цивилизации fenykc

FENYKC ЦИВИЛИЗАЦИИ

для детей

ГЛАВА 22

фриз алтаря зевса в пергаме

СЛИЯНИЕ ЗАПАДА И ВОСТОКА

В культуре эллинизма соединены греческие традиции и традиции народов, вошедших в состав державы Александра Македонского и его преемников. Греческое влияние ярко выделяется в многообразных проявлениях эллинизма. Но, поскольку греческое наследие сочеталось в каждом регионе с конкретными традициями (египетской, финикийской, малоазийской, ближневосточной, иранской, среднеазиатской, индийской), местные варианты эллинистической культуры весьма отличались друг от друга. Этот синтез охватывал все стороны социальной и культурной жизни общества: быт, ремесло, домо- и градостроительство, торговлю, науки, религию, изобразительное искусство и др. Однако влиял на них по-разному. Значительный консерватизм наблюдался в архитектуре, и прежде всего храмовой. Храмы, посвященные греческим богам, строились по традиционным канонам античного зодчества. Известны следующие сооружения той эпохи: храмы Аполлона в Дидеме, около Милета (III-II вв. до н. э.), Зевса в Афинах (II в. до н. э.) и Пергаме (II в. до н. э.), Артемиды в Магнесии на Меандре (III-II вв. до н. э.), Сарапеум в Александрии (III в. до н. э.) и т. д. Храмы и святилища египетских и восточных богов сооружались или реставрировались по древним образцам. Это храмы Гора в Эдфу богини Хатхор в Дендера, Исиды на острове Филы, Набу в Уруке и пр. Эллинское воздействие в этих постройках прослеживается только в архитектурных деталях. Вместе с тем даже в такой незначительной степени архитектурное влияние эллинизма распространялось на дальние окраины эллинистических государств и за их пределы. Пример тому - памятники Вани (Колхида) и Арташата (Армения). Одновременно в эллинистических государствах возводились архитектурные сооружения новых типов. Накопление знаний привело к созданию научных и общественных центров: прославленной Александрийской библиотеки, библиотек в Пергаме и Антиохии, Мусейона в Александрии, Фаросского маяка, считавшегося одним из чудес света. Существует мнение, что 120-метровый Фаросский маяк не только указывал морякам дорогу к гавани, но и использовался для метеорологических наблюдений. Выдающимся памятником строительной техники и скульптуры было ещё одно чудо света - Колосс Родосский - статуя бога солнца Гелиоса (III в. до н. э.), достигавшая в высоту 35 метров. В эллинистических городах строились дворцы, театры, гимнасии и другие общественные здания. В дворцовой архитектуре античная и восточная традиции сплетались более тесно, чем в храмовой. Так, дворец и мавзолей, открытые в городище Ай-Ханум на берегу Пянджа в Афганистане, сочетают различные элементы греческой, египетской и иранской архитектуры. Находки, сделанные в городище Ай-Ханум (остатки одного из бактрийских городов), свидетельствуют о живучести греческих влияний в этом далёком краю эллинистической ойкумены. Центром города был акрополь. К югу от него располагалась цитадель, к северу - нижний город. Ай-Ханум надёжно защищали крутые обрывы и берега Пянджа. У подножия акрополя находился древний театр, рядом с ним - стадион. В городище обнаружены и остатки другого типично греческого сооружения - гимнасии. Ай-ханумский мавзолей содержал захоронение древнего героя или основателя города, имя которого - Киней - приведено в греческой надписи, начертанной на портике. Некий Клеарх в память о Кинее оставил на его гробнице прорицания священной пифии, выбитые на стене храма Аполлона Дельфийского. При раскопках также найдены образцы греко-бактрийской скульптуры: портрет правителя и фрагменты скульптуры неизвестного божества, вероятно Зевса. В результате раскопок городища Ай-Ханум перед учёными предстал типичный эллинистический город, в облике которого тесно переплелись черты греческой и местной бактрийской культур. Быстрый рост научных и общественных учреждений, как позволяют судить письменные источники и археологические находки из эллинистических городов, свидетельствует о подъёме науки и просвещения в ту эпоху. Уже в составе армии Александра Македонского во времена Восточного похода были историографы, философы и другие учёные. Походы Александра существенно расширили представления греков о географии. Составлялись новые карты мира с ранее неизвестными территориями Азии. Эратосфен из Кирены (около 276-194 до н. э.), возглавлявший Александрийскую библиотеку, вычислил длину окружности земного шара, определив её в 252 000 стадий (около 39 700 км), что близко к ныне установленной 40 075,7 км. Он же утверждал, что моря составляют единый океан и, плывя из Испании на запад или вокруг Африки на восток, можно попасть в Индию. Открытия учёных эллинистической эпохи обобщил Страбон в своей энциклопедической «Географии» в 17 книгах (II в. н. э.). Значительно пополнились знания греков об истории и культуре других народов, богатстве животного и растительного мира. Суммировав опыт античных врачей и египетских жрецов, Герофил Халкедонский (III в. до н. э.) сформулировал представление о нервной системе и кровообращении. Не менее плодотворным был обмен знаниями и в области точных наук. Математические достижения Греции, Египта и Вавилонии синтезировал Евклид, труды которого легли в основу современной геометрии. Астрономические познания вавилонских жрецов и учёных оказали существенное влияние на труды Аристарха из Самоса и Селевка Вавилонского, высказавших гипотезы о круговом вращении Земли и звёзд вокруг Солнца. Наряду с обменом практических знаний в эллинистическом мире широко распространились разнообразные фантастические представления - о чудовищах и диких народах, алхимические и астрологические учения, пронизанные мистикой Востока. Однако культурный облик эллинистического мира определял не научный, а в первую очередь религиозный синкретизм. Эллинистическая религия, в отличие от науки, философии и архитектуры, была достоянием широких слоев населения. В этой сфере порой возникали самые фантастические переплетения. На Востоке почитались греческие боги, а греки, наоборот, воспринимали египетские, вавилонские, иранские и другие азиатские культы. Появлялись новые культы и формы религиозного поклонения. Так, в Александрии Птолемеем I был создан культ Сарапсиса - юноши-бога, сочетавшего в себе черты египетского Осириса и греческих Зевса, Гадеса и Асклепия. Культ Сарапсиса, в оформлении которого Птолемею помогали афинский и египетский жрецы, получил повсеместное распространение в эллинистическом мире. Наряду с ним всюду почиталась и египетская Исида, называемая богиней с «мириадом имён». В Исиде воплотились черты богинь-матерей многих народов. Эллинизму свойственно объединение различных богов в фигуре одного божества. Зевс Гипсист (Высочайший) отождествлялся с египетским Амоном, вавилонским Белом, финикийским Ваалом, иудейским Иеговой и прочими главными божествами местных пантеонов. В фигуре Зевса объединялись функции творца мира, главы пантеона богов, судии, подателя жизни и т. д. Эллинизм создал универсальных божеств, почитание которых стало основой для формирования монотеизма. Но в пёстром эллинистическом мире монотеизм был лишь одной из возможных форм религиозных верований (например, у древних евреев). При наличии Всемогущего и Высочайшего прослеживается не только живучесть местных божеств, но и возникновение культов, соперничавших с Зевсом. В частности, широчайшее распространение получило почитание Диониса, сопровождавшееся религиозными оргиями - мистериями. Бог виноделия Дионис, как и Зевс, приравнивался ко многим местным божествам. В Египте - умирающему и воскресающему Осирису, в Малой Азии - Сабазию и Адонису. Особое значение в эллинизме приобретало почитание царской власти. Своеобразным было положение Александра Македонского. В Египте его признали живым богом, в Вавилонии и Иране - законным царём, в Македонии - военным вождём, в Греции - правителем, чьи права сомнительны. Объединить эти идеологические противоречия должен был культ царской власти, насаждению которого Александр уделял большое внимание. Причём он столкнулся с сопротивлением демократически настроенных македонцев и греков. Преемники Александра, в первую очередь Птолемеи и Селевкиды, стремились, опираясь на традиции восточных деспотий, укрепить и развить почитание царской власти, освящая её новыми религиозными обрядами. Царский культ эпохи эллинизма был востребован в Римской империи и оказал существенное влияние на обожествление императоров. Магия и мистика также получили широчайшее распространение в пору эллинизма. Магические заговоры сохранились в папирусах и рукописях той эпохи. Наряду с магией средством взаимодействия и общения с богами стали вакхические мистерии. Большую роль играла астрология. С конца III в.до н. э. эллинистический мир пронизывали и эсхатологические настроения: ожидание конца света и восприятие сущего мира как суетного и бессмысленного. Эти настроения донесли до нас библейская книга Екклезиаста, сына Давидова, и «Рукописи Мёртвого моря» - тексты кумранской общины II-I вв.до н. э, обнаруженные в Израиле. Всё это подготовило почву для появления и распространения христианства, в богословии, догматике и обрядах которого существенное место занимает эллинистическое наследие.

23 Рождение Поднебесной империи

 

ВВЕРХ

Auto Web Pinger

СОЗДАНО ©Zinorov 2003-2018 Fenykc.comсайт феникс

Besucherzahler
счетчик посещений