цивилизации fenykc

FENYKC ЦИВИЛИЗАЦИИ

для детей

ГЛАВА 14

ХЕТТСКАЯ ДЕРЖАВА

держава хеттов,хетты

Любое правительство на этой планете – вооружённое бандформирование, победившее в разборках за контроль над данной территорией, населением и ресурсами. История человеческой цивилизации – история войн. Вряд ли можно поспорить с этим утверждением. Конечно, древние не только воевали, но строили города и храмы, пахали землю и выращивали скот, создавали великолепные ремесленные изделия. Но и война была обычным, повседневным делом. Захват чужого добра, скота, рабов считался у многих народов не только одним из видов промысла, но и почётным занятием. С появлением первых цивилизаций всё большее число политических задач стало решаться военным путём. Это подавалось правительствами, неспособными решать задачи мирным путём, под идеологическо-пропагандистскими лозунгами – увеличение подвластных территорий, и обеспечение безопасности торговых путей, и границ государства, освобождение захватываемых территорий, народов и ресурсов от зависимости другого бандформирования: коммунистического, капиталистического, религиозного, националистического, но в конечном итоге – всего лишь преследовало цель, обогащения конкретного бандформирования. Тенденция к созданию всё более крупных государственных образований стала проявляться уже на начальных этапах развития ранних цивилизаций. Но лишь во II тысячелетии до н. э. отдельные цивилизации попытались распространить постоянную власть за пределы своих естественных границ, что и явилось одним из признаков имперской государственной политики и идеологии. К их числу относилась хеттская цивилизация. Государство хеттов, ставшее одним из первых примеров структурированного классового общества, просуществовало практически шесть столетий и пало под мечами иноземцев. Затем в I тысячелетии до н. э. появляются такие военные империи, как Ассирийская и Персидская. Но во многом их успехи были основаны на достижениях хеттов. Среди этих достижений на первом месте стоит применение железного оружия, превосходящего по своим качествам известное тогда оружие из бронзы – сплава меди с другими металлами - в основном оловом . Использование коней и боевых колесниц, создание профессиональной армии, способной вести постоянные завоевательные войны, стали ещё одним вкладом хеттов в копилку мировой цивилизации. И наконец, сама организация государства, не всегда удачная, также учитывалась последующими реформаторами. Можно сказать, хетты были первыми, кто провёл грандиозный эксперимент – основал государство, объединившее разные народы силой военной мощи.

ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА

Хеттская цивилизация сложилась в центре Малой Азии в первой половине II тысячелетия до н. э. В бурную эпоху, когда Восток был потрясён завоеванием Египта гиксосами, Вавилонии – касситами, когда казалось, что эти великие цивилизации рушатся, хетты благодаря военному превосходству объединили под своей властью Малоазийские, Сирийские и Верхнемесопотамские регионы, создав здесь военную цивилизацию. Анатолия – центральная часть Малой Азии, где возникла цивилизация хеттов, отличалась по своим природным условиям от других центров ранних цивилизаций, таких, как долина реки Нила или Двуречье. Эта страна представляла собой горное плато, покрытое скудной степной растительностью, подходящее лишь для выпаса овец и коз. Для развития хозяйства с полями и пастбищами были пригодны только небольшие равнины в предгорьях. Они обильно снабжались водой бурных горных рек, которые, хотя и играли важную роль в хозяйственной жизни, не стали творцами цивилизации, как реки Египта и Междуречья. Они были неудобны для судоходства и искусственного орошения. Долины в предгорьях разделялись горными хребтами, и каждая из них являлась самодостаточной отдельной областью. В этих долинах в VIII-IV тысячелетиях до н. э. возникли центры раннеземледельческих культур, где человек занимался земледелием и скотоводством, строил прочные дома, делал нарядные расписные керамические изделия. Хозяйственная жизнь и прикладное искусство достигли здесь довольно высокого уровня. Об этом свидетельствуют раскопки таких поселений того времени, как Чатал-Хююк и Хаджилар, представлявших собой крупные и благоустроенные земледельческие центры. Но недостаток земли, пёстрый этнический состав и довольно высокая плотность населения приводили к конфликтам и межплеменным столкновениям. При раскопках многих поселений VI-IV тысячелетий до н. э. обнаружены следы разрушений и пожаров. Природные условия древней Анатолии не давали возможностей для бурного развития цивилизации. Прогресс в земледелии, социальной сфере шёл медленно, в основном под влиянием соседних высокоразвитых культур. Но в III тысячелетии до н. э. жители Малой Азии неожиданно стали одним из самых передовых народов. Главное событие той эпохи – бурный подъём ремесленного производства, главным образом в металлургии и металлообработке, а также в ювелирном деле. Дело в том, что горные районы были не только богаты лесом, но хранили в своих недрах металлы: медь, серебро, свинец, железо. Камень, кедр, лес и железо составляли природное богатство земли хеттов. И малоазийские мастера стали специализироваться на изготовлении оружия и доспехов – делали мечи, кинжалы, боевые топоры, шлемы. Во II тысячелетии до н. э. хетты первыми изобрели способ обработки железа и стали монополистами в его производстве. Это приносило им немалые доходы. Железо стоило в 40 раз дороже серебра и в 5-8 раз дороже золота. Хеттские правители строго оберегали технологию изготовления железа, а племена хранили в тайне районы его месторождений. Возникновение в Малой Азии городов-государств – ещё одно значимое явление в развитии цивилизации. Эти укреплённые пункты сделались центрами экономической, политической и культурной жизни местных народов. В некоторых городах-государствах появились колонии чужеземных торговцев, в основном из Междуречья и Северной Сирии. Колония, или, как её называли, порт, возглавлялась «домом города». Восточные купцы поставляли олово, необходимое для изготовления полноценной бронзы, в производстве которой были заинтересованы все, ибо железо пока оставалось драгоценным металлом. Ввозили также изысканные ткани, хитоны. Все эти товары в Анатолию доставляли караваны ослов из Дамаска. Торговля сыграла важную роль в становлении хеттской цивилизации. В неё было вовлечено практически всё население Анатолии. Росли богатство вождей и различия в распределении богатств между племенами, которые стали превращать свои поселения в крепости. Укреплению военной власти в городах-государствах способствовала и пестрота этнического состава Анатолии. Наряду с древнейшим населением – хаттами (или протохеттами), говорившими на языках, родственных, вероятно, языкам современных народов Кавказа, здесь жили племена хурритов. На рубеже III-II тысячелетий до н. э. были известны такие государства этих племён, как Пурусханда, Куссара, Хаттусас, Каниш и др. Между ними шла постоянная борьба за политическую гегемонию. Первоначально ведущую роль играл город Пурус-ханда. Позднее ситуация изменилась в пользу Куссары. В XVIII в. до н. э. его правители – Питхана и Анитта, проводя завоевательную политику, покорили Пурусханду и создали мощное политическое объединение – Куссарское царство, переросшее позднее в державу хатти.

КТО ТАКИЕ ХЕТТЫ

племена хаттов

Обнаруженные археологами в городах Малой Азии клинописные тексты свидетельствуют, что древнейшее население Анатолии - хатти говорили на языке, отличном от языка народа, создавшего военную Хеттскую державу. Этот народ оставил лишь своё имя стране и завоевателям, которые появились на этих землях в начале II тысячелетия до н. э. Новые племена принесли с собой многие элементы чуждой, кочевой, культуры, такие, как коневодство и широкое использование конницы в военных действиях, а также новые языки,которые исследователи относят к семье индоевропейских. Племена, пришедшие в район города Неса (к югу от реки Галиас) и названные неситами, впоследствии завоевали всю Малую Азию. На севере Малой Азии индоевропейцы поселились в районе Пала. Они получили имя палийцы, а на юге и юго-западе расселились лувийцы. В результате смешения индоевропейских неситов с племенами хатти в Анатолии образовался новый народ – хетты. Впоследствии, когда Хеттское царство заняло почти весь полуостров Малая Азия и часть Сирии, неситский язык был вытеснен родственным ему лувийским, который и стал языком хеттской цивилизации.Сами завоеватели очень быстро переняли все достижения народа хатти – обработку железа и метод земледелия, многие традиции и обычаи. Смешение пришлых племён с местными общинами в XVII в. до н. э. и стало основой для образования Хеттского государства. Его историю условно делят на три периода: древний (1650-1500 гг. до н. э.), средний (1500-1400 гг. до н. э.), новый (1400-1200 гг. до н. э.). Что же представляло собой Хеттское царство в начале своей истории? Его уклад базировался на традициях родового строя пришлых племён. Хеттские цари правили совместно с так называемым панкусом, который объединял всех боеспособных граждан. Панкусом руководила тулия - совет, состоявший из родовой аристократии, членов царского рода: братьев царя, его сыновей и других родственников. Наследовал царю сначала не родной сын, а усыновлённый племянник - сын его сестры. Высокое положение занимала и царица. Если царь умирал, жена сохраняла за собой титул царицы в правление нового царя, а супруга последнего называлась лишь женой царя и только после смерти вдовствующей царицы получала её статус. В конце XVIII в. до н. э. династия Анитты – первого царствующего рода – уступила власть другому царскому дому. Один из его царей, Лабарна I, правивший в период около 1675-1650 гг. до н. э., стал великим завоевателем и реформатором. Ему удалось расширить границы Хеттского царства «от моря до моря». Современники Лабарны по достоинству оценили его деятельность: имена царя и его супруги Таваннанны стали титулами всех последующих хеттских царей и цариц. Его преемник – племянник Хаттусили I (около 1650-1620 гг. до н. э.) продолжил политику своего предшественника. Он перенёс столицу царства в главный город хаттов – Хаттусас, после чего государство стало называться Хеттским. Хаттусили I ещё более расширил владения хеттов, вплоть до Сирии. Он разрушил и старую систему наследования. Из письменных источников известно, что Хаттусили I, игнорируя традиции, отстранил от наследования своего племянника. Предлогом для этого стало равнодушное отношение племянника к болезни дяди. В результате ссоры против царя выступили многие члены его рода, даже собственные дети. После всех передряг новым престолонаследником стал усыновлённый внук царя – Мурсили, вдвоём с которым они подавили возникшую междоусобицу и выступили походом на юг, закончившимся в правление Мурсили I (около 1625-1590 гг. до н. э.) покорением Вавилона. Успешные военные походы в Северную Сирию и Вавилон заложили основы могущественной военной Хеттской державы. Уже в древнехеттский период был создан Дом печати – царская сокровищница, куда поступали доходы от военных экспедиций, дань от покорённых соседей. Пока остаётся неясным, как развивалась история хеттов в эпоху среднего периода, но через 100 лет, в новохеттский период, их держава сравнялась могуществом с Египтом, Вавилоном и Ассирией. В XIV в. до н. э. Хеттское царство находилось на вершине своего могущества. Знаменитый царь Суппилулиума I в это время провёл самые удачные военные кампании за всю историю хеттов, влияние которых в районе Восточного Средиземноморья распространилось вплоть до Египта. Суппилулиума I разгромил грозного восточного соседа – державу Митанни, которой были подвластны земли Северной Сирии и Северной Месопотамии. При его преемнике Мурсили II хетты вышли к берегам Эгейского моря. После укрепления позиций хеттов в Сирии стало неизбежным их столкновение с Египтом. Противостояние двух великих держав завершилось мирным договором, но войны с египтянами всё же подорвали силы хеттов. Войны, столетиями бывшие для них удачным промыслом, привели в XIII в. до н. э. к кризису хеттской цивилизации. Непрерывные военные экспедиции сильно ослабили экономику страны, самые различные отрасли хозяйства. В XII в. до н. э. Хеттское государство погибло в период переселения народов моря – коалиции средиземноморских племён.

ВОЙНА В ЖИЗНИ ХЕТТОВ

львиные ворота хаттусаса

История Хеттской державы – это история постоянных войн. Они приносили доход в царскую казну, обеспечивали господство хеттов на торговых путях, снабжали ремесленников необходимым сырьем. Армия была одним из основных потребителей продукции местных мастеров. Постоянная военная угроза со стороны многочисленных соседей видна в облике всех городов страны и даже расположенной в её сердце столицы – Хаттусаса. Почти полностью раскопанное археологами городище Богазкёй – древняя хеттская столица – лежало на склоне одного из горных кряжей, на отроге горы, который с двух сторон огибают два горных потока. Городище представляло собой естественное укрепление, но этого древним хеттам показалось мало. На гребне холма, обращенного к югу, были сооружены массивные стены (их остатки стоят и сегодня). Линии укрепления двойные и состоят из главной стены и более низкой, вспомогательной, вынесенной на несколько метров вперёд от главной. Главная стена тоже двойная и состоит из внешней и внутренней кладки с поперечными стенками между ними; образованный ряд прямоугольных проёмов заполнялся камнями. Такая конструкция характерна для хеттских оборонительных стен, где бы они ни воздвигались. Наружная стена была особенно крепка - она делалась из массивных камней неправильной формы, но предпочтительно близкой к прямоугольной или пятиугольной, камни до полутора метров длиной вытёсывались так, что прилегали один к другому без известкового раствора. Надо всем этим шла, видимо, кирпичная надстройка, но она не сохранилась. Обе стены укреплены выступающими прямоугольными башнями, расположенными на расстоянии около 30 м одна от другой. Трое главных проходных ворот имели по бокам громадные каменные блоки, идущие от наружной до внутренней стороны всей системы. Стены стояли на высоком крепостном валу, облицованном с наружной стороны камнем. Доступ в каждые из входных ворот города был устроен так – вдоль внешней стены, вблизи входа, шёл крутой пандус, резко сворачивающий наверху в проход шестиметровой ширины между громадными башнями; в этом проходе первые ворота находились в глубине стен, а вторые были сооружены заподлицо с внутренней стеной укреплений. Имелся также туннель, проходящий под крепостным валом и позволявший защитникам крепости делать внезапные вылазки. Стены других городов царства имели сходное строение, но были менее внушительными. Иногда вместо башен-бастионов строилась зигзагообразная или ступенчатая стена. В архивах Хаттусаса найдены постоянно действовавшие инструкции для офицера, командовавшего пограничными укреплениями Его чисто военные обязанности включали расстановку часовых, наблюдавших за дорогами, запирание ворот на ночь, ремонт фортификационных сооружений и снабжение гарнизона водой, пищей и дровами. Государство хеттов, будучи сильно военизированным, опиралось на регулярное войско и ополчение. Армия состояла из боевых колесниц и тяжеловооружённой пехоты. Конные отряды – элита хеттской армии, её ударная сила. Хетты предпочитали воевать не верхом на лошади, а в боевых колесницах. Экипаж состоял из трёх воинов: воин с копьём, прикрывающий его щитоносец и возничий. Конные отряды обычно решали исход сражения, как это было, например, в битве у Кадеша, где участвовало 2500 колесниц. Вот как описана хеттская колесница египтянами: «Хеттская колесница отличается по конструкции от египетской. И у той, и у другой – колёса с шестью спицами. Но египетская колесница рассчитана на двух седоков – возницу и бойца, а хеттская, несколько более массивная, - на трёх, так как функции нападения и обороны были разделены между двумя бойцами. Оружием нападения служили копья и луки со стрелами. Наряду с прямоугольными использовались щиты, напоминающие по форме широкое двойное лезвие боевого топора... Благодаря дополнительному бойцу хеттская колесница получала преимущество в ближнем бою, который мог последовать за первой атакой». Изготовление колесниц – процесс трудоёмкий и дорогостоящий (использовались особые породы дерева, кожа, металл). Их делали централизованно, под строгим контролем царской администрации. По специальной методике готовили и коней для колесниц. На клинописных табличках сохранились наставления некоего хуррита Киккули, который, видимо, был приглашён для выездки лошадей. Пехота хеттской армии, вооружённая железными мечами с серповидным лезвием, численно превосходила конные отряды и в открытом бою играла вспомогательную роль. Сезон военных походов начинался весной и длился до поздней осени. Между походами регулярные силы размещались на зимних квартирах в специальных военных лагерях. Хетты – талантливые воины Древнего мира и, судя по Кадешскому сражению, мастера стратегии и тактики, осады и обороны. Битва при Кадеше подробно описана в одном египетском тексте: «Хеттской армии, вставшей лагерем в Кадеше, удалось укрыться от египетских разведчиков. Ничего не подозревающие египтяне подошли к городу и принялись разбивать лагерь. В это время отряд хетгских колесниц незаметно для неприятеля покинул город через противоположные ворота, переправился через Оронт и нанёс сокрушительный удар по центру египетской колонны. Вероятно, египетская армия была бы полностью уничтожена, если бы в этот момент на выручку ей не подоспел отдельный полк, который двигался к Кадешу с другой стороны и, в свою очередь, застал врасплох хеттов, разорявших лагерь. Благодаря этой счастливой случайности египетский царь спас остатки своей армии и сумел представить своим подданным битву с хеттами великой победой. Следует иметь в виду, что армия, выступившая против египтян при Кадеше, была самой мощной из всех, что когда-либо удавалось собрать хеттским царям...». Примечательно, что у хеттов отсутствовало пристрастие к жестокости и пыткам. В ходе войн захваченные города либо разрушались, материальные ценности забирались, а население уводилось в плен, либо жители завоёванных городов становились подданными с обязательством поставлять хеттам солдат. Особенно ясно это видно из древнехеттского текста об осаде города Уршу: «Царь тогда сказал: „Будьте осмотрительны! Не то город будет полностью разрушен и произойдёт грех и опустошение. Если же будешь осмотрителен, город не будет разрушен"... Они отвечали царю: „Мы будем внимательны и избежим греха опустошения города". Тогда царь сказал им: „Если город совсем погибнет, это будет грех, будет преступление!". И тогда они отвечали так: „Восемь раз мы шли на штурм, и теперь город хотя и будет разрушен, но греха мы не совершим". И царь был доволен их ответами». Такая же ситуация описана и в «Анналах» царя Мурсили: «Когда люди (враждебного) города Туккама меня завидели издали, они вышли ко мне навстречу: „Господин наш! Не допусти, чтобы у нас всё разграбили для (твоего) Хаттусаса, как это было в городе Арипса... и не угоняй нас в Хаттусас, а сделай нас своими пешими воинами и колесничими!". И тогда я, Солнце, не приказал разграбить город Туккаму, и те три тысячи пленных, что из Туккамы взяли (для угона) в царский дворец, я сделал своими пешими воинами и колесничими».

ОТКРЫТИЕ ЖЕЛЕЗА

железная руда и железо

На рубеже II-I тысячелетий до н. э. главным материалом для производства оружия, перевернувшего мир и положившего начало эпохе великих империй древности, стало железо. Но до этого момента оно прошло долгий путь. Первое знакомство с этим металлом в виде метеоритного железа произошло в разных местах Древнего мира ещё в III-II тысячелетиях до н. э. С него и началось открытие удивительных свойств материала, который был намного прочнее меди и её сплава с оловом – бронзы. Но ещё долго железные предметы оставались вещами случайными и драгоценными. Даже в XIV в. до н. э., когда железными мечами и копьями хетты уже вооружили свою армию, в Египте, например, его находки единичны. Так, в гробнице фараона Тутанхамона (XIV в. до н. э.) среди погребального инвентаря были найдены золотой браслет со вставленным в него «железным оком» бога Гора, небольшой железный кинжальчик с золотой рукокоятью и скамеечка под голову, также изготовленная из железа. Такой долгий путь железа «к власти над миром» вызван несколькими причинами. Во-первых, метеоритное железо, с которого началась ковка железных изделий, встречается довольно редко. Гораздо чаще (и, надо сказать, чаще, чем медная руда) в природе встречается железная руда. Её месторождения известны почти повсеместно в горах и на равнинах, где железную руду добывали из болот. Но для получения железа из руды так называемым сыродутным способом требовались высокие температуры – не менее 1200-1300°С. Это-то и было главным препятствием на пути широкого внедрения железа. Судя по имеющимся многочисленным свидетельствам из древней истории, первыми, кто освоил этот метод, были жители Анатолии и прилегающих областей. Железо наряду с золотом было в списке самых драгоценных подарков, поступавших ко двору фараона из страны хеттов. В одном из своих писем хеттский царь сообщает Рамсесу II, что он высылает корабль, гружённый чистым железом, и посылает в дар железный меч. Ещё раньше, в XV в. до н. э., в подарок египетским фараонам преподносили железные предметы из Митанни, бывшей в то время уже одной из областей Хеттской державы. Малую Азию, область племени халибов, называют родиной железа и легенды древних греков. Именно хетты впервые стали использовать этот металл для производства оружия и орудий, и именно это стало одним из главных преимуществ их армии перед противником. В Египте, воевавшем с хеттами на протяжении XIV-XII вв. до н. э., в гробнице фараона Рамсеса III (1204-1173 гг. до н. э.) на стенах помещена фреска с изображением воинов. Часть из них вооружена мечами и копьями, окрашенными в оранжевый цвет, другая – оружием голубого цвета. Это не что иное, как изображение двух армий, одна из которых вооружена медным и бронзовым оружием, а вторая – железным. Хетты долго хранили тайну железа от своих соседей- противников. Лишь после падения их державы оно стало постепенно распространяться по всему цивилизованному миру. Но ещё в начале VIII в. до н. э. железные изделия встречались редко и упоминались в ассирийских списках добычи наряду с предметами из серебра и золота. Главными поставщиками этого металла тогда оставались Анатолия и прилегающие области – Армянское нагорье, Сирия, Палестина. Отсюда крицы – железные заготовки для плавки бронзы – поступали в Египет, Месопотамию, в страны Средиземноморья. К концу столетия железо перестаёт быть ценностью. В обнаруженном археологами дворце Саргона, правившего Ассирией в конце VIII в. до н. э., был найден целый склад железных криц и изделий из них, при этом изделий вполне обычного назначения: лопаты, топоры, плуги, цепи. Постепенно в течение последующих столетий железо завоевало место и в других областях цивилизованного мира, окончательно вытеснив медь и бронзу из производства орудий и оружия.

Военные успехи хеттской армии закреплялись мирными договорами и династическими браками. Дипломатия хеттов была основана на существовавших в Древнем мире нормах взаимоотношений между правителями (царями, вождями племён), которые определяли и учитывали соотношение сил сторон. Международными делами занималось специальное ведомство при царской канцелярии – одно из древнейших «министерств иностранных дел». Оно осуществляло направление и приём послов, обмен подарками и вело международную переписку. Хетты считались искусными дипломатами, стремились укрепить авторитет и влияние Хеттской державы в других государствах.

ЖИЗНЬ ХЕТТСКОГО ОБЩЕСТВА

Война в жизни хеттов, несомненно, играла важную роль, однако для большинства населения она всё же являлась дополнительным промыслом. Основу хозяйства составляли земледелие и особенно ценившиеся в обществе ремёсла. Анатолия была аграрной страной, для которой зерно, вино и оливковое масло являлись главными продуктами. Хетты занимались и скотоводством. Они разводили овец, коз, свиней, крупный рогатый скот, но более всего преуспели в коневодстве. Было высоко развито производство бронзы, изготовление орудий из неё, гончарное дело. Ремесленная деятельность в хеттском обществе считалась престижнее, чем торговля, которая была выгоднее, но не пользовалась таким почётом и уважением. Во главе государства стоял царь, носивший титул табрана (великий царь). Культ царя, наделённого сверхчеловеческими силами, отразился в обращении к нему подданных – «моё Солнце». Существовал культ духов умерших царей, о которых говорили, что после смерти они становятся богами. Царь имел важные военные, культово-религиозные, правовые, дипломатические и экономические функции. Военные и религиозные обязанности он должен был выполнять лично. Другая своеобразная черта хеттского государственного устройства – это, как уже упоминалось, высокий статус царицы. Она являлась верховной жрицей, имела свой дворец, прислугу и доходы, независимые от царской казны. Власть хеттских царей, однако, не была деспотичной и всеохватывающей. Их держава представляла собой не что-то единое, а чисто формальное объединение довольно самостоятельных мелких царств, которые управлялись либо родственниками царя, либо представителями местных правящих родов. Они оставались самодостаточными и в экономическом плане. Хеттские цари не ставили перед собой задачи создания единого организма. Их вполне устраивала ситуация, когда из покорённых областей исправно поступала дань. Долгое время важную роль играло собрание всех воинов – панкус. Со временем оно превратилось в совет, куда входили граждане – воины столицы и все мужчины – родичи царя, его телохранители, военная элита и высшие сановники. Их влияние на царя оставалось сильным. Царские архивы хеттов донесли до нас многочисленные документы, где царь оправдывает тот или иной свой поступок перед богами и народом. Так, царь Хаттусили III, отняв престол у племянника, оставил обширный текст, где оправдывал мятеж необоснованными притеснениями, которым он якобы подвергался. В доказательство этого он заявлял: «Если бы со мной он сам (первым) не начал враждовать, разве боги унизили бы праведного Великого царя перед малым царём. Но теперь из-за того, что он (стал) враждовать со мной, боги по суду его унизили передо мной». Хеттское общество имело ста- вшую традиционной для восточных обществ социальную структуру. О ней мы узнаём из хеттских законов, тексты которых обнаружены на клинописных табличках в архиве Богазкёя – городища столицы Хаттусаса. Всё население делилось на две группы. Первая – свободные. В неё входили лица, освобождённые от повинностей в пользу государства и храма: члены общин коренных хеттских городов. Свободными были и служилые люди, «люди службы»: рядовые воины, ремесленники,торговцы, низший слой жречества, низшие члены административного аппарата. Они, как правило, за свою работу получали от царя вознаграждение и мелкие привилегии. Из них же складывалась правящая верхушка. Вторая группа – несвободные,т. е. лица, на которые распространялась государственная и храмовая эксплуатация. Среди несвободных производителей, стоящих вне общин, были рабы, кабальные должники, наёмники, крепостные земельные собственники. Последние, кстати, иногда бывали достаточно богатыми и имели собственных рабов. Земля в Хеттском царстве принадлежала государству. На большей её части располагались крупные хозяйства, которые обеспечивали царя и членов его рода. То есть работали на «дом царя», «дом царицы», «дом дворца» – местную администрацию. Был и общинный сектор, где землевладение уходило корнями в доклассовую эпоху. В нём, по всей видимости, можно было покупать и продавать участки земли. Старейшина общины имел довольно широкий круг полномочий с судебной и административной властью. И на государственных, и на общинных землях широко использовался труд рабов. Обязательная служба царю и уплата ему натурального налога называлась «саххан», трудовая повинность – «луцци». Похоже, они распространялись на большую часть населения страны, в том числе и на общинников. Вот фрагмент грамоты – закона, регулирующего сельскохозяйственные отношения: «Если кто возьмёт в долг и запряжёт вола, коня, мула или осла, а тот падёт, или будет сожран волками, или же заблудится и пропадёт, то одолживший пусть выплатит полную его стоимость; но если скажет он: „От руки бога он умер", то пусть поклянется в том. Если свинья зайдёт на гумно, на поле или в сад, а владелец того луга, поля или сада забьёт её до смерти, то пусть вернёт эту свинью её владельцу; если же не вернёт, то станет вором...». Основными зерновыми культурами у хеттов были ячмень и родственный пшенице эммер. Из них делали муку и пекли хлеб, из зёрен варили пиво. Растили виноград, сажали гранатовые деревья, яблони. Вот как выглядела грамота о так называемом условном владении землёй: «Поместье Тиватапары: 1 мужчина, Тиватапара; 1 мальчик, Харувандули; 1 женщина, Ацция; 2 девочки, Анитти и Хантавия; (итого) 5 человек; 2 вола, 22 овцы, 6 тягловых волов...; (18) овец и при них 2 ярочки и 2 барашка; 18 коз, при козах 3 козочки и 1 козлёнок; (итого) 36 голов мелкого рогатого скота; 1 дом. Пастбище для волов – 1 акр лугов в городе Паркалла. 3,5 акра виноградника и в нём 40 яблонь, 42 гранатовых дерева...».

ГОЛОС ДРЕВНИХ

фрагмент хеттского текста

От Хеттского царства, и в частности от новохетгского периода его истории, до нас дошла богатейшая письменная традиция. Представлена она в основном материалами городища Богазкёй, обнаруженными при раскопках хеттской столицы Хаттусаса. О чём же писали древние хетты? Сохранилось множество фрагментов деловой переписки, международных договоров, хозяйственных актов. Из них мы узнаём, с кем торговали и с кем воевали древние хетты. Они содержат сухие, но бесценные для науки описания повседневной хозяйственной жизни, устройства городов и поместий, рутинных обязанностей чиновников и иных «царских людей». Важное место в документах занимает оценка отношений между людьми, позволяющая заглянуть во внутренний мир хеттов. Древних, так же как и нас, волновали вопросы морали, места человека в обществе и мире, добра и зла. Человек, первым причиняющий зло другому, безоговорочно осуждался. Хетты полагали, что причинение зла противно самой природе мира, хранителями которого выступают боги. Даже хеттские цари, описывая свои войны, всегда считали необходимым отметить, что первый удар был нанесён не ими, а врагами. Так, в «Деяниях» Суппилулиумы, составленных при его сыне, хеттский царь, враждуя с Египтом, оправдывает свои действия перед самими же египтянами в следующих словах: «Я был к вам благосклонен. Но вы мне внезапно причинили зло! Вы напали на правителя Кинзы, которого я избавил от хурритов. Когда я услышал об этом, я прогневался и послал воинов и колесницы с военачальниками». Позднее, претерпев новые козни со стороны египтян, он немедленно обращается к богам со словами: «О боги! Я не совершал зла, но люди Египта его совершили, и они напали на границы моей страны». Разве не похоже на статьи современных интернетизданий или газетные публикации прошлого века? Зло, по мнению хеттов, всегда будет наказано, и делом доблести, возвышающим человека, считался в этом случае отказ от мести. Предметом особой гордости и похвальбы хеттов были ситуации, в которых они не ответили злом на зло. Примеров такого подхода,уникального для древнего Ближнего Востока, в хеттской литературе множество. Ещё древнехеттские государи оставляли в своих надписях такие замечания: «И сказал он: „Пусть идут они себе, и да будут они жить, и пусть едят и пьют. Зла же им никакого не причиняет Телепину. И так я постоянно говорю: мне сделали зло, я же тем зла не делаю!"». Если обидчик успевал сам отдаться в руки обиженного, признать свою вину и попросить о милости, прошение считалось почти обязательным, во всяком случае ожидаемым, хотя номинально дело по-прежнему оставалось в воле обиженного. Такие же отношения были у хеттов и с богами. Совершив зло, человек всегда мог надеяться на прощение богов. Эта тема ярко выступает, например, в «Молитве во время чумы» царя Мурсили: «Этот грех я признал... перед богами (...): это истинно так, мы это сделали. Но после того как я признал грех (...), да смягчится душа (...) богов (...). Я так скажу об этом: если раб совершает какой-либо проступок, но проступок этот перед хозяином своим признаёт, то хозяин его смягчится... и того раба не накажет». В текстах древних хеттов мы слышим необычную для древневосточных обществ моральную концепцию: если все люди грешат и совершают зло, то последовательное и полномерное воздаяние злом за зло окажется для них путём к самоистреблению. Этот возникающий непрерывный круговорот зла должен быть прерван, и особенный почёт оказывается как раз тому, кто способен прервать его великодушным прощением. Такой подход открывает нам путь к пониманию успехов хеттов в строительстве империи на протяжении нескольких столетий. «Милость к падшим» при условии признания верховной власти хеттских царей стала одним из главных элементов их политики по объединению земель. Это в корне отличалось от политики их современников – правителей Митанни, Ашшура и других государств. В этом была сила Хеттской империи, но в этом была и её слабость. Хетты не смогли объединить покорённые народы в единое целое, и их держава распалась, как только её сила ослабла. Каковы основные достижения хеттской цивилизации, определяющие её неповторимый индивидуальный облик? Хеттская цивилизация вписала любопытную главу в историю человечества. Было создано военное государство, которое не столько занималось организацией экономической жизни, сколько выполняло функции завоевателя и политического властителя. Присоединяя к своему царству всё новые и новые территории и наследуя традиции других цивилизаций, хетты всё же не смогли создать единую державу. Их наследие, усвоенное последующими цивилизациями, касается в основном военного дела: усовершенствование колесниц, введение конного боя, методики разведения и выучки лошадей, применение железного оружия. Но для нас важна и другая отличительная черта этой цивилизации – повышенная способность адаптировать достижения других культур для своих нужд. Хетты использовали всё лучшее, что было создано их предшественниками и соседями. Они создали замечательные литературные произведения (мифы, легенды), перевели на хеттский язык ряд произведений народов Ближнего Востока, таких, как аккадские тексты о Саргоне Древнем и Нарам-Суэне, шумерский эпос о Гильгамеше, хурритские мифы. Создав самобытные и величественные произведения монументального искусства, хетты не только использовали мотивы и традиции ближневосточных цивилизаций, но и внесли своё понимание места рукотворных монументов в окружающем мире. В районе Богазкёя сохранилась высеченная в скале скульптурная галерея Язылыкая, что в переводе с турецкого означает «надписная скала». В этом святилище под открытым небом представлена картина шествия богов и жрецов, идущих навстречу друг другу. Это сцена встречи богов природы, сцена весеннего обновления природы после суровой зимы, величайший праздник народа – скотовода и земледельца. Рельефами на камне в скрытом, укромном ущелье мастера только хотели напомнить, что скала – естественный монумент, посвященный культу богов.

богазкея

 

 

 

ВВЕРХ

Auto Web Pinger

СОЗДАНО ©Zinorov 2003-2018 Fenykc.comсайт феникс

Besucherzahler
счетчик посещений