цивилизвция

главная сайта феникс
 
вопросы  
 

ЦИВИЛИЗАЦИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ

11 КРИТО-МИКЕНСКАЯ

крито-ммикенская цивилизация,карта крито-микенской цивилизации

Легенда гласит, что у царя Агенора, правителя города Тира в Финикии, была красавица дочь по имени Европа. Её заметил с Олимпа царь богов Зевс и влюбился в неё. Он обернулся громадным белым быком и похитил царевну, когда она направлялась с подругами на морское побережье. Бык бросился в воду и быстро скрылся из глаз испуганных девушек. Через несколько дней Зевс с Европой на спине достиг необитаемого острова. Выйдя на берег, он принял облик бога и поселился с прекрасной возлюбленной вдали от человеческих глаз. Европа родила Зевсу трёх сыновей: Миноса, Сарпедона и Рапамента. Старший из них стал первым царём Крита. Впоследствии его имя превратилось в титул – минос значило у критян то же, что у египтян фараон, а у греков басилевс. Много позднее, начав раскопки на Крите, археологи подтвердили правдивость некоторых сторон мифа о Европе. Остров действительно заселили выходцы из Передней Азии. Племена финикийцев пришли сюда около шести тысяч лет до новой эры. Они завезли на Крит крупный рогатый скот, но главным их занятием было земледелие. Именно здесь учёные обнаружили самые древние в Европе следы сельского хозяйства. Первые раскопки были начаты в 1900 г. британским археологом Артуром Эвансом, ему принадлежат самые важные открытия на острове Крит, и он же дал название найденной цивилизации – минойская – по имени первого царя Миноса.

КНОСС - ЛАБИРИНТ МИНОТАВРА

дворец миноса,кносс,лабиринт минотавра

За четыре тысячелетия жители Крита создали на острове процветающую цивилизацию, самую древнюю в Европе. Её центрами были несколько крупных дворцовых комплексов, фактически переросших в города. Обнаружены дворцы в Кноссе, Гурнии, Като-Закро, Агиа Триаде, Фесте, Амниссе и Маллии. Только Кноссий с самого начала строился именно как резиденция правителя и был обособлен от остального города. Другие дворцы, открытые на Крите позднее, стенами срастались с окружавшими их городскими кварталами. Таков, например, дворец в Маллии. Обычно критяне возводили дворцы на побережье, чтобы было удобно добираться до моря. Минойцы считали себя морским народом. На фресках в их дворцах часто встречаются изображения кораблей, рыб, играющих дельфинов и осьминогов. Греческий историк V в. до н. э. Фукидид сообщал, что царь Минос создал могущественный флот, который позволил ему править на море. Археологи заметили, что ни один из дворцовых комплексов не имеет укреплений. Это значит, что жители острова чувствовали себя в безопасности, не боялись соседей и считали флот самой надёжной защитой для Крита. Рыбная ловля была важной статьёй в хозяйстве острова. На одной из фресок можно увидеть мальчика-рыбака со связками пойманной рыбы. Первые дворцы появились во II тысячелетии до н. э., однако от них остались только фрагменты фундаментов. Землетрясения на Крите были не редкостью, учёным удалось обнаружить, что ранние постройки простояли лишь 300 лет и обрушились.

фреска кносского дворца,царь-жрец

Принято выделять два основных строительных периода – период Старых дворцов (II тысячелетие-ХVII в. до н. э.) и период Новых дворцов (XVII-XV вв. до н. э.). Почти тотчас же на обломках разрушенных зданий начинали возводить новые – более роскошные. Однако и «первые» дворцы возникали не на пустом месте. Под Кносским, например, открыт десятиметровый слой,в котором найдены предметы, рассказывающие об истории Крита на протяжении нескольких тысячелетий. Дворец в городе Кноссе считается самым крупным. Именно здесь, по мнению учёных, мог жить легендарный царь Минос. Этот огромный лабиринт комнат и дворов строился в течение четырёх с половиной столетий – примерно с 1900 до 1450 г. до н. э. Он занимал площадь около 16 тыс. кв. м и включал в себя почти 300 различных помещений. В самом здании и на прилегающих к нему землях жило до 30 тыс. человек. Неудивительно, что на чужеземцев он производил неизгладимое впечатление. С этим дворцом связана легенда о Минотавре. Она гласит, что жена царя Миноса Пасифая полюбила быка и от него родила чудовище – получеловека-полубыка Минотавра. Он был так страшен, что царь построил специальный лабиринт, где спрятал ужасного сына Пасифаи. Минотавр питался людьми, и критяне приносили ему в жертву пленников. В это время Афины находились под властью Крита. Однажды на остров вместе с партией пленников прибыл афинский царевич Тесей. Он сумел убить Минотавра и выбраться из лабиринта с помощью путеводной нити, которую дала герою полюбившая его дочь Миноса – Ариадна. Учёные считают, что миф о Минотавре был навеян реальными событиями. Огромный дворец, где можно легко заблудиться, стал прообразом мрачного лабиринта. А критский культ быка лёг в основу истории о чудовище, которому приносились человеческие жертвы. Высказано предположение, что во время особо важных ритуалов царь надевал маску священного быка и как бы становился Минотавром «на час». На одной из печатей видно изображение пляшущего Минотавра, из-за рогов которого развеваются человеческие волосы. Перед нами ритуальный танец с маской. Тот факт, что царь на Крите символизировал быка, которого приносили в жертву Земле для вечного возрождения жизни, говорит о сложности и даже драматичности положения правителя острова. У древнегреческих авторов найдено выражение «девятилетний Минос», это не означает, что царём был ребёнок. Учёные расшифровывают его так: Минос имел право занимать трон только восемь лет. Каждый девятый год он направлялся в священную Диктейскую пещеру, где, согласно мифу, родился Зевс, и беседовал там с отцом богов, возобновляя силу и получая от него законы. Поскольку история критской цивилизации насчитывает несколько тысячелетий, исследователи предполагают, что первоначально царя приносили в жертву каждые девять лет. Позднее он просто покидал дворец и уединялся в пещере, чтобы освободить место преемнику. А ещё позже стал совершать каждые девять лет ритуальные паломничества на гору и беседовать с Зевсом. На фресках Кносского дворца сохранилось изображение царя-жреца. Его фигура выделяется светлым пятном на багряном фоне. Это юноша без бороды, с длинными почти до пояса волосами, на его голове золотая корона с павлиньими перьями, на бёдрах расписной передник, на руках и ногах дорогие браслеты. Он идёт по полю, перед ним расцветают цветы и порхают бабочки. Властелин Крита вышел из дворца для того, чтобы оживлять природу, он совершает ритуальное действо, возвращающее матери-земле её плодородные силы. Это изображение позволило учёным сделать вывод, что Минос воплощал для критян хрупкого бога растительности, умирающего и воскресающего вновь. Само слово «лабиринт» произошло от названия критских двусторонних топоров – лабрисов, являвшихся символом царской власти у минойцев и во множестве найденных на острове. Другим священным символом считались бычьи рога. Крыши дворца украшались каменной резьбой в форме бычьих рогов, между ними помещались топоры-лабрисы. Таким образом, лабиринт – это вовсе не цепь запутанных ходов, а «дом лабрисов».Благодаря раскопкам удаётся восстановить внешний вид здания. Оно было построено из камня, в восточной части его высота достигала четырёх этажей. Крыши и потолки делались из кедра. Перекрытия поддерживали деревянные колонны, выкрашенные в красный цвет. Они имели форму конуса и расширялись кверху, их венчали чёрные округлые капители. Свет и воздух проникали через специальные световые колодцы или небольшие внутренние дворы, куда выходили двери и окна. Самый большой двор располагался в середине здания и использовался в ритуальных целях. К нему как к центру композиции «лепились» все основные покои дворца. Именно здесь, по мнению многих учёных, и происходили так называемые игры с быком, имевшие религиозное значение. Один из исследователей – Джеймс Грэхем заметил, что центральные дворы всех дворцов в Кноссе, Фесте и Маллии — удивительно похожи, словно выстроены по «типовому проекту», это предполагало и единство назначения. Скорее всего, здесь проходили культовые церемонии. Археологические находки свидетельствуют о том, что минойцы приносили в дар богам пищу, скульптурные фигурки и топоры. Они лили на алтарь молоко, вино или кровь, играли на лирах и флейтах и исполняли танцы. Эванс полагал, что площадками для ритуальных танцев служили большие речные отмели к востоку от дворца. «Само место, – писал он, – навевает видения празднеств, происходивших внизу на гладкой отмели, со всех сторон окружённой журчащим потоком. Там с незапамятных времён простирают свои ветви древние оливы. Летом порхают, останавливаясь погреться на солнышке, бабочки-парусники, а голубоватый шафран напоминает одеяние весёлых прелестных танцоров на фреске». Однако современные учёные склонны считать, что главные религиозные церемонии происходили всё-таки во дворце. Дворец чётко делился на западную – ритуальную и восточную – жилую части. По мнению Эванса, в восточной находились покои царя. Она, в свою очередь, была разрезана коридором на две половины, вероятно мужскую и женскую. Западная тоже имела продольный коридор, шедший с юга на север и ориентированный на вершину горы Юкты, где находилось святилище. Он именовался Коридором процессий. Именно в западной части учёные обнаружили хранилище глиняных табличек, тайник под полом, в котором лежали статуэтки богинь со змеями. Здесь же располагался и тронный зал. Эвансу посчастливилось обнаружить Тронный зал почти нетронутым. Его стены были расписаны фресками с изображением пальм и грифонов. Эта часть дворца подверглась наибольшей переделке микенскими владыками. Спинка трона имела волнообразную форму, а по стенам стояли каменные скамьи. На втором этаже размещались пиршественные залы, снабжённые раздвижными дверями. В случае необходимости они открывались, и помещения соединялись в одно большое, чтобы вместить многочисленных гостей. Приспособленный для помпезных религиозных действ, дворец в то же время был очень удобным жилищем. Археологам удалось открыть водопровод из керамических труб, по нему питьевая вода поступала в здание. Обнаружена и система канализации. В период сильных весенних и осенних дождей вода отводилась от жилых помещений по специальным каменным стокам. В особых помещениях находились терракотовые ванны и туалетные комнаты. На лестницах и в портиках стояли цветы – они имели для критян религиозное значение, так как олицетворяли богов. При дворцах имелись специальные «священные сады», где высаживались сезонные цветы. Археолог Мэри Шоу открыла такой сад в юго-западной части Фестского дворца. Нижний этаж был занят кладовыми, где в высоких керамических сосудах – пифосах хранились вино, зерно и оливковое масло. Часть запасов шла на удовлетворение нужд жителей дворца, а остальное вывозилось за море. Крит вёл широкую торговлю зерном. По находкам в царских кладовых учёные могут судить, что критяне покупали в других странах драгоценные металлы, украшения, слоновую кость, страусовые перья и янтарь. У Кносского дворца имелась собственная гавань Амнисс в пяти километрах от здания. С юга к нему вёл виадук, около которого найден фундамент постройки, очевидно использовавшейся для приёма гостей. Археологи окрестили её караван-сараем.

ИСКУССТВО

Раскопки на Крите дали возможность судить о культуре и быте острова. Искусство минойцев пронизано дыханием жизни. Оно очень эмоционально и рассчитано на мгновенное впечатление. Предметы мелкой пластики – чашечки, ритоны (священные сосуды в форме головы животного), золотые печатки, кувшины и статуэтки – показывают, что у минойцев было прекрасное чувство формы. На золотых печатях, относящихся к XV в. до н. э., можно увидеть ритуальные сцены. Критяне великолепно умели передавать движение, они почти не изображают людей в застывших позах. Если человек и останавливается на мгновение, то всё его тело пружинисто и напряжено, так что не остаётся сомнения: через мгновение он снова двинется в путь. Известна бронзовая статуэтка молящегося юноши из Тилиса (около 1500 г. до н. э.), его торс сильно прогнут назад, рука вскинута к голове. Точно такие же изображения встречаются и на печатях. Там можно увидеть, что юноша поклоняется богине, стоящей со скипетром в вытянутой вперёд руке на вершине горы. Властную позу богини повторяет царь. На печати из Кастелли, найденной в 1983 г., Минос стоит на вершине дворца со скипетром в вытянутой руке. Он как бы венчает собой мировую гору. Царь представлен молодым, полным сил, его длинные локоны развеваются на ветру. В минойском искусстве образ мужчины-царя всегда сюжетно подчинён образу женщины-богини. Она символизирует мощь Земли и доминирует в большинстве композиций. Если царь всегда юноша, подтянутый и даже хрупкий, то богиня предстаёт в облике зрелой женщины с пышными формами. Её осиная талия только подчёркивает тяжёлую грудь и широкие бёдра. Храмов в привычном смысле слова на Крите археологам обнаружить не удалось. Минойцы поклонялись своим богам в горных святилищах и специальных помещениях дворца. Это были небольшие комнаты, обособленные и закрытые. В них вмещалось восемь-десять человек Следовательно, отправление культа ограничивалось числом ближайших родственников. Эвансу удалось раскопать в Кноссе несколько таких святилищ, разрушенных землетрясением. Расчистив строительный мусор, археолог нашёл в основании одного из них два больших бычьих черепа. «Перед тем как здание перестало служить местом обитания человека, – писал учёный, – в нём совершались торжественные очищающие жертвоприношения подземным богам». Этих богов можно представить по статуэткам, обнаруженным в тайнике Кносского дворца. Там находились две фаянсовые (глина, покрытая глазурью) фигурки богинь со змеями в руках (около 1600 г. до н. э.). Одна из них высотой 32 см, другая – 29 см. Исследователи полагают, что это мать и дочь – критские Деметра и Персефона. Они облачены в традиционную для критских женщин одежду; складчатые юбки, передники, кручёные пояса, корсаж, обнажающий грудь. Любопытно, что в том же тайнике найдены сохранившиеся остатки одежды и поясов. Вероятно, они принадлежали придворной жрице, а фигурки участвовали в дворцовых ритуалах. Дворец в Кноссе был богато украшен росписями. Учёных удивляет тот факт, что эти фрески возникли как бы «внезапно», около 1600 г. до н. э., и достигли своего расцвета в период до 1200 г. до н. э. Археологи не обнаружили никаких подготовительных стадий развития живописи на Крите. Возможно, ранние образчики росписей погибли при землетрясениях. Ведь и те фрески, что сохранились до наших дней, подчас известны лишь фрагментарно. Одна из наиболее знаменитых – «Парижанка», выполненная около 1500-1450 гг. до н. э. Она расположена в северной части дворца и изображает молодую девушку, накрашенную очень ярко. Когда-то «Парижанка» была частью большой картины пира, восстановить которую невозможно. Девушка отнюдь не красавица, у неё неправильные черты лица, но древний художник блестяще передал биение жизни и обаяние юности, присущее его модели. На стенах Коридора процессий археологи расчистили изображение шествия юношей и девушек, несущих дары богине на её главный праздник – он приходился на середину лета. Эго цветы, дорогие сосуды и новое одеяние. Позднее в Греции аналогичный ритуал будут называть дарением пеплоса и символизировать возрождение богини. Фреска «Собиратель шафрана» также имеет религиозный смысл. Синяя обезьянка (сначала её принимали за фигурку юноши, но позже на картине удалось восстановить хвост) прыгает по грядкам между скромными белыми соцветиями-звёздочками. Синий – цвет смерти – говорит о том, что дело происходит в мире ином. Раскопки, проведённые в долине Мессары и Молхоса, открыли купольные гробницы с небольшими расписными саркофагами из терракоты, их называют ларнаками. Они служили родовыми усыпальницами, и в каждой похоронены десятки людей. К югу от Кносского дворца хоронили правителей. Их гробница имеет заупокойный зал с колоннами, погребальную камеру с центральным столбом, а сверху над ней располагалось святилище. По росписям ларнаков удалось понять, как критяне представляли себе смерть. Они воспринимали уход из жизни как длительный путь души в глубины земли. Одновременно менялось и тело, кости которого должны очиститься от тленной плоти. Поэтому в днищах ларнаков проделывались дырочки, сквозь которые просачивалась материя. Потом приходило возрождение – на костях нарастала новая плоть. Залогом возрождения является жертва бога-быка. На ларнаке из Агиа Триады (1400 г. до н. э.) показаны сцены похорон и заклания быка.

ГИБЕЛЬ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Критяне верили, что богиня удерживает под землёй ревущего и трясущего земной свод быка. От толчков его рогов и копыт в море поднимаются гигантские волны, извергаются вулканы и раскалывается почва под ногами. Позднее морской бог Посейдон был у греков творцом землетрясений, Гомер писал о нём: «Быками очарован трясущий землю». Для того чтобы справиться с ним, нужна была сила, получаемая во время религиозных ритуалов и жертвоприношений. Глядя на яркие фрески минойских дворцов с их цветами, бабочками, дельфинами и необычайно изящными людьми, трудно поверить, что цивилизация Крита жила в вечном ожидании катастрофы. Может, именно это и придавало ей такое обострённое чувство жизни? Ничего прочного, ничего вечного, всё мгновенно... Частые толчки из-под земли только напоминали критянам о мимолётности их существования и заставляли ещё усерднее молить богов. Но наступил момент, когда ни флейты, ни танцы на отмелях, ни кровь и молоко на алтарях не смогли отсрочить гибели острова. В середине II тысячелетия до н. э. большая часть деревень и дворцов на Крите была разрушена. Многие учёные объясняют это событие извержением вулкана на острове Тира в 110 км к северу от Крита. Здесь, возле деревеньки Акротири на южном побережье острова, греческий археолог Спиридон Маринатос в 1967-1974 гг. раскопал «доисторические Помпеи» – город, прекрасно сохранившийся под слоями вулканического пепла. Ещё в 30-х гг. XX в. Маринатос высказал предположение о том, что дворцы Крита были разрушены в результате извержения вулкана Тиры. Оно было таким мощным, что центральная часть острова, прежде почти круглого в плане, ушла под воду. Остался только небольшой островок, позднее названный Санторин. До Крита докатились огромные приливные волны, подводные толчки вызвали землетрясения, хлынувшие на остров воды затопили посевы... Однако сопоставление данных археологов с последними геологическими исследованиями в Средиземном море показывают, что землетрясение на Тире произошло на несколько десятилетий позже, чем погибли дворцы на Крите. Геологи утверждают, что извержение могло случиться не раньше 1470 г. до н. э., а минойские дворцы были разрушены примерно в 1500 г. Руководитель раскопок на Тире Христос Думас высказал точку зрения, что извержение произошло примерно в 1630 г. до н. э. И в этом случае оно не совпадает со временем уничтожения дворцов на Крите. Расчищая остатки Кносского дворца от земли и мусора, учёные пришли к выводу, что около 1400 г. до н. э. здание сильно пострадало от пожара и было покинуто людьми. Позднее начались его ремонт и реставрация, но уже представителями иного народа. Что же произошло? Сохранилась легенда о том, что царь Минос отправился на Сицилию, где был убит местным правителем, а его флот уничтожен. Учёные считают, что, возможно, критяне совершили неудачный морской поход и остались без флота. Тем временем на Крит с материковой части Греции хлынули племена ахейцев. Их также принято называть микенцами по главному городу, вокруг которого складывался союз греческих племён того времени. Мифы свидетельствуют, что в дни своего могущества властители Крита покорили население соседних островов и значительной части материковой Греции. Приблизительно в XVI в. до н. э. юг Греции освободился от владычества минойцев, крупнейшим городом нового государства стали Микены. Вероятно, микенцы вели с критянами войны, а когда погиб критский флот и остров остался без зашиты, вторглись на его земли. Новые хозяева отремонтировали Кносский дворец, но через полвека он снова был разрушен. Археологи выдвигают разные версии этого события. Одни считают, что завоеватели не могли поделить власть и затеяли распри между собой. Другие говорят о мощном восстании покорённых критян. Постепенно сложилась совместная минойско-микенская держава, которая просуществовала с 1400 по 1100 г. до н. э., она уже не играла прежней роли и была окончательно разрушена землетрясениями на самом Крите. Отзвуки подземных толчков слышатся на острове до сих пор. Эванс описывал один из них, пережитый им на собственной вилле Ариадна неподалёку от места раскопок: «Здание трещало и скрипело, качаясь из стороны в сторону, готовое вот-вот рухнуть. Небольшие предметы валились в разные стороны; вода из наполненного до краёв ведра выплеснулась почти полностью. Из недр вырывался глухой звук, похожий на приглушённый рёв разъярённого быка».

ИГРЫ С БЫКОМ

игры с быком,фреска крита

На одной из фресок в Кносском дворце изображён прыжок юноши через голову быка. Животное несётся вперёд, девушка-прыгунья схватила его за рога и готовится к прыжку, а на спине быка уже делает сальто молодой загорелый акробат, прыгнувший ранее. За спиной животного стоит вторая девушка- акробатка, она протягивает прыгуну обе руки, видимо страхуя его от падения. Совершить подобный кувырок и остаться в живых чрезвычайно сложно. Некоторые профессиональные каскадёры высказывают мнение о физической невозможности этого трюка. Тем не менее изображений игр с быками на Крите немало. Учёные сходятся во мнении, что перед нами сцены некоего религиозного действа, ведь критяне поклонялись быку. Прыгунами были и юноши, и девушки, их стройные, лёгкие тела различаются на фресках по цвету: мужчины изображались красновато-коричневыми, женщины – белыми. Такое цветовое «разделение полов» очень характерно для ранней фресковой живописи по всему Средиземноморью и, вероятно, берёт своё начало именно в искусстве Крита. Эта фреска называется «Таврокатапсия» и появилась около 1500 г. до н. э. В реконструкции она составлена из кусочков нескольких росписей на ту же тему, которые шли серией друг за другом и показывали последовательные стадии прыжка. Если бы они сохранились, перед археологами открылось бы нечто вроде кадров современного фильма. Игре с быком посвящены костяные фигурки, а также изображения на чеканных золотых кубках, найденных в 1888 г. в Вафио греческим археологом X. Цунтасом. Они были положены в микенскую купольную гробницу в Лаконии, где покоился безымянный греческий вождь. Но сами кубки старше его, их изготовили на Крите около 1500 г. до н. э. По их стенкам идёт рельефная чеканка, рассказывающая об укрощении диких быков. На одном бык поверг и растоптал укротителей. Девушка- акробатка подкинута им на рога. На другом человек сумел взять верх. Показано, как быка подманивают с помощью коровы, а потом связывают сетью. В Кноссе археологами раскопаны стойла для быков, использовавшихся в церемонии. На одной из печатей изображён прыжок через быка сбоку, на другой – сальто назад. Некоторые учёные предполагают, что игры с быком, учитывая их религиозный характер, могли проводиться в отсутствие зрителей. Другие исследователи считают, что популярность этого мотива в искусстве Крита указывает на доступность ритуала для наблюдателей. Вероятно, он был одним из любимых развлечений минойцев.

МИКЕНЦЫ

львиные ворота в микенах

Во II тысячелетии до н. э. с севера на материковую часть Греции вторглись воинственные племена ахейцев и образовали государство с центром в Микенской крепости. Ряд учёных считают, что ахейцы пришли из Центральной Европы в 2000-1900 гг. до н. э. Другие относят это событие к 1600-1100 гг. до н. э. Третьи утверждают, что микенцы и ахейцы вовсе не один и тот же народ. Малочисленные микенцы издавна жили в небольших посёлках в Греции, они смогли выстоять против удара пришельцев и постепенно слиться с ними, передав им культуру и имя. В пору могущества Крита, когда эта держава подчинила себе многие греческие территории, она познакомила подвластные ей народы с достижениями своей культуры. Микенцы многое позаимствовали у соседей, однако это была похожесть без тождества. При близких религиозных представлениях, строительной технике, живописи и вооружении разница двух цивилизаций бросается в глаза. Кроме Микен крупными очагами новой культуры стали Афины, Фивы, Тиринф, Спарта, Пилос, Гена, Орхомен, Иолк, Троя и Милет. Центрами микенских государств, как и на Крите, были дворцы. Однако, в отличие от островных резиденций, они представляли собой мощные крепости. Их высокие стены сложены из огромных камней и не отличались особым изяществом. Микенцы были воинственны, в их могилах обнаружено много оружия, а фрески, выполненные в минойской технике, повествуют о кровавых боях и охотах. Вместо цветов, дельфинов и танцовщиц на них воспет культ мужской силы. Расцвет микенской культуры приходится на XV-ХIII вв. до н. э. Микены, Тиринф и Орхомен раскопал в 1874-1876 гг. знаменитый археолог-любитель Генрих Шлиман. Как и в Трое, ему удалось сделать уникальные находки. Однако непрофессионализм и торопливость привели и к многочисленным утратам. Шлиман повторял, что любит проводить раскопки «с сотней рабочих за пару недель». Он не побывал лишь в городе Пилосе, который не упомянут Гомером. Этот интересный комплекс открыла и тщательно раскопала в 1939 г. американская экспедиция под руководством Карла Блегена.

ФЕСТСКИЙ ДИСК

фестский диск,диск из феста,фест

В 1908 г. в руинах дворца города Феста итальянские археологи нашли глиняный диск диаметром 16 см и толщиной 2 см. Он был покрыт значками, расположенными по спирали. Рядом с диском лежала расколотая глиняная табличка, сделанная «линейным письмом А». Археологи условно датировали диск тем же временем, что итабличку, – примерно 1700 г. до н. э. – именно тогда был разрушен дворец в Фесте. При изучении диска обнаружилось, что надпись на нём штампованная. Она сделана при помощи 45 штампов из более твёрдого материала. Это позволяет предположить, что в дальнейшем могут обнаружиться и другие диски, оттиснутые с помощью тех же штампов. Расшифровке Фестского диска посвящено несколько сотен научных работ. Эванс считал, что на нём помещён религиозный гимн. Есть и другие предположения: указы о разделении земельных наделов, церемониальные записи о проведении праздника сева, историческая хроника, карта звёздного неба и т. д. Исследователи пытались прочесть текст, привлекая разные языки – от баскского до семитических. Споры ведутся и вокруг того, откуда следует «раскручивать» запись-спираль: из центра диска или от его края. Предлагаются различные варианты перевода, но ни один из них пока не является общепризнанным. Ныне диск хранится в музее города Ираклион на Крите.

«Я СМОТРЕЛ В ЛИЦО АГАМЕМНОНУ»

золомая погребальная маска агамемнона,агамемнон,микены

Самые ранние археологические находки, относящиеся к микенской культуре, обнаружены в царских гробницах Микен. Учёные датировали их 1600 г. до н. э. Известно два вида погребений – шахтовые и купольные (толосы). Шахтовые высекали в скале на глубине до 12 м. Туда помещали несколько умерших, принадлежавших к одному и тому же роду. Стены погребальных камер были низкими, как раз чтобы покойного поместить в лежачем положении, а возле него поставить утварь и лари. На пол насыпали гальку, крышу покрывали брёвнами. Когда захоронение было готово, шахту засыпали землёй, сверху ставили каменную стелу. После смерти очередного правителя землю выкапывали и делали новую камеру. Ещё Шлиман в 1876 г. открыл богатый царский некрополь в Микенах Позднее его назвали "Могильным курганом А" и датировали 1600-1450 гг. до н. э. Там расположено несколько шахтовых гробниц, обнесённых невысокой кольцевой оградой из плоских камней. Площадь некрополя составляет 27 кв.м. Самая глубокая из шахт – 4 кв.м. Они имеют длину 6,5 м и ширину 4 м. Заглубление некропольных шахт, всего 4-6м. На дне лежали сосуды из золота, серебра и электрона (так древние греки называли янтарь). Лица мужчин закрывали золотые маски. Одну из них принято называть маской Агамемнона, хотя нет никаких данных о том, какому именно владыке она принадлежала. Раскопав её, Генрих Шлиман писал: «Я смотрел в лицо Агамемнону». У женщин на головах были короны, от которых остались лучевые диадемы, первоначально нашитые на высокие шапки. Изобилие захороненных вместе с покойными сокровищ красноречию свидетельствует о могуществе микенских царей. Однако археологи не нашли ответа на вопрос, почему правителей Микен – 9 мужчин, 8 женщин и двух детей, – живших на протяжении 150 лет, захоронили в примитивных и грубо сработанных могилах даже без саркофагов. В 1952 г. греческими исследователями И. Пападемитриу и Г. Милонасом был открыт второй шахтовый некрополь – «Могильный круг Б». Он беднее и, по всей видимости, старше на несколько веков. С точки зрения археологов, шахтовые гробницы имели одно очень важное преимущество – в них трудно проникнуть. Поэтому предметы, положенные вместе с умершим, сохранились от разграбления. Из-под земли было извлечено множество изящных вещей: мечи с лезвиями из бронзы и рукоятками, оправленными золотом, женские украшения с изображением богини плодородия под мировым древом, золотые чаши, ритуальный сосуд в виде утки из горного хрусталя. Многие предметы были сделаны на Крите, видимо, специально для богатых заказчиков. Внешне купольные гробницы выглядят гораздо красивее, хотя подчас их содержимое уже разворовано грабителями. Они появились примерно в 1500 г. до н. э. Археологи подметили, что в плане толосы выглядят уменьшенными копиями микенской цитадели. В Микенах купольных гробниц девять, а по всей Греции обнаружено 65 подобных погребений. Толосы располагались за крепостными стенами, что, кстати, облегчало их разграбление. Самая известная из купольных гробниц была разграблена ещё в древности. Греческий историк Павсаний, живший во II в., назвал её «сокровищницей Атрея». По легенде, над родом Атрея тяготело проклятие. Царь враждовал со своим братом Фиестом, который соблазнил его жену Аэропу. Желая отомстить, Атрей инсценировал примирение и пригласил брата на пир, где подал ему угощение, приготовленное из мяса его зарезанных детей. Узнав правду, Фиест проклял брата и его род, а боги отвернулись от Атрея. Проклятие пало и на голову сына Атрея Агамемнона, предводителя греков в походе на Трою. Гробница Атрея относится к 1250 г. до н. э. Она имеет высоту 13 м. В неё ведёт длинный коридор – дромос. Вход окаймлён резными зелёными и красными камнями. Он сооружён из двух гигантских плит, внутренняя из которых весит 100 т. Шлемовидный купол из камня украшен бронзовыми розетками. При повторных захоронениях гробницу откапывали и расчищали от земли дромосы. Они очень длинные у Атрея 36 м, у супруги Агамемнона Клитемнестры 37 м. Дромосы символизировали долгий путь души в царство мёртвых. Во многих захоронениях археологами обнаружены доспехи и оружие. В отличие от критского царя-жреца владыки микенцев были прежде всего военными вождями. Их доспехи состояли из бронзовых пластин, которые закрывали грудь, плечи, шею и шли от пояса до колен. На голову надевались кожаные шлемы с нащёчниками, плотно расшитые кабаньими клыками в несколько рядов. Весьма примечательны микенские щиты: высокие прямоугольные «башни», «восьмёрки» (как бы слияние двух круглых шитов) и обыкновенные круглые. Они делались из воловьей шкуры, натянутой на деревянный каркас. В захоронениях найдены остатки колесниц. Это позволило археологам предположить, что знатные микенские воины сражались на колесницах, запряжённых парой лошадей и управляемых возничим.

ДВОРЦЫ-КРЕПОСТИ

Микенские царства были невелики по размеру. Их центры располагались в хорошо укреплённых городах, которые обычно возводили на вершине холмов, опоясанных крепостными стенами. Так появились первые акрополи – «верхние города». Акрополь замыкал в своих стенах царский дворец, дома для слуг, воинов и ремесленников, а также многочисленные хранилища для зерна, вина, масла. Здесь же располагались мастерские, хранилось оружие и драгоценности. Согласно надписям на глиняных табличках, найденных в Микенах и Пилосе, во дворцах работало до пяти тысяч человек различных профессий, имелся разветвлённый бюрократический аппарат, учитывавший всё, вплоть до сломанных колёс и разбитых ваз. Наиболее известные дворцы-крепости находились в Микенах, Тиринфе и Пилосе. Самый крупный из них – Микенский. В 1250 г. до н. э. вокруг Микенского акрополя была возведена мощная каменная стена, местами её толщина достигала 7 м, И это далеко не предел, в Тиринфе, например, толщина – 9, а местами 17 м. В стене вокруг Микен были пробиты знаменитые Львиные ворота, названные так потому, что над ними изображены два вставших на задние лапы льва. Между львами – колонна, которая, как считают учёные, символизирует Артемиду, покровительницу города Именно её приветствуют животные. Скорее всего, львы являлись символом рода Атридов. Однако, по легенде, царь Агамемнон оскорбил богиню, не принеся ей в жертву свою первородную дочь Ифигению. За это Артемида наслала бурю, не позволявшую ахейским судам выйти из гавани в плавание к стенам Трои. Шторм продолжался до тех пор, пока царь не отдал дочь на заклание, но вместо неё богиня послала на жертвенник золотую лань, а девушку унесла в земли тавров, где сделала жрицей в своём храме. За стенами дорога вела через акрополь к царскому дворцу, cложенному из кирпича-сырца на деревянном каркасе. Некогда дворец был ярко раскрашен не только изнутри, но и снаружи. Прямоугольный в плане, он замыкал в себе не двор, как на Крите, а просторный внутренний зал с колоннадой и отверстием в крыше – мегарон. Здесь царь собирал приближённых и вёл государственные дела. Трон располагался справа от входа, возле него по стенам стояли скамьи. Микенцы считали трон священным лоном богини-матери. В Тиринфе он окружён жертвенными каналами, по которым во время церемоний возлияния вином и кровью, они проникали во чрево земли. Сидя на троне, царь пребывал в единении с богиней и черпал у неё силы. Микенский мегарон почти полностью разрушен, его реконструкцию археологи создали на основе залов из других дворцов, например в Пилосе. Там стены зала украшали фресками. Подобно критским дворцам, Пилосский был снабжён водопроводом и бассейнами. Владыки города хранили собрание глиняных табличек, которые учёным удалось прочесть. Оказалось, что цари Пилоса были прекрасными хозяевами. Царь владел большим участком земли, в три раза превышавшим наделы знати. Таким образом, он являлся самым богатым поставщиком зерна на рынок. Глиняные таблички кое-что поведали и об устройстве государства. Царь именовался ванака, мелкие царьки назывались басилевсами, их в подчинении у ванаки было несколько. Царю помогал начальник войска – равакета, «владыка народов». Он мог вести приёмы во втором мегароне поменьше. У царя имелись советники – 14 телестов, представителей знати и дворцовых чиновников. Почётом пользовались жрецы главных храмов, именовавшиеся «божьими людьми». Микенский царь считался главным среди владык других городов и носил титул «старший царь». Дворец в Тиринфе был расписан многоцветными фресками в XIII в. до н. э. По потолку шли узоры, изображавшие звёздное небо. Однако сюжеты фресок совсем другие, чем у минойцев. Излюбленный из них – охота. Выезд на охоту богинь, травля вепря собаками, преследование оленя, сцены боя. Известняковые полы разрисовывались цветными разводами под мрамор. Иногда встречаются шахматные клетки, чередующиеся с рыбами и осьминогами. Большие трудности подстерегали археологов при раскопках Фив. Прочие микенские города позднее не заселяляись. Например, Микены стояли заброшенными уже во времена Гомера. Сейчас ближайший к ним населённый пункт – деревенька Микинес. А вот центр Фив – Кадмея – расположен под современным городом. Цитадель крепости была разрушена в XIII в. до н. э. Учёным удалось обнаружить фрагменты дворца, в которых открыта фреска с процессией женщин, несущих дары богине. Тематически похожая на критские, она выполнена совсем по-другому. У всех участниц шествия одинаковые профили, причёски и диадемы. Фигуры обведены чёрным контуром, что придаёт фреске монументальность, а бело-жёлтый фон – яркую декоративность. Микенские города ушли во тьму веков так же таинственно, как и критские дворцы.

ДРЕВНЕЙШЕЕ ДЕКОЛЬТЕ НА ЗЕМЛЕ

декольте,как возникло декольте

Судя по рисункам на фресках, минойские мужчины носили набедренную повязку или юбку из шерсти либо льна, ручные и ножные браслеты, иногда поколенные гетры. У них были длинные волосы, которые тщательно завивались и разделялись на пряди. Мальчикам брили головы, оставляя пряди на лбу и затылке. Женщины облачались более прихотливо. На Крите впервые в моду вошли широкая юбка с многочисленными оборками и узкий, прилегающий к телу корсаж. Он оставлял грудь открытой.

декольте,как возникло декольте

Так возникла мода на вырез, впоследствии получивший название «декольте». Поверх юбки носился кусок материи, скроенный, как полукруглый передник, его удерживал пояс из скрученной ткани. На фресках заметно, что дамы ярко красили губы и подводили глаза. Девочкам до совершеннолетия также брили головы, оставляя длинную прядь на затылке и хохолок надолбом. Критская мода перекочевала и в Микены. Ахейские женщины продолжали носить складчатые юбки и плотно облегавшие тело «жакеты» с узкими рукавами до локтей, но теперь их грудь была закрыта. Молодые мужчины, судя по изображению на лезвии кинжала сцены охоты на льва, носили набедренные повязки чуть длиннее и шире критских, коротко стригли волосы, брили лица, и лишь зрелые мужи отращивали бороды, как можно видеть на найденной золотой маске.

Около 1200 г. до н. э. ахейский мир испытал ряд потрясений. Из египетских папирусов известно, что в XIII в. до н. э. несколько лет подряд были сильные неурожаи, вызвавшие голод по всему Средиземноморью. В Греции упали ремесло и торговля. Огромные территории оказались на грани вымирания. Микенские города вели войны за продовольствие. Вторжение в Грецию с севера племён дорийцев завершило разрушение микенского мира. Дворец в Микенах пал около 1125 г. до н. э. Однако до этой трагической развязки микенцам предстояло совершить величайшее деяние, оставившее их имя в веках, – одержать победу в Троянской войне.

ТРОЯНСКАЯ ВОЙНА: МИФ И РЕАЛЬНОСТЬ

троянская война,миф и реальность троянской войны

В Тёмные века (XI-IX вв. до н. э.), наступившие после разрушения микенской цивилизации, по дорогам Греции странствовали бродячие певцы. Их приглашали в дома и дворцы, угощали за столом рядом с хозяевами, а после трапезы гости собирались послушать истории о богах и героях. Певцы декламировали стихи-гекзаметры и подыгрывали себе на лире. Самым известным из них был Гомер. Его принято считать автором двух эпических поэм – «Илиады» (об осаде Трои) и «Одиссеи» (о возвращении из похода царя греческого острова Итака Одиссея), при этом многие литературоведы сходятся во мнении, что сами поэмы создавались не одно столетие и несут на себе следы разных эпох. Ещё в древности о Гомере почти ничего не было известно. Говорили, будто бы он происходил с острова Хиос и был слепым. Греческие города на побережье Малой Азии спорят за право называться его родиной. Учёные считают, что Гомер жил примерно в 850-750 гг. до н. э. К этому времени поэмы сложились уже как цельные литературные произведения. Гомер рассказал, как город Троя был разрушен ахейцами после многолетней осады. Причиной войны послужило похищение троянским царевичем Парисом жены спартанского царя Минелая Елены. Случилось так, что три богини – Гера, Афина и Афродита – обратились к юноше с вопросом, кто из них самая прекрасная. Афродита пообещала царевичу любовь самой красивой женщины в мире, если он назовет её. Парис признал Афродиту прекраснейшей, и Гера и Афина затаили на него злобу. Самая красивая женщина жила в Спарте. Она была так прекрасна, что все греческие цари хотели взять её в жёны. Елена выбрала Менелая, брата Агамемнона, царя Микен. По совету Одиссея все прежние женихи Елены поклялись помочь Менелаю, если кто-либо попытается отнять у него жену. Через некоторое время Парис по делам торговли отправился в Спарту. Там он встретил Елену и загорелся страстью, а Афродита помогла ему завладеть сердцем царицы. Влюблённые бежали в Трою под защиту отца Париса, царя Приама. Помня о клятве, микенские цари под предводительством Агамемнона собрались в поход. Среди них был и самый храбрый Ахилл, и самый хитрый Одиссей. Троя представляла собой мощную крепость, и штурмовать её оказалось нелегко. Десять лет ахейское войско простояло под стенами города, так и не добившись победы. Обороной руководил старший сын Приама Гектор, храбрый воин, пользовавшийся любовью сограждан. Наконец, Одиссей придумал хитрость. Греки построили огромного деревянного коня, в брюхе которого спрятались воины. Коня оставили у стен города, а сами демонстративно отплыли на кораблях домой. Троянцы поверили, что враг ушёл, и затащили коня в город, радуясь такому необычному трофею. Ночью воины, прятавшиеся внутри коня, выбрались наружу, открыли городские ворота и впустили в Трою своих товарищей, которые, как оказалось, незаметно вернулись к стенам города. Троя пала. Ахейцы уничтожили почти всех мужчин, а женщин и детей увели в рабство. Современные учёные считают, что Троянская война произошла в 1240-1230 гг. до н. э. Её реальной причиной могло послужить торговое соперничество между Троей и союзом микенских царей. В древности греки верили в правдивость мифов о Троянской войне. И действительно, если изъять из «Илиады» и «Одиссеи» деяния богов, то поэмы выглядят как подробные исторические хроники. Гомер даже передаёт длинный список кораблей, отправившихся в поход против Трои. Иначе смотрели на дело историки XVIII-XIX вв., для них «Илиада» и «Одиссея» были литературными произведениями, сюжет которых вымышлен от начала до конца. Это предвзятое мнение смогли перевернуть только раскопки немецкого археолога-любителя Генриха Шлимана. Он был убеждён в том, что персонажи Гомера – реальные исторические лица. С детства Шлиман глубоко переживал трагедию Трои и мечтал найти этот загадочный город. Сын пастора, он долгие годы занимался предпринимательством, пока в один прекрасный день не скопил достаточно денег, чтобы начать раскопки. В 1871 г. Шлиман отправился на северо-запад полуострова Малая Азия, в местность, которая в древности называлась Троада, где, по указаниям Гомера, располагалась Троя. Греки ещё называли её Илионом, откуда и произошло название поэмы – «Илиада». В XIX в. эти земли принадлежали Османской империи. Договорившись с турецким правительством, Шлиман приступил к раскопкам на холме Гиссарлык, географическое положение которого соответствовало описанию Гомера. Удача улыбнулась ему. Холм скрывал развалины не одного, а девяти городов, сменявших друг друга на протяжении двадцати веков. Шлиман провёл несколько экспедиций на Гиссарлык. Решающей оказалась четвёртая. Гомеровской Троей археолог посчитал поселение, расположенное во втором слое снизу. Для того чтобы добраться до него, Шлиману пришлось «снести» остатки по крайней мере ещё семи городов, хранивших много ценных находок. Во втором слое Шлиман обнаружил Скейские ворота, башню, сидя на которой Елена показывала Приаму греческих полководцев, дворец Приама и клад с золотыми и серебряными украшениями. Открытия Шлимана потрясли научный мир. Не оставалось сомнений в том, что Гомер поведал о реально происходившей войне. Однако продолжение раскопок профессиональными исследователями дали неожиданный результат: город, который Шлиман принял за Трою, старше Троянской войны на тысячу лет. Саму же Трою, если, конечно, это была она, Шлиман «сбросил» вместе с семью верхними слоями. Утверждение археолога-любителя, будто он «смотрел в лицо Агамемнону», тоже оказалось ошибочным. В могилах покоились люди, жившие за несколько столетий до Троянской войны. Но самое главное – находки показали, что цивилизация, с которой археолог познакомил мир, далека от хорошо знакомой по «Илиаде» и «Одиссее» греческой архаики. Она древнее, гораздо выше по уровню развития и намного богаче. Гомер писал свои поэмы через пять-шесть веков после гибели микенского мира. Он не мог себе даже вообразить дворцов с водопроводами и фресками, в которых трудились тысячи невольников. Он показывает быт людей таким, каким он стал в его время, после нашествия варваров-дорийцев. Цари у Гомера живут немногим лучше, чем простые люди. Их деревянные дома, окружённые частоколом, имеют земляной пол, потолок покрыт сажей. У порога дворца Одиссея благоухает навозная куча, на которой лежит его любимый пёс Аргус. Женихи Пенелопы во время пиров сами закалывают и свежуют животных. Царь сказочно богатого народа феаков Алкиной имеет «пятьдесят рукодельниц невольных», которые мелят муку, и пятьдесят ткачих. Его дочь Навсекая с подругами сама стирает бельё на берегу моря. Пенелопа прядёт и ткёт со служанками. Быт гомеровских героев патриархален и прост. Отец Одиссея Лаэрт сам обрабатывал мотыгой землю, а царевич Парис пас стада в горах, где и повстречал трех спорящих богинь... Вокруг раскопок Трои до сих пор не утихают споры. Тот ли город нашёл Шлиман? Благодаря обнаружению и прочтению документов из архива хеттских царей известно, что этот народ торговал с Троей и Илоном. Правда, хетты знали их как два разных города в Малой Азии и называли Труиса и Вилуса. Как бы то ни было, в результате раскопок торопливого и не слишком внимательного любителя мир впервые познакомился с микенской культурой. Эта цивилизация затмила своим блеском и богатством всё, что до того было известно о ранней истории Греции.

СОКРОВИШД ПРИАМА

30 мая 1873 г. Г. Шлиман нашёл клад, состоявший из двенадцати тысяч золотых предметов. Позднее он описал в книге, как это произошло. Однажды на раскопках лопата рабочего наткнулась на нечто металлическое. Шлиман не разрешил копать дальше, позвал жену Софию Энгастроменос и сказал рабочим, что отпускает их сегодня в честь своего дня рождения. Когда они удалились, чета Шлиманов вдвоём выкопала большой медный сундук, содержимое которого София сгребла в подол юбки и унесла в дом, где за задёрнутыми занавесками и рассмотрела. Там оказались золотые кубки, диадемы и серьги очень тонкой работы. Надев одну из диадем на голову Софии, Шлиман с восторгом вскричал: «Драгоценность Елены Троянской теперь украшает мою жену!». Сохранилась фотография мадам Шлиман в этой диадеме,

жена шлимана в украшениях елены,цивилизация для детей,цивилизация

с серьгами в ушах и ожерелье из золотых нитей на шее. Шлиман тайно от турецкого правительства вывез клад в Грецию, где родные Софии спрятали золото на своих деревенских фермах. Турция подала иск в греческий суд, но ей так и не удалось вернуть клад. Шлиман заявлял, что он спас сокровища Трои от грязных лап турецких чиновников. История обнаружения «клада Приама» не вызвала доверия у профессиональных археологов. Некоторые учёные склонны считать, что сокровища были обнаружены в разных местах по всему раскопу и лишь потом собраны вместе. Другие прямо обвиняли Шлимана в том, что он купил свою знаменитую коллекцию на рынках антиквариата. Позднее Шлиман передал сокровища в Берлинский музей. В 1945 г. коллекцию Шлимана вместе с другими ценностями поместили в бункере, и она оказалась среди трофеев, вывезенных в Советский Союз. О её существовании долго ничего не было известно, пока в 1993 г. правительство России не признало, что «клад Приама» находится в Москве. Была проведена их выставка в Пушкинском музее изящных искусств. Вопрос о том, кому принадлежит коллекция, пока не решён.

сокровища трои,сокровища приама

Золотые украшения из клада Приама (большая диадема и золотые серьги в форме плетёных корзин), найденного в Трое Г. Шлиманом и ошибочно отнесённого им к эпохе Троянской войны. Найдены в слоях, намного древнее слоя разрушения Трои ахейцами, и датируются 2400-2300 гг. до н. э.

ПИСЬМЕННОСТЬ В ЭГЕЙСКОМ МИРЕ

«Перед нами книга с иллюстрациями, но без текста», – писал о минойской культуре известный историк религии М. П. Нильссон. Действительно, росписи критских дворцов можно сравнить с цветной кинохроникой без звука. Перед нами движутся религиозные процессии, плывут корабли, акробаты рискуют жизнь в играх с быком, придворные дамы восседают на пиру... Можно увидеть, как выглядели и что делали люди той далёкой эпохи, но, к сожалению, нельзя понять, о чём они говорят. Между тем в западной части дворца в Кноссе был найден архив глиняных табличек. Их тексты до сих пор не расшифрованы. Учёным удалось установить, что у минойцев существовало несколько видов письма. Первый шрифт, которым они пользовались со II тысячелетия до н. э., напоминает рисунки и признан иероглифическим. Именно он запёчатлён на знаменитом диске из Феста. Другой вид был придуман критянами за девятнадцать веков до новой эры и называется «линейное письмо А». Глиняные таблички написаны в основном этим шрифтом. Позднее, уже в микенскую эпоху, возникло «линейное письмо Б» – упрощённая форма письма А, приспособленная для нужд другого народа. Микенцы научились письму у минойцев, они использовали некоторые знаки линейного письма А и прибавили к ним новые. Исследователям удалось расшифровать имена греческих богов, записанные на табличках линейным письмом Б. Это Аполлон, которого здесь называли Пэан, Арес – Эниалий, Гермес, богиня хлеба (вероятно, Деметра), Зевс, Геракл, Дионис, Гефест, Гера, Посейдон. Благодаря этому мы знаем, каким богам поклонялись ахейцы. Именно эти божества станут главными в классической Греции. Информация на глиняных табличках очень скудна. Микенцы использовали их главным образом в хозяйственных целях. Записи содержат перечни товаров и жителей дворца. Учёные узнали, что в микенские города ввозились золото, медь, олово и слоновая кость, а вывозились зерно, оливковое масло, вино и керамика. На первых порах минойцы подавляли жителей Греции в «конкурентной борьбе». Но затем Крит ослаб, и микенцы стали господствовать на морских путях.

крит,микены,морской бой

12 Мезоамерика

цивилизацияЦИВИЛИЗАЦИЯ ОГЛАВЛЕНИЕ

феникс

ВВЕРХ

Auto Web Pinger

СОЗДАНО ©Zinorov 2003-2017 Fenykc.comсайт феникс

Besucherzahler
счетчик посещений