цивилизации fenykc

ЦИВИЛИЗАЦИЯ для детей

19 АНТИЧНЫЙ РИМ

древняя италия,античная италия

ВТОРАЯ ГРЕЦИЯ ИЛИ ПЕРВЫЙ РИМ?

Ранние поселения на месте будущего города Рима возникли на Апеннинском полуострове, в долине реки Тибр, в начале I тысячелетия до н. э. По преданию, римляне происходят от троянских беженцев, основавших в Италии город Альба-Лонгу. Сам же Рим, по легенде, был заложен Ромулом, внуком царя Альба-Лонги, в 753 г. до н. э. Как и в греческих полисах, в ранний период истории Рима им управляли цари, пользовавшиеся фактически такой же властью, как и греческие. При царе-тиране Тарквинии Гордом произошло народное восстание, в ходе которого царская власть была уничтожена и Рим превратился в аристократическую республику. Её население чётко делилось на две группы - привилегированное сословие патрициев и обладавшее значительно меньшими правами сословие плебеев. Патрицием считался член древнейшего римского рода, только из патрициев избирался сенат (главный правительственный орган). Значительную часть ранней истории Рима составляет борьба плебеев за расширение своих прав и превращение членов их сословия в полноправных римских граждан. Рим отличался от греческих городов-государств, поскольку находился в совершенно других географических условиях - единый Апеннинский полуостров с обширными равнинами. Поэтому начиная с самого раннего периода римской истории его граждане были вынуждены соперничать и бороться с соседними италийскими племенами. Побеждённые народы подчинялись Риму либо на правах союзников, либо просто включались в состав республики, причём покорённое население не получало прав римских граждан, нередко обращаясь в рабов. Наиболее сильными противниками Рима в IV в. до н. э. были этруски и самниты, а также отдельные греческие колонии на юге Италии (Великая Греция). И всё же, несмотря на то что римляне часто враждовали с греческими колонистами, более развитая эллинская культура оказывала заметное воздействие на культуру римлян. Дошло до того, что древнеримские божества стали отождествляться с их греческими аналогами: Юпитер - с Зевсом, Марс - с Аресом, Венера - с Афродитой и т. д. Самым напряжённым моментом в противостоянии римлян с южноиталийцами и греками стала война 280-272 гг. до н. э., когда в ход боевых действий вмешался Пирр, царь государства Эпир, находившегося на Балканах. В конце концов Пирр и его союзники были разбиты, а к 265 г. до н. э. Римская республика объединила под своей властью всю Центральную и Южную Италию. Продолжая войны с греческими колонистами, римляне столкнулись на Сицилии с Карфагенской (Пунической) державой. В 265 г. до н. э. начались так называемые Пунические войны, продолжавшиеся вплоть до 146 г. до н. э., почти 120 лет. Вначале римляне вели боевые действия против греческих колоний на востоке Сицилии, в первую очередь против самой крупной из них - города Сиракузы. Затем начались захваты уже карфагенских земель на востоке острова, приведшие к тому, что карфагеняне, обладавшие сильным флотом, атаковали римлян. После первых поражений римлянам удалось создать свой собственный флот и разгромить карфагенские суда в битве у Эгатских островов. Был подписан мир, согласно которому в 241 г. до н. э. вся Сицилия, считавшаяся житницей Западного Средиземноморья, стала собственностью Римской республики. Недовольство карфагенян результатами Первой Пунической войны, а также постепенное проникновение римлян на территорию Иберийского полуострова, которым владел Карфаген, привели ко второму военному столкновению между державами. В 219 г. до н. э. карфагенский полководец Ганнибал Барки захватил испанский город Сагунт, союзника римлян, затем прошёл через Южную Галлию и, преодолев Альпы, вторгся на территорию собственно Римской республики. Ганнибала поддержала часть италийских племён, недовольных владычеством Рима. В 216 г. до н. э. в Апулии, в кровопролитном сражении у Канн, Ганнибал окружил и почти полностью уничтожил римскую армию, которой командовали Гай Теренций Варрон и Эмилий Павел. Однако взять сильно укреплённый Рим Ганнибал не смог и в итоге был вынужден покинуть Апеннинский полуостров. Война была перенесена на север Африки, где находились Карфаген и другие поселения пунийцев. В 202 г. до н. э. римский полководец Сципион разгромил армию Ганнибала у городка Зама, южнее Карфагена, после чего был подписан мир на условиях, продиктованных римлянами. Карфагеняне лишались всех своих владений вне Африки, были обязаны передать римлянам все военные суда и боевых слонов. Победив во Второй Пунической войне, Римская республика стала самым могущественным государством в Западном Средиземноморье. Третья Пуническая война, проходившая с 149 по 146 г. до н. э., свелась к добиванию уже поверженного противника. Весной 14б г. до н. э. Карфаген был взят и разрушен, а его жители проданы в рабство. Дальнейшее усиление внешнего могущества Римской республики одновременно сопровождалось глубоким внутренним кризисом. Столь значительная территория уже не могла управляться по-старому, т. е. при организации власти, характерной для города-государства. В рядах римских военачальников выдвинулись полководцы, претендовавшие на то, чтобы обладать всей полнотой власти, подобно древнегреческим тиранам или эллинским владыкам на Ближнем Востоке. Первым из таких владык стал Луций Корнелий Сулла, захвативший в 82 г. до н. э. Рим и ставший полновластным диктатором. Враги Суллы были безжалостно перебиты согласно спискам (проскрипциям), которые подготавливал сам диктатор. В 79 г. до н. э. Сулла добровольно отказался от власти, но это уже не могло вернуть Рим к прежнему управлению. Начался длительный период гражданских войн в Римской республике. Между тем стабильному развитию Рима угрожали не только внешние враги и честолюбивые политики, боровшиеся за власть. Периодически на территории республики вспыхивали восстания рабов. Самым крупным таким мятежом было выступление под предводительством фракийца Спартака, продолжавшееся почти три года (с 73 по 71 г. до н. э.). Восставших удалось разгромить лишь объединёнными усилиями трёх самых умелых полководцев Рима того времени - Марка Лициния Красса, Марка Лициния Лукулла и Гнея Помпея. Позже Помпей, прославившийся своими победами на Востоке над армянами и понтийским царём Митридатом VI, вступил в схватку за высшую власть в республике с другим известным военачальником - Гаем Юлием Цезарем. Цезарь с 58 по 49 г. до н. э. сумел захватить территории северных соседей Римской республики - галлов и даже осуществил первое вторжение на Британские острова. В 49 г. до н. э. Цезарь вступил в Рим, где был объявлен диктатором - военным правителем с неограниченными правами. В 46 г. до н. э. в битве при Фарсале (Греция) он разбил Помпея - своего главного соперника. А в 45 г. до н. э. в Испании, при Мунде, сокрушил последних явных политических противников - сыновей Помпея, Гнея-младшего и Секста. Одновременно Цезарь сумел вступить в союз с египетской царицей Клеопатрой, фактически подчинив её огромную страну власти Рима. Однако в 44 г. до н. э. Гай Юлий Цезарь был убит группой заговорщиков-республиканцев, во главе которых стояли Марк Юний Брут и Гай Кассий Лонгин. Гражданские войны в республике продолжились. Теперь главными их участниками стали ближайшие сподвижники Цезаря - Марк Антоний и Гай Октавиан. Сначала они вместе уничтожили убийц Цезаря, а уже позднее вступили в борьбу друг с другом. Антония в ходе этого последнего этапа гражданских войн в Риме поддерживала египетская царица Клеопатра. Однако в 31 г. до н. э. в битве при мысе Акций флот Антония и Клеопатры был разгромлен кораблями Октавиана. Царица Египта и её союзник покончили жизнь самоубийством, а Октавиан, окончательно присоединивший Египет к Римской республике, стал неограниченным правителем гигантской державы, объединившей под своей властью почти всё Средиземноморье. Октавиан, в 27 г.до н. э. принявший имя Август - «благословенный»,считается первым императором Римской империи, хотя сам этот титул в то время означал лишь верховного главнокомандующего, одержавшего значительную победу. Официально никто не отменял Римскую республику, и Август предпочитал именоваться принцепсом, т. е. первым среди сенаторов. И всё же при преемниках Октавиана республика стала всё больше и больше приобретать черты монархии, более близкой по своей организации к восточным деспотическим государствам. Своего наивысшего внешнеполитического могущества Римская империя достигла при императоре Траяне, который в 117 г. н. э. завоевал часть земель самого сильного противника Рима на востоке - Парфянской державы. Однако после смерти Траяна парфяне сумели вернуть захваченные территории и вскоре перешли в наступление. Уже при преемнике Траяна, императоре Адриане, империя была вынуждена прейти к оборонительной тактике, сооружая мощные защитные валы на своих границах. Не только парфяне беспокоили Римскую державу; всё более частыми стали набеги варварских племён с севера и востока, в сражениях с которыми римская армия нередко терпела чувствительные поражения. Позже римские императоры даже разрешали отдельным группам варваров селиться на территории империи при условии,что они будут охранять границы от других враждебных племён. В 284 г. римский император Диоклетиан произвёл важную реформу окончательно преобразовавшую бывшую Римскую республику в имперское государство. Отныне даже император стал именоваться по-другому — «доминус» («господин»), а при дворе вводился сложный ритуал, заимствованный у восточных владык Одновременно империя разделилась на две части - Восточную и Западную, во главе каждой из которых вставал особый правитель, получавший титул августа. Ему помогал заместитель, называвшийся цезарем. Через некоторое время август должен был передавать власть цезарю, а сам удалиться в отставку. Эта более гибкая система, наряду с усовершенствованием управления провинциями, привела к тому, что Римское государство просуществовало ещё 200 лет. В IV в. господствующей религией в Римской империи стало христианство, что также способствовало упрочению внутреннего единства державы. С 394 г. христианство уже единственная разрешённая религия в империи. Однако если Восточная Римская империя оставалась достаточно прочным государством, то Западная слабела под ударами варваров. Несколько раз (410 и 455 гг.) варварские племена захватывали и разоряли Рим, а в 476 г. вождь германских наёмников Одоакр сверг последнего западного императора Ромула Августула и объявил себя правителем Италии. И хотя Восточная Римская империя сохранилась как единая страна, а в 553 г. даже присоединила всю территорию Италии, всё же это было уже совершенно другое государство. Не случайно историки предпочитают называть его Византийской империей и рассматривают его судьбу отдельно от истории Древнего Рима.

ВЕКТОР ЦИВИЛИЗАЦИИ

карта римской империи

Цивилизация Западной Европы - прямая наследница римской. Она возникла на развалинах Римской империи, разрушенной нашествием варваров, и включила в себя народы, прежде жившие под властью цезарей. Её языки тяготеют к латинскому, а наука, культура и право, как дерево, поднявшееся из трещины в старой кладке, уходят корнями в фундамент имперских достижений. Точно так же как после войн Александра Македонского, эллинизм выплеснулся за пределы Греции и волнами докатился до Индии; римляне, расширяя государство, познакомили покорённые племена с античным образом жизни и античным мышлением. Фактически они создали новый цивилизационный очаг, который по прошествии нескольких веков начал передавать свою культуру ещё более широкому кругу народов, находившихся в контактах с теперь уже самостоятельными и окрепшими странами Европы. Однако такая передача редко бывала бескровной и почти всегда вызывала сопротивление «цивилизуемых» варваров. Как во времена Александра Македонского, так и в период складывания Римской империи и позднее, в эпоху колониальных войн в Европе, новая, более совершенная культура навязывалась покорённым, не обязательно способным её усвоить, но вынужденным ей подчиниться. Даже народы, сумевшие в результате длительных войн с империей отстоять свою независимость, такие, как, например, парфяне, переняли многие достижения римской цивилизации. Только это позволило им сохранить свободу. Можно сказать, что Рим заставил все соседние страны играть по своим правилам. Тем более интересно приглядеться к его культуре. Мир римских патрициев и плебеев очень далёк от современного. Почти каждая его черта требует комментария, чтобы быть правильно понятой. Римляне рассматривали общественные дела как удовольствие, а досуг не считали стороной частной жизни. Богатство не избавляло их от службы. Отправление религиозных культов воспринималось как гражданский долг, а не как проявление веры. Браки заключались обязательно по доброму согласию, но очень редко по любви. В рабах видели младших членов семьи, лишённых прав, но наделяемых фамилией господина. На протяжении 12 веков римская цивилизация значительно менялась. Этнически её нельзя определить только как латинскую, особенно в период империи. Политически — только как имперскую, поскольку даже в момент расцвета власти цезарей многие традиции республиканского Рима продолжали свято сохраняться. Наконец, религиозно Рим, несмотря на официальные культы, внешне соблюдаемые всеми, предоставлял гражданам свободу избирать веру по вкусу или не верить ни во что, лишь бы не нарушался закон и платились налоги. В конечном счёте, именно забюрократизированность римской религии и стала тем слабым звеном, которое первым порвалось в цепи, связывающей империю. Распалось духовное единство, а без него и дисциплина легионов, и развитое право, и утончённая культура, и широчайшая сеть «клиентских» связей оказались не способны удержать государство от крушения.

ОТ РАБА К ГРАЖДАНИНУ

план-схема древнего рима

Римское общество никогда не было однородным. Статус жителей империи различался в зависимости от места рождения и состояния Главное деление на свободных и рабов не отменяло тысячи мелких градаций внутри этих двух основных групп. Свободные люди могли называться гражданами, а могли носить имя пилигримов - представителей других городов Италии, а позднее - других народов, входивших в империю. Рабы могли быть общественными и частными, военнопленными, купленными на рынке или родившимися в доме. Последние особенно ценились, так как, с одной стороны, не знали другой жизни, а с другой - воспринимались хозяевами как члены семьи - фамилии. Римское рабство заметно отличалось от греческого: оно, как и всё в латинском мире, несло отпечаток юридических пристрастий римлян. Перед лицом закона раб не имел никаких прав. Все невольники, жившие под крышей господина, подлежали смертной казни, если хозяина убивали в доме. Однако в эпоху империи бьши введены наказания и для владельцев за жестокое обращение со своими невольниками. Раб мог занять привилегированное положение, как, например, дворецкий или любимая наложница. Заслуги раба перед хозяином часто являлись поводом к освобождению. Было широко распространено освобождение по завещанию господина для частных рабов либо по акту магистрата - для общественных. В некоторых случаях разбогатевший невольник заводил своих рабов. А вольноотпущенники, занимаясь торговлей, подчас приобретали исключительно высокое положение в римском обществе. Всё это не отменяло тяжёлого положения массы невольников, трудившихся в хозяйстве римлян, однако показывало способы, посредством которых ловкий, сметливый или просто преданный раб мог получить свободу. Общественная жизнь Рима была по сравнению с греческой куда более сложной и напряжённой. Римляне даже в республиканский период тяготели к всеохватности государственной власти. Во времена республики Рим управлялся целой армией выборных должностных лиц: консулов, преторов, квесторов, цензоров, трибунов, эдилов, префектов... Их функции были чётко очерчены и не пересекались. В отличие от соседних народов, и в первую очередь от эллинов, они охотно делились своим гражданством не только с пилигримами, но и с вольноотпущенниками. При этом получение гражданства было равносильно получению национальности. Кровь не играла роли. Главными были общий для всех граждан образ жизни, подчинение единым законам. Убеждённые в собственной исключительности, даже мессианстве, римляне тем не менее не были националистами в том смысле, в каком, например, можно назвать националистами афинян, смотревших даже на собратьев-греков как на людей второго сорта. Для римлянина грань между цивилизованным человеком и варваром пролегала по образу жизни и определялась весьма просто. Культурный человек живёт в городе, носит тогу, владеет рабами, подчиняется законам. Варвар живёт в лесу, носит штаны из звериных шкур, ему сильно повезёт, если он попадёт в рабство и сможет послужить укреплению Рима. Если он будет хорошо трудиться и усвоит римские идеалы, хозяин отпустит его на волю, а глядишь, и поможет получить гражданство. Так, обретение гражданских прав - это в прямом смысле слова переплавка в горниле иной культуры. Однако было бы неверно видеть в римском гражданстве некий аналог современного. Гражданство - принадлежность к городу - долгое время не могло стать в Риме общегосударственным институтом. Обитатели других италийских городов имели своё гражданство, хотя и жили в одной стране с римлянами. Промежуточным этапом на этом пути стало предоставление двойного гражданства, например Рима и Капуи, Рима и Медиоланума и т. д. Но это не решало всех проблем. Римляне понимали, что стабильность их государства напрямую связана с расширением числа граждан. К началу новой эры из 50 млн подданных Рима лишь около миллиона имели статус гражданина. Император Каракалла в 212 г. в так называемой Антониновой конституции дал римское гражданство всем свободным людям вне зависимости от национальности, проживавшим на территории империи. Римский гражданин имел обычно три имени: личное (Гай), родовое (Юлий) и фамильное или прозвище (Цезарь). Отпущенный на волю раб получал личное и родовое имя своего хозяина. Так, раб и близкий друг Цицерона - Тирон, освобождённый в 53 г. до н. э., стал именоваться, как его господин, Марк Туллий и приобрёл римское гражданство. Римское общество отличалось высокой социальной мобильностью. Принадлежность к тому или иному сословию определялась в зависимости от имущественного ценза. Городские власти в соответствии с оценкой состояния приписывали жителей к сословиям, которые не наследовались. Таким образом, разбогатевший мастеровой мог проскользнуть в сословие всадников, надеть золотое кольцо и белую тогу с тонкой пурпурной полосой.

ФАМИЛИЯ

фреска в помпеи,приданое римской девушки

Римская семья была не менее сложным организмом, чем институт гражданства. Рим знал целых три формы брака, каждая из которых отличалась рядом юридических особенностей, и крайне простой развод. Иногда, чтобы расстаться, достаточно было письма, в котором муж сообщал жене о желании расторгнуть их отношения. Все члены семейства беспрекословно подчинялись отцу. От начала Рима и до падения империи глава фамилии имел право осуществлять телесные наказания, иногда оканчивавшиеся смертью провинившегося. Он же мог выгнать на улицу нежеланных детей, обвинив их, например, в уродстве. Супруга не имела права голоса и перед лицом закона не могла оспаривать решения мужа. На современный взгляд, семьи были велики. В них входили родственники по боковым линиям до шестого колена. Глава фамилии был единоличным хозяином имени и главным жрецом родового культа. Его власть над домочадцами не ограничивалась никакими законами. Обязанность же состояла в сохранении наследства и воспроизводстве семьи. Если детей от законных браков не было, римлянин прибегал к усыновлению, с тем чтобы имя рода и его имущество не канули в Лету. Кровь не играла определяющей роли даже в семейных отношениях. Приёмный ребёнок становился равен кровному. В этом смысле Рим «усыновлял» покорённые народы, как отдельный римлянин мог усыновить чужого человека и наделить его правами наследника. Типичная римская семья собирала под одной крышей три поколения потомков одного отца с жёнами и детьми, а также рабов и вольноотпущенников, сохранявших имя семьи хозяина. В среде аристократов женатые сыновья покидали дом отца, поскольку средства позволяли им жить отдельно. Однако всё их имущество считалось собственностью отца и переходило к ним только после его смерти. Браки заключались сравнительно рано. Девушкам начинали подыскивать женихов с 12 лет, после 16 они уже считались перестарками. Юноши первый раз женились около 18 лет. Поскольку роды часто приводили к смерти женщин, то в среднем римлянин женился дватри раза. Свадебный обряд зависел от имущественных возможностей семьи. Рабы, а зачастую и бедняки не вступали в юридически оформленный брак, довольствуясь устным договором. Через год совместной жизни женщина по обычаю входила в семью мужа. Богачи предпочитали торжественный ритуал с принесением жертвы в присутствии десяти свидетелей. Это был патрицианский брак, почти исчезнувший к началу империи. Чаще встречалась «покупка» жены, когда будущий муж в присутствии пяти свидетелей вручал тестю выкуп за невесту. Со времён империи восторжествовала универсальная форма свадебного обряда, которому предшествовала помолвка в доме отца невесты. В день бракосочетания приносилась жертва, над которой молодые произносили трогательнуюформулу:«Гдеты, Кай,там и я, Кайя», - и соединяли руки. Детская, как и женская, смертность была очень высока. Из новорождённых выживала примерно треть. Из этого числа только каждый второй дотягивал до 20 лет. Подчас, несмотря на все старания главы фамилии обзавестись наследниками, семья оказывалась бездетной. Поэтому римляне пускались на хитрости, которые в позднейшие эпохи назвали бы аморальными. Иногда они обменивались жёнами: по дружбе или за деньги уступали плодовитую супругу в другую семью. Порой женились на уже беременных женщинах, чтобы точно получить потомка. Каждый родившийся ребёнок не считался автоматически членом семьи, а становился им только после получения имени: мальчики - на восьмой день, а девочки на девятый. Таким образом, наименование - перенесение на человека имени и связанной с ним совокупности социальных и имущественных прав выступало как событие крайне важное. Оно определяло будущий статус гражданина.

МОЙ ДОМ - МОЯ ТОГА

Римская
загородная вилла.
Реконструкция.

Традиции повседневного быта римлян были отчасти собственного, италийского, происхождения, отчасти заимствованы у греков. Они отражали эллинистические идеалы, воспринятые другим, менее легкомысленным и более склонным к порядку народом. В прошлом варвары, граждане Рима и провинций сохраняли в повседневной жизни множество ярких, вульгарных, а подчас и кровавых черт, придав им изысканную утончённость. Ели римляне три раза в день, однако только ужин являлся основной трапезой. Поскольку вставали обычно рано, практически на восходе солнца, то завтрак ограничивался лёгкой закуской - кусочком сыра или хлеба, который обмакивали в вино, и несколькими оливками. В полдень приступали к обеду, состоявшему в ранний период римской истории из каши (полбы), а во времена империи - из рыбы, овощей и фруктов. Ужинать начинали довольно рано, в три-четыре часа пополудни. На ужин любили приглашать гостей, и часто обычный приём пищи перерастал в пир, продолжавшийся до глубокой ночи. Располагались участники вечерней трапезы на банкетках в столовой (триклинии). У богатых хозяев ужин нередко сопровождался игрой музыкантов или выступлениями поэтов. В отличие от греков римляне допускали жён на пиры, и почтенные матроны могли порадоваться жизни вместе с мужьями. Обильный ужин включал несколько перемен: сначала шли закуски, затем - главное блюдо (обычно мясное), на десерт - фрукты или пирожные с перцем. Еду было принято вкушать полулёжа и опираясь на левую руку, согнутую в локте. Приготовленная пища разрезалась на мелкие кусочки, которые пирующие брали всегда правой рукой. К блюдам в большом количестве подавали специи и соусы (прежде всего гарум - соус, изготовленный из рыбьих потрохов, перебродивших в рассоле). Вообще гастрономические вкусы римлян весьма отличались от современных. Так, они любили сочетание солёного и сладкого, требовали, чтобы пища была очень мягкой, поэтому мясо перед обжариванием отваривали. Употребляя вино (например, знаменитое фалернское), его разбавляли тёплой морской водой, а также добавляли мёд или специи. Помимо вина за вечерней трапезой подавали пиво, меды либо чистую воду. Главной мужской одеждой считалась тога - покрывало прямоугольной формы из шерсти, служившее верхним платьем. Позже тогу стали делать в форме полукруга. Римляне носили Toгy оставляя открытой правую руку. Чтобы столь громоздкое одеяние не спадало, его удерживали специальной застёжкой (фибулой), крепившейся на правом плече. Тога обычного гражданина была белого цвета, лишь сенаторы и дети до 17 лет носили тоги с пурпурной полосой, символизировавшей их неприкосновенность. Цветные тоги стали модны лишь в период поздней империи. Под тогу надевали тунику без рукавов, доходившую до колен. Во время путешествий римляне использовали шерстяной дорожный плащ с капюшоном. На голову одевали либо маленькую круглую шапочку, либо широкополую греческую шляпу. Женщины носили особое длинное платье - столу, - украшенное вышивкой по низу. Под платье надевали корсет и хитон, а во время дальних поездок - плащ, напоминавший мужской, но более тонкий. Изысканные и подчас громоздкие причёски римлянок совершенно отвратили их от шляп, которые могли смять волосы. Поэтому матроны, выходя из дому, прикрывали головы зонтиками от солнца. В качестве основной обуви использовали сандалии. Также надевали короткие кожаные сапоги, поддерживавшиеся ремнями, или деревянные башмаки. На сандалиях и сапогах могли прикрепляться различные украшения. Женская обувь обычно была белого цвета и выделывалась из более качественной и мягкой кожи. Естественно, особый вид имела униформа солдат - легионеры носили бронзовые или кожаные шлемы, нагрудные панцири из кожи с металлическими пластинами, короткие мечи и длинные шиты различной формы. На ноги надевали кожаные сандалии со свинцовыми подмётками. В Риме было принято бриться и коротко стричься. Длинные волосы и борода у древних римлян считались символом траура, и лишь в период поздней империи вошли в моду. Женщины волосы либо гладко зачёсывали назад, собирая их в пучок, либо завивали, сооружая затем сложную высокую причёску. Многие римлянки носили парики. Матроны любили драгоценные украшения всех типов (серьги, браслеты и т. п.), причём часто очень массивные и тяжёлые. Как мужчины, так и женщины пользовались духами. Основой семейной и частной жизни был дом. В городе он именовался «домус», а в сельской местности - «вилла». Первоначально римский дом имел овальную форму. Но под влиянием этрусских жилищ, показавшихся соседям более удобными, он стал прямоугольным в плане. Вход с улицы вёл в небольшой дворик с бассейном для сбора дождевой воды. Главная комната (табилиний) располагалась напротив входа. По бокам дворика пристраивались другие небольшие помещения. Такое здание называлось домом с атриумом. Впоследствии, под влиянием греческой архитектуры, римское жилище увеличилось и слегка изменилось. Центральный бассейн стали окружать портиком, куда выходили комнаты. Перистиль (крытая колоннада) обычно делил дом на две части - помещение для приёма гостей и половину для семьи, где находились спальни и ванная. Стены комнат украшали картинами или богатыми тканями, на столы выставляли серебряную посуду. Во всём доме, как правило, обогревались только две комнаты, в которые по трубам поступало тепло от печей, расположенных в подвале. При необходимости в другие помещения приносили жаровни. Комнаты не имели окон, свет попадал в них лишь через двери, а вечером зажигали масляные светильники. Только богачи могли позволить себе содержать загородные имения с роскошными садами (виллы). Значительная часть населения Рима эпохи империи проживала в многоэтажных доходных домах (инсулах). Количество этажей в таких зданиях доходило до пяти, и чем выше располагался этаж, тем хуже были условия проживания. Хозяева доходных домов экономили на строительстве, поэтому жилища возводились из плохих материалов и нередко обрушивались. Жить в инсулах было хуже, чем в обычном городском доме: печи здесь сооружались во дворе, за водой тоже спускались вниз, выгребная яма, куда выливали содержимое ночных горшков и нечистоты, находилась непосредственно под лестницей.

ЗРЕЛИЩА КАК ХЛЕБ

В доимперскую эпоху римляне примерно раз в девять дней отправлялись мыться в бани - в ту пору маленькие и тёмные помещения, где за вход брали плату. До II в. до н. э. бани были общими для женщин и мужчин. Умение сдержанно вести себя в такой обстановке считалось признаком хорошего воспитания. Роскошные банные комплексы (термы), где омовение сочеталось со всевозможными развлечениями, стали возводить только императоры. Из терм самыми знаменитыми являлись термы Каракаллы и Диоклетиана, занимавшие более 10 га. Одновременно их могли посетить 1500 человек. В полдень сигнал гонга провозглашал, что термы открылись и будут работать до заката солнца. «Сердцем» терм по-прежнему оставались традиционные бани, хотя и усовершенствованные по греческим образцам. При входе в них находилась, раздевалка, затем шли горячее и тёплое отделения и бассейн. В иных банях существовали настоящие парилки. Для них и для обогрева воды в горячих отделениях под полами сооружались целые системы печей, которые рабы протапливали древесным углем. В термы римляне приносили соду, использовавшуюся вместо мыла, щётки для растирания тела в горячем отделении, а также различные масла - для массажа после купания.

И всё же термы были не столько помещением для мытья, сколько местом проведения досуга. Вокруг собственно бань сооружались гимнастические залы, библиотеки, комнаты для бесед и собраний. Рядом разбивались сады для прогулок, а перед термами располагались рынки, где находились лавки мелких торговцев и ремесленников. Среди множества римских развлечений главными были публичные игры, собиравшие тысячи зрителей. Существовали особые дни, когда разрешалось организовывать игры (в период республики таких дней было 77, в период империи их число достигло 175). В цирках проводились соревнования борцов, бегунов и гонки на колесницах. Именно последние, а не гладиаторские бои, как принято считать, были самым популярным развлечением. Недаром скаковой круг, по которому семь раз должны были пролететь экипажи, стал для римской литературы грустной аллегорией жизни: человек борется с себе подобными, напрягает силы в бесплодном старании обогнать соперников; одних постигают крушения, увечья, иногда смерть, других - рукоплескания и восторг толпы, но в сущности и те и другие топчутся на одном месте, возвращаясь в исходную точку. В амфитеатрах устраивали гладиаторские бои и показательную травлю зверей. Выросшие из этрусских погребальных ритуалах, сражения гладиаторов впоследствии стали вторым по значению видом публичных игр в Древнем Риме. Первоначально они проходили на форуме и завершали похороны знатных людей. Лишь в конце республиканского периода ими дополнили программу игр. Сражавшиеся до смерти на арене гладиаторы чаще всего были военнопленными или приговорёнными преступниками. Перед боями их обучали в специальных школах. Обычные театральные представления у римлян появились под влиянием греков и этрусков и пользовались меньшей популярностью, нежели гонки колесниц или битвы гладиаторов. Также значительно меньшее число зрителей, чем в Греции, собирали спортивные соревнования. Вообще театр считался удовольствием для образованных и утончённых людей. А таковых было немного. К середине II в. до н. э. число грамотных в римском обществе составляло всего около 5 %. За два столетия после этого римляне совершили настоящий образовательный рывок: в начале новой эры читать умел уже каждый десятый свободный мужчина. Правда, многие признавались, что разбирают только крупные надписи. Таким образом, уровень грамотности эпохи империи сравним с европейским эпохи Просвещения. В основном это представители знати, администрация, некоторые ремесленники, рабы, выполнявшие функции секретарей и домоправителей. Среди женщин грамотными были менее 10 %. Системы всеобщего образования не существовало. Школы содержались на пожертвования меценатов, богачей, в ряде случаев на государственные субсидии. Основное же образование дети из состоятельных семей получали дома. Нанятые для них наставники преподавали грамматику, ораторское искусство, языки, греческую литературу. Тем же предметам можно было поучиться в Риме на форуме Траяна, где педагоги собирали детей под портиками, или в греческих палестрах. В некоторых школах Рима и Афин к общему перечню дисциплин добавляли философию и право. Этим отвлечённым наукам римляне предпочитали практические знания, приобретённые у специалиста в той или иной област и - у магистрата, жреца, военного или юриста. Когда юноша достигал совершеннолетия, отец обычно просил кого-то из своих друзей поучить его на практике приёмам управления, ведения судебных дел или командования войсками. Однако греческая образованность в целом и греческая литература в частности оказали на привычки просвещённых римлян определяющее влияние. Подражая традициям эллинского мира, многие культурные римляне писали ради своего удовольствия и достигали в изяществе стиля уровня «профессиональных» литераторов. В эпоху гражданских войн на разорённой вилле Варрона обнаружилось около 500 его собственных произведений. Другой вопрос, что сама литература в Риме была делом почти частным. Писательство рассматривалось не как ремесло, а именно как форма досуга. Писали учёные и полководцы, философы и командиры отдалённых частей, т. е. практически все, кто умел это делать. «Литературный зуд» был в высшей степени характерен для образованных римлян, но они редко помышляли о тиражировании своих произведений. Обычно тексты распространялись в узком кругу и ограничивались числом копий, снятых для собственных нужд. Культура чтения тоже была иной, чем в современном обществе. Римляне охотнее слушали или декламировали вслух, для чего собирались кружками в театре либо термах и тут же подвергали прочитанное обсуждению. Молчаливое прочтение книги в одиночестве было равносильно обеду, лишённому вкуса. Авторское самолюбие часто удовлетворялось всего лишь вручением своего сочинения кому-либо из друзей.

РИМСКИЕ ДОРОГИ

Виа Аппиа (Аппиева дорога).
Современная фотография.

Первые «правильные» римские дороги были проложены в военных целях, и позднее власти постоянно следили за ними как за стратегическими объектами. Классическая ширина дорог — 12 м. Их строили в четыре слоя. Основание делалось из булыжника. Затем шла опалубка из дроблёных камней, скреплённых бетоном. Над опалубкой клали слой кирпичной крошки. Верхним покрытием служили плоские плиты или крупные булыжники. Его специально делали чуть выпуклым в центре, чтобы дождевая вода и грязь сливались на обочины. Вдоль главных дорог размещали межевые столбы с указанием расстояния до Рима. Самой старой дорогой считалась Виа Аппиа, или Аппиева дорога, построенная в 312 г. до н. э. Аппием Клавдием. В IV в. до н. э. от Рима отходило 29 дорог, являвшихся как бы продолжением улиц столицы. Они шли в разных направлениях и соединялись с целой сетью местных дорог, строившихся в провинциях.

Рассказать о культуре, касаясь лишь некоторых её сторон, - задача непростая. В самом деле, ведь цивилизация - это не только политическая история, искусство, жизнеописания великих мужей, повседневный быт или литература древнего народа. Это и история, и нравы, и достижения, и ещё многое, многое другое, объединённое вместе общим неповторимым духом. Есть племена, затерявшиеся в незапамятной дали времени, от которых не осталось даже имён. Археологи вынуждены называть их по характерному рисунку на черепках горшков или по современному географическому пункту, возле которого сделаны находки. Греции и Риму повезло. Их культуры оставили так много, что учёные порой теряются в изобилии источников. Трудно выбрать, о чём именно говорить, что считать главными чертами, какие события и явления определили лицо народа. Другая сложность состоит в особом отношении современности к античности. Все мы являемся законными наследниками античных цивилизаций, пришедших к нам либо через Рим вместе с остатками империи, либо через Константинополь вместе с христианством. Поэтому современный человек, где бы он ни жил - на Западе или на Востоке Европы, - соотносит наследие античности с собой, видит в древних греках и римлянах если не кровных, то духовных предков. Происходит невольная подмена - перенесение своей оценочной шкалы на другую, весьма далёкую эпоху. Делать этого не стоит. Эллинский и латинский миры отличались от современного не в меньшей степени, чем Египет времён фараонов. Единственная живая часть античного наследства, действительно сохранившаяся в европейской культуре, - это стремление пропускать весь мир через себя, преобразуя его в своё подобие.

Капитолийская
волчица. Работа
этрусских мастеров
(фигуры Ромула
и Рема выполнены
в эпоху
Возрождения).
Около 500 г. до н. э.

20 Эллинизм

ВВЕРХ

Auto Web Pinger

СОЗДАНО ©Zinorov 2003-2018 Fenykc.comсайт феникс

Besucherzahler
счетчик посещений