цивилизации fenykc

ЦИВИЛИЗАЦИЯ для детей

ГЛАВА 20

ЭЛЛИНИЗМ

В 30-х гг. XIX в. немецкий учёный Иоганн Дройзен ввёл в историческую науку термин «эллинизм». С тех пор не утихают споры о содержании и значении этого понятия. Несомненно одно - он связывает эллинизм и завоевательные походы Александра Македонского, создание великим полководцем огромной державы, включавшей страны и народы античного Запада и азиатского Востока. Период эллинизма охватывает более 300 лет (с последней трети IV до I в. до н. э.) - период, наполненный бурными военными и политическими событиями, динамичными переменами в социальной структуре, экономике и культуре огромного региона - от Индии до Египта, от Средней Азии до Балкан. Наследие эллинизма - важнейшая часть мировой культуры, оно было востребовано уже в следующую, римскую эпоху и остаётся актуальным и в наше время.

ЭЛЛИНЫ И ВАРВАРЫ

«Эллинизм» неразрывно связан с понятиями «эллин» и «варвар». Несмотря на разобщённость и вражду полисов, идеи панэллинизма (объединения всех жителей Эллады, Древней Греции) были популярны среди греков. Особую остроту они приобрели в эпоху Греко-персидских войн 500-478 гг. до н. э., когда коалиции греческих городов Малой Азии и Балканского полуострова противостояла могущественная ахеменидская Персия. Во второй половине IV в. до н. э. проповедниками панэллинизма выступали два современника Александра Македонского - афинские ораторы Исократ и Демосфен. Но если первый призывал к объединению греков вокруг Македонии для противодействия Персии, то второй настаивал на том, что общий враг эллинов - Македония, и в прославленных филиппиках (речах против царя Филиппа II Македонского, отца будущего основателя огромной империи) призывал полисы к объединению ради спасения «общего дела греков». В ещё большей степени, чем в политике, эллинское единство ощущалось греками в бытовой и культурной сферах. Великая греческая колонизация VIII-VI вв. до н. э. столкнула греков с новыми странами и народами. Современник этих процессов «отец истории» Геродот (между 490 и 480 - около 425 до н. э.) открыл для греческого читателя загадочные миры «не-эллинов», «варваров», как называли эти народы греки. В «Истории» Геродота наряду с описанием Греко-персидских войн, чему и посвящен его труд, содержатся географические, исторические и этнографические экскурсы об отдельных странах, против которых воевали персы. Этих экскурсов пять: мидийский, египетский, скифский, ливийский и фракийский. Спокойное, а иногда и доброжелательное отношение Геродота к иным народам позднее дало повод другому греческому историку, Плутарху (около 45-около 127 н. э.), обвинить предшественника в любви к варварам. Конечно, Геродоту были чужды подобные эмоции. Но он понимал, что тесные контакты с варварами - неизбежный итог греческой колонизации берегов Средиземноморья. Геродот уделял особое внимание влиянию греческой культуры на другие народы, и прежде всего на скифов. Археологические находки полностью подтверждают мнение Геродота. Произведения искусства, обнаруженные в скифских могильниках (с V в. до н. э.), несут на себе отпечаток греческого влияния, а иногда даже выполнены греческими мастерами. Греческое общество никогда не забывало о коренных различиях между варварами и эллинами. Всё, начиная с образа жизни (кочевники) и языка (иранский) и вплоть до обычая пить неразбавленное вино («по-скифски»), было чуждо грекам. Однако уже в эпоху Геродота греки сумели увидеть в варварах таких же людей, как и они сами. В этом смысле Великая греческая колонизация стала своеобразным прологом к эллинизму. В ещё большей степени, чем греческий мир, был готов к эллинизму Восток. По сравнению с молодой и монолитной Грецией Египет, Междуречье, Иран и государства Средней Азии отличались пестротой этнического состава, древностью и глубиной религиозного и культурного взаимовлияния и синтеза. Особенно это заметно на примере Персии, ставшей впоследствии колыбелью эллинизма. Персы отличались терпимостью по отношению к религиозным и культурным традициям своих подданных. В городах сосуществовали целые кварталы, населённые иноземцами. Чужестранцы даже занимали высшие посты в государстве. Широкий обмен знаниями шёл в науке: математике, астрономии, географии, истории. Взаимно влияли религиозные системы и мифологии Египта, Палестины, Междуречья, учение иранских магов и зороастризм. Через Геродота и его последователей научные знания и философия Ахеменидскои эпохи сгали известны грекам и оказали на них определённое воздействие.

 

ВВЕРХ

Auto Web Pinger

СОЗДАНО ©Zinorov 2003-2018 Fenykc.comсайт феникс

Besucherzahler
счетчик посещений