс. км и
строившегося с VII до конца XIII в. н. э. Великий канал оставался главной водной артерией страны до конца XIX в., когда на смену ему пришло морское пароходное сообщение.

В 316 г. до н. э. был прорыт канал, оросивший земли в районе города Чэнду, в бассейне верхнего течения реки Янцзы. Этот канал используется жителями провинции Сычуань и сегодня. Здесь же в конце III в. до н. э. была создана разветвлённая ирригационная система, питаемая водами реки Миньцзян.

В 247 г. до н. э. в царстве Цинь был проведён канал «Чжэн Го», названный по имени своего строителя, длиной 300 ли (около 120 км). Он соединил реки Цзинхэ и Лохэ и оросил 40 тыс. цин полей (около 200 тыс. га). Строительство этого канала, как отмечали древнекитайские историки и писатели, было одной из причин усиления царства Цинь. Канал стал основным звеном большой ирригационной системы, созданной позднее, во второй половине II в. до н.э.

Бурное ирригационное строительство развернулось в это время по всему Китаю. Правда, каждое царство строило оросительную систему только в своих землях, а такая
несогласованность часто приводила к нарушению водного режима рек и влекла за собой немалые бедствия. Так, например, в царстве Ци вдоль правого берега реки Хуанхэ для предохранения от периодических затоплений равнинных земель были построены ограждающие береговые дамбы. Бурная река в период разливов устремлялась на земли соседних царств Чжао и Вэй, нанося им огромный ущерб. И всё же страна менялась до неузнаваемости. Каналы с плакучими ивами, склонившими свои ветви к воде, дамбы и шлюзы, большие и малые лодки, перевозящие грузы или знатных вельмож, отправившихся под зонтиком на прогулку, рисовые поля, покрытые водой
и разделённые тонкими полосками дамб, - вот типичный пейзаж Китая той эпохи, ставший одним из излюбленных сюжетов древних мастеров живописи по шёлку. На берегах рек и каналов возводились великолепные дворцы царей и знати, строились города, воздвигались мощные оборонительные сооружения.

В составленном в III в. до н. э. трактате «Чжаньго цэ» («Политика Борющихся государств») отмечается, что если в древности крупные города насчитывали не более 3 тыс. семей, то теперь город с населением 10 тыс. семей можно увидеть повсюду. В эту эпоху появились такие города, как, например, столица царства Ци - Линьцзы, где, по сведениям древнекитайского историка Сыма Цяня, насчитывалось 70 тыс. дворов.

ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН


Добыча железа и умение его обрабатывать повлекли за собой быстрое развитие ремесла. Из железа стали делать
все необходимые орудия труда и оружие. Царства Чу и Хань славились своими железными мечами, Чжао - лопатами, Цинь - пиками и острогами. В одном из древнекитайских трактатов той эпохи, «Гуань-цзы», говорится, что в Китае в то время было известно 467 гор, где добывали медную руду, и 3609 гор, где добывали
железо. Сыма Цянь в труде «Щи цзи» («Исторические записки») сообщает о существовании крупных железорудных промыслов, принадлежавших даже частным лицам.

Хотя железо сильно потеснило медь и бронзу прежде всего в производстве орудий и оружия, бронзолитейное дело именно в этот период достигает небывалого расцвета.
Обнаруженные археологами при раскопках могил периода Чжаньго разнообразные изделия из меди и бронзы: зеркала, сосуды, детали колесниц, предметы вооружения,
покрытые причудливым переплетением орнаментов, занимают достойное место в музеях среди других
шедевров мирового искусства.

Достигли высокого уровня развития ткацкое, особенно шелкоткацкое, а также керамическое, деревообрабатывающее и лаковое ремёсла, о чём
свидетельствуют наряду с письменными источниками и памятники материальной культуры. Так, относящиеся к этой эпохе образцы тканей (в частности, фрагмент живописи на шёлке) были обнаружены при раскопках в окрестностях города Чанша - на территории царства Чу.
Здесь же были найдены керамические и лаковые изделия, среди которых столики, тарелки, чашки, рюмки, а также рукоятки секир и копий, ножны мечей, щиты и луки

Об уровне развития древнекитайских ремёсел говорит список профессий. Древние писатели сообщают о ремесленниках самых разных специальностей: искусных
литейщиках, плотниках, мастерах ювелирного дела, оружейниках, специалистах по изготовлению повозок, керамических изделий, ткачах, даже строителях дамб и плотин. Каждая область, город славились своими мастерами: царство Ци - производством шёлковых и льняных тканей, а его столица Линьцзы была крупнейшим в то время центром ткацкого ремесла.

Здесь же благодаря удобному местоположению получили особое развитие соляной и рыболовный промыслы.

Город Линьцюн в области Шу (Сычуань), богатой рудными месторождениями, стал одним из самых значительных центров добычи и обработки железа. Крупнейшими по тому времени центрами железоделательного производства
были Наньян в царстве Хань и Ханьдань - столица царства Чжао.

В царстве Чу город Хофэй славился производством кожевенных изделий, Чанша - ювелирными изделиями.
Прибрежные города известны строительством судов. О древнекитайских судах даёт представление хорошо сохранившаяся деревянная модель 1б-вёсельной лодки, которую обнаружили археологи при раскопках древних
могил. Уже в эту отдалённую эпоху китайцы изобрели примитивный компас; первоначально им пользовались при сухопутных путешествиях, а затем его стали применять и китайские мореплаватели.

Рост городов и ремесленного производства, расширение сухопутной и водной дорожной сети дали толчок и развитию торговли.

В это время установились связи не только внутри царств, но и между различными областями Китая и соседними племенами. У северных и западных племён китайцы покупали рабов, лошадей, крупный рогатый скот, баранов,
кожу и шерсть; у племён, обитавших на юге, - слоновую кость, красители, золото, серебро, жемчуг.

В этот период более сильным и богатым считалось царство, где было значительное число крупных торговцев. А их влияние на политическую жизнь настолько усилилось, что всё чаще они стали занимать высшие государственные
должности при дворе. Так, в царстве Вэй в IV в. до н. э. крупным сановником сделался торговец Бай Туй. В царстве Цинь в III в. до н. э. известный торговец лошадьми Люй Бувэй занимал должность первого советника. В царстве Ци возвысилась семьяТянь. В VI в. до н. э., также как и на
другом конце цивилизованного мира в Передней Азии и Греции, в царстве Цзинь впервые появились металлические деньги. Вскоре они стали отливаться и в остальных державах Древнего Китая. В разных царствах деньги имели различную форму: в Чу - форму квадрата, а в Ци и Янь - форму ножей или мечей, в Чжао, Хань и Вэй - форму
лопат, в Цинь были круглые деньги с квадратными отверстиями посередине.

Совершенствовалась технология письменности. Стволы бамбука китайцы расщепляли на тонкие дощечки и писали на них чёрной тушью иероглифы сверху вниз. Потом сложенными в ряд их скрепляли кожаными ремешками
по верхнему и нижнему краю - получалось длинное бамбуковое полотнище, легко сворачиваемое в рулон. Такой была древняя китайская книга, обычно написанная на нескольких свитках - цзюанях; в скатанном виде их ставили в глиняный сосуд, хранили в каменных ларях императорских библиотек, в плетёных коробах учёных-книжников.

Эпоха Чжаньго стала поистине временем перемен, затронувших все стороны жизни древнекитайского
общества, изменивших его до неузнаваемости и проникших во все уголки страны. Само время требовало сделать ещё один шаг - убрать барьеры, разделявшие китайские царства, а их было много и с развитием китайской цивилизации появлялось ещё больше.
Это и собственная в каждом царстве система мер и весов, а потом и денежных единиц, и таможенные заставы, и отсутствие единой сети дорог и ирригационных сооружений,и,наконец,раздробленная оборонительная система на севере, юге и западе, откуда с завидной регулярностью нападали отряды кочевников и иных варваров, привлечённых растущим богатством Китая.

ИМПЕРСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ

Китайское общество, по крайней мере наиболее просвещённые умы того времени, хорошо понимало
свершившиеся и грядущие перемены. Это осознание породило многочисленные идеологические течения, одни из которых защищали старину, другие принимали все новшества как данность, третьи искали пути дальнейшего прогресса.

Можно сказать, политика вошла в дом каждого китайца, и страстные споры сторонников различных учений разгорались на площадях и в тавернах, при дворах вельмож и сановников. Самыми известными учениями той
эпохи были даосизм, конфуцианство и фацзя, условно называемое школой законников, - легистов.

Политические платформы, выдвигавшиеся представителями этих направлений, выражали интересы разных слоёв населения. Создателями и проповедниками этих учений выступали как представители высшего света, так и люди незнатные и небогатые. Некоторые из них были выходцами
из самых низких слоев общества, даже из среды рабов.

Основоположником даосизма
считается полулегендарный мудрец Лао-цзы, который жил, по преданию, в VI-V вв. до н. э. Он написал философский трактат, известный под названием «Дао дэ цзин»
(«Книга о Дао-Пути и дэ»). Учение, изложенное в этой книге, стало в известной мере выражением пассивного
протеста общины против усиления налогового гнёта и разорения.

Осуждая богатство, роскошь и знатность, Лао-цзы выступал против произвола и жестокости правителей, против насилия и войн. Социальным идеалом древнего
даосизма был возврат к первобытной общине. Однако наряду со страстным обличением несправедливости и насилия Лао-цзы проповедовал отказ от борьбы, выдвигая
теорию «недеяния», согласно которой человек должен покорно следовать Дао - естественному течению жизни. Эта теория являлась основным принципом социально-этической концепции даосизма.

Конфуцианство возникло как этико-политическое учение на рубеже VI-V вв. до н. э. и в дальнейшем получило очень широкое распространение. Его основателем считается проповедник родом из царства Лу - Кун-цзы (Конфуций, как его называют в европейском мире; около 551-479 до н. э.). Конфуцианцы являлись идеологами старой аристократии, оправдывали сложившийся издревле порядок вещей, отрицательно относились к обогащению и возвышению людей незнатных.

Согласно учению Конфуция, каждый человек в обществе должен занимать строго определённое место. «Государь должен быть государем, подданный - подданным, отец - отцом, сын - сыном», - говорил Конфуций.

Его приверженцы настаивали на незыблемости патриархальных отношений и придавали огромное значение культу предков.

Представители третьего направления - фацзя
выражали интересы новой знати. Они выступали за установление частной собственности на землю, прекращение междоусобных войн между царствами и настаивали на проведении реформ, соответствующих требованиям времени.

Это направление общественной мысли достигло расцвета в IV-III вв. до н. э. Наиболее выдающимися представителями фацзя были Шан Ян, живший в IV в. до н. э. и Хань Фэй (III в. до н. э.). Легисты создали свою теорию политического и государственного устройства. В их произведениях впервые в истории Китая была выдвинута идея «юридического закона» как орудия государственного управления. В противоположность конфуцианцам, руководствовавшимся
древними традициями и обычаями, легисты считали,
что в основе управления государством должны лежать строгие и обязательные для всех законы (фа), отвечающие запросам современности. Они были сторонниками создания сильного бюрократического государства.

В борьбе за объединение Китая победил именно тот, кто следовал этому учению. Его избрали правители окраинного и наименее просвещённого царства Цинь, охотно воспринявшие идею «сильного царства и слабого народа», абсолютной власти над всей Поднебесной.

РОЖДЕНИЕ ИМПЕРИИ

Царство Цинь среди других крупных образований Древнего Китая было не самым сильным и просвещённым.
Оно находилось на севере страны, имело тяжёлые почвы и соседствовало с многочисленными кочевыми племенами. Но ограждённое естественными рубежами - рекой
Хуанхэ и горными хребтами, - царство Цинь было более или менее защищено от вражеских вторжений и в то же время занимало удобные стратегические позиции для наступления на соседние державы и племена.

Земли царства, лежащие в бассейнах рек Вэйхэ, Цзинхэ и Лохэ, очень плодородные. В середине III в. до н. э. одновременно с созданием канала «Чжэн Го» здесь проводились работы по осушению болот, что значительно повысило урожай. По территории царства Цинь проходили
важные торговые пути, и торговля с соседними племенами стала одним из источников его обогащения.

Особое значение для государства имела торговля с северными племе нами - посредниками в торговле
древнекитайских царств со странами Средней Азии. Из Цинь вывозили в основном железо и изделия из него, соль и шёлк. От скотоводческих племён севера и северо-запада циньцы получали шерсть, шкуры и рабов. На юго-западе царство Цинь торговало с жителями областей My и Ба. Плодородные земли и горные богатства этих областей,
лежавших к тому же на стыке торговых путей, которые вели далеко на юго-запад вплоть до Индии, стали
причиной экспансии Циньского царства.

Со времени правления Сяо Гуна (361-338 гг. до н. э.) началось усиление Цинь. И дело было не только в успехах экономики и завоевательных походов. То же самое происходило и в других царствах Китая. В середине IV в. до н. э. в царстве Цинь были осуществлены важные реформы, способствовавшие его всестороннему укреплению. Их проводил сановник Шан Ян - один
из наиболее видных представителей и ревностных последователей учения фацзя. Первой была земельная
реформа, нанёсшая решительный удар по общинному землевладению.

Согласно установлениям Шан Яна, земля стала свободно покупаться и продаваться В целях централизации государства Шан Ян ввёл новое административное деление по территориальному принципу, нарушавшее прежние
границы, установленные ещё старым
родоплеменным делением. Всё царство было разбито на уезды (сян). Уезды дробились на более мелкие
образования, во главе каждого были поставлены государственные чиновники. Самыми мелкими административными единицами стали связанные круговой порукой объединения из пяти и десяти семей.

Третьей реформой была налоговая. Вместо прежнего земельного налога, составлявшего 1/10 часть урожая, Шан Ян ввёл новый налог, соответствующий количеству обрабатываемой земли. Это обеспечило государству ежегодный постоянный доход, не зависящий от сбора
урожая. Засухи, наводнения, неурожаи теперь всей тяжестью ложились на земледельцев.

Новая система взимания налогов обеспечивала огромные
средства, необходимые правителям царства Цинь для
ведения войн. Согласно военной реформе Шан Яна, циньское войско было перевооружено и реорганизовано. В него включили конницу. Боевые колесницы, составлявшие основу военной мощи прежней потомственной аристократии, исключались из состава армии.

Бронзовое оружие заменялось новым - из железа.

Длинную верхнюю одежду воинов сменила короткая, как
у кочевников-варваров, куртка, удобная в походе и бою. Армия была разделена на пятёрки и десятки, связанные системой круговой поруки. Солдаты, не проявившие должного мужества, подвергались суровому наказанию. После военной реформы Шан Яна циньская армия стала одной из самых боеспособных армий древнекитайских
царств.

Шан Яном было создано 18 степеней знатности за военные заслуги. За каждого взятого в плен и убитого врага полагалась одна степень.

«Родовитые дома, не имеющие военных заслуг, не могут больше состоять в списках знати», - говорилось
в указе.

Результатом реформ, проведённых Шан Яном, стало появление на месте прежде аморфного образования - царства Цинь - сильного централизованного государства.

Уже со времени правления Сяо Гуна началась борьба Циньского царства за объединение под своей гегемонией всей территории Древнего Китая. Циньское царство не имело себе равных по силе и мощи.

Дальнейшие завоевания царства, завершившиеся образованием империи, связаны с именем Ин Чжэна
(246-221 гг. до н. э.). В результате многолетней борьбы он подчинил одно за другим все царства Древнего Китая: в 230 г. до н. э. - царство Хань, в 228 г. до н. э. - царство Чжао, в 225 г. до н. э. - царство Вэй. В 222 г. до н. э. было окончательно покорено царство Чу. В этом же году сдалось и царство Янь. Последним - в 221 г. до н. э. - завоёвано царство Ци.

Сделавшись главой огромного государства, Ин Чжэн избрал для себя и своих потомков новый титул -
хуанди (император). Позднейшие источники обычно именуют его Цинь Шихуанди, что буквально означает «первый император империи Цинь». Почти сразу после завершения завоеваний древнекитайских царств Цинь Шихуанди предпринял успешные походы против гуннов на севере и царства Юэ на юге. Китайское государство вышло за границы национального образования. С этого момента начинается отсчёт истории имперского периода.


СИМВОЛ ИМПЕРИИ

Сразу же по окончании войн с гуннами для защиты от
набегов кочевых племён по всей северной границе от
Ляодуна до Ганьсу началось строительство знаменитой
Великой Китайской стены.

Следует сказать, что ещё в IV в. до н. э. на границах
царств Янь, Чжао и Цинь в целях обороны от северных
кочевников были сооружены крепостные стены. Однако
поскольку они не были сплошными, то должного эффекта
не давали. Теперь было решено соединить эти отдельные
звенья в непрерывную цепь мощных укреплений. Работы
велись в течение десяти лет, не прерываясь ни днём ни
ночью. На постройку стены было послано 300 тыс. человек из армии Мын Тяня, но этого количества оказалось
недостаточно, и туда были отправлены военнопленные
и преступники. Всего на постройке стены работало около
2 млн человек! Такой стройки не знала ни одна цивилизация ни до ни после. Источники передают, что многие умирали от невыносимых условий труда и их хоронили здесь же, в земляной насыпи стены.

Великая Китайская стена после завершения строительства стала представлять собой колоссальное оборонительное сооружение из земли, больших кирпичей и гранитных глыб. Общая длина её составила почти 4 тыс. км. На всём протяжении через каждые 60-100 м. были сооружены башни. Высота стены достигала 10 м, ширина была такова, что по ней свободно могли проехать рядом пять-шесть всадников. Для прохода войск в нескольких местах в стене были сооружены ворота, которые тщательно охранялись.

Великая Китайская стена имела не только оборонительное значение. Она способствовала налаживанию регулярных торговых связей между Китаем и северными народами и племенами, служила своеобразным символом народившейся империи.

ГЛИНЯНАЯ АРМИЯ ЦИНЬ ШИХУАНДИ

Цинь Шихуанди был первым императором Китая. Он объединил несколько царств и создал обширную империю. Произошло это в 221 г. до н. э., и тогда же он принял титул первого императора. Объединение проходило мечом и огнём, будущий император убил 39 миллионов своих соотечественников для того чтобы воссесть на трон. Эту цифру убиенных превзошла лишь Вторая Мировая Война, две тысячи лет спустя.

Империя Цинь, просуществовав лишь 15 лет, пала после смерти своего основателя. Но он успел построить грандиозный мавзолей для себя-любимого у подножия горы Лишань. В 50 км к востоку от Сяньяна и в 30 км от современного Сианя возвышаются большие холмы с пологими склонами. Один из них и есть курган Цинь Шихуанди.

В строительстве мавзолея на протяжении 37 лет участвовало 700 тыс. рабов, солдат и подневольных крестьян. Записи указывают, что периметр кургана составлял 2,5 км, а его высота достигала 166 м (сейчас сохранившийся земляной холм имеет 560 м в длину, 528 м в ширину и 34 м в высоту). Погребение императора занимает площадь 56 кв. км. В историческом описании указывается, что мавзолей сложен из камня, а стыковочные швы заливались для водонепроницаемости расплавленной медью. Погребальный комплекс был спланирован в виде дворца и включал большой зал - усыпальницу императора и 100 вспомогательных помещений.

Поразителен интерьер главного зала. Пол сделан в виде земного ландшафта - с горами, долинами, морями и реками. Потолок символизирует небесный свод и украшен множеством звёзд из драгоценных камней и жемчуга. Многие помещения были заполнены драгоценностями и различными предметами искусства. В одном из залов находилось 100 скульптурных изображений чиновников различных рангов. Вместе с императором было погребено
большое число слуг, рабов и императорских наложниц, а также тысячи убитых строителей, которые знали тайну расположения дверей гробницы.

ДЛЯ охраны императора и его богатств были захоронены воины. Точнее, с воинов «сняли глиняные копии». То, что это «копии»-портреты подтверждают не только выражения лиц, но и антропологические особенности. Большинство из них имеет сходство с жителями центральной части провинции Шэньси, строение лица не изменилось за два тысячелетия: широкий лоб, большой рот с толстыми губами, а также короткие усы.

Мастера Цинь Шихуанди раскрасили воинов в соответствии с табели о рангах. Солдаты одеты в короткие халаты и нагрудные панцири без украшений; волосы стянуты узлом, на ногах - обмотки и обувь с прямоугольным носком. Офицеры в нагрудных латах с украшениями, на голове - высокая шапка, на ногах - сапоги. Генералы в чешуйчатых латах с украшениями, на голове - шапка в виде двух птиц. Стрелки с луками и самострелами, в нагрудниках и коротких халатах.

До сегодняшнего дня в подземных залах, или ямах,
было найдено 8 тыс. воинов. В первой галерее размером
210 х 60 м на глубине 4,9 м находится почти 6 тыс. пехотинцев, располагающихся в 11 параллельных коридорах. Впереди них боевые колесницы, запряжённые четвёрками лошадей. Колесницы, в отличие от глиняных воинов и лошадей, были вытесаны из дерева, поэтому от
них почти ничего не осталось. Расположенные вокруг
пехотинцы вооружены шестиметровыми бамбуковыми
копьями, не позволявшими врагу близко подступиться к лошадям. На двух колесницах когда-то стояли
сигнальные колокола и барабаны - колокольным
и барабанным боем отдавались команды и указывалось направление атаки. В северном и восточном коридорах также стоят солдаты - они охраняют фланги основных частей

Рост рядовых пехотинцев составляет от 1,75 до 1,85 м. - под стать человеческому. Офицеры выше - их рост соответствует чину и рангу.

Лица глиняных солдат обращены к востоку. Некоторые стоят, другие опустились на колени, с мечом наголо, как будто отражают атаку.

Чтобы заселить императорские захоронения терракотовыми статуэтками, ко двору "приглашали" тысячи ремесленников. Технология изготовления была следующей.

Сначала лепилось туловище, нижняя часть которого была монолитной и соответственно массивной. Именно на неё приходится центр тяжести. Верхняя часть полая. Голова и руки крепились к туловищу уже после того, как оно было
обожжено в печи. В завершение скульптор покрывал
голову дополнительным тонким слоем глины и лепил лицо, придавая ему индивидуальность. Краски всё-таки не сохранились. Обжиг фигур длился несколько дней при постоянной температуре не ниже +1000 °С. В результате глина становилась крепкой как гранит. Затем их разрисовывали, одевали в шёлковые одежды, приделывали деревянные руки и прикрепляли оружие.


МЕТОДЫ
ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ
И УКРЕПЛЕНИЯ ИМПЕРИИ

Как только завершилось завоевание соседних царств, Цинь Шихуанди осуществил ряд мероприятий, направленных на внутреннее укрепление и централизацию империи.

В масштабе всей империи были проведены дминистративная, аграрная, финансовая и военная реформы по образцу реформ Шан Яна в царстве Цинь.
Цинь Шихуанди начал с уничтожения границ прежних царств. Раньше жители каждого царства называли себя именем своего царства, восходящим, по-видимому, ещё
к племенным названиям, например циньцы, чжаосцы и т. д. Теперь по приказу Цинь Шихуанди жители Циньской империи стали называться черноголовыми - хэшоу.

Империя была разделена на 36 областей - цзюнь (после завоеваний на юге Китая к ним добавились ещё четыре области), подразделявшихся на уезды - сянь.

Во главе каждой области стояли два управителя - гражданский и военный, назначаемые из столицы. Все чиновники руководствовались твёрдо установленными
едиными законами, а для наблюдения за их исполнением из столицы направлялись особые инспекторы -
цзяньюйши, которые подчинялись только самому Цинь Шихуанди.

Новые жестокие законы предусматривали суровые кары за малейшие проступки. За многие преступления назначались
мучительные казни отрезали нос, разрубали колени, вырывали рёбра. Обезглавливание было наиболее лёгким видом смертной казни. Существовали такие наказания, как разрубание пополам, по частям, разрывание колесницами, захоронение заживо. Особенно серьёзные преступления карались казнью не только самого виновного, но и всех его родственников в трёх поколениях.

С целью ослабления своих внутренних врагов Цинь Шихуанди приказал отобрать всё оружие у частных лиц и перелить его в бронзовые колокола. Эта мера должна была пресечь возможность мятежей. С этой же целью разрушили все укрепления внутри Китая, которые могли представлять для Циньской империи серьёзную опасность в случае восстаний. Аристократия завоёванных царств была поставлена под строжайший надзор имперских чиновников. Прежние аристократические титулы уничтожены. Критерием знатности отныне стали богатство и государственные заслуги. В 220 г. до н. э. 120 тыс. наиболее богатых и знатных аристократических семей насильно переселили в столицу империи - город Сяньян, где они находились под постоянным контролем соглядатаев императорского двора.

А сама столица империи в это время превратилась в один из самых великолепных городов мира. Всё ценное и редкое, что можно было найти на огромной территории
империи - драгоценные камни и металлы, деревья с благоухающей древесиной, деревья с древесиной редкой окраски (розовой и зелёной), - привозилось из отдалённых мест для украшения императорских дворцов. Столица раскинулась по обоим берегам реки Вэйхэ, через
которую был перекинут мост - чудо техники того времени. К северу от реки располагался собственно город с многочисленными улицами, аллеями, парками и богатыми
дворцами императора и высшей знати. К югу от реки Вэйхэ находился знаменитый императорский парк - огромный заповедник, где отдыхали и охотились сам император и его приближённые.

В этом парке был построен дворец, превосходивший роскошью созданное ранее. О размерах его можно судить
по тому, что центральный зал мог вместить 10 тыс. человек. На строительство дворца, по свидетельству
древних источников, было согнано более 700 тыс. рабов.

Для того чтобы связать столицу со всеми областями государства, Цинь Шихуанди приказал сооружать
дороги и транспортные каналы. Для сохранности дорог были модифицированы оси телег, так как повозки с длинными осями выходили из
колеи и портили дороги, проложенные в мягкой лёссовой почве. Были введены единые для всей империи меры веса, длины и ёмкости и проведена денежная реформа, установившая единую монету.

Реформы Цинь Шихуанди коснулись и письменности. По его приказу было установлено единообразное для всей страны письмо. До образования Циньской империи
не существовало единой формы письменных знаков, в различных частях Древнего Китая иероглифы писались по-разному. Новое письмо получило название «сяо-чжуань»
(«малое упрощённое письмо»). Оно стало основой современной китайской письменности.

Жизнь простых общинников мало изменилась, можно даже сказать, ухудшилась. Ведь грандиозное строительство, развернувшееся по всей стране, требовало огромного количества рабочих рук. В этих работах участвовали помимо рабов несущие государственные повинности земледельцы-общинники. На строительство нужны были средства. Источники сообщают, что при циньской династии налоги возросли в 20 раз по сравнению с древностью, а рабочая и военная повинности - в 30 раз.


НАСЛЕДНИКИ
ЦИНЬСКОЙ ИМПЕРИИ

Время царствования первой императорской династии Китая оказалось самым коротким. Династия пресеклась со смертью её основателя в 210 г. до н. э. На смену пришла
династия Хань, правившая более четырёх столетий. Все новые черты китайской цивилизации,заложенные
Цинь Шихуанди, дали свои результаты именно в эту эпоху, поэтому в глазах современников годы правления первых императоров старшей династии Хань были временем процветания империи.

Вот как описывал всё это Сыма Цянь -

«Со времени воцарения Хань на протяжении более чем 70 лет государство не знало забот, не было бедствий от засух и наводнений. Среди народа каждый имел достаточно для
семьи. Как в столице, так и в отдалённых пограничных городах амбары были полны зерном. Богатства казны
были очень велики».

Но новые императоры не просто пожинали плоды реформ Цинь Шихуанди, но и продолжили его дело. В столичной области в конце II-начале I в. до н. э. были проведены грандиозные ирригационные работы. К северу от реки Вэйхэ на базе магистрального канала «Чжэн Го» создали сложную систему каналов, получившую название «Вэйбей».
Здесь же впервые был использован метод прокладки подземных каналов-тоннелей, собиравших грунтовые воды, которые выводились на поверхность земли при помощи колодцев.

Большие каналы длиной иногда свыше сотни километров сооружались в это время и на территории других областей
страны. Они оросили десятки тысяч гектаров полей, кроме того, во многих местах были построены плотины, дамбы и водохранилища. Имеются данные, свидетельствующие
об усовершенствовании в этот период некоторых
земледельческих орудий.

В начале II в. до н. э. был изобретён плуг с сеялкой: к плугу прикреплялосьустройство,напоминавшее воронку с зерном, от которой спускались одна, две или три трубки с отверстиями. Вол тащил плуг, а сзади шёл человек и встряхивал плуг. От сотрясения семена из воронкообразного приспособления ссыпались в трубки и попадали на только что распаханную землю.
Археологические находки и письменные памятники свидетельствуют и о быстром развитии разнообразных ремёсел: бронзолитейного, керамического, деревообделочного, лакового, ювелирного и других.

Высокого развития достигли ткацкое и шелкоткацкое ремёсла. Разведение тутовых деревьев было
распространённым подсобным промыслом земледельцев-общинников, а ткачеством занималась каждая женщина в семье. Помимо этого существовали и большие ткацкие мастерские, такие, как, например, описанная в «Истории
династии Хань» и принадлежавшая семье Чжан Ань-ши, где работало 700 рабов.

Несколько тысяч человек, в основном женщин, трудились в государственных пошивочных мастерских, обслуживавших императорский двор.

Шелкоткачество было прибыльным делом, ведь китайские шелка славились далеко за пределами Ханьской империи и являлись одним из основных предметов китайского экспорта.

Они вывозились в таких больших количествах, что возникший в эту эпоху торговый путь, связывавший Китай с далёкими странами Западной Европы, получил название «Великий шёлковый путь».

Во всех странах Китай прочно ассоциировался именно с шёлком, а в Риме китайцев даже называли серами, что значило «люди, производящие шёлк».


Что же представляла собой китайская империя эпохи Хань?

«С приходом к власти династии Хань, - писал древнекитайский историк Бань Гу, - страна внутри морей
(так он называл Китай. - Прим.ред.) стала единой, были открыты таможенные заставы и мосты, не стало препятствий к использованию гор и озёр. Поэтому богатые торговцы и крупные купцы растекались повсюду (на территории. - Прим.ред.) Поднебесной. Не было таких товаров, которые не проникали бы повсеместно. Каждый мог получить всё что хотел».


Империя раскинулась на огромных пространствах от пустынь и степей на севере до Южно-Китайского моря и Индокитая на юге и от Жёлтого моря на востоке до пустыни Такла-Макан и Тибета на западе. Самыми развитыми были столичные области, расположенные
в долине Хуанхэ. Их общая площадь составляла лишь 1/8 территории Ханьской империи, но здесь сконцентрировалось более 60 % всего населения страны. Именно в этих областях получило наибольшее распространение плужное земледелие, строились и росли
города, прокладывались дороги и каналы. Здесь же располагалась новая великолепная столица - город Чанань. Он был самым большим центром ремёсел и торговли и делился на два обширных рыночных района - восточный и западный, каждый из которых включал в себя несколько базаров.

Крупными центрами были и другие города этой области: Гуанхань, Чэнду и Люньцюн в Сычуани; Иньян, Наньян и Инчуань в Хэнани; Юань в Хубэе; Пиньян и Ханьдань в Шанси; Линьцзы в Шаньдуне. Важное торговое значение сохранял древний культурный центр - город Лоян.
Открытые археологами развалины поселений, изящные глиняные модели домов позволяют восстановить облик многонаселённых городов. Здания обычно были в три
и более этажей с многоярусной крышей, крытой цветной полуцилиндрической черепицей и заканчивавшейся по краям круглыми глиняными навершиями (на них делались надписи с добрыми пожеланиями).

Области, расположенные к югу от реки Янцзы, завоевание которых началось ещё при Цинь Шихуанди, были менее развитыми. На большей части этой обширной территории земледелие оставалось примитивным, местное население вплоть до I в. н. э. было незнакомо с плугом.
Ирригационные работы не проводились. Однако в этих районах находились богатые залежи руд, драгоценных металлов, пролегали торговые пути в Индокитай и Индию, с которыми Ханьская империя пыталась установить прямые торговые отношения. Поэтому постепенно и здесь стали возникать крупные города, развивалась дорожная сеть, а вместе с ними проникали и иные достижения цивилизации.

За несколько столетий от периода Борющихся царств до эпохи Хань Китай прошёл огромный путь. Была создана огромная империя, связавшая все области страны в единое целое. Постепенно в общую систему китайской цивилизации были вовлечены другие народы, привнёсшие в неё свои традиции и воспринявшие передовые
идеи и достижения Поднебесной.

Значительных успехов китайцы достигли в области естественных и точных наук, философии. Дальнейшее развитие получили письменность, литература и изобразительные искусства. В период династии Хань китайцы определили положение многих небесных светил и созвездий и составили карту звёздного неба. Ханьские
астрономы делили небо на 28 созвездий, располагая их вокруг Полярной звезды. В каждой из четырёх сторон
света находилось по семь созвездий.

В 27 г. до н. э. китайские астрономы сделали первую запись о наблюдении пятен на Солнце.

В I в. н. э. в Китае был изобретён первый в мире сейсмограф. Прибор представлял собой полый шарообразный медный сосуд, внутри которого вертикально поместили маятник. К нему подсоединялись восемь пружин-рычагов, к наружным его концам прикреплялось по металлической голове дракона с медным шариком в полости. Отклонение маятника в сторону под действием землетрясения вызывало нажим на один из
рычагов. Голова дракона, приделанная к этому рычагу, механически открывала пасть, и шарик падал в рот одной
из восьми жаб, расставленных у основания сосуда. По тому, какой из драконов выплёвывал шарик, узнавали, в каком из восьми направлений произошло землетрясение.

Период Хань отмечен дальнейшим развитием письменности. С III в. до н. э. в качестве материала для письма стал употребляться шёлк. Вместо заострённой палочки, служившей для письма лаком на бамбуковых и деревянных планках, в обиход вошла волосяная кисть.

На рубеже новой эры в Китае была изобретена тушь.
В конце старшей династии Хань для письма использовался графит. Наконец, в I в. н. э. китайцы впервые в истории изобрели бумагу.

К концу младшей династии Хань китайские иероглифы приобрели законченную форму, которая сохранилась почти в неизменном виде до настоящего времени.

ПОСЛАНИЕ ИЗ ПРОШЛОГО

Одной из самых сенсационных находок последнего
времени в китайской археологии стало открытие
гробницы госпожи «Дай», жившей во II в. до н. э. в эпоху Хань. Её гробница уникальна не только обилием драгоценностей и украшений, но и великолепной
сохранностью всего погребального комплекса, начиная
от одежды и заканчивая чудесными вырезанными из
дерева фигурами музыкантов и слуг, положенных в могилу, чтобы «прислуживать» своей госпоже после смерти.

Княгиня была похоронена под земляным курганом в глубокой шахте, стены которой выложены слоями глины, угля и кипариса. Внутри гробницы стояло три гроба, один в другом. Внутренний деревянный гроб был обтянут вышитым шёлком с аппликациями из перьев и накрыт погребальным знаменем. В четырёх отдельных склепах были сложены погребальные предметы, подробная опись которых сделана на 312 бамбуковых пластинках. Сопровождавший княгиню в загробный мир инвентарь включал всё необходимые «мелочи»: комплекты шёлковой
одежды, предметы туалета и косметические средства, великолепную лаковую посуду. Клали и пищу, необходимую для пиров: рис, пшеницу, чечевицу, корешки лотоса, землянику, разнообразные фрукты, мясо и рыбу, кувшины с вином и даже пакетики со специями и ароматическими веществами для улучшения вкуса еды.

В гробнице было всё, что окружало княгиню при жизни,
и учёные, словно на машине времени, перенеслись на два
тысячелетия назад, соприкоснувшись с повседневным
миром аристократии империи Хань.

24 Золотой век буддизма

 

ВВЕРХ

Auto Web Pinger

СОЗДАНО ©Zinorov 2003-2018 Fenykc.comсайт феникс

Besucherzahler
счетчик посещений