цивилизации fenykc

FENYKC ЦИВИЛИЗАЦИИ

для детей

ГЛАВА 13

РОЖДЕНИЕ ИМПЕРИЙ

старый свет 1 век до нашей эры

За последние 3 тыс.лет Старый Свет видел взлёт и падение могущественных империй, и их история, былая слава не могли не повлиять на культуру стран и народов, занимающих сегодня пространства, где они господствовали. Руины больших городов, величественных дворцов и храмов, оставшиеся после краха великих цивилизаций – Персии, Китая и Средиземноморья, – красноречиво свидетельствуют о богатстве. великолепии и мощи древних империй. Остатки крепостей и дорог, дворцов и каналов, высеченные на скалах и записанные на бумаге своды законов и восхваления триумфаторов рассказывают о том, как они достигали военной мощи, с помощью которой подчиняли все новые и новые территории и сохраняли контроль и управление над обширными колониями. Древние империи значительно отстоят друг от друга по времени существования, различаются размерами и культурными традициями, но все они имеют и некоторые общие черты.

ЧТО ТАКОЕ ИМПЕРИЯ?

Какие из древних государств можно называть империями? Конечно, не только титул правителя и официальное, декларируемое название страны могут служить основанием для такого деления. Но всё-таки попробуем заглянуть глубже в суть вещей и понять, чем же отличаются империи от других государств. И не важно, кто стоит у власти: император, сенат, народное собрание или религиозный деятель. Главное, что отличает империю, – это её наднациональный характер. Республика, деспотия, царство становятся империей только тогда, когда они выходят за рамки государственного образования какого-то одного народа или племени и объединяют множество культур, народов, стоящих на разных стадиях развития. Не случайно, что эпоха империй наступила в странах Старого Света примерно в одно и то же время, и не случайно это время принято называть эпохой осевых цивилизаций. Она начинается на рубеже II и I тысячелетий до н. э. и охватывает период до начала Великого переселения народов, которое положило конец величайшей из империй древности – Римской. Конечно, это положение достаточно условно. Первые империи возникли раньше этого обозначенного отрезка времени, а некоторые из них пережили его конец. Достаточно привести лишь два примера. Египет эпохи Нового царства, т. е. второй половины II тысячелетия до н. э., по праву может открывать длинный список величайших империй древности. Именно в этот период страна фараонов перешагнула границы своей национальной цивилизации. В эту эпоху были завоёваны Нубия, легендарная «страна Пунт» на юге, цветущие города-дворцы Леванта, покорены и усмирены кочевые племена Ливийской пустыни. Все названные области не просто были вынуждены признать власть Египта, но оказались включены в экономическую систему, административную структуру страны фараонов, испытали культурные воздействия с её стороны. Более поздние правители Нубии и даже Эфиопии возводили свои родословные к богоподобным властителям Нила. Византийская империя – прямая наследница Рима, продолжавшая официально именоваться Римской империей, а народ называли ромеями, т. е. римлянами, сохраняла атрибуты имперства и многонациональный характер вплоть до своей гибели в середине XV в. Да и занявшая её место Османская империя при всей своей непохожести на Рим и на Византию унаследовала и хранила многие из их традиций и в первую очередь оставалась верна имперской идее ещё много столетий. Но всё-таки мы остановимся на эпохе, когда империи только зарождались, набирали мощь и находились в зените своей силы. В этот период, т. е. в I тысячелетии до н. э., могущественные империи протянулись широкой полосой вдоль географической широты от Гибралтарского пролива на западе до берегов Жёлтого моря на востоке. Полоса, вдоль которой распространилась власть империй, с севера и юга была ограничена естественными природными барьерами: пустынями, лесами, морями и горами. Но не только эти барьеры стали причиной образования империй вдоль этой оси. Именно здесь сложились древнейшие цивилизации Старого Света: крито-микенская, египетская, шумерская, индская, китайская. Они подготовили почву для будущих империй: создали городскую сеть, построили первые дороги и проложили первые морские пути, которые связали города воедино. В течение столетий древнейшие цивилизации создавали и совершенствовали письменность, административный аппарат, армию. Они открывали новые способы накопления богатства и совершенствовали старые. Именно в этой полосе концентрировались все достижения человечества, необходимые для возникновения империй, их успешного роста и развития. В этой череде предшественников и наследников стоит цивилизация греческих полисов и финикийских колоний Средиземноморья, на фундаменте которых возникли Римская империя, державы ассирийцев, вавилонян, мидийцев и персов Ближнего Востока, буддийские империи индо-ариев долины Ганга и кушан, империи Китая. Новый Свет позднее, но тоже прошёл этот путь от «классических» городских цивилизаций Теотиуакана и майя до империи ацтеков и от процветающих цивилизаций Андского нагорья до империи инков. Сплотив вокруг себя многие племена и народы, империи не только успешно применили все достижения прошедших веков, но и создали много нового, что и отличает их от ранних цивилизаций. Конечно, великие империи древности были очень не похожи друг на друга и по традициям, и по формам выражения своего имперского духа, и судьбами. Но есть и то, что позволяет поставить их рядом. Именно это «что-то» и дало нам право все их назвать одним словом – империи. Что же это? Во-первых, как уже говорилось, все империи – это наднациональные образования. Для эффективного управления обширными пространствами с разными культурными традициями, религиями и укладом нужны соответствующие институты и средства. При всём разнообразии подходов к решению проблемы управления все империи базировались на одних и тех же принципах: жёсткая иерархия, незыблемость центральной власти и, конечно, бесперебойная связь центра и периферии. Во-вторых, империя должна эффективно защищать свои протяжённые границы от внешних врагов, и более того, чтобы подтверждать своё исключительное право на управление многими народами, она должна постоянно расти. Вот почему во всех империях война и военное дело получили исключительное развитие и занимали значительное место в повседневной жизни и идеологии. Как оказалось, милитаризация стала и слабым местом почти всех империй: смена правителей, мятежи и отпадение провинций редко проходили без участия военных как в Риме, на крайнем западе цивилизованного мира Старого Света, так и в Китае, на его крайнем востоке. И в-третьих, ни эффективное управление, ни военная мощь не способны без идеологической поддержки обеспечить устойчивость любой империи. Это могла быть новая религия, реальная либо легендарная историческая традиция или, наконец, определённая унификация культуры, позволяющая противопоставить себя, свою принадлежность цивилизованной империи окружающим варварам. Но последние вскоре тоже становились подданными империи и в той или иной степени воспринимали её культуру, «свет цивилизации». В этом, пожалуй, заключается главная заслуга империй перед человечеством. Как конкретно выражались эти общие для всех устои имперской власти? Каковы символы имперства? Поговорим о них подробнее.

ВОЕННАЯ МОЩЬ

Большинство империй имело постоянные профессиональные армии, что давало им большое преимущество перед соседями, помогало побеждать и поглощать всё новые области даже относительно небольшими силами. Например, Гай Юлий Цезарь привёл к покорности племена Галлии силами четырёх легионов (около 20 тыс. человек). Подробнее остановимся на организации имперского войска. Так, римский легион представлял собой чётко организованное военное соединение. Основной тактической единицей тяжеловооружённой римской пехоты первоначально была манипула из 100-120 человек, разделённая на две центурии, а позднее – когорта, объединявшая три манипулы, кроме того, манёвренность в бою усиливалась за счёт дробления легиона не только по фронту, но и по построению: в каждую манипулу входили легковооружённые велиты – застрельщики и несколько категорий копейщиков, располагавшихся в три линии в зависимости от возраста и опыта – гастаты, принципы и триарии. Триарии – самые старшие и опытные ветераны – стояли позади шеренг и образовывали последний резерв легиона. Выражение «дело дошло до триариев» с тех пор стало поговоркой и означало использование последних резервов в каком-либо деле. Позднее манипулы стали комплектовать одним из видов тяжёлой пехоты со вспомогательным отрядом велитов, они стали специализированными. Помимо основных сил легион включал в себя также вспомогательные отряды легковооруженных лучников, пращников и кавалерии, особый «арталлерийский парк», состоявший из карабаллист, метавших тяжёлые стрелы, и других метательных орудий – онагр и катапульт. Обязательную часть легиона составлял обоз. В его состав входили центурии писарей, плотников, кузнецов, военных инженеров. Численность римских легионов неуклонно росла: от одного в ранний период италийских войн до четырёх под командованием двух консулов в период расцвета республики и до 28-33 в эпоху империи. Чёткая организация отличала и другие имперские армии, по крайней мере их профессиональное ядро. Достаточно упомянуть македонскую фалангу Александра Великого, «бессмертных» персидских Ахеменидов или армию китайской империи Цинь с её жёсткой дисциплиной, унификацией вооружения и обмундирования. Так как большинство империй было создано и поддерживалось военной мощью, неудивительно, что военные действия и успехи стали главными сюжетами в искусстве имперской эпохи. Пожалуй, наиболее известным примером является барельеф храма в Пергаме, одном из крупнейших городов эллинистического мира. В Риме, Ассирийской и Персидской державах увековечиванию военных успехов также придавалось первостепенное значение. Триумфальные арки Рима и памятные стелы с барельефами и хвалебными текстами ассирийских царей, знаменитая Бехистунская стела с описанием подвигов персидского царя Кира есть не что иное, как пропаганда военной мощи империй. Дэже слабая и недолговечная империя кочевников-тюрков, просуществовавшая всего одно столетие на бескрайних пространствах евразийских степей, оставила после себя нечто подобное – памятные тюркские стелы до сих пор напоминают о бурных событиях VI-VII вв. Имперские армии также контролировали подчинённые территории и защищали их от вторжений. Подразделения размещались в стратегически важных местах во всех областях империй, но в особенности вдоль их границ, играя не только военную, но и колонизационную роль. Таковыми были военные поселения численностью 10 тыс. человек китайской династии Хань в «Западном крае» – на Великом шёлковом пути, поселения ветеранов армии Александра Македонского, римские военные лагеря. Сеть военных гарнизонов опоясывала области, подконтрольные империи ацтеков. Дальше всех в организации охраны границы пошли римляне и китайцы. Первые создали лимес – систему военных крепостей и фортификационных сооружений, соединённых сетью коммуникаций вдоль границ империи, в первую очередь границ с кельтскими и германскими племенами в Европе. Вторые начиная с эпохи Цинь (III в. до н. э.) в течение нескольких столетий строили Великую Китайскую стену с целью защиты внутренних областей Поднебесной империи от северных кочевников. На месте военных гарнизонов очень скоро возникли крупные городские центры, ведь они располагались на пересечении стратегически важных дорог. Так, поселения греческих ветеранов постепенно превратились в города Средней Азии: Мерв, Газни, Герат, Термез; лагеря римских легионов – в города Кёльн, Вену, Бонн, Йорк и другие процветающие торгово-ремесленные центры.

ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Дороги также играли огромную роль в обеспечении управления империями: хорошая дорожная сеть была жизненно необходима для быстрой передачи сообщений на большие расстояния. Качественные дороги также позволяли имперским армиям быстро достигать даже самых недоступных областей государства, давали возможность правительству незамедлительно реагировать на любую угрозу, будь то вторжения или восстания. Персидская Царская дорога, в VI в. до н. э. протянувшаяся от Сард в Малой Азии до Суз в сердце империи, была одной из самых ранних среди образцовых имперских путей сообщения, хотя она главным образом лишь показывала направление пути, вдоль которого на равном расстоянии друг от друга были расположены гостиницы и почтовые станции. Строительство стратегических дорог – чи-дао – было одним из приоритетных в жизни Циньского Китая. Для сохранения дорог в Китае даже модифицировали оси телег, так как повозки с длинными осями выходили из колеи и портили дороги, проведённые в мягкой лёссовой почве. На территории Индии в империи Маурьев (322-185 гг. до н. э.) строились дороги чётко заданной ширины – 9,6 м, чтобы можно было проехать и разъехаться большим колесницам. Дороги мостили камнем, особо заботились о местах ночлега и питьевой воде. Ещё более сложной и лучше оформленной была римская дорожная сеть. В Римской империи насчитывалось 372 дороги с каменным покрытием общей протяжённостью более 60 тыс. км. Римляне, пожалуй, лучше других осознавали важность дорожной сети для объединения империи в единое целое и строили её основательно, на века. Сначала землемеры точно намечали маршрут дороги. Затем выкапывалась глубокая канава необходимой ширины. Её заполняли слоями камней. Верхняя часть мостилась огромными, хорошо подогнанными друг к другу булыжниками или каменными плитами. Чтобы дорогу не размывали дожди, её середина делалась выше обочин, а по обеим сторонам полотна выкапывались канавы. Вдоль дорог строились почтовые станции, постоялые дворы, сторожевые заставы, мильные столбы, в случае необходимости возводились мосты, виадуки, пробивались тоннели. До наших дней сохранились отдельные отрезки римских дорог, мосты, дорожные столбы, отмечающие расстояние до Рима. Основные дороги Рима имели имена: Аппиева дорога, Фламиниева дорога, дорога Корнелия. В Римской империи действовала и целая система государственных и грузовых перевозок. На дорогах через 23-28 км устраивали станции и гостиницы, где путешественник мог отдохнуть, поменять лошадей. Правительственные гонцы, меняя лошадей, преодолевали в день расстояние до 200 км. Ещё одним ярким примером империи с высокоорганизованной дорожной сетью является империя инков. Их дороги функционируют в Перу и Эквадоре до сих пор. Общая длина дорожной сети инков составляла около 40 тыс. км. Правда, большая часть дорог была достаточно узкой. В этом проявилась специфика цивилизаций Южной Америки: основным транспортным средством служила навьюченная грузом лама. А ей не требовалась широкая дорога. Тем не менее все дороги были вымощены камнем, а по обеим сторонам их ограждал бортик высотой до 1 м. На определённом расстоянии друг от друга на расширенных участках располагались тамбосы – комплексы гостиниц и складов, а также находились отряды курьеров, готовых в любой момент принять эстафету в передаче важного сообщения или груза. Не меньшее значение имели и водные пути сообщения. Для повышения эффективности передвижения по воде правительства империй строили каналы: один из них соединял Нил с Красным морем и был, таким образом, прообразом Суэцкого канала. Знаменитый Великий канал соединяет южные и северные области Китая до сих пор. При его строительстве использовались все достижения инженерного искусства: дамбы, подъёмники, водоотводы, шлюзы. Правительства империй в силу их культурной и этнической разнородности постоянно сталкивались с проблемами управления. Большинство империй попыталось решать их разделением государства на области. Каждая такая провинция находилась под управлением назначенного центром губернатора, деятельность которого обеспечивалась целым штатом чиновников и военными подразделениями. Одной из важнейших функций провинциальных администраций был сбор налогов и дани, поступавших в столицу. Многие из списков дани, требуемой с каждого конкретного города или области, дошли до наших дней. В ассирийских и персидских царских дворцах сохранились также великолепные барельефы, изображающие целые процессии представителей разных народов и племён, подносящих дань царю. Дань включала продукцию сельского хозяйства и ремёсел, экзотических животных, таких, как страусы и газели, изделия ювелиров, дорогие ткани и прочие товары. Примечательно, что в Ассирии, первой из ближневосточных империй, система сбора налогов и сама административная структура государства оставались ещё архаичными, слабо развитыми. Дань подносилась не царю, а храму в Ашшуре, который символизировал власть империи через верховенство над богами и героями всех подчинённых народов. Области, завоёванные ассирийцами, включались в состав собственно «земли Ашшура», и тогда они становились относительно автономными провинциями либо сохранялись в качестве вассальных образований со своей правящей элитой. Дань, однако, была не единственным способом сбора доходов от подчинённого населения. В Ханьском Китае доход государства значительно увеличивался за счёт прибыли от имперских монополий на производство и продажу соли и железа. Предоставление постоя имперским служащим или военным, а также государственные работы продолжали использоваться и в эпоху империи. Новые империи, в первую очередь Рим и Китай, полагались прежде всего на финансы, получаемые от налогов. Военные успехи создавали благоприятные условия для развития ремесел, торговли и сельского хозяйства. Новшеством имперской эпохи стало активное участие государства (посредством вложения капиталов) в общественных проектах, которые способствовали процветанию подчинённых народов, например царей из династии Ахеменидов в строительстве канала, связавшего Нил с Красным морем. Большие ресурсы имперских правительств, как людские, так и материальные, позволяли центральной власти оказывать помощь областям, пострадавшим от разного рода бедствий, таких, как иноземные вторжения или голод. Это конечно же способствовало подъёму авторитета имперской власти и росту населения. Однако империи были заинтересованы прежде всего в увеличении собственных доходов, и большая часть произведённых и захваченных богатств поступала в центр. Вообще, разделение на центр и периферию в империях проявляется достаточно резко. Италия в Римской империи, «страна Ашшур» в Ассирийской державе, Персида в державе Ахеменидов, Гандхара в империи кушан и все прочие столичные области резко контрастировали по своему богатству с провинциями. Это выразилось в строительстве великолепных дворцов и храмов, которые и в наши дни не перестают поражать воображение.

ИМПЕРСКАЯ ПРОПАГАНДА

Власть искусства также использовалась всеми без исключения империями как действенное средство имперской пропаганды. Высокого уровня достигла пропаганда мощи империи в Ассирии. Что особенно заметно в сохранившихся барельефах, украшавших дворцы Ассирийской империи. Каждый элемент во дворце правителя был приспособлен к исполнению этой функции. Фасады внутренних двориков ассирийского дворца в Хорасабаде были украшены барельефами с изображениями представителей разных народов империи, несущих дань царю. Делегации подданных, минуя эти дворики, далее попадали в большой восточный зал приёмов, где их встречали уже иные изображения: царь со свитой следит за пытками мятежников. Подобные сцены в зале, который, возможно, служил для приёма иностранных посланников, не оставляли сомнений в неизбежности наказания за восстания против власти. Привилегированные гости, которых принимали в малом зале, видели более мирные сцены роскошных пиров и охоты. Военные успехи ассирийцев также были запечатлены на стенах дворца, но располагались в другом крыле, предназначенном, вероятно, для пиров и приёмов в окружении приближённой военной «верхушки». Не меньшее значение имели и сами размеры дворцов и храмов. Их величие, грандиозность должны были символизировать мощь центральной власти в представлениях их подданных и окружающих народов. Не случайно знаменитые семь чудес света, описанные античными писателями, построены именно в эпоху великих империй древности. Висячие сады Семирамиды украшали Вавилон периода его господства над Ближним Востоком. Храм Артемиды в Эфесе, Галикарнасский мавзолей, Колосс Родосский, Александрийский маяк, статуя Зевса в Олимпии были созданы в эпоху военной и культурной экспансии античной греческой цивилизации на восток. Исключение составляют лишь египетские пирамиды, построенные ещё до того, как фараоны стали активно проводить в жизнь имперскую политику. Но время пирамид было эпохой слияния отдельных частей страны в единое целое. По грандиозности замысла и воплощения с пирамидами может поспорить другой архитектурный шедевр Египта эпохи Нового царства – храмовый и дворцовые комплексы в Фивах и Ахенатоне, созданные также для пропаганды новых идей фараонов. Храм Солнца фараона Эхнатона стал символом выражения ещё одной имперской идеи Египта Нового царства – унификации религии. Подобная политика проводилась многими империями. Так, династия Маурьев в Индии и правители Кушанской державы строили с этой же целью великолепные буддийские храмы, император Цинь Шихуанди также пытался унифицировать культы Китая, борясь с инакомыслием, ссылая философов и учёных на строительство Великой стены. Культ Ваала появлялся везде, где возникали новые колонии финикийцев и Карфагена. Единая религия играла главную роль в пропаганде идей империи в Византии и Арабском халифате. Символами империи служили высеченные на скалах указы императора Ашоки, излагавшие этический кодекс, призванный в III в. до н.э. объединить этнически и культурно разнородное население империи Маурьев. Символами империи стали и грандиозная терракотовая армия из почти восьми тысяч скульптур, погребённая вместе с китайским императором Цинь Шихуанди, и статуя римского императора Августа, а также многие другие шедевры, дошедшие до наших дней.

«СВЕТ ЦИВИЛИЗАЦИИ»

Все империи прежде всего стремились сохранить, укрепить и преумножить свою власть над покорёнными народами. Но, создавая единую систему управления, строя военные лагеря и пограничные укрепления, увековечивая свою мощь в камне и бронзе, они донесли «свет цивилизации» до многих народов, ранее лишь косвенно включённых в орбиту цивилизованного мира. На месте военных лагерей вырастали торговые города, сеть дорог становилась экономической основой страны, мода способствовала объединению культур и сближению ранее далёких народов. Язык империи становился связующим звеном между её народами и обогащал языки покоренных племён, а нередко и приходил на смену им. Так произошло в Римской империи, где латынь и её «варварские» варианты стали основой языков романской группы от Пиренеев на западе до Балкан на востоке. Такое же победоносное наступление арабского языка происходило и в золотой век исламской цивилизации от Иранского нагорья на востоке до Испании на западе. В Китае роль объединителя нации выполнила письменность, реформа и унификация которой произошли при первом императоре единого Китая. Именно империи способствовали выходу цивилизации за пределы определённой ей природой оси – полосы плодородных земель от Средиземноморья и Междуречья до долин Инда, Ганга, Янцзы и Хуанхэ.

проект Феникс Цивилизация для детей

 

 

 

ВВЕРХ

Auto Web Pinger

СОЗДАНО ©Zinorov 2003-2018 Fenykc.comсайт феникс

Besucherzahler
счетчик посещений