цивилизации fenykc

ЦИВИЛИЗАЦИЯ для детей

18 АНТИЧНАЯ ГРЕЦИЯ



СКУДОСТЬ КАК ЗАЛОГ РАСЦВЕТА

акрополь афины

Первые поселения на территории Греции, по представлениям современных учёных, возникли ещё 40 тыс. лет назад. Географические особенности Греции - множество островов в Эгейском море, а также изолированные долины, разделённые труднопроходимыми хребтами, на континенте - способствовали тому, что на её территории появилась россыпь обособленных очагов культуры, развивавшихся своеобразно и не стремившихся к тесному объединению с соседями. Лишь одна четверть греческих земель подходила для ведения сельского хозяйства, однако именно оно было основным источником существования для подавляющего большинства населения. Жители городов (полисов), как правило, имели участки земли в окрестностях полиса. Там трудились либо рабы, либо нанятые сельские жители. С марта по октябрь наступал засушливый сезон, когда редкие дожди не могли насытить сухую землю. Поэтому распашка и сев шли в октябре. За четыре оставшихся на позднюю осень и зиму месяца созревал урожай, который собирали в апреле. На скудных почвах в изобилии росли лишь оливковые деревья, уничтожение которых считалось тяжким преступлением. Пологие склоны гор были заняты виноградниками, а все сколько-нибудь пригодные для запашки земли шли под зерновые культуры. Изначальным населением греческих полуостровов и островов были пеласги, о которых мало что известно. В XVII-XVI вв. до н. э. на греческие земли из Центральной Европы стали вторгаться племена ахейцев, основавших первую высокоразвитую цивилизацию на эллинской земле. Отдельные ахейские племена управлялись царями (ванаками), обладавшими очень значительной властью. Их столицами были Тиринф, Микены, Пилос. У ахейцев существовали высокоразвитое сельское хозяйство и ремёсла. Особенного мастерства ремесленники ахейцев достигли в изготовлении ювелирных украшений. Одним из самых значительных исторических событий ахейского периода греческой истории стала десятилетняя Троянская война - конфликт, разразившийся около 1240-1230 гг. до н. э. между греческими царствами и городом Йлионом, расположенным на Малоазийском побережье Эгейского моря. Однако в XIII в. до н. э. многие ахейские города оказались опустошены сильными землетрясениями и голодом, разразившимся из-за систематических неурожаев. В результате ахейцы не смогли долго сопротивляться новым завоевателям, пришедшим с севера, - дорийцам. Дорийские племена уничтожили ахейскую цивилизацию и сровняли с землёй её центры.

ТЁМНЫЕ ВЕКА

античная греция

Тёмные века, наступившие для Греции примерно в 1100 г. до н. э. и продолжавшиеся около трёх столетий, до 800-х гг. до н. э., - время почти полной перестройки жизни и быта. После гибели микенской цивилизации резко сократилось население полуострова, были забыты прежняя письменность, старые способы обработки драгоценных металлов, ножной гончарный круг, не возводили зданий из камня, не расписывались фресками стены. Казалось, племена, населявшие старый мир, провалились из развитой городской цивилизации в варварство. И начали новый отсчёт в развитии своей культуры. То, что происходило тогда в Греции, известно только по немногочисленным археологическим источникам, а они крайне скудны. Греки не только утратили письменность, но и сократили общение с соседними народами, основой которого всегда была торговля. В тёмные века, вероятно, не было излишков товаров. Выходить на рынок оказалось не с чем, поэтому ни у египтян, ни у ассирийцев, ни у финикийцев нет сведений о наследниках микенской культуры. Основными строительными материалами были дерево и кирпич-сырец, который изготовлялся из глины, смешанной с соломой и высушенной на солнце. Крыши крылись соломой, а не черепицей, как позднее. От этих построек мало что сохранилось. Могильники тоже молчат. При раскопках в Афинах было обнаружено, что в тёмные века покойных кремировали. Тело сжигали, а золу клали в кувшин и опускали его в могилу. Такой способ исключал захоронение вместе с умершим вещей. Подобная бедность контрастирует с царскими могилами прежних времён. Только к 800 г. до н. э. возобновилось погребение тела и приношение ему посмертных подарков. Теперь в последний путь человека сопровождали глиняные кувшины или чаши Немного «рассказывает» и керамика. Фигуры людей на вазах изображены схематично и кажутся голыми. Невозможно разобрать, во что они одеты. Единственное, что можно отметить с уверенностью, это короткие бороды и круглые, остриженные головы мужчин. Зато обнаружено множество железных булавок, которыми скалывали одежду. Изысканные наряды микенских времён были забыты. Им на смену пришёл так называемый дорический хитон. Прямоугольные куски грубой льняной материи скрепляли на плечах булавками. Нет сведений даже о поясах, вероятно, их заменял скрученный кусок ткани. На фоне всеобщего разорения выделялся только остров Эвбея. Раскопки на нём показали, что его жителей хоронили с золотыми украшениями. Это свидетельствует о богатстве обитателей двух островных городков. Именно эвбейцы восстановили торговые связи с соседними народами, однако около 900 г. до н. э. на острове вспыхнули распри между двумя городами, вероятно, из-за торгового соперничества, и очаг цивилизации на Эвбее погас. На рубеже 800 г. до н. э. греки усвоили у финикийцев новое письмо. Этому предшествовало интенсивное развитие торговли с Финикией и её партнёрами. Финикийский алфавит состоял из одних согласных. Жители Греции добавили в него буквы, обозначающие гласные звуки, в таком виде он очень подходил для их языка. С этого момента начинается новый период - архаика, продлившаяся до 500-х гг. до н. э. Именно тогда были впервые записаны мифы, исполнявшиеся бродячими певцами и поэтами, одним из которых считается слепой старец Гомер, создатель эпических поэм «Илиада» и «Одиссея».

АРИСТОКРАТЫ И ДЕМОС

реконструкция древнегреческого города

Власть дорийских царей (басилеев) была куда менее обширна, нежели власть ахейских ванаков. Фактически цари в Греции после дорийского завоевания обладали властью племенного вождя, не более того. Наряду с басилеем существовало множество более мелких владык, которые лишь на время делегировали часть своих прав одному, главному басилею. Так, в поэмах Гомера, отражающих общественную ситуацию именно постдорийского времени, центральный герой Одиссей - только главный из 30 басилеев острова Итака, а царь Агамемнон избран главным над остальными царями лишь на время похода против Трои. Греческое общество времён так называемых тёмных веков (XII-IX вв. до н. э.) делилось на свободных людей и рабов, однако рабский труд играл не очень значительную роль. Среди свободных также постепенно возникало разделение на граждан - в основном жителей города и не граждан - преимущественно жителей сельской местности, чаще всего переселенцев из других областей. Вместо единого государства под управлением одного владыки, как в странах Древнего Востока, в Греции продолжали существовать отдельные микрогосударства, обычно состоявшие из одного или двух городов и прилегающих к ним сельских областей. Такие территории принято называть городами-государствами. Слабость царской власти в большинстве областей Древней Греции привела к тому, что народное собрание сохранило и даже усилило своё влияние. Идеалом греков было полисное устройство. Полис включал собственно город и сельскую округу, прилегавшую к нему, - хору. Число жителей не должно было превышать нескольких тысяч, чтобы голос каждого гражданина был услышан на собрании. Раскопки показывают: каждый город имел укреплённый холм - акрополь, где располагались храмы и правление; широкую площадь для проведения собраний и для рыночной торговли - агору (её запрещалось застраивать). Дальше размещались дома горожан, которые не обязательно образовывали улицы. Внутри города встречались и пустыри, и свободные участки земли для будущей застройки. Всё это обносилось земляным валом и городской стеной. Крестьяне-общинники хоры могли владеть рабами, помогавшими возделывать землю и вести хозяйство, но чаще всего справлялись сами. Античное рабство заметно отличалось от восточного. В Древнем Египте, например, большинство рабов принадлежали государству и использовались при проведении ирригационных работ, строительстве храмов и дворцов. В Элладе рабы были собственностью граждан, они обслуживали хозяев или трудились в их мастерских, ухаживали за скотом, занимались иными работами. Если владелец являлся ювелиром, горшечником, парикмахером, его раб помогал ему, нередко сам становясь прекрасным мастером. Иногда хозяин платил квалифицированному рабу за его труд. Закон позволял рабу получать часть дохода от дела господина. Постепенно раб мог собрать деньги и договориться с хозяином о выкупе. Впрочем, этот вопрос всецело находился в ведении господина. Горожане делились на граждан и так называемых метеков. Гражданами были коренные жители: их отец и мать происходили из полиса. Лишь они имели право участвовать в народном собрании, избирать и избираться на административные должное ти. Метеки были приезжими из других мест. Часто, занимаясь торговлей или выгодным ремеслом, они становились очень богатыми, но не получали политических прав, не владели домами и землёй, а в суде их представляли третьи лица. Состоятельные землевладельцы составляли слой аристократов и во времена архаики находились у власти в полисах. Постепенно торговцы и ремесленники в городах накопили достаточно богатства и приобрели заметное влияние. Они стремились получить право принимать важные для полиса решения. Далеко не везде расширение прав демоса - простого народа - шло мирно. В Афинах, например, этому предшествовала гражданская война. В 508 г. до н. э. Афины стали демократическим городом. Это значило, что все его граждане получили право голоса на народном собрании. Формы демократического правления в греческих городах-государствах оказывались различными и зависели от местных условий. Борьба за власть между аристократами и защитниками интересов большинства народа (демократами) часто приводила к бунтам и государственным переворотам. Нередко на волне народного возмущения правлением аристократов к власти приходили властолюбивые авантюристы, устанавливавшие единоличное господство. Таких правителей называли тиранами, и в борьбе против них часто объединялись и демократы, и аристократы.

КОЛОНИЗАЦИЯ И ВОЙНЫ С ПЕРСИЕЙ

cпартанский воин.

Греки активно создавали новые поселения на берегах Средиземного и Чёрного морей, и в этих новых городах-государствах устанавливались привычные для переселенцев формы правления. Поэтому греческая колонизация не привела к созданию единой морской империи. Переселенцы часто не желали иметь ничего общего с родным городом, а то и прямо враждовали с ним. Вместе с тем торговые и культурные связи между греческими колониями были очень сильны. По археологическим данным можно проследить, куда и откуда шли потоки эмигрантов, так как на новых местах переселенцы долгое время сохраняли традиции своих племён: гончарные навыки, орнаменты, способы погребений, форму одёжных булавок и т. д. Первые поселенцы отправились около 1000 г. до н. э. на побережье Малой Азии, в Ионию. Здесь возникли города Милет, Галикарнас, Эфес, Фокея. Они, в свою очередь, стали отправлять экспедиции на берега Понта Эвксинского (Чёрного моря), основали Синопу и Фасис. Не остались без внимания Сицилия, где возникли Сиракузы, и побережье Италии с Тарентом, Сибарсисом, Неаполем и Кумами. Были эмигранты, добравшиеся до территории нынешней Франции и поселившиеся в новом городе Массалия. Некоторые переплыли Средиземное море и обосновались на африканском берегу в Киренаике. Но дальше всех забрались те, кто не побоялся холодного и негостеприимного моря на севере. Достигнув берегов нынешнего Крыма и Северного Причерноморья, они основали множество городов и посёлков, таких, как Ольвия, Херсонес, Пантикапей, Нимфей, Горгиппия, Фанагория. Греческая колонизация была в основном направлена на север Эгейского и Чёрного морей, на западное побережье Малой Азии и на юг Италии, Франции и Испании. Каждый дочерний полис обладал теми же правами, что и его материнский город. Наибольших успехов греки достигли на Сицилии и в южноитальянских землях. Число греческих поселенцев и количество их городов здесь было так велико, что эту территорию даже стали называть Великой Грецией. Западные и северные колонисты сталкивались в основном с разрозненными местными племенами, прозванными варварскими. Восточным колонистам пришлось в VI в. до н. э. соприкоснуться с могущественным соседом - Персидской державой. Противостоять персидским царям и их сильному войску было сложно, поэтому греческие колонии в Малой Азии (ионийские поселения) сначала были вынуждены признать зависимость от Персии, а потом фактически войти в её состав. Восстание ионийских колоний против персидского владычества, произошедшее в 499-494 гг. до н. э., получило поддержку со стороны городов-государств в балканской Греции. Это заставило персидских царей обратить внимание и на Балканы. В 490 г. до н. э. войска под предводительством полководцев Датиса и Артаферна по приказу персидского царя Дария переправились через Дарданеллы. В Европе часть греческих городов оказалась готова признать власть персов, но самые крупные и значительные города-государства - Афины и Спарта

спарта

решили сопротивляться. В 490 г. до н. э. афинское войско под командованием стратега Мильтиада разгромило у Марафона. армию персов. Эта победа, во-первых, показала грекам, что якобы «непобедимое» персидское войско всё-таки можно одолеть, а во-вторых, предотвратила возможный захват части балканской Греции. Марафонская битва, однако, стала не окончанием, а только началом Греко-персидских войн. Следующее, самое крупное столкновение между греческими государствами и Персидской державой разразилось десть лет спустя. Царь Персии Ксеркс в 480 г. до н. э. не только переправил в Грецию огромное войско, но и построил гигантский флот, вполне способный соперничать с объединёнными флотами всех греческих городов-государств. Персидскому царю противостоял союз эллинских полисов, как и в прошлый раз, возглавлявшийся Афинами и Спартой. Спартанский царь Леонид решил встретить сухопутную армию Ксеркса на узком перешейке Фермопилы в центральной часги Греции, но персам удалось обнаружить обходной путь. В ходе завязавшейся битвы царь Леонид и все его воины (по преданию, их было ровно 300) погибли, но сумели приостановить марш персидской армии. Тем временем стратег Фемистокл, руководивший обороной Афин, решил эвакуировать население города, переправив его на остров Саламин. Здесь же расположился и греческий флот. Сухопутная персидская армия захватила и сожгла Афины, но вот на море персы потерпели сокрушительное поражение. Греки в конце сентября 480 г. до н. э. почти полностью уничтожили флот противника в битве у Саламина. Видя дальнейшую бесперспективность борьбы, Ксеркс приказал своей армии отойти. Последним крупным сражением в истории Греко-персидских войн стала битва при Платеи в 479 г. до н. э. Персидская армия под командованием Мардония была наголову разбита объединённым греческим войском, возглавлявшимся спартанцем Павсанием. Окончательно Греко-персидские войны завершились в 449 г. до н. э. подписанием так называемого Каллиева мира (по имени афинского посла, заключившего мирное соглашение). Согласно его условиям, Персия не имела отныне права посылать свои суда в Эгейское море и держать сухопутные войска ближе, чем в трёх днях пути от западного побережья Малой Азии. Афины же обязывались вывести свои войска из тех греческих городов, чьи жители признавались подданными персидских владык. С этого момента персы старались вмешиваться в греческие дела лишь тайно, деньгами и оружием, поддерживая союзные Персидской державе эллинские города-государства.

ТЩЕТНАЯ ТЯГА К ЕДИНСТВУ

карта эллинских государств

Победа в Греко-персидских войнах привела к возвышению Афин — самого богатого и демократического из греческих городов-государств. Ещё в ходе войны под эгидой Афин в 478 г. до н. э. был образован так называемый Делосский морской союз — объединение греческих полисов, имевших общую казну и флот на случай войны. Одновременно члены союза были обязаны предоставлять свои земли афинским поселенцам (клерухам). В отличие от обычных колонистов клерухи оставались гражданами Афин, и их земли входили в состав Афинского государства. С созданием Делосского союза Афины сделали первый шаг к образованию Греческой империи. За возвышением Афин с подозрением наблюдали Спарта и другие греческие города-государства. Созданное несколько ранее объединение полисов, находившихся на территории полуострова Пелопоннес(Пелопоннесскаялига), всё сильнее конфликтовало с Делосским союзом, возглавлявшимся Афинами. В 447 г. до н. э. спартанцы воспротивились строительству стен, соединявших Афины с их морским портом Пиреем, утверждая, что афиняне таким образом готовятся к большой войне. Взаимные обвинения привели к тому, что начались боевые действия. Решительного перелома в войне Пелопонесской лиге удалось достичь при помощи старого врага всех греков — Персидской державы. Персы дали спартанцам денег для строительства большого флота, который в 407 г. до н. э. одержал победу над афинянами у мыса Нотий. Последним, решающим поражением Афин, от которых в ходе войны отпали почти все союзники, стала битва при Эгоспотамах, где в 405 г. до н. э. спартанец Лисандр захватил почти без боя все афинские корабли. В результате Пелопоннесской войны рухнула надежда на создание политически единого Греческого государства. Афины лишались всех внешних владений, были обязаны срыть Длинные стены и выдать спартанцам все оставшиеся у полиса корабли. Новым гегемоном греческого мира стала Спарта. Однако её власть не могла быть прочной — политическое устройство Спарты сильно отличалось от других городов-государств (здесь, например, сохранялась царская власть), воинственных спартанцев не любили, а часто и просто ненавидели. Поэтому многие греческие города-государства поддержали в 371 г. до н. э. Фивы, которые вступили в войну со спартанцами. В битве у города Левктры спартанская армия была наголову разбита талантливым фиванским стратегом Эпаминондом, и Фивы на короткий срок стали самым могущественным полисом Греции. Воспользовавшись ослаблением Спарты, афиняне создали второй морской союз, просуществовавший, правда, меньше первого — всего 20 лет. А в 362 г. до н. э. в битве при Мантинее фиванцы имели успех, но гибель Эпаминонда украла у них победу, и короткой гегемонии Фив пришёл конец. После столетних междоусобиц греческие государства ослабли, и им явственно стал угрожать северный сосед — воинственная Македония. К 335 г. до н. э. значительная часть городов-государств Северной Греции признала власть македонского царя, а в 338 г. до н. э. после битвы при Херонее и остальная Греция была вынуждена подчиниться македонцам. Хотя формально греческие города сохранили самоуправление, они фактически стали частью обширной Македонской империи. После смерти царя Александра Македонского и начала войн между его наследниками греческие полисы периодически оказывались в зависимости то от Македонии, то от Эпира, то от других соседних государств, уже никогда не достигая такого могущества, как в V в. до н. э. Войны между Македонией и Римом в конце III — начале II в. до н. э. привели к тому, что большая часть греческих полисов вошла в состав Римской республики. По мере укрепления римского владычества местные греческие традиции всё больше и больше стали заменяться римскими законами. В случае неповиновения жестокая кара следовала незамедлительно. В 146 г. до н. э. Коринф и его немногочисленные союзники восстали против римлян; город взяли штурмом и почти полностью разрушили, а всех его жителей продали в рабство. После этого все греческие земли были объединены в римскую провинцию Ахайя. Самостоятельная история городов-государств Древней Греции завершилась.

ГРЕЧЕСКИЙ КОСМОС

статуя куроса,статер

В основе миропонимания греков лежала красота. Они считали себя красивым народом и без стеснения доказывали это соседям, которые чаще всего верили эллинам и со временем, порой не без борьбы, перенимали их представления о прекрасном. Поэты классического периода, начиная с Гомера и Еврипида, рисуют героев высокими и светловолосыми. Но то был идеал. Кроме того, что в понимании человека того времени высокий рост? Какие локоны считались золотыми? Рыжие, каштановые, русые? На все эти вопросы нелегко найти ответы. Когда географ Дикеарх из Мессены в IV в. до н. э. восхищался светловолосыми фиванцами и восхвалял мужество белокурых спартанцев, он лишь подчёркивал редкость светловолосых и светлокожих людей в остальной Греции. С многочисленных изображений воинов на керамике или стенной росписи из Пилоса и Микен на зрителя смотрят бородатые мужчины с чёрными вьющимися волосами. Также тёмные волосы у жриц и придворных дам на дворцовых фресках Тиринфа. На египетских росписях там, где изображены народы, живущие «на островах Великой Зелени», предстают люди небольшого роста, стройные, с кожей более светлой, чем у египтян, с большими, широко открытыми тёмными глазами, с тонкими носами, тонкими губами и чёрными вьющимися волосами. Это древний средиземноморский тип, который до сих пор встречается в данном регионе. Золотые маски из Микен показывают некоторые лица малоазийского типа - широкие, с близко посаженными глазами, мясистыми носами и сходящимися у переносицы бровями. При раскопках встречаются и костяки воинов балканского типа - с удлинённым торсом, круглой головой и крупными глазами. Все эти типы перемещались по территории Эллады и смешивались друг с другом, пока, наконец, не сложился тот образ эллина, который зафиксировал римский писатель Полемон во II в. н. э: «Те, кто сумел сохранить ионийскую расу во всей её чистоте, - мужчины довольно рослые, широкоплечие, статные, ладно скроенные и довольно светлокожие. Волосы у них не совсем светлые, относительно мягкие и слегка волнистые. Лица широкие, скуластые, губы тонкие, нос прямой и блестящие, полные огня глаза». Изучение скелетов позволяет сказать, что средний рост эллинских мужчин составлял 1,67-1,82 м, а женщин 1,50-1,57 м.

искусство эллады

Зубы почти у всех погребённых прекрасно сохранились, что не должно удивлять, поскольку в тс времена люди питались «экологически чистой» пищей и умирали сравнительно молодыми, редко перешагивая за 40-летний юбилей. Психологически эллины представляли собой довольно любопытный тип. Помимо черт, присущих всем средиземноморским народам: индивидуализма, вспыльчивости, любви к спорам, состязаниям и зрелищам, греки были наделены любознательностью, гибким умом, страстью к приключениям. Их отличали вкус к риску и тяга к путешествиям. Они пускались в дорогу ради неё самой. Гостеприимность, общительность и драчливость также были их свойствами. Однако это лишь яркий эмоциональный покров, скрывающий глубокую внутреннюю неудовлетворённость и пессимизм, присущий эллинам. Раздвоение греческой души давно отмечено историками искусства и религии. Тяга к веселью, стремление вкусить жизнь во всей её полноте и скоротечности призваны были лишь заглушить тоску и пустоту, разверзавшиеся в груди у эллина при мысли о нематериальном мире. Ужас от понимания, что земная жизнь - лучшее, что ожидает человека, был неосознанно велик. Дальше путь человека лежал в Тартар, где иссушенные жаждой тени скитаются по полям и лишь на мгновение обретают подобие речи и разума, когда родные приносят поминальные гекатомбы, изливая жертвенную кровь. Но и в солнечном мире, где человек ещё мог наслаждаться, пока ходил по земле, его ожидали тяжкий труд, эпидемии, войны, скитания, тоска по родным местам и потери близких. Обретённая с годами борений мудрость говорила эллину, что вечное блаженство вкушают только боги, они же заранее распоряжаются судьбой смертных, их приговор не изменить, как ни старайся. Таков вывод из популярнейшего, наделённого философским значением мифа об Эдипе. Эдипу было предсказано, что он убьёт родного отца и женится на своей матери. Разлучённый с семьёй, юноша вернулся на родину через много лет и по незнанию совершил оба преступления. Ни его благочестие перед богами, ни справедливое правление в качестве царя Фив не отменили предопределения. Настал роковой час, и всё начертанное судьбой исполнилось. Эдип выколол себе глаза в знак слепоты, на которую человек обречён бессмертными богами, и отправился скитаться. Ничего нельзя сделать, а потому радуйся, пока можешь, и вкушай полноту жизни, которая утекает между пальцами, - таков внутренний пафос греческого мироощущения. Эллины в полной мере осознавали себя участниками огромной трагедии, разворачивавшейся на подмостках мира. Гражданские свободы полисов не компенсировали душе отсутствие свободы от предопределения. Итак, эллин - смеющийся пессимист. Ему становится тоскливо на весёлом пиру, он может в порыве минутного помрачения убить товарища или близкого или по воле бессмертных отправиться в странствие, не ожидая за совершённые подвиги ничего, кроме каверз небожителей. Если же человеку повезло пожить у родного очага с милой семьёй, он станет таить счастье, не выставляя напоказ, ибо боги завистливы.

ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ

пуп земли,дельфы

Ничего удивительного, что люди тех далёких времён представляли себе мир иначе, чем наши современники. Иными были ощущения времени и пространства. По-другому оценивались качества вещей и их назначение. Греки много путешествовали и просто ходили пешком. Например, пастухи Фессалии перегоняли стада через горы Пинд и Парнас до Эпира и Акарнании, они шли за животными босиком по каменистым тропам и не испытывали при этом особых неудобств. Верховыми животными считались ослы и мулы. Лошадей принято было запрягать в колесницы. Лишь позднее, в классическую эпоху, появились небольшие отряды конных воинов. Расстояние измеряли в днях ходьбы или плавания на корабле. Греки хорошо знали солнечный год, чередование сезонов, фазы Луны, месяцы. Однако ритм своей жизни они отмеряли не в строгом соответствии с неким числом календаря. Точками отсчёта для них были пора сева, время выгона скота на горные пастбища, дни, когда можно выходить в море, восход или заход Плеяд, Ориона, Гиад и т. д. В течение долгого времени греческие города-государства не имели общей эры. Каждое из них помечало документы именами местного правителя. Таковы были эфоры в Спарте, космы на Крите, архонты в Афинах или пританы на острове Хиос. В IV в. до н. э. к этому обычаю прибавился счёт времени по Олимпиадам. Эра Олимпиад началась с 776 г. до н. э. Греческий год состоял из 12 лунных месяцев, насчитывавших поочерёдно 30 и 29 дней. Лунный год, таким образом, имел 354 дня. Начало года было не везде одинаковым. Так, в Афинах он начинался с летнего солнцестояния - 21 июня по современному календарю, на Делосе в зимнее солнцестояние - 21 декабря, в Беотии - в октябре. Названия месяцев были различными в разных государствах. Каждый месяц разбивался на три декады. Хотя эллины и делили ночь и день на 12 часов, но продолжительность часов менялась в зависимости от длины светового дня. Для измерения времени издревле использовали солнечные часы. Лишь со времён Демосфена появились

клепсидры - водяные часы

клепсидры - водяные часы. Протяжённость того или иного действия не имела для эллинов большого значения, их интересовало только начало и окончание процесса, а то, что происходило между этими точками, может быть передано русским оборотом «долго ли, коротко ли». В целом время текло медленнее. Любое путешествие было долгим, любой разговор - неторопливым и обстоятельным, любое чувство настаивалось в душе человека годами. Весь мир группировался вокруг дома. Как бы далеко судьба не забросила эллина от родины, он отсчитывал расстояние не от важных географических точек на карте полуострова, а от места, где обитал его род и куда ему предстояло вернуться во что бы то ни стало, ибо нет худшей участи, чем умереть на чужбине, где некому совершить по тебе заупокойное жертвоприношение. Центром же дома, в свою очередь, был очаг со священным огнём внутри. Гомер назвал огонь «дваждыбожественным» - по происхождению и по тем функциям, которые он выполняет в мире. Огонь, возникавший от молний Зевса, - особая ценность. Его и в поздние эпохи перевозили из города в город, с острова на остров, из храма в храм в большой трубке нартекса (губчатое растение). Но был и иной огонь - для повседневного пользования. Он добывался сравнительно просто. По легенде, Гермес, выпасая стада в Аркадии, открыл, как извлечь его трением. Для этого брались две палочки. Твердая, «мужская», называлась «трепан», её делали из крушины или ракитника. Вторая, полая внутри, «женская», именовалась «очаг», для неё использовали мягкое волокнистое дерево: бузину, нартекс. Первую вращали в ладонях, вертикально вставив в выемку во второй. Вспыхнувший огонь хранила богиня Гестия - покровительница очага. Приготовление пищи считалось не только бытовым,но и священным действием, ведь часть животных сжигалась в качестве жертвы богам. Дым очага греческого жилища, как пуповина, связывал землю с небом. Его запах не был неприятен обитателям. Напротив, нос эллина различал десятки оттенков ароматов сжигаемой древесины и наслаждался ими. Кедр, виноградная лоза, туя, нард использовались и в качестве материала для притираний, и как дрова в очаге, наполняя помещение изысканным фимиамом. Лавр употреблялся как жертва богам, в первую очередь Аполлону. Надышавшись его дымом, пифии впадали в пророческий экстаз. Нетронутая природа благоухала гораздо сильнее, а потому мир ароматов для человека древности был и богаче, и ярче, вызывая совсем иные ассоциации. Запахи лука, чеснока или пота не пугали и не отталкивали. Ароматы скотного двора порой врывались в жилые помещения: конский пот, дух псины, навоза - всё это были повседневные запахи большого хозяйства, не настораживавшие, а, наоборот, отдававшие домом. С другой стороны, запахи сырой земли, дикого животного, болота пугали, казались отвратительными, нетерпимыми.

ВКУС И ЦВЕТ

трапеза,роспись на блюде

Микенские таблички дают много сведений о приправах, которыми греки сдабривали пресную растительную пищу. В ту пору хорошо знали укроп, тмин, дикий сельдерей, кориандр, красный и белый перец. Однако использовали их не так, как сейчас. В тесто добавляли сезам. Из ароматного тростника и кориандра делали соусы. Мятой приправляли бобы. Перец насыпали в вино. Вообще вино принято было пить со специями, собственный букет напитка редко вызывал интерес. Кроме того, использовались плоды можжевельника, тимьян, шалфей. Приправы закупались в больших количествах, это позволяет сказать, что ими фактически забивали основной вкус продукта. Например, шафран и подкрашивал блюдо, и отвечал за его аромат. Эллинский стол был в основном вегетарианским. Мясо употребляли редко, главным образом во время праздников, когда появлялась возможность вкусить баранины, козлятины или говядины от жертвенных животных. В обычное время в распоряжении хозяек были зёрна ячменя и пшеницы, из которых варили каши и замешивали тесто для лепёшек, сушёная смоква и солёные оливки. Иногда мужчины могли добыть немного дичи на охоте. Жители побережья разнообразили свой стол моллюсками и рыбой. К этому стоит добавить оливковое масло, мёд диких и домашних пчёл. Из фруктов знали яблоки, груши, орехи, виноград, айву (на Крите умели приготовлять из неё тесто); сахар - из плодов цератонии. На огородах выращивали съедобный подорожник. С микенских времён были известны репа, хрен, тыква и огурцы. Одним из самых любимых растений, без которого не обходилось почти ни одно блюдо, была белая, или лиственная, свёкла. Эллины называли растительную пищу не пресной, а «холодной». Специи и приправы были призваны «разогреть» её или, лучше сказать, заставить рот гореть. Лук считался символом долголетия, дающим силу и бодрость. Его добавляли во все соусы, ели сырым в качестве закуски. Пахучая парочка лук и чеснок тогда была частью троицы. В неё входили клубни гиацинта - настолько острые, что современная кухня давно не прибегает к этому возбуждающему аппетит средству. Чтобы заглушить резкий запах, после трапезы греки жевали кусочки ароматной смолы, чаще всего - терпентинную смолу фисташкового дерева. В IX песне «Илиады» описано, как красавица Гекамеда угощает царя Пилоса - Нестора и его гостей. Здесь же дан и нехитрый рецепт одного из блюд. «Прежде сидящим поставила стол Гекамеда прекрасный, ярко блестящий, с подножием чёрным; на нём предложила медное блюдо со сладостным луком, в прикуску напитка, с мёдом новым и ячной мукою священной; кубок красивый поставила... в нём Гекамеда, богиням подобная, им растворила смесь на вине прамнейском, натёрла козьего сыра тёркою медной и ячной посыпала белой мукою». Вряд ли современного гурмана возбудит смесь из тёртого козьего сыра с ячменной мукой, залитая вином. Между тем в Пилосе это - царское блюдо, закусить которое предлагается луком и мёдом. Именно греки сумели превратить простой приём пищи в трапезу, насыщение желудка - в процесс человеческого общения, пиршество тела - в пир разума, вкуса и душевной близости. Отчасти этому способствовала скромность вкушаемых блюд, которые, если не сдобрить их интересной беседой, не так легко проскакивали в горло. У эллинов было два завтрака: первый сразу после подъёма с постели и второй около полудня. Ранний состоял из кусочка хлеба, смоченного в вине. Полуденный, вероятно, из каши и лепёшек, поскольку готовили его на кухне. Третий раз греки вкушали пищу вечером, когда дневной зной ослабевал и начинало смеркаться. Именно эта трапеза годилась для приёма гостей или для того, чтобы самому отправиться куда-нибудь. Эллины были общительным народом и не любили есть в одиночестве. Поэтому они устраивали разного рода подписки и складчины, договаривались о месте, где соберутся: это мог быть дом кого-то из друзей, жилище гетеры или даже съёмные комнаты. Известны случаи, когда каждый участник пиршества приносил еду с собой в корзине. Первоначально принято было сидеть за столом. Но ещё до Грекоперсидских войн спартанцы усвоили восточный обычай вкушать пищу полулёжа. За ними потянулись другие племена. Возлежать могли только мужчины. В тех случаях, когда женщины и дети из семьи хозяина дома допускались к общему столу, они обязаны были сидеть. На каждом ложе помещались два человека. Один лежал, а другой сидел в ногах. Сами ложа делались такими высокими, что взобраться на них удавалось только при помощи небольшой приставной скамеечки. Под спины подкладывали подушки и валики в узорчатых чехлах. Ложа расставляли вокруг стола, позднее для каждого гостя стал полагаться особый стол, который был чуть ниже ложа. Гости обязательно снимали обувь и вновь надевали сандалии только перед уходом. Рабы обмывали им ноги, а затем подносили воду для ополаскивания рук. Потом слуги вносили уже сервированные столы. Для возбуждения аппетита съедали соль, смешанную с тмином и другими травами, а также пирожки с пряностями. Ели эллины руками, ложку использовали только для жидких блюд и соусов, но и её чаще заменяла корка хлеба. Скатертей и салфеток не употребляли. Руки вытирали хлебным мякишем или специальным тестом. После основной части обеда сотрапезники снова омывали руки, приносили молитвы доброму гению дома, выпивая при этом глоток чистого, не смешанного с водой вина. Рабы тем временем убирали столы и приносили новые, сервированные десертом. Именно тогда подавалось вино. В качестве десерта могли быть дичь и птица, свежие и сухие фрукты, сыр.

ТЯГА К ПРОСТОТЕ

греческая роспись

Длительное время греки допускали роскошь в своих городах лишь для общественных построек. Простота частного быта показалась бы современному человеку невероятной. Более того, отказ от комфорта возводился жителями Эллады в абсолют. Даже состоятельные люди считали ниже своего достоинства «изнеживаться». Знаменитая расточительность сибаритов - жителей города Сибарсис - состояла в том, что они натянули над улицами полотняные навесы от солнца и обули всех своих детей в сандалии. В то же время особые чиновники должны были следить, чтобы дома находились в исправном состоянии, а хозяева своевременно чинили их, не портя вид города грязными закопчёнными постройками. Постепенно роскошь начала проникать в частный быт, но ещё во времена Перикла (V в. до н. э.) богатые афиняне не дерзали выставлять состояние напоказ в стенах города. Более свободно они чувствовали себя в городских предместьях. Раскопки показывают, что такие города, как Афины, Мегара, Сцион, Потидея, Самос и Сарды, были окружены внушительными предместьями, где предпочитали селиться богачи. Старые кварталы Афин - Пникс и Ареопаг - были застроены тесными, лепившимися друг к другу домиками, чаще всего с двумя помещениями. Они выходили прямо на улицу. Землю на месте постройки расчищали до скального основания, которое и служило полом. Из обломков камня складывали стены первого этажа. Верхнюю часть стены делали из дерева, необожжённого кирпича или булыжников, скреплённых глиной. Нижний этаж дома часто служил лавкой. Новые кварталы - Керамик и Дипилоном - уже в IV в. до н. э. изобиловали двухэтажными домами состоятельных горожан. Богатый греческий дом был отгорожен от улицы забором, за ним располагался небольшой внутренний двор, напоминавший комнату без крыши. Его стены расписывались рисунками и надписями, которые отвращали от жилища воров и злую судьбу. Здесь ставили изображения Гекаты, каменную герму во имя бога Гермеса или помещали жертвенник Аполлона. По обе стороны от входа устраивали конюшни и лавки, в которые был открыт доступ с улицы. На противоположной стороне дворика находилась дверь в дом. В неё можно было постучать металлическим молотком. Только в Спарте, где презирали всяческие ухищрения, гостю предлагалось громко крикнуть: «О-ге!». Что-то вроде русского «Эгей!». Эта дверь не вела сразу во внутренние комнаты. Через неё жильцы попадали в другой, более просторный двор, окружённый с трёх сторон галереей с колоннадой. На галерею выходили двери жилых помещений. Большую часть дня греки проводили на открытом воздухе, в этом самом дворе, а в хорошую погоду и спали там, поставив ложа за колоннами.

дом горожанина в древних афинах

Поэтому двор - полноправная часть дома, как современная гостиная или столовая. Здесь хозяин принимал посетителей, здесь же накрывались столы и совершалась трапеза, если не мешали дождь, ветер, холод. Посередине помещался алтарь Зевсу, по углам - небольшие алтари домашним божествам. Через портик напротив входа можно было попасть в мужское помещение - андрон, главную комнату дома. Она не была местом, где жил хозяин, а по функциям соответствовала понятию «большая комната» в современном жилище. Именно здесь собиралась вся семья. Две двери, в правой и левой стенах андрона, вели в женские комнаты - гинекей. В одной из них была спальня супругов, а в другой жили их дочери. За гинекеем располагались комнаты рабынь, где последние не только ночевали, но и трудились. Позади же гинекея обычно разбивали сад, куда вела так называемая садовая дверь. Под двором и комнатами первого этажа находились подвалы, цистерны и погреба. Некоторые богатые дома имели свою баню и пекарню. Первоначально существовал обычай готовить пищу на алтаре Гестии. Однако постепенно для этого появилась особая кухня в смежном с андроном помещении. Сам андрон превратился в столовую. В кухне была единственная во всём доме дымовая труба. Остальные комнаты нагревались переносными жаровнями Обычно фундамент большого жилого дома строили из камня или песчаника. Стены возводили из кирпича-сырца и дерева. Проломить их не составляло особого труда. В Афинах даже существовала отдельная категория воров, специализировавшихся на кражах с «проломом». Первоначально роскошью считалась даже извёстка. Лишь с IV в. до н. э. во внутренней отделке стали применять дерево, бронзу и инкрустации из кости. После того как крупный политик Алкивиад украсил стены своего дома росписью, это стало модным у эллинов. Особенно отличились жители небольшого города Танагры, не оставившие без рисунка ни одной стены. В галерее развешивались ковры и вышивки, богатые хозяева делали её пол из дорогих пород дерева. Комнаты разделялись не дверями, а портьерами. Даже в большом доме могло оказаться всего две-три двери, остальные помещения отгораживались друг от друга посредством вышитых пологов и ковров. Потолки покрывали орнаментами из геометрических фигур. В Коринфе впервые появились лепные украшения, быстро перенятые жителями других городов. Обстановка внутри дома была исключительно простой. Из мебели греки классической эпохи знали складные стулья без спинки, деревянные постели, для изготовления которых использовали сосну, клён и бук, а также квадратные, круглые или овальные столы, которые служили только для приёма пищи - за ними никогда не писали и не читали книг. Почти все вещи греки хранили в деревянных сундуках самого разного размера. Замок на их крышке появился сравнительно поздно. Во времена Гомера сундуки не запирались, а завязывались при помощи двух полосок ткани. Позднее материю стали склеивать посредством смол и мастики и опечатывать перстнем владельца дома. Деревянная основа для ложа напоминала удлинённый стул. Нет ни одного упоминания о том, чтобы эллины использовали подушки для сна. Сам предмет был им известен, но назначение его считалось иным. Подушки подкладывали под спины и локти во время пиршеств. А постель состояла из толстых шерстяных покрывал, которые постилали как матрац. Люди победнее использовали вместо них овечьи шкуры. Спали эллины обнажёнными, накрывались плащами и снятой одеждой. В классическую эпоху появился матрац в виде полотняного чехла, набитого шерстью или перьями. Для освещения и обогрева дома с гомеровских времён использовали жаровни на высоких ножках, где горели сухие дрова либо стружки. Знали и смоляные факелы любопытной конструкции. Для них использовали длинные сосновые лучины, связанные вместе сухим жгутиком тростника или папируса. Позднее их стали вставлять в металлические либо глиняные футляры - фаны, которые внутри наполнялись смолистыми веществами. Фаны ставили в середину глиняного горшка, куда падали угли и стекала смола. С V в. до н. э. появляются глиняные лампы, имевшие два отверстия. В одно заливали масло, в другое вставляли фитиль. Если эллин отправлялся ночью на улицу, он брал с собой факел или оригинальный светильник, у которого кусочек горящей древесины был помещён в прозрачный рог. Эллины обожали воду, плавание, морские купания, горячие и холодные ванны. Спартанцы ежедневно купались в студёных водах реки Эврот. Но вымыться подогретой водой разрешалось у них лишь в случае болезни. Более изнеженные афиняне посещали горячие бани. С V в. до н. э. в Афинах появляется обычай ежедневного купания около трёх часов дня. В общественные купальни стремились не только для того, чтобы ополоснуться, но и чтобы поесть, поговорить, заняться спортивными упражнениями. Там проводили досуг. Кроме общественных существовали немногочисленные частные бани в богатых домах. В качестве моющих веществ использовали жирную глину и соду, знали губки и пемзу. После омовения натирались маслом, которое предохраняло кожу от пялящих лучей солнца. Эту работу мог исполнить банщик, но чаще приятели, пришедшие в баню вместе, помогали друг другу. Бани встречались самые разные - от весьма простых на свежем воздухе, где одежда и кувшинчики для масла вешались на ветки дерева, до просторных: с бассейнами, где сменялась проточная вода, и отдельными помещениями парной. Баня на пару, согласно древнегреческому историку Геродоту, была известна грекам уже в V в. до н. э. У сибаритов впервые появились ванны, в них можно было лежать. В большинстве же бань стояли большие круглые чаны, из которых моющиеся черпали воду, иногда просто руками, и поливали ею себя.

ЯЩИК ПАНДОРЫ

одежда жителей древней греции

При культивируемой тяге к простоте одежда была, пожалуй, единственным способом заявить о своём тонком вкусе и выделиться на фоне остальных. Греческий костюм только на первый взгляд выглядит простым и естественным. Казалось бы, чего легче - сложить и завернуть вокруг тела несколько кусков ткани? Однако на самом деле их драпировка, скалывание и разнообразные манеры ношения одной и той же вещи были целым искусством, которое воспитывалось в семье и считалось частью хорошего тона. Греки сравнительно рано начали шить костюм по мерке, а не просто использовать куски ткани. Дорийцы принесли с собой шерстяные ткани, которые вскоре вытеснили ионийский лён. Их красили в красный, фиолетовый, жёлтый и голубой цвета. Сложный разноцветный рисунок достигался либо при помощи тканья другими нитками, либо вышивкой по основному фону. По кайме пускали геометрический орнамент, а на поле вышивали звёзды, листья, цветы, фигуры животных и богов, охотничьи сцены и битвы. В ранний период эллины предпочитали ткани с крупным рисунком. Однако с рубежа V-IV вв. до н. э. начала преобладать однотонная одежда, чаще белого или коричневого цвета, украшенная жёлтой, красной либо голубой каймой и орнаментом в виде ломаной линии с завитками - меандром. Мужская одежда эллинов отличалась простотой. Главным её предметом был хитон - кусок ткани, имевший с одной стороны отверстие для руки, с другой он скреплялся на плече застёжкой или пряжкой, реже сшивался. До войн с персами было принято тесно стягивать талию. Пояс служил, чтобы подобрать хитон и сделать его нужной длины. Ионийцы носили хитон до пят, а дорийцы предпочитали короткий вариант - до колен. Позже мода изменилась, даже афиняне перешли на укороченный дорийский вариант. Хитоны для рабов отличались тем, что их правое плечо оставалось открытым. Поверх хитона набрасывали просторный плащ - гиматий или гиматион. Один его угол укреплялся на груди ниже левого плеча, потом ткань закидывали за спину. Помимо длинного плаща-гиматия существовал короткий плащ - хламида, которую скрепляли застёжкой на шее. Хламиду носили во время охоты, в дороге и на войне. В Афинах она полагалась только юношам, а в Спарте и взрослым гражданам. В городах не принято было покрывать голову. В сельской же местности или в дороге от солнца защищались при помощи маленькой войлочной шапочки без полей - пилоса либо широкополой шляпы из войлока или соломы. Греки много ходили босиком. Самой распространённой обувью были сандалии, но имелись и настоящие башмаки на толстой кожаной подошве, и сапоги из кожи, доходившие до середины голени и шнуровавшиеся спереди ремнями. Эту грубую обувь чаще всего использовали для верховой езды. Женщины знали десятки способов, как превратить простые одежды, такие же, как у мужчин, в изысканный костюм. Туника - разновидность хитона - из мягкой, но тяжёлой шерстяной ткани ниспадала до пят. Обычно её делали белой, с цветной каймой. Тунику стягивали поясом, который удерживал складки, драпируемые множеством способов. Их тщательно фиксировали при помощи крахмала и утюгов. Девушки носили пояс на талии, замужние женщины - под грудью. Настоящим искусством считалось умение так шнуровать сандалии, чтобы ножка казалась почти голой. Когда женщины выходили из дому, они накидывали поверх туники гиматий, край которого можно было набросить на голову. Самыми популярными расцветками в классическую эпоху были белый и розовый с контрастной чёрной или красной каймой. Рисунки на вазах и терракотовые фигурки демонстрируют бесконечное множество вариантов ношения гиматия. В жаркую погоду это был не более чем шарф, перекинутый сзади через согнутые в локтях руки. Но при желании эллинка могла закутаться в него целиком так, что даже часть лица, по фиванской моде, оказывалась скрытой. Знали гречанки и веера в форме листа лотоса, обычно голубого цвета. Свободная одежда предоставляла большой простор для всевозможных уловок по моделированию фигуры. Под тунику подшивались специальные вставки из материи, чтобы сделать бёдра округлыми, а грудь пышной. Выпуклый живот могли плотно перетянуть полосами льняного холста. Высокие женщины носили обувь на очень тонкой подошве, а низенькие, напротив, на высокой. Греческие причёски,запёчатлённые на фресках и вазах, поражают своим разнообразием. В период архаики господствовали ассирийские моды. Эллины носили длинные густые бороды, шедшие от висков по щекам, сильно выступавшие вперёд и оставлявшие полосу вокруг рта свободной. Часто бороды завивали или выстригали так, чтобы они топорщились книзу гребешком. Волосы в это время тоже предпочитали не подстригать, а тщательно завивать и переплетать между собой. Юноши по критской моде носили волосы разделёнными на пряди и доходившими в длину почти до локтей. Густая борода считалась признаком мужественности. После Греко-персидских войн её стали несколько укорачивать, а со времён Александра Македонского и вовсе предпочитали бриться. Впрочем, бритва была известна эллинам с микенского периода. Некоторые афинские модники ещё при Перикле брили или выщипывали волосы, подвергаясь за это осмеянию сограждан. Длинные волосы долгое время считались признаком знатности. К IV в. до н. э. мужчины начали остригать волосы сравнительно коротко, так, чтобы они лежали вокруг головы естественными кудрями. Пока юноша посещал гимнасию и палестру, короткая причёска была обязательна, локоны оставлялись только детям. Позднее же, когда он становился гражданином, то мог сам выбрать любую длину и чаще всего останавливался на средней. Варианты женских причёсок многочисленны. Но и они после войн с персами утратили восточную громоздкость. Волосы стали завязывать на затылке узлом, укорачивать сзади и прятать в подобие сумки или сетки, зачёсывать наверх и укреплять несколькими витками ленты или венком. В Спарте девушки носили длинные незаплетённые волосы, но в день свадьбы им обривали головы. Для завивки использовали щипцы. Волосы осветляли и красили при помощи растительных веществ в золотистый цвет. Белые локоны были идеалом, впрочем редко достижимым. Большинству модниц приходилось довольствоваться тем или иным оттенком рыжего. Раскопки показывают, что в Афинах было много парикмахерских, где волосы не только стригли и красили, но и душили, а кроме того, могли сделать парик или прикрепить к причёске фальшивые локоны. Чужие волосы были ходовым товаром по всей Греции, кроме Спарты, где женщины славились густыми кудрями. В классической Греции уже было весьма развито парфюмерное искусство. В качестве косметических средств употребляли воск, растительные румяна и белила, из всех благовоний выбирали нард, для подводки глаз использовали египетские карандаши, знали помады и пудру. До наших дней дошли многочисленные письменные «обличения мужей», призывавшие жён появляться «в простом и приличном виде». Подобное поведение беспрекословно осуждалось, поскольку вело к изнеженности и сулило в будущем окончательное падение нравов. Шкатулка с румянами и модными безделушками воспринималась как настоящий ящик Пандоры, из которого на глазах недостаточно строгих мужей уже выскакивают неисчислимые бедствия. Одно из них - подражание варварам в стремлении к роскоши особенно порицалось. Однако чем шире становился греческий мир, чем глубже взаимодействие с соседними культурами, тем сложнее было устоять против бытовавших там модных тенденций. Особенно ярко это проявилось в ювелирном искусстве. Развитое ювелирное искусство позволяло грекам изготовлять сложные и элегантные изделия как для употребления в самой Элладе, так и для продажи в варварском мире, вкусы которого приходилось удовлетворять ремесленникам-грекам. Вот почему в могильниках скифской знати в Северном Причерноморье встречается так много изделий эллинского производства. Мужчины-эллины были крайне сдержанны в выборе украшений, они почти не носили драгоценностей. Максимум, на что хватало их воображения, - камень с гравировкой в простой оправе. Оттиск этой резной печати воспринимался как подпись владельца. В афинских лавках нельзя было найти ни одного мужского ожерелья или браслета. Совсем иная картина представала в колониях, соприкасавшихся с варварским миром. Здесь богатые горожане Пантикапея или Ольвии под влиянием местной культуры поддавались желанию выглядеть не менее импозантно, чем заезжие кочевые царьки. Знать варварских племён в свою очередь перенимала обычаи греков, эллинизировалась, не отказываясь при этом от страсти к золотым украшениям. Для них греческие ремесленники выполняли ожерелья, браслеты, перстни необычайной красоты и изящества. Из гробницы Куль-Оба близ Керчи или кургана Близнецы на территории древней Фанагории на Тамани при раскопках было извлечено множество ювелирных украшений греческой работы, дающих возможность судить об уровне мастерства золотых дел мастеров той эпохи. Они сопоставимы с украшениями, найденными в городе Фокее в Малой Азии. Например, колье из кургана Близнецы состоит из тройного ряда подвесок, постепенно увеличивающихся в размере. Оно застёгивается замочком в виде львиных голов. При изготовлении этого украшения использованы чеканка по золоту, гравировка и пайка филигранных узоров. Круглые пояски больших подвесок в промежутках узора были заполнены синей эмалью, которая подчёркивала блеск тёмного золота. Другое ожерелье в виде гривны представляет собой золотой перекрученный жгут, с двух сторон заканчивающийся фигурками лошадей с сидящими на них всадникамискифами. Оба украшения мужские и принадлежали явно не эллинам. Что же касается женщин, то как в Элладе, так и на периферии греческого мира они отличались неудержимым желанием щеголять драгоценностями. Исключительно изящны греческие серьги, цепочки, браслеты, диадемы, пояса, шпильки для волос. Чаще всего браслеты состояли из скрученной проволоки, оба конца которой украшали кольцами с орнаментом и цветной эмалью. Один из таких браслетов IV в. до н. э. найден в Херсонесе, в его кольца впаяны два сфинкса с распущенными крыльями. Другой браслет выглядит как плоское золотое кольцо, к нему на шарнирах прикреплена золотая пластинка с изображениями лежащих львов. Браслет украшен девятью крупными гранатами и чеканными цветами колокольчика. Техника изготовления цепочек не изменилась с тех далёких времён. На Кипре найдены цепочки в виде шнура и плоской тесьмы из пяти рядов колец. Пояса играли в греческом костюме огромную роль. Один из них, обнаруженный на Итаке, представляет собой золотую ленту с пряжкой, инкрустированной аметистами. С каждой стороны к пряжке прикреплены по три шнурка, украшенных гранатами, их поддерживают золотые маски фавнов. Все эти восхитительные предметы уводят из собственно эллинского мира в мир эллинизма. Среди народов, подвергшихся решающему влиянию греческой культуры и принявших её как свою собственную, были и римляне - те, кто подхватил затухающий в войнах и распрях факел античности и раздул в нём новое пламя.

 афинский акрополь

19 Античный Рим

 

ВВЕРХ

Auto Web Pinger

СОЗДАНО ©Zinorov 2003-2018 Fenykc.comсайт феникс

Besucherzahler
счетчик посещений