цивилизации fenykc

FENYKC ЦИВИЛИЗАЦИИ

для детей

ГЛАВА 16

финикийская держава

ФИНИКИЙСКАЯ ДЕРЖАВА

Древняя Финикия занимала полоску земли вдоль восточного побережья Средиземного моря. От остальной суши с востока она была отрезана Ливанскими горами, которые местами подступали почти вплотную к берегу. По сравнению с великими державами – Месопотамией, Египтом, Персией, Римом – Финикия была всего лишь небольшим клочком земли. Но финикийская речь звучала в гаванях египетских городов, на берегах Сицилии, Испании, Северной Африки, в греческих портах... Финикийские корабли господствовали во всём Средиземноморье. Финикийцы дали миру алфавит, ставший основой всех существующих ныне систем письма, первоклассные морские суда и многое другое... В чём же заключалась сила этого маленького народа?

УЗКАЯ ПОЛОСКА СУШИ

земли финикии

Кем были первые жители Финикии, нам не известно. Однако прямые предки финикийцев проживали здесь уже в III тысячелетии до н. э. Правда, сами финикийцы себя так не называли, а считали себя «жителями такого-то города»: сидонянами, тирийцами... А вместе с народами окружающих земель, Южной Сирии и Палестины, носили имя «ханаанеи», т. е. жители страны Ханаан. Говорили они на семитском языке, родственном современному арабскому, древним языкам аккадцев, ассирийцев, египтян. Геродот и иные древнегреческие историки много писали о происхождении финикийцев. Их прародиной они называют острова в Персидском заливе. Современные исследователи тоже отмечают большое сходство между ханаанейским и южноаравийскими языками. Они разделились приблизительно в конце IV тысячелетия до н. э. Это совпадает с данными археологии о появлении финикийцев на побережье Средиземного моря. Самые древние слои в финикийских городах отмечаются около 3000 г. до н. э. С этого времени начинается история городской цивилизации. Природа страны давала все возможности для благодатной жизни. Земли было мало, но те участки, что имелись, оказались очень плодородны. Влажные морские ветры приносили дожди и делали ненужным искусственное орошение. С глубокой древности местные жители выращивали оливки, финики, виноград, разводили коров и овец. Следы земледелия археологи находят уже в X тысячелетии до н. э. К середине III тысячелетия до н. э. на месте посёлков земледельцев и рыбаков выросли города. Самыми крупными из них стали Угарит и Арвад на севере, Библ в центре, Тир и Сидон на юге. Раскопки археологов позволили восстановить их облик. Города укреплялись стенами, в центре них находились святилища и резиденции местных правителей, окружённые лепившимися друг к другу глинобитными и кирпичными домами. В маленькой стране земля была огромной ценностью, потому города застраивались очень плотно. Недостаток места особенно сильно ощущался в Тире и Арваде. Эти два города располагались на небольших островах недалеко от берега. Дошло даже до того, что в IX в. до н. э. царь Тира Хирам насыпал дамбу и расширил островок, на котором раскинулся город. Дома в Финикии строили обычно двухэтажные, с открытой или зарешёченной галереей на верхнем этаже, где обитали хозяева. В нижнем, часто каменном, этаже хранились различные запасы и жили рабы. Ещё более тесно застраивался Карфаген – крупнейшая финикийская колония в Северной Африке. По словам древнеримских историков, в Карфагене было много шестиэтажных зданий с плоскими крышами. Они стояли так плотно, что римские солдаты во время штурма города в 146 г. до н. э. перебрасывали с крыши на крышу доски и так перебирались на другой дом. Судя по раскопкам в Угарите, в Финикии возводились и многоэтажные круглые дома-башни. Модель такого дома в три этажа найдена и в Карфагене. Снаружи дома украшались расписной штукатуркой. Роспись являла собой расположенные друг под другом фризы, состоявшие из цветных треугольников, кругов и овалов, сплошных лент и зубчиков. Внутри через весь дом шёл коридор. В его середине открывался двор. По обе стороны от двора размещались жилые помещения. Раскопки позволили получить и некоторое представление о мебели и обиходных предметах, окружавших финикийцев. Правда, о мебели можно судить главным образом по маленьким копиям из металла и глины, сохранившимся в могилах. Скорее всего, финикийцы использовали невысокие столы, стулья, табуреты, плоские ложа. Почётное место в доме занимал большой деревянный сундук, в котором хранились основные богатства дома. Те, кто был побогаче, покрывали его ковром, а бедняки – циновкой. В центре улиц выкапывались специальные дренажные канавы, позволявшие содержать город в относительной чистоте. Каждый город с ближней округой был маленьким государством. Ни один из них не смог объединить всю страну в единое целое. На протяжении веков борьба между ними шла с переменным успехом. В середине II тысячелетия до н. э. на севере господствовал Угарит, а в центре – Библ. В первой половине XIV в. до н. : ведущая роль перешла к Сидону (современный город Сайда в Ливане), который возник, повидимому, в IV тысячелетии до н. э. Но около 1200 г. до н. э. его разрушили «народы моря». На смену Сидону вскоре пришёл Тир. Он сумел даже объединить большую часть Финикии, но тоже ненадолго. Понять устройство и жизнь финикийского города-государства помогает огромный архив глиняных табличек середины II тысячелетия до н. э. с текстами, выполненными клинописью из 29 букв. Он был обнаружен археологами в Угарите. Угаритское общество состояло из «людей царя», в число которых входили чиновники и воины, пахари и ремесленники – все свободные граждане, «сыновья Угарита», и рабов. По документам известно о сборе коллективных налогов и вызове членов общин на общегосударственные повинности. Важнейшими из них были воинская, гребцовая и трудовая на государственных работах. Отбывавшие их содержались казной. Во главе государства стоял царь, но его власть была слабой. Её ограничивали советы городских старейшин. Выборы должностных лиц в городах производились на основании имущественного ценза. Такой порядок действовал, например, в Карфагене, государственное устройство которого описал древнегреческий философ IV в до н. э. Аристотель. Архивные записи и находки археологов свидетельствуют о богатстве финикийских городов и мастерстве их ремесленников и ювелиров. Что же было основой их процветания? Плоды сельского хозяйства обеспечивали достаток, но из-за нехватки земли не могли дать богатства. Его источником стала торговля. В Финикии сходились торговые пути со всей Передней Азии. Караваны шли на юг, в Египет и Палестину, на север – в Малую Азию и Междуречье, корабли везли товары в дельту Нила, на острова Эгейского моря и дальше на запад. Главным товаром финикийцев являлась древесина, в которой остро нуждался Египет. Города, в первую очередь Библ, торговали кедром, дубом и кипарисом, растущими по склонам Ливанских гор. Из дерева изготовляли корабли и саркофаги, в них помещали мумии египетских вельмож. Большую роль в торговле играло высококачественное вино. Важным продуктом было также оливковое масло. Финикийцы первыми начали производство пурпурной краски из особого вида моллюсков. Ею окрашивали шерстяные и льняные ткани. Эти ткани сразу же вошли в моду и пользовались огромным спросом во всех соседних странах. Во время раскопок древних финикийских городов найдены груды пустых раковин, оставшихся после получения краски. Размах производства был очень велик. Своей ткани не хватало, и дешёвую некрашеную шерсть ввозили в Финикию из скотоводческих районов Сирии, с Крита, а позже из всей Передней Азии. Высоко ценились в древности и прекрасные изделия финикийских ремесленников из бронзы и серебра, а также знаменитое стекло из Сидона, секреты изготовления которого открыли в XVII в. до н. э. Кроме товаров местного производства финикийцы торговали и тем, что вывозили из Малой Азии, с Кипра, Крита, из Греции. Города Финикии являлись крупнейшими центрами транзитной торговли. Из Малой Азии поступали серебро и свинец, позднее - железо. С острова Кипр финикийцы вывозили медь. С Крита они получали предметы художественного ремесла, продукцию других стран Средиземноморья. Главным центром торговых связей с Западом был Угарит, а после его разрушения – Тир.

РАСЦВЕТ ФИНИКИЙСКИХ ГОРОДОВ

стеклянные амфоры

Финикийцы постоянно испытывали давление со стороны более сильных и воинственных соседей, и создать собственное крепкое государство им так и не удалось. До 1000 г. до н. э. господствующее положение в Финикии занимали египтяне. Они вывозили отсюда ценную древесину, необходимую для постройки кораблей. После ослабления Египта, примерно с 900 г. до н. э., Финикию начинают прибирать к рукам ассирийские цари. За 100 лет мирной жизни (1000-900 гг. до н. э.) финикийцам удалось многое. Финикийские города-государства Тир, Сидон, Библ, Арвад и другие стали самостоятельными. Они управлялись царём вместе с советом рабовладельческой знати и духовенства. После разрушения Сидона «народами моря» гегемония перешла к Тиру, который достиг в это время наивысшего расцвета, особенно при царе Хираме I, современнике Соломона, царя Израиля (около 950 г. до н. э.). Хирам расширил остров, на котором была расположена основная часть Тира, при помощи искусственной насыпи и, открыв здесь источник с водой, сделал город почти неприступной крепостью для внешнего врага. Он построил новые храмы Мелькарта и верховной богини Астарты, а в храм Ваала пожертвовал золотую колонну. Тогда же Тир, воспользовавшись выгодным географическим положением, ступил в тесные торговые отношения со всеми окружающими государствами. При Хираме, вероятно, началась колонизация современной области Туниса на африканском берегу Средиземного моря, а позже при его наследниках и преемниках там был основан город Карфаген (по преданию, в 814 г. до н. э.). Финикийцы принимали активное участие в сухопутной торговле с Месопотамией и долиной Нила, а также постепенно овладели морскими путями в Средиземное море. В результате внутренней борьбы в Тире могущество его ослабло, и с конца IX в. до н. э. наряду с Тиром, временами превосходя его значением, вновь возвышается город Сидон, также участвовавший в колонизации Западного Средиземноморья. Однако вскоре период полной зависимости финикийских городов закончился. Со второй полоны VIII в. до н. э. ассирийские войска стали всё чаще доходить до берегов Средиземного моря, хотя экономическое значение финикийских городов сохранялось, в результате все финикийские города-государства, кроме Тира, были вынуждены покориться Ассирии. С конца VII в. до н. э. начали снова усиливаться Египет и Вавилония, и финикийские города-государства – попали в зависимость от них. Во второй половине VI в. до н. э. Финикию включили в состав Персидской державы. При этом финикийские города по-прежнему сохраняли своё самоуправление и значение богатых центров торговли. Финикийский флот составлял опору персидского могущества на море.

ВЛАСТЕЛИНЫ МОРЕЙ

финикийский корабль

Финикийцы первыми протянули через Средиземное море нити торговых связей. Они определили времена года, благоприятные для дальних плаваний, нашли и обустроили удобные гавани. Доказательством существования активного мореплавания является находка следов кораблекрушения у мыса Гелидония на южном берегу Малой Азии. Корабль, затонувший около 1200 г. до н. э., перевозил груз различных медных и бронзовых предметов. Большинство этих вещей происходило с Кипра, но сам корабль кипрским не был. Предметы, найденные в кабине экипажа, указывают на финикийское происхождение судна и его команды. Финикийские торговцы взяли груз на Кипре и направились с ним дальше на запад. Финикийцы знали Гибралтарский пролив, который называли Меркальтовыми Столбами (по имени главного божества в Тире), возили олово из Северной Англии, ходили вдоль западного побережья Африки. Исторические материалы говорят также о плавании финикийцев в южном направлении через Красное море до Индийского океана. Им же приписывается честь первого плавания вокруг Африки в конце VII в. до н. э. На верфях финикийских городов строились торговые суда и гребные военные корабли. Их флот играл в Средиземноморье первостепенную роль уже во II тысячелетии до н. э. Финикийцы были не только предприимчивыми торговцами, но и пиратами. Захваченных людей они обращали в рабство и, по-видимому, первыми стали использовать гребцов-рабов. В течение веков жители крупных городов восточного побережья Средиземноморья сохраняли славу искусных кораблестроителей. Слово «галера» вошло во все существующие европейские языки. Торговля и порождённое ею богатство городов Финикии вызывали зависть соседей. За долгую историю в страну не раз вступали армии Египта, Хеттской державы, Ассирии, наводняли орды кочевников из сирийских степей и аравийских пустынь. В поселениях, раскопанных археологами, отмечены следы разрушений и пожаров, а во многих случаях появление нового населения. Например, раскопки в Библе показывают, что ранняя эпоха истории этого города заканчивается страшным разрушением. Скоро город отстроили заново, но в первое время он был беднее, чем до разрушения. Дома становятся более скромными, однокомнатными. На какое-то время исчезает и городская стена. Торговля определила особенности государственной организации этих городов. В их управлении значительную роль играло купечество. Тесные связи с разными странами наложили отпечаток на культуру финикийцев. В своём творчестве финикийские художники использовали мотивы и сюжеты египетского, хеттского и вавилонского искусства. И наконец, торговля, опыт мореплавания и недостаток земли дали толчок финикийской колонизации Средиземноморья.

ЭТАПЫ ФИНИКИЙСКОЙ КОЛОНИЗАЦИИ

финикийский барильеф

Опыт мореходства и развитая международная торговля создали все условия для расселения финикийцев по берегам Средиземного моря. Но толчком к началу активной колонизации послужили события, происходившие вокруг Финикии. В конце II тысячелетия до н. э. волны кочевников одна за одной двигались на запад из степей и пустынь Сирии и Аравии. Этот процесс привёл к постепенному вытеснению ханаанеев, близких по языку и культуре финикийцам, из внутренней Сирии и Палестины. Многие из них перебрались на побережье, где оставались независимыми ханаанские, т. е. финикийские, города. Единственным радикальным средством снятия демографического напряжения было переселение части «излишнего» населения. Историки так описывают причины решения тирийцев основать Утику в Африке (это произошло между 1112 и 1101 гг. до н. э. – древние историки сами расходились во мнении о точной дате этого события). Вопрос об основании колонии встал из-за обилия в Тире жителей и необходимости высылки молодёжи, т. е. наиболее активных и беспокойных элементов городской общины. Однако найти место для нового города в непосредственной близости от самой Финикии было невозможно. В Палестине шла ожесточённая борьба между различными народами, а в Сирии всё больше укреплялись кочевники-арамеи – главные противники финикийцев. Оставался один путь – на запад, через море. Тирийцы этот путь уже давно знали, и на нём они прочно удерживали монополию международной торговли. Так и было выбрано место для первой колонии Тира. Конечно, в этой легенде не всё соответствует истине, прежде всего то, что Утика – не первая финикийская колония. Геродот говорит об основании финикийцами храма Геракла, т. е. Мелькарта, на Фаросе и о разработке ими золотых рудников между Энирой и Кинирой ещё задолго до основания Утики. «Местом финикийского торжества» был, по Гомеру, и остров Лемнос. Финикийские поселения, по мнению древнегреческого историка Диодора, существовали и на Родосе. На юге Эгеиды финикийцы, по словам Стефана Византийского, создали на острове Мелос одноимённый город. После прочного обоснования в Эгейском море следующим пунктом финикийской колонизации стала Сицилия. Лингвисты считают семитскими, т. е. финикийскими, такие сицилийские названия местностей и населённых пунктов, как Тапс, Пахин, Тамариций, Макара, Мазарес. Все они расположены на восточном и южном берегах Сицилии, а не на западном, где финикийцы сконцентрировались позже. Следы финикийского присутствия в восточной и южной частях острова найдены и археологами. После Сицилии финикийцы достигли Испании и Африки. Испания и противолежащий берег Африки являлись самыми западными регионами финикийской колонизации. Главным центром здесь был Гадес, основанный после двух неудачных попыток. Вероятно, это объясняется сопротивлением местного населения, на что намекает и само название колонии – Гадир, т. е. «укрепление», «защищенное, огороженное место». Может, в промежутке между двумя попытками основания Гадеса финикийцы обосновались на африканском берегу)? На несколько лет позже финикийцы основали Утику в центре североафриканского побережья, она и стала оплотом власти Тира во всём Западном Средиземноморье. Новый этап финикийской колонизации охватывает IX-VII вв. до н. э., совпадая частично с Великой греческой колонизацией. Наибольший размах она приобретает во второй половине IX в. до н. э., когда тирийцы начинают заселять Сардинию и расширять свое присутствие в Африке, основав Карфаген и другие города. В VIII в. до н. э. финикийцы, вытесненные с юга и востока Сицилии, концентрируются на её западе, обосновываются на Мелите (Мальте), создают новые поселения в Испании. В VII в. до н. э. ещё больше увеличивается территория финикийцев в Африке, Испании и на Сардинии; они занимают некоторые пункты побережья и острова даже западного, атлантического, берега Северной Африки. С самого начала проникновения финикийцев на запад их основной целью был металл. На первых порах финикийские мореходы отправлялись на поиски только золота и серебра, но затем их привлекли и металлы, необходимые для непосредственного производства: железо, свинец и олово. Ещё одной целью колонизации на новом этапе стало и приобретение земель – недаром «центр тяжести» колонизационной активности перемещается из Испании, богатой рудами, в среднюю часть Средиземноморского бассейна – на плодородную Сардинию и славившийся своими земельными богатствами тунисский выступ Африки. Сама колонизация приобретает гораздо больший размах, хотя по-прежнему единственной метрополией колоний остаётся Тир, прочно оберегавший свою монополию на западные земли. Теперь колонизацию уже нельзя назвать сугубо торговой. В колониях развиваются ремесло, земледелие и, разумеется, рыболовство. Это хорошо видно даже на примере испанских поселений,которые оказались в стороне от основных направлений колонизации. Здесь появляются города, небольшие посёлки с разнообразной экономикой, а также посёлки, специализирующиеся на какой-то одной отрасли. Важнейшим событием того периода было основание Карфагена. Принято считать, что город заложен в 814 г. до н. э., т. е. за 60 лет до основания Рима, главного своего соперника. Серж Лансель, специалист по истории Северной Африки античного периода, так оценивает этот факт: «Основание Карфагена в конце IX в. до н. э. на многие столетия определило направление политики и культуры в западной части Средиземноморского бассейна». Отныне Карфаген, а не метрополия – Финикия стал главным действующим лицом на западной окраине цивилизованного мира.

РОЖДЕНИЕ ИМПЕРИИ

город тугги

Карфаген возник в области, давно и прочно освоенной финикийцами. Здесь, в Северной Африке, на тунисском выступе, располагались старейшие и богатейшие города-колонии: Утика, Гиппон-Диарит (Бизерта) и другие центры ремесла и торговли. Здесь лежали плодородные зелёные долины, отсюда открывались морские пути на восток – в Финикию, на север – к колониям Сицилии и Сардинии, на запад – в Испанию. Карфаген очень быстро возвысился над другими колониями и постепенно подчинил их своей власти. Карфагеняне объединили все колонии Финикии в Западном Средиземноморье – от Испании и Сардинии до Северной Африки, покорили разрозненные местные племена, заставив их правителей платить дань городу и поставлять в его армию свои отряды. Старейший город – Утика упорнее других сопротивлялась карфагенскому давлению и на всём протяжении последующей истории Карфагенской державы сохраняла особое положение. Название этой колонии часто упоминается в договорах, которые заключал Рим с Карфагеном до Пунических войн. «Быть дружбе между римлянами с союзниками и карфагенянами, тирянами, народом Утики с союзниками» - так записано в одном из них. Скрытая враждебность городской общины Утики сохранялась и часто выливалась в открытое противостояние с главным городом – Карфагеном. Утика же стала центром восстания ливийских племён против Карфагена в 241-238 гг. до н. э., выступила союзником Рима в Третьей Пунической войне и не была разрушена. как Карфаген. На примере Утики видно, как трудно Карфагену давалось создание своей империи. Но построенный на основании, которое заложили ещё предки-финикийцы, город не только объединил вольнолюбивые амбициозные колонии, а создал собственную торговую сеть, ставшую прочным «скелетом» этой морской державы. Росли города и торговые фактории, крепости и земледельческие посёлки. Карфаген сам продолжил основание новых колоний, окончательно отобрав это право у Тира. Монополию на торговлю Карфаген поддерживал посредством мощного флота и наёмного войска. Главной статьёй дохода Карфагена был ввоз металлов, и город развил её до небывалых размеров. Карфагеняне постоянно искали новые рынки. Примерно в 480 г. до н. э. мореплаватель Гимилькон высадился в британском Корнуолле, богатом оловом. А через 30 лет Ганнон, выходец из влиятельной карфагенской семьи, возглавил экспедицию из 60 кораблей, на которых находилось 30 тыс. мужчин и женщин. Людей высаживали в разных частях побережья, чтобы они основывали новые колонии. Не исключено, что, проплыв через Гибралтарский пролив и вдоль африканского побережья, Ганнон достиг Гвинейского залива и даже берегов Камеруна.

АЛТАРЬ ВААЛА

статуэтка ваала

Греческие и римские писатели, рассказывая об обычаях жителей Карфагена – финикийской колонии на берегу Северной Африки, столицы крупной средиземноморской державы, – с содроганием описывали их обряд человеческого жертвоприношения. Жертвы приносились ежегодно разным богам, но особой жестокостью отличалось поклонение Ваалу, или, как его называли сами жители Карфагена, Баал-Хамону, богу Солнца и покровителю плодоносящей земли. В дни главных праздников на алтаре этого бога сжигалось множество людей: рабов, военнопленных, новорождённых детей. По словам античного писателя Диодора Сицилийского, в 310 г. до н. э., во время осады города, для умиротворения Ваала карфагеняне принесли в жертву 500 детей. Из них 200 были из знатных семейств. Сожжённые дети часто изображались на стелах в финикийских городах. Считалось, что душа жертвы входит в царство бога. Известно и изображение самой церемонии, правда, мы видим «жертву замещения» – вместо человеческой жертвы люди подносят к алтарю с горящим пламенем ягнёнка. А у алтаря стоят жрец и два его помощника. Долгое время массовые человеческие жертвоприношения принимали за преувеличение древних. Но в 1921 г. н. э. при раскопках Карфагена археологи нашли странное место. Они обнаружили несколько рядов урн с обуглившимися останками как животных, так и людей. Захоронения находились под стелами, на которых были записаны просьбы к Баал-Хамону. От обычного кладбища этот участок отличался и возрастом похороненных. Исследования антропологов показали, что 85% из них были моложе шести месяцев. Так был открыт храм бога Ваала, что подтвердило рассказы современников Карфагена. В соответствии с библейскими текстами, описывающими такой обычай, это место назвали тофетом. Было подсчитано, что в тофете хранятся останки более 20 тыс. детей, принесённых в жертву всего за 200 лет.

Столица новой державы - Карфаген переживал подлинный расцвет. Город раскинулся на склонах холмов, спускавшихся к морю, и был плотно застроен многоэтажными каменными домами, дворцами и храмами. Средоточием жизни являлся городской порт, у причалов которого стояли торговые и военные корабли, большие и маленькие рыбацкие лодки. Археологи обнаружили дренажные устройства, идущие вдоль древних улиц. Сохранились также специальные засольные помещения для хранения рыбы и других продуктов. Предприимчивость и деловая хватка помогли Карфагену стать, по общему признанию, богатейшим городом Древнего мира. В начале III в. до н. э. благодаря технологиям, флоту и торговле город выдвинулся на передовые позиции. Греческий историк Аппиан писал о карфагенянах: «Могущество их в военном отношении стало равным эллинскому, по богатству же находилось на втором месте после персидского».

ПУНИЧЕСКИЕ ВОЙНЫ

ганнибал

Когда Карфаген был в зените своей славы, в Италии набирал силу Рим. К III в. до н. э. он сумел объединить под своей властью почти все италийские племена и греческие колонии и начал претендовать на роль ведущей силы в Западном Средиземноморье. Главным препятствием в достижении этой цели был Карфаген, прочно удерживавший монополию и господство на море. Двум великим державам на берегах Средиземноморья становилось тесно. Столкновение на Сицилии между карфагенянами и жителями греческих колоний в 264 г. до н. э. дало римлянам повод развязать войну. Нарушив соглашение, Рим послал туда военную помощь, что и послужило началом Первой Пунической войны. Этот конфликт, во время которого происходили самые грандиозные морские сражения древности, затянулся на 20 лет. В конце концов в 241 г. до н. э. карфагеняне потерпели поражение и были вынуждены оставить Сицилию. Корсика и Сардиния тоже отошли к Риму. Чтобы возместить потери и восстановить мощь своей державы, карфагенский военачальник Гамилькар Барка решил создать империю в Испании. На юго-восточном побережье Испании был основан Новый Карфаген – известный сейчас как Картахена. И всего за несколько лет благодаря богатству недр Испании казна Карфагена вновь начала пополняться. Укрепление позиций неизбежно вело к новому конфликту с Римом, и в 218 г. до н. э. разразилась война. Во главе карфагенской армии встал один из сыновей Гамилькара – Ганнибал. В мае 218 г. до н. э. он выступил из Карфагена и совершил знаменитый поход через Испанию и Галлию, перейдя через Альпы

переход ганнибала через альпы

с армией, состоявшей из африканцев и испанцев, а также имевшей в своём составе около 40 слонов. Застигнутые врасплох, римляне терпели одно поражение за другим. 2 августа 216 г. до н. э. в битве при Каннах армия Ганнибала уничтожила римские войска, в два раза превосходившие её по численности. Это сражение стало одним из самых крупных поражений, когда-либо пережитых римской армией, которая потеряла около 70 тыс. убитыми. Потери Ганнибала составили всего лишь б тыс. человек. Дорога на Рим была открыта. Но римляне в течение следующих 13 лет вели изматывающую для войск Ганнибала войну по всей Италии. Римские армии добились успехов в Испании и на Сицилии, и в 203 г. до н. э. Рим отправил свои войска в Африку. Оставленный союзниками, Карфаген был вынужден отозвать Ганнибала из Италии. В 202 г. до н. э. римский полководец Сципион Африканский разгромил армию Ганнибала у города Замы на юго-западе от Карфагена. Великий город отдал свой флот, потерял военную независимость и в течение 50 лет был обязан выплачивать огромную контрибуцию. Ганнибал бежал к ливийцам в глубинные районы страны, где через 20 лет, оставленный сторонниками и союзниками, покончил жизнь самоубийством. Заключение мира дало Карфагену возможность оправиться и вновь поднять голову, так что он смог выплатить контрибуцию всего за десять лет. Такая жизнеспособность в сочетании с проходившими политическими реформами обеспокоили непримиримых врагов Карфагена. Почти два года, вплоть до самой смерти, пожилой римский политический деятель Катон Цензор каждую свою речь в Сенате заканчивал словами,- «Delenda est Carthago!» – «Карфаген должен быть разрушен!». Наконец, в 150 г. до н. э. римляне обвинили карфагенян в нарушении договора и объявили им войну. В течение трёх лет римляне вели осаду городских стен Карфагена, протяжённость которых составляла 30 км, а высота в некоторых местах достигала 12 м. И вот в 146 г. до н. э. им удалось пробить крепостную стену. Римские войска, пробиравшиеся по узким улочкам под градом каменных снарядов, вступили в отчаянную рукопашную схватку. Печальным подтверждением свидетельств древних историков, писавших о жестокости этого боя, служат человеческие кости, найденные археологами под разбросанными каменными плитами. После шести ужасных дней битвы сдалось около 50 тыс. изнурённых голодом жителей города, прятавшихся в Бирсе, укреплённой цитадели на вершине холма. Остальные, не желая быть казнёнными или оказаться в рабстве, закрылись в храме бога Эшмуна и подожгли его. Римляне сожгли остатки города. Карфаген был разрушен до основания и предан проклятию. На месте города запрещалось селиться кому бы то ни было. Так за 120 лет Рим разрушил замыслы Карфагена о мировом господстве. Историк Арнолд Тойнби писал: «По сути, в Ганнибаловой войне решался вопрос о том, по какому образцу будет строиться эллинистическое универсальное государство – по образцу Карфагенского или Римского». Пунические войны ознаменовали начало римского империализма, благодаря которому Рим в конечном счёте стал господствующей мировой державой.

АФРИКАНСКИЙ РИМ

карфаген

Казалось, Карфагену пришёл конец. Но всего век спустя Юлий Цезарь решил основать на месте города колонию. В честь основателя её назвали Colonia Julia Carthago. Римские инженеры убрали около 100 тыс. куб. м земли, разрушив вершину Бирсы, чтобы выровнять поверхность и уничтожить следы прошлого. На пепелище возводились храмы и красивые общественные здания. Через какое-то время Карфаген превратился в один из самых роскошных городов римского мира, второй по величине после Рима город Запада. Для удовлетворения потребностей 300-тысячного населения города был построен цирк на 60 тыс. зрителей, а также театр, амфитеатр, огромные термы (бани) и 132-километровый акведук. Но это была уже римская история. Финикийцы и их наследники карфагеняне создали вдоль берегов Средиземного моря уникальную цивилизацию, просуществовавшую не одно столетие. Эта цивилизация стала первым примером соединения Востока и Запада, точнее, первой попыткой подчинения Запада Востоком. После гибели Карфагена всё Средиземноморье прочно и надолго вошло в орбиту античной, западной, цивилизации, и лишь далёким потомкам и дальним родственникам финикийцев – арабам удалось вновь склонить чашу весов в этой части цивилизованного мира в пользу Востока. Но ещё со времён финикийцев Восток и Запад здесь не только соперничали, но и тесно переплетались друг с другом. Карфаген и прочие города Африки впитали в себя многие черты античной культуры – от художественной керамики до архитектуры. Греки и римляне заимствовали у финикийцев алфавит и навыки мореходства, активно использовали их опыт международной торговли и географические знания. Конечно, что-то из карфагенской культуры осталось чуждым античной цивилизации, в частности, греки и римляне с ужасом описывали обычаи и кровавые обряды карфагенян. Тем не менее в укладе жизни, моде переплетение двух культур пережило века и сохранилось до наших дней.

город карфагена

 

 

 

ВВЕРХ

Auto Web Pinger

СОЗДАНО ©Zinorov 2003-2018 Fenykc.comсайт феникс

Besucherzahler
счетчик посещений