цивилизации fenykc

FENYKC ЦИВИЛИЗАЦИИ

для детей

ГЛАВА 10

ДРЕВНИЙ КИТАЙ

ЧТО ТАКОЕ КИТАЙ

китай в эпоху шань и чжоу,древний китай

Русское название Китай заимствовано, очевидно, у среднеазиатских народов, назвавших страну по имени китаев, или киданей, народа монгольского происхождения, владевшего в X-XII вв. Северным Китаем. Ближневосточное и западноевропейское названия страны берут своё начало от таджикско-персидского слова «чин». В свою очередь, это наименование происходит от названия древнекитайского царства Цинь, которое в III в. до н. э. впервые объединило большую часть страны. Сами китайцы имели несколько вариантов самоназвания, но чаще всего именовали свою страну по правящим династиям - Шан, Чжоу, Цинь, Хань и т. д. В древности было распространено и название Чжун го (Срединное государство), сохранившееся до настоящего времени. В древности под Китаем понимали лишь восточную часть современной Китайской Республики. Западная часть, состоявшая из сухих степей, гор и солончаковых каменистых пустынь, была мало заселена и стала местом формирования иных культур и народов: тибетцев, тюрок, монголов. Восток Китая имеет более благоприятные природные условия для развития хозяйства: мягкий климат, разнообразная растительность. Эти условия способствовали тому, что именно в этой части страны появились древнейшая земледельческая культура и первые очаги китайской цивилизации, а также само государство. Климат восточной части Китая весьма благоприятен для сельского хозяйства, так как на лето приходится наибольшее количество атмосферных осадков, а осень здесь тёплая и сухая. В старину почти весь Китай был покрыт лесами. Недра страны изобиловали полезными ископаемыми. Моря, озёра и реки были богаты рыбой. На востоке страны сосредоточены и главные реки. Они берут своё начало на западе и текут в восточном направлении. Долины рек издревле были самыми плодородными и наиболее населёнными районами страны. В истории китайской цивилизации особую роль сыграли две реки. Хуанхэ – главная река Северного Китая. Она несёт свои воды более 4 тыс. км. Её бассейн был центром древнейшей китайской цивилизации. Хуанхэ – бурная река; несколько раз она меняла своё русло, затопляла огромные пространства, принося неисчислимые бедствия населению. Второй по значению и по существу самой большой рекой Китая является Янцзы (Янцзыцзян), протянувшаяся от истоков до устья на 5 тыс. км. Центральный Китай – это и есть бассейн Янцзы. Основными районами расселения древнекитайских племён были области среднего и нижнего течения реки Хуанхэ и равнина, примыкающая к Чжилийскому (Бохайвань) заливу. Здесь преобладали плодородные аллювиальные, т. е. наносные, образовавшиеся из речного ила почвы. Они и умеренный климат Великой Китайской равнины способствовали развитию земледелия. Огромные пространства в Северном и Северо-Западном Китае занимают лёссовые почвы. Здесь древние племена находились в менее выгодном положении. Лёсс – это отложения минеральной пыли, которую сдувают с гор зимние муссоны. Частицы-путешественницы содержат питательные вещества, например органические остатки или легкорастворимые щёлочи. Это позволяет обходиться без удобрений. Но в районах лёссовых плато дождей выпадает мало, и для земледелия требуется искусственное орошение. Именно в силу указанных природно-климатических различий племена, жившие в районах лёссовых плато, имели менее развитое земледелие, чем племена, обитавшие в нижнем течении Хуанхэ.

ПЕРВЫЕ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ КИТАЯ

рисовые поля в китае,древний китай

Из всех наиболее ранних неолитических культур, открытых в бассейне Хуанхэ и на близлежащих территориях, большую роль в процессе формирования китайского этноса сыграли три: цюйцзялин, матзяяо и яншао, между которыми существовали заметные различия как в элементах культуры, так и в ведении хозяйства. Земледельческие культуры на территории Китая занимались на севере выращиванием чумизы, на юге – риса. Культура цюйцзялин характеризовалась оседлым земледелием. Главной сельскохозяйственной культурой был рис. Жилищем служили углублённые в землю хижины, разделявшиеся внутренними перегородками на несколько отдельных помещений. Цюйцзялинцы пряли на веретёнах с круглыми глиняными пряслицами, украшенными цветным орнаментом. Они использовали разнообразную посуду, изготовлявшуюся ручным способом и иногда даже покрывавшуюся орнаментом. Культура матзяяо – типичная восточноазиатская культура крашенной керамики, отличавшаяся, однако, той особенностью, что глиняная посуда раскрашивалась после того, как она обжигалась в печи. Основу земледелия составляло возделывание проса. Люди занимались разведением собак и свиней, являвшихся главными домашними животными. Культура яншао – самая изученная китайская культура того периода. Её основу составляло выращивание чумизы, разновидности проса. Для вскапывания земли применялись каменные и деревянные орудия. Урожай убирали плоскими каменными или керамическими прямоугольными ножами с отверстиями для продевания ременной либо верёвочной петли. Яншаосцы охотились на оленей, кабаргу, тапиров, бамбуковую крысу. Они занимались разведением домашних животных – свиней и собак; ловили рыбу на костяные крючки и сетью с каменными грузилами, били её острогами. Производство орудий из камня и кости, а также гончарство были наиболее развитыми отраслями ремесла уяншаосцев. Каменные и костяные изделия отличались тщательной полировкой. Керамическая посуда восхищает изяществом своих форм, мастерством изготовления, гаммой расцветки – от ярко-красного до оранжево-лимонных тонов. Но более всего поражает сложный орнамент на гончарных изделиях.

РАСПИСНАЯ КЕРАМИКА ЯНШАО

культура яншао,древний китай

Расписная керамика – один из наиболее ярких следов, которые дошли до нас от культуры яншао эпохи неолита. И чего только не делали из керамики! Бытовая посуда размером от 3 до 60 см: чаши, миски, пиалы, тарелки, блюда, сосуды доу в форме бокала, сосуды цзунь для вина, по форме напоминавшие крынки, разнообразные горшки для приготовления пищи (гуань), кувшины (ху), бутыли (пин) с плоским, круглым или острым дном, кастрюли (цзэн) с дырчатым днищем для варки на пару... Интересны яншаоские котлы-треножники (дин), а также котлы на трёх полых ножках (ли). Найдены различные виды погребальной керамики: сосуды, которые «пригодятся покойнику на том свете», урны, использовавшиеся для детских погребений, макеты жилищ – считалось, что они тоже пригодятся. Из керамики делали даже небольшие печки и многие виды орудий труда: ножи, скребки, пряслица, лощила для заглаживания керамики, рыболовные крючки; украшения: кольца, шпильки; скульптуру: изображения человеческой головы, полой внутри, с круглым отверстием сверху; игрушки: свистульки, погремушки, колокольчики. Но не только разнообразием форм отличались изделия китайских гончаров. Часть посуды была ярко украшена. Узор наносили красного или чёрного цвета, реже – лилового, белого, коричневого. Это и есть первая роспись, давшая название керамике и всей культуре. Краски, использовавшиеся для росписи, минеральные, т. е. это естественные материалы. Их измельчали, наносили на изделие обычно вместе с глиной (замешивали с глиной), в процессе обжига краски закреплялись. Даже сейчас, через тысячи лет, они выглядят как новые – такова особенность силикатных красок. В позднее время яншаосцы наносили узор в соответствии с назначением изделия: сосуд гуань разрисовывали в косую монохромную (одноцветную) клетку, пиалы украшали монохромными витыми облаками или тремя параллельными линиями, чаши бо расписывали полихромным (многоцветным) рисунком, иногда по белому (точнее, светло-серому) ангобу наносили три параллельные линии и рисовали три прямоугольника по бокам. Были и другие, более сложные рисунки, но чаще встречались узоры некоторых «типичных» видов. Однако «стандартизация» не была жёсткой, и в разных районах рисунки несколько отличались: например, вместо прямых линий делали волнистые и т. п. Помимо росписи изделия декорировали узорами с помощью гравировки (резьбы), методом штампования получали оттиски. В качестве штампа использовали хлебные злаки, косточки плодов и специальные приспособления. На погребальных сосудах, всегда декорированных, человека изображали сидящим, иногда без головы. В провинции Ганьсу, находящейся между Тибетом и Монголией, т. е. далеко от всех морей, изображали раковину каури – или целиком, или только зубчатый разрез в сочетании с другими элементами росписи. Наряду с геометрическими узорами, самыми массовыми, встречаются изображения деревьев, тыкв-горлянок и пр. Некоторые исследователи полагают, что часть орнаментальных элементов расписной керамики яншао – это не что иное, как самые ранние письмена. Они имеют сходство с иероглифами, изображёнными на гадательных костях и бронзовых сосудах эпох Шан и Чжоу, которые легли в основу современной китайской письменности.

Яншаосцы одевались, вероятно, в тканую одежду, о чём свидетельствовали пряслица, небольшие костяные иглы и отпечатки тканей на днищах сохранившихся глиняных сосудов. Поселения, такие, как, например, деревня Баньпо, почти полностью раскопанная археолагами, располагались на речных террасах.

баньпо,хижина деревни баньпо,древний китай

В центре посёлка стояло общественное здание, вокруг – квадратные и круглые полуземлянки со стенами, обмазанными глиной, с коническими крышами, очагами. При раскопках посёлков были открыты и кладбища. Погребения детей осуществлялись, как правило, в больших сосудах около домов, взрослых – в могильниках у поселений. За пределами поселений размешались также гончарные мастерские с горнами. Основным районом расселения яншаосцев была долина нижнего течения Хуанхэ, где река круто поворачивает на восток и в этот изгиб слева впадает река Вэйхэ. Образуется почти прямая линия рек Вэйхэ и Хуанхэ, текущих на восток. Вдоль этой линии, влево и вправо от устья Вэйхэ, и жили яншаосцы, как полагают, основные предки современных китайцев. По мнению учёных, они пришли сюда с юга, перевалив через хребет, в V тысячелетии до н. э. и занялись пойменным земледелием. В конце V-начале IV тысячелетия до н. э. они и создали культуру яншао. Говорили яншаосцы на одном из сино-тибетских языков. В IV тысячелетии, двигаясь вдоль рек на восток и запад, они или создавали новые культуры, или сталкивались с местными культурами. Поздненеолитическая культура луншань (конец III тысячелетия до н. э.) пришла на смену яншао. Наиболее явным внешним отличием этой культуры от прежних было то, что в луншань изменился цвет керамики: глиняная посуда – не красная, а чаще всего серая и чёрная. Это явилось результатом технического совершенствования обжига, который осуществлялся теперь без свободного доступа воздуха в закрытых печах, что резко повышало температуру внутри обжигаемой камеры. Изобретённый гончарный круг значительно способствовал повышению производительности труда. Земледельческие орудия стали более совершенными. Появилось двузубое деревянное орудие для вскапывания земли под названием «лэй». Ещё более существенно отличие в хозяйственной деятельности этих племён. Для культуры луньшань были характерны ближневосточные виды злаков (пшеница, ячмень) и породы домашнего скота (корова, овца, коза). Основой хозяйства неолитических племён Китая служили разнообразные сельскохозяйственные культуры. В засушливых остепнённых областях на северо-востоке страны лёссовые почвы были наиболее благоприятны для выращивания устойчивых к засухе растений, таких, как просо и чумиза. Влажный юг оказался наиболее приспособлен для выращивания влаголюбивых растений, таких, как водный каштан, лотос, ям и рис. Дикий рис произрастал в поясе, простирающемся от Северной Индии до горных цепей Юго-Восточной Азии и Юго-Западного Китая. Распространение риса к северу проходило медленно и приняло форму постепенного продвижения традиций и навыков выращивания зерна в качестве продовольствия от одного посёлка к другому. Самые ранние свидетельства существования культурного риса, найденного в Китае, открыты в озёрном крае в среднем течении Янцзы. Отсюда и началось распространение этой культуры сначала вдоль берегов Янцзы, а затем по побережью на север и юг. И к концу периода неолита в долинах рек Хуанхэ и Янцзы рис стал преобладающей сельскохозяйственной культурой, который по праву может дать своё имя всей китайской цивилизации – рисовая цивилизация. К середине I тысячелетия до н. э. рис достиг Кореи и Японии.

ПЕРИОД ШАН (ИНЬ) – РОЖДЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Как можно предположить на основании древних преданий, в конце III тысячелетия до н. э. определяющую роль на территории Китая играли племена шан и ся. В конце концов решающую битву выиграло племя шан, с именем которого связано создание первого в истории Китая государства. О племени ся археологические данные почти ничего не говорят. Об этом племени можно судить лишь по некоторой информации из литературных источников. Последние свидетельствуют, что племя шан первоначально заселяло бассейн реки Ишуй (северо-западная часть нынешней провинции Хэбэй). Впоследствии, как предполагают некоторые современные китайские ученые, это племя расселилось из бассейна реки Ишуй в разных направлениях: на территорию современной западной провинции Ианьси, на юг – в Хэнань, на юго- восток – вдоль побережья залива Бохайвань до полуострова Ляодун. Со временем племя шан продвинулось ещё дальше на юго-запад и проникло в глубь современной провинции Хэнань. В конце XVIII в. до н. э., во времена правления Чэн Тана, племя ся было окончательно покорено. Чэн Тан, следуя китайской традиции, основал династию Шан. Позднее, после падения этой династии, в надписях на бронзовых сосудах династию Шан и в целом государство, а также и его население стали впервые обозначать иероглифом «инь». Это название стало общеупотребительным как в древних источниках, так и в современной китайской и иностранной литературе. Название Шан применялось до времени, когда это царство было в XII в. до н. э. уничтожено. Скорее всего, слово «шан» берёт своё начало от местности, где находились родовые владения вождей племени шан. Это название сначала применялось для обозначения племени, затем его приняли в качестве наименования государства и страны. Основные источники сведений о царстве Шан – данные археологических раскопок остатков последней столицы этого государственного образования – города Шан, найденных в районе Аньян, недалеко от селения Сяотунь (современная провинция Хэнань). Особенный интерес представляют обнаруженные здесь кости с надписями. Установлено, что надписи эти являются не чем иным, как гадательными записями – вопросы иньских царей, адресованные оракулам, и ответы на них. Надписи вырезаны на костях самых разных животных (например, быков, оленей), на панцирях черепах и могут быть отнесены к периоду XIV-XII вв. до н. э. На основании данных, полученных после прочтения этих надписей, учёные сделали вывод, что вся территория царства Шан разделялась на пять огромных районов, которые носили следующие названия: Западные земли, Южные земли, Восточные земли, Северные земли и Шан. Район Шан считался основным, поэтому в надписях он определялся как Центральный Шан. Царство Шан занимало территорию современной провинции Хэнань, а также части прилегающих областей. Вокруг находился ряд полузависимых, в том числе и китайских по языку, племён. С Западными землями соседствовали племена цян, чжоу куфан, гуйфан; с Северными - племена туфан и люйфан; с Южными землями – цаофан и др. По соседству с Восточными землями обитало племя жэньфан. Государство Шан за достаточно долгий период своего существования пережило значительные изменения. На самом раннем этапе оно сохраняло пережитки родоплеменной военной демократии, о чём свидетельствует существование в то время совета старейшин. К сожалению, дальнейшее развитие государственной организации привело к образованию в ней черт деспотии, к монополизации царями всей полноты власти. Первым и самым крупным рабовладельцем, а также номинальным верховным собственником всей земли в государстве был царь. Он же являлся первосвященником и верховным главнокомандующим. Религия считала необходимым укреплять авторитет царя. С этой целью она представляла его в глазах народа существом сверхъестественным и божественным, «сыном неба», который управляет «поднебесной» страной якобы по велению неба. Интересно, что в самом начертании знака «ван» («царь») выражена идея величия верховной власти. Соответствующий иероглиф состоял из двух элементов: «великий» и «единственный». В более поздние времена понятие «великий» в рассматриваемом знаке заменили изображением неба, что связывалось с религиозным представлением о божественном происхождении царей. Государственный аппарат возглавляли цари государства Шан. Учёные не имеют подробных данных, которые бы указывали на структуру госаппарата иньского периода. Надписи на костях и бронзе по этому вопросу дают отрывочные сведения, в частности отдельные термины, объясняемые как названия должностей военных чинов. Данные литературных источников более позднего происхождения, рисующие довольно сложную государственную организацию иньского периода, требуют критического подхода и до настоящего времени не подтверждены расшифровками надписей на костях. Существовали древние атрибуты государства – армия и тюрьмы, что подтверждают надписи на гадательных костях. Упомянутые выше надписи несут в себе целый ряд иероглифов с изображением различных видов наказаний и казней: сожжение на костре, повешение, четвертование, обезглавливание, закапывание живым в землю. Использовались и более «лёгкие» наказания: отрезание носов и ушей, отрубание рук и ног, выкалывание глаз и т. д. Некоторые знаки изображают человека с колодками на руках в ящике или яме – своеобразной тюрьме. Литературные памятники подтверждают существование в иньский период некоторых из этих наказаний.

ЗАНЯТИЯ ДРЕВНИХ КИТАЙЦЕВ

Некоторое представление о развитии производительных сил в период Шан дают материалы раскопок. Хотя каменные и костяные орудия ещё сохраняют своё немаловажное значение, широкое распространение получают изделия из бронзы. Много изделий из меди и бронзы обнаружено при раскопках в Сяотуне, столице царства Шан: домашняя утварь и жертвенные сосуды, оружие, представленное мечами, секирами, алебардами, наконечниками стрел и копий. Найдены бронзовые орудия: топоры, ножи, вилы, иглы, шилья и долота. Совершенно очевидно, что в период Шан был достигнут достаточно большой прогресс в развитии производительных сил. Если, конечно, учесть, что в дошанский период сосуды производились главным образом из глины, а хозяйственные орудия и оружие – из камня и кости. Большое разнообразие форм, более искусная выделка изделий, богатая роспись сосудов свидетельствуют о высоком уровне зарождающейся цивилизации Шан в обозреваемое нами время. Постепенно на смену примитивным формам хозяйствования – рыболовству и охоте – приходят скотоводство и земледелие. Последнее стадо играть особенно значимую роль. Для обозначения понятий, относимых к земледелию, в надписях на костях использовался ряд знаков: «пашня», «поле», «просо», «пшеница», «межа» и др. Знак «поле» («тянь») изображался в виде соединённых вместе четырёх квадратов; прямоугольника, разделённого на несколько частей; неравного пятиугольника и шестиугольника. В Северном Китае из основных зерновых культур было распространено просо, которое требовало относительно мало влаги. Культивировались также ячмень, пшеница, гаолян (сорго) и, возможно, рис, выращиваемый в то время в бассейне реки Хуанхэ. Надписи на костях свидетельствуют о существовании во время Шан садово-огородных культур, о разведении шелковичных червей (шелкопряда), о выращивании тутовых деревьев. Согласно древним легендам, шелкопряда разводили в Китае с незапамятных времён. Шёлковые коконы найдены при археологических раскопках одной из неолитических стоянок в селении Синьпунь провинции Шаньси. Часто в надписях на костях встречаются знаки – изображения шелковичного червя. Гусеницы шелкопряда были у жителей царства Шан в большом почитании. Их духам совершались жертвоприношения. В гадательных надписях часто встречаются знаки, которые изображают шёлковые нити, платья и т. д. О том, как дальше развивалось земледелие, свидетельствует более высокая, чем прежде, техника обработки земли. Некоторые современные китайские учёные высказывают предположения, что уже тогда применялось орошение, хотя ещё примитивное технически и в небольших размерах. Этот вывод подтверждают как надписи на костях, так и древние предания, сообщения о зарождении искусственного орошения уже в доиньский период. В надписях на кос- тях встречаются иероглифы, которые символизируют орошение. Один из них изображал поле и потоки воды, которые, скорее всего, следует прочитать как оросительные каналы. При обработке земли в то время уже применялись орудия из металлов, о чём свидетельствуют найденные в окрестностях Лояна и Аньяна медные лопаты. Прочтение многочисленных знаков в надписях на костях даёт возможность предположить, что древние жители царства Шан при обработке земли использовали тягловый скот. Так, знак «у» изображал вола, стоя- щего возле земледельческого орудия. Знак «ли» (т. е. «плуг», «пахарь») означал кроме вола ещё и лошадь. В гадательных надписях встречаются сочетания двух иероглифов, которые обозначают плуг и быка. Как свидетельствуют китайские легенды, в древности существовала «спаренная вспашка», когда землю распахивали два человека вместе. По-видимому, это была более эффективная форма разрыхления почвы. Понятие «спаренная вспаш- ка» имело и более широкое значение, а именно – соединение усилий нескольких человек при обработке земли, коллективную обработку поля. Рыболовство и охота теперь не играли существенной роли в хозяйстве иньцев, но ещё сохраняли какое-то значение, о чём говорят всё те же надписи на костях. Скотоводство занимало в иньском обществе довольно значительное место. Что это было именно так, подтверждает то количество животных, которое приносилось в жертву духам. Иногда оно исчислялось десятками, в иных же случаях (особоторжественных) – сотнями. Например, в двух надписях говорится о принесении в жертву 300 быков, в одной приводятся числа: 100 овец и 300 быков. Археологические раскопки в Сяотуне дали очень много костей, оставшихся от домашнего скота: овец, свиней, собак, быков, буйволов, коз. Все эти животные упоминаются в надписях на костях иньского времени. В них же, кроме того, есть свидетельства о приручении слона и оленя. Иероглифические изображения позволяют сделать заключение, какие именно животные были дикими, а какие – уже одомашненными. Бык, например, показывался со вставленной в рога деревянной перекладиной (одной или двумя). Иероглифы, обозначавшие собаку и лошадь, – верёвка и путы. Характерные изображения диких животных состояли преимущественно из знаков стрелы и животного. Слонов, очевидно, иньцы использовали в хозяйстве и во время войн с другими племенами. Кости слонов подвергались гравировке и росписи. Слоновьи кости найдены при раскопках в Сяотуне. Надписи на них упоминают, что слонов как дань присылали иньским царям зависимые от них племена. Сяотуньские раскопки показывают, что для транспортных целей иньцы использовали лошадь. Обычно в царские повозки или военные колесницы впрягали четвёрку лошадей. Надписи на гадательных костях говорят о паре запряжённых лошадей. В иньское время начало бурно развиваться ремесло. О том свидетельствуют раскопки иньской столицы, от которой сохранились остатки жилых построек и дворца. Сооружения строились из дерева, фундамент был из камня. При раскопках дворца обнаружены мастерские иньских ремесленников. Там, где когда-то находилась мастерская

ИНЬСКАЯ АРМИЯ

колесница и воин-копейщик их отряда шу,иньская армия,древний китай

Иньская армия была грозной для своего времени силой. Согласно надписям на гадательных костях, её численность составляла обычно от 3 до 5 тыс. человек, но в случае крайней необходимости войско могло быть увеличено до 30 тыс. Войско иньцев состояло из боевых колесниц и пехоты. В надписях упоминаются четыре вида воинов. Ма были колесничими. Их поддерживали ше – лучники, самая многочисленная разновидность пехоты. Воины, имевшие оружие ближнего боя, составляли отряды шу. Кроме них ещё упоминаются элитные отряды гвардейцев. Основной ударной силой армии были двух- и четырёхколёсные колесницы, заимствованные китайцами у племён Центральной Азии. Экипаж обычно состоял из лучника, возничего и иногда ещё третьего воина, вооружённого копьём и клевцом.

бронзолитейщиков, остались обломки бронзы, разбитые формы для литья, шлаки пепел. Судя по остаткам заготовок и другой утвари, можно предположить, что мастера производили бронзовое оружие, доспехи, шлемы, орудия производства, сосуды, кухонную утварь. Были обнаружены и мастерские резчиков по кости. Они делали наконечники для стрел, шпильки для волос и многое другое. Археологи также нашли изделия ремесленников, изготовлявших орудия из камня: ножи, топоры, наконечники для стрел и копья. Значительного развития достигло гончарное производство. Раскопки дали много образцов различных горшков, кубков, чаш, тазов и пр. Для изготовления этой утвари использовалась глина различных сортов, в том числе и белая каолиновая. Гончарный круг в это время уже был достаточно известен иньским мастерам, хотя сосуды производились также и ручным способом. Глиняные изделия обжигались, украшались орнаментом, иногда покрывались глазурью. Выше мы вели речь о развитии шелководства в иньское время. О выделывании шёлковых тканей и развитии ткацкого дела свидетельствует существование иероглифов, которые обозначали понятия «шёлковая нить», «одежда», «платок» и др. Высокий уровень ремесла иньских мастеров, наличие множества ремесленных отраслей говорят о том, что ремесленное производство прошло уже немалый путь в своём развитии. Рост избыточных продуктов сельского хозяйства и ремесла, а также разделение труда между земледельцами и ремесленниками способствуют развитию обмена. Археологические находки позволяют сделать вывод о существовании экономических связей между иньцами и другими племенами, в том числе и весьма отдалёнными. Племена с побережья Бохай поставляли иньцам рыбу и морские раковины. Жители территории современного Синьцзяна – яшму. Медь и олово для выплавки бронзы привозились из районов в верхнем течении Янцзы и из Южного Китая. Иньцы обеспечивали продуктами и оружием кочевые и полукочевые племена. Сосуды, найденные на реке Абакане, и бронзовое оружие – на Енисее, однотипные с изделиями шанских ремесленников, говорят о связях иньцев с племенами земель, которые сегодня называются Сибирью. Учёные считают, что, по крайней мере, после XIV в. до н. э. мерилом стоимости у иньцев были драгоценные раковины каури. В развалинах столицы царства Инь найдено много таких раковин с отполированной внешней стороной. Чтобы было удобнее их носить, в раковинах делали отверстия, а потом нанизывали на нить. Стоимость связок, скорее всего, была значительной. В надписях упоминается о том, что подарок одного из царей состоял из нескольких связок раковин, но не более десяти. Количество раковин не удовлетворяло спрос на них, ибо обмен расширялся. Выход был найден. Натуральные раковины стали заменять искусственными, сделанными из костей или яшмы. Став мерилом стоимости, раковины в дальнейшем превратились в символ драгоценной вещи, символ богатства. Понятия для обозначения драгоценностей, богатства, накопления и многие другие, близкие им по смыслу, стали писать иероглифами, имеющими в своём составе знаки раковины.

ИНЬСКОЕ ОБЩЕСТВО

провинции китая,карта китая,древний китай

Археологические раскопки указывают на значительное имущественное расслоение в среде иньского общества. Богатые иньцы жили в домах с каменными фундаментами, бедные довольствовались чем-то наподобие землянок. О дифференциации по степени имущественного владения свидетельствуют погребения. Усыпальницы царей и знати конечно же отличаются от погребений простых людей. В богатых могилах найдены дорогие вещи из бронзы и нефрита, а также разукрашенное оружие. Вместе с умершими богатыми людьми хоронили слуг, возможно, рабов. В частности, находили трупы с отрубленными головами, Предполагают, что иногда рабов хоронили и живыми. Ещё совсем недавно учёные считали иньское общество доклассовым, отмечая при этом, что к концу его существования (XII в. до н. э.) произошло разложение первобытно-общинных отношений с переходом к рабовладельческому строю. В конце концов китайские учёные признали иньское общество рабовладельческим, классовым. В этом им помогли исследования по расшифровке иньских надписей на костях и собственно археологические раскопки. Однако установить точное время перехода от родового общества к рабовладельческому довольно трудно. Хотя данные раскопок, отражают пережитки первобытно-общинных отношений. Заслуживающим наибольшего доверия литературным источником, данные которого освещают период, предшествовавший созданию династии Шан, является глава «Основные записи об Инь» из «Исторических записок» Сыма Цяня. Приводимый автором список иньских ванов (царей, правителей) в основном подтверждается надписями на костях. Это даёт основание считать информацию Цяня достаточно верной. По сообщениям того же Сыма Цяня, Чэн Тан, обращаясь к чжу-хоу (военачальникам) и к населению, отмечал: «Тех из вас, кто не будет уважать мои приказы, я сурово накажу и уничтожу. Пощады никому не будет». Так говорят вожди, уже полностью распоряжающиеся жизнью подчинённых. В государстве Шан существовали рабы, рабовладельцы и земледельцы- общинники. Рабовладельческую подструктуру общества составляли иньская рабовладельческая светская аристократия, жреческая аристократия (они же и рабовладельцы) и рабовладельческая аристократия подчинённых иньцам племён. Формирование светской рабовладельческой аристократии происходило из окружения царя: сыновей, иных родичей, близких людей, подчинённых. В надписях на костях они определяются знаками «хоу», «нань», «цзы», «бо». Эти термины возникли ещё в дорабовладельческий период. В последующие времена они изменили своё содержание и перешли в разряд титулов знати. Термин или знак «хоу» первоначально означал военачальника рода (племени), лучника. В период Шан термин «хоу» применялся для обозначения военачальников царя (ван); они посылались им для охраны пограничных территорий. В надписях они встречаются наряду с названиями земель, которыми управляли. Гадательные надписи указывают, что на одних и тех же землях находились как хоу, так и другие представители царя (сыновья, например). Термин «бо», т. е. буквально «дядя», стал означать теперь «военачальник», «правитель области», но по общественному положению бо был старше хоу, ибо являлся правителем нескольких или даже многих хоу. Термин «цзы» (буквально «сын») стал впоследствии обозначать сыновей царя. Очевидно, что сыновья также назначались управляющими областей. В многочисленных надписях иньцев обнаруживаются сочетания знаков «цзы» с названиями местностей. Например, цзы Чжэн, цзы Суй, что означало: «царский сын области Чжэн», т. е. посланный в Чжэн; «царский сын области Сун» и т. п. Со временем знак стали применять для обозначения аристократического титула вне зависимости от того, был ли его носитель сыном царя или нет. Вожди некоторых племён, подвластных иньским царям, получали от правителей почётные звания - хоу и бо. Особенно это практиковалось в конце периода существования Иньского царства, когда оно ослабевало под натиском соседей. Жреческую рабовладельческую аристократию составляли жрецы, колдуны, предсказатели, чревовещатели. Они занимали очень важное место в государстве Шан, ибо помогали царю и рабовладельцам в управлении массами рабов и свободных общинников. Свободные общинники-земледельцы являлись значительной частью населения эпохи Шан, играя достаточно важную роль в государстве. Древние литературные источники Китая свободных земледельцев называют по-разному. В «Книге документов» («Шуцзин») они фигурируют как «народ» (тинь), «мелкий люд» (сяоминь) и т. д. Свободные общинники были не только одним из главных производительных слоев общества, но представляли значительную политическую силу, с которой рабовладельцам приходилось считаться. О «Книге исторических преданий», или «Книге документов», следует сказать, что это памятник классической конфуцианской литературы. Точная дата появления книги неизвестна, однако она существовала уже при Конфуции (VI-V вв. до н. э.). До нас дошла в более поздней редакции. Несколько глав созданы в V-III вв. до н. э. Материалы, содержащиеся в «Книге документов», имеют отношение как к первобытнообщинному строю, так и к обществу, в котором появились рабы. Последние находились в очень тяжёлом положении. Их продавали, дарили, лишали жизни, обменивали на вещи. Чтобы они не могли бежать, их клеймили, заковывали в колодки или кандалы, им рвали ноздри, отрезали уши и пр. Рабы выполняли самую грязную и изнурительную работу. Как уже упоминалось, их приносили в жертву богам. Одна из гадательных надписей извещала: «Приносится в жертву раненый раб». В другой говорится: «Сжигаем раба, чтобы землю оросил дождь». Об этом же свидетельствуют и обнаруженные при археологических раскопках иньской столицы обгорелые кости людей. В период Шан рабы не имели своего наименования, но существовало несколько иероглифов для их обозначения, что особенно характерно для раннего периода рабовладельческого общества. Например, иероглиф «ну», означающий понятие «раб», изображал человека, стоящего на коленях со связанными сзади руками. Возможно, это был пленный. Рабов из военнопленных обозначили иероглифы «си» и «фу». Первый знак изображал склонённого и со связанными руками человека с верёвкой на шее. Иероглиф «фу» по начертанию похож на первый – изображает мужчину, которого схватили рукой. Китайские учёные предполагают, что «це», «тун», «цзай», «чэнь» и «пу» обозначали домашних рабов. Знак «цзай» состоит из графических элементов – крыши (ворот) и клейма. Возможно, он обозначал рабов, исполнявших работы внутри дома. Иероглиф «це» состоит из неполного знака «синь» («клеймо») и иероглифа, который означал женщину, т. е. выражал понятие «женщина с клеймом», «рабыня». В более позднее время этот знак стал носить другое значение – «наложница». Иероглиф «пу» изображал человека с клеймом на лбу. Иероглиф «чэнь», возможно, означал смирившихся военнопленных, которых хотя и превращали в рабов, но за их покорность выделяли среди остальных, поручали им служебные задания, например наблюдение за другими рабами. Отсюда и более позднее значение знака «чэнь» – «слуга», «клерк», «чиновник». Рабство поддерживали постоянные войны иньцев с соседними племенами и захват пленных, ряды рабов пополнялись и за счёт осуждённых. Последнее утверждение, однако, является предположительным. Помимо этого, знать и цари получали рабов от подчинённых племён, рабов присылали в качестве дани наряду с другими предметами. О поступлении рабов в иньскую столицу сообщают и гадательные надписи на костях. Использовались рабы преимущественно в скотоводстве и частично в земледелии. В надписях иньского периода говорится об обработке полей пленными из племени цян. В некоторых надписях имеются прямые указания на то, что в скотоводстве трудились рабы из захваченных пленных. Рабы служили ездовыми на охоте, чаще всего они были из зависимых племён. Рабы, как считают учёные, обслуживали церемонии жертвоприношения (уход за жертвенным скотом и его заклание). Бегство рабов от своих хозяев было в те времена обычной формой выражения протеста против рабовладельцев. В надписях, обращенных к оракулу, ставится вопрос о том, убегут или не убегут рабы. Вопрос, заданный гадателю, сформулирован следующим образом: «Потеряю ли я рабов?». Подобные записи относятся и к периоду правления Вэнь Дина в XII в. до н. э. В общественных отношениях иньского времени ведущую роль играла община. В надписях на костях она изображалась знаком «и», т. е. «поселение людей». Вероятнее всего, это селение-обшина или несколько обшин в совокупности. В более позднее время этот иероглиф стал обозначать понятия города, территории, средней величины владения. К сожалению, надписи на костях и бронзе не позволяют представить общую картину распределения земли и внутреннюю организацию общины. Для обозначения полей использовался знак «колодец». Если его обвести линиями, то получим фигуру, в которой девять квадратов, т. е. девять полей. Впрочем, сам иероглиф «поле» иногда изображался также в виде девяти квадратов. Как сообщал в IV-III в. до н. э. философ Мэн-цзы, восемь полей будто бы находились в частном пользовании восьми семейств, а девятое, которое находилось в центре, обрабатывалось сообща всеми восемью семействами. Мэн-цзы утверждает, что именно такое распределение земли характерно для времени, следующего за периодом Шан, однако в позднейших сочинениях встречаются указания, относящие подобный порядок землепользования и к рассматриваемой эпохе. Всё вышеизложенное даёт исследователям основание предполагать, что общинное пользование землёй во времена Шан было организовано по принципу «колодезных полей». Исходя из данных исторических источников, можно сделать вывод, что земли свободных общинников делились на две категории – сы тянь (частные поля) и гун тянь (общественное поле). Последнее обрабатывалось всей общиной, урожай поступал старосте общины, который отправлял его правителю данных района или области, а тот в свою очередь отсылал собранное в столицу, царю царства Шан. Сы тянь находились в индивидуальном пользовании каждой семьи и кормили свободных общинников. Интересно, что частные поля тем не менее не были собственностью их владельцев.

ПАДЕНИЕ ЦАРСТВА ШАН

На протяжении всего периода своего существования государство Шан вело постоянную борьбу с соседними китайскими племенами. Многие из этих племён были покорены государством иньцев и вошли в его состав, иных же превратили в рабов. Некоторые более сильные племена оставались формально самостоятельными, но фактически подпали под влияние царей династии Шан. Иньцы предусмотрительно не изменяли у этих племён общественных порядков, не трогали их старейшин, даже наделяли последних почётными званиями, но обязывали посылать дань своим царям. К этим подчинённым образованиям относились племена цян, шу, чжоу. Со временем они настолько окрепли, что перестали посылать дань, а затем и сами стали вторгаться в пределы царства Шан. Во времена правления У Дина велись частые войны с западными племенами шу и цян, которые поднимали восстания и прекращали платить дань. На иньских гадательных костях встречаются такие записи: «Царь приказывает... (следует указание, кому конкретно. - Прим. ред.) воевать против цян». Временные победы иньцев над племенами не приносили постоянного мира. Восстания приняли особенно большой размах во времена царствования последнего царя иньцев Шоу (Ди) Синя. Он лично принимал участие в подавлении одного из таких восстаний, о чём свидетельствуют многочисленные начертания на костях и бронзе. После подавления племени жэньфан возникла ещё большая опасность, ибо против иньцев выступила коалиция племён во главе с племенем чжоу. Вожди чжоу состояли в тесных контактах с иньскими царями, являясь данниками последних. За услуги в борьбе с другими племенами иньские цари часто жаловали вождей племени чжоу землёй и имуществом, одаривали титулами рабовладельческой аристократии, разрешали им в особых случаях наказывать непокорные племена и т. п. Во время царствования Вэнь Дина в 1194-1191 гг. до н. э. чжоу увеличило свои силы за счёт покорения нескольких племён. На северо-западе были захвачены янь-цзин и другие племена, а многие мелкие сами подчинились чжоу.В период, когда царствовали последние иньские цари, племя чжоу значительно расширило свои владения. Под его руководством для борьбы с Иньским государством объединилось несколько племён. Шоу Синь, в свою очередь, призвал объединиться племена, подчинённые ему, а также подвластных царю областных правителей и военачальников (хоу бо). При Муо обе враждующие армии встретились в решающем сражении. Иньские воины потерпели поражение и, бросив оружие, сдались на милость врагу. Вождь чжоу У-ван одержал полную победу. Шот Синь покончил счёты с жизнью. Он был последним царём династии Шан. Так, собственно, и было уничтожено царство Шан. Ему на смену явилось государство племени чжоу по имени которого был назван следующий большой период в древней истории Китая, который определяется рамками XII-III вв. до н. э.

ЭПОХА ЧЖОУ

у,царь у,воин и государственный муж у,основатель династии чжоу у

В конце II тысячелетия до н. э. на смену цивилизации эпохи Шан приходит цивилизация периода Чжоу. Эпоха Чжоу подразделяется на Западное Чжоу (XII-VIII вв. до н. э.) и Восточное Чжоу (VIII-III вв. до н. э.). Под властью этого государственного образования находились обширные территории: от провинции Ганьсу на северо-западе и Сычуань на юго-западе до Жёлтого моря на востоке, от провинции Шэньси на севере до реки Янцзы на юге. При первых правителях Чжоуское государство представляло собой небольшое племенное образование с примитивной организацией. Постепенно с расширением границ государства совершенствовалась система его управления. Со временем вокруг городов стали возводиться крепостные стены, строиться каменные дома, была введена новая территориальная единица для расселения людей – «и» («поселение»). Преобразовывались старые обычаи племён, создавалась новая система управления, вводились чины, применялась совместная обработка земли. Таким образом, закладывались основы сильного Чжоуского государства. Преемники императора Гу-гуна Вэнь-ван и У-ван продолжили его дело. Правители страны, опираясь на систему, сложившуюся в самом Чжоуском государстве, и переняв многие передовые формы управления государства Шан, выработали свою систему правления. Благодаря введению прогрессивной для того времени системы землепользования, умелому сочетанию различных форм хозяйствования, соблюдению режима экономии, проведению разумной внешней и внутренней политики Чжоуское царство из небольшого превратилось в огромное мощное государство. Правители Чжоу ввели запреты на алкоголь и охоту, чжоусцев, уличённых в употреблении вина, хватали и отсылали в столицу Чжоу, где сами правители предавали их казни. Были введены порядки, по которым представители одного рода не могли вступать в брак между собой. Члены одной родовой фамилии, хотя и находились в разных владениях и княжествах, считались братьями. Носители же других родовых фамилий считались племянниками и дядями, между ними существовало кровное родство, и благодаря этому росло взаимное сближение между родами. Среди простого люда в результате браков между представителями разных фамилий устанавливались родственные связи такого же порядка. Таким образом, вся организация чжоуского общества основывалась на родовых и брачных связях. Принимались законы, в которых всем членам общества вменялось в обязанность почитать своих родителей и братьев. Нарушители подвергались суровому наказанию, вплоть до смертной казни. В целях «обеспечения зажиточной жизни народа» была упорядочена система взимания налогов и податей. Подати взыскивались как в виде налога, поступавшего с общественных казённых земель, совместно обрабатываемых простым народом (он составлял 1/3 часть урожая), так и в виде подношений, которые аристократы и наместники делали правителям, являясь к ним на аудиенцию. Чжоуская династия определила пять высших титулов для знати: гун, хоу бо, цзь, нань; пять родов владений – хоу, дань, нянь и вэй, считавшихся внешними, и пай – внутренним. Те, кому жаловались внешние владения, являлись официальными правителями княжеств, а те, кому было пожаловано внутреннее владение, – высшими сановниками. Титул определял место, занимаемое на общественной лестнице, а разряд владения – количество и долю податей и подношений правителю. Представители администрации, знать, все, кто получал титул и владение, обязывались в установленные сроки являться ко двору правителя с подарками. Для этого был разработан специальный церемониал, который проходил в торжественной обстановке. Несоблюдение этикета при подношении даров означало неуважение и оскорбление династии и приравнивалось к отказу от подношения даров. К чжоускому царю как главе и родоначальнику Поднебесной стекались драгоценные камни, шёлковые ткани, звериные шкуры, изделия ремесленного производства от вассальных правителей. Территория была поделена на княжества, которые жаловались представителям знати. Как такового централизованного государственного аппарата не существовало. Различные области представляли собой по существу отдельные княжества. В то же время для поддержания стабильности, устойчивости и мира между правителями княжеств были запрещены захватнические войны. В трактатах «Шаншу» говорится: «Будешь мягок с дальними – сможешь жить в мире с ближними; стремись способствовать установлению спокойствия между большими и малыми княжествами». Для укрепления целостности Чжоуского государства и предотвращения нападений кочевых племён цари создали вдоль границ опорные пункты. В этих местах земельные пожалования получали только крупнейшие аристократы чжоуской династии. В этом проявлялась мудрая политическая дальновидность правителей Чжоу. Особое внимание уделялось уголовному законодательству. Воровство, преднамеренное убийство жестоко наказывались. В эпоху Западного Чжоу насчитывалось 3 тыс. различных преступлений, которые соответствующим образом наказывались. Наказания подразделялись на пять видов: мосин (клеймо тушью на лице) – за тысячу различного рода провинносгей, исин (отрезание носа) – также за тысячу различных провинностей; фэйсин (отрезание ног) – за 500 провинностей; гунсин (кастрирование для мужчин и превращение в рабынь-затворниц женщин) – за 300 провинностей и даписин (отрубание головы) – за 200 провинностей. В Западном Чжоу сохранились многие старые обычаи, среди них жертвоприношения и поклонение предкам. Эти обряды совершались под руководством жрецов и гадателей, которые играли видную роль в жизни чжоуского общества. Среди них существовала своеобразная иерархия. Самым главным был верховный жрец, в его обязанности входило выполнение религиозных обрядов, связанных с поддержанием культа предков чжоуских царей и принесением им жертв. Однако в эпоху Чжоу на похоронах знати человеческие жертвы были отменены, с умершими же хоронили соломенные чучела, а в жертву приносили незначительное количество животных. Жёсткая централизация, ставшая одной из главных отличительных черт нового государства, пронизывала все стороны жизни, в том числе и жизнь общины. В целом она сохранилась почти в неизменном виде с иньской эпохи, хотя жизнь земледельцев приобретала и новые черты. Помимо общинных и частных земель появились колодезные поля (цзинтянь), бывшие казёнными землями, которые передавались в пользование для обработки в качестве жалованья. Это составляло основу государственной собственности на землю. Поделённые на квадраты земли передавались казной чжухоу и богу-ань (чиновникам), а те отдавали их для обработки земледельцам. Такая система землепользования имела следующие назначения: во-первых, для чжухоу и богу-ань она представляла собой определённую единицу для выплаты жалованья; во-вторых, для лиц, непосредственно занимавшихся обработкой полей, она представляла собой единицу учёта труда. А критерием для обеих этих целей служила строго определённая площадь колодезных полей. По системе «цзинтянь» в Древнем Китае имелась совершенная для того времени система орошения, состоящая из различных рвов, канав, протоков, арыков и т. п. Помимо государственных квадратных полей имелась ещё целина, находившаяся в частном владении. Если казённые общественные поля (гун тянь) имели определённую форму и размеры, то частные были разнообразной формы (в зависимости от местности). Казённые земли обрабатывались в первую очередь. Частные поля являлись частной собственностью и служили объектом купли-продажи. Во времена Чжоу общинники-земледельцы должны были не только обрабатывать казённые земли, но и нести военную повинность: их обязывали строить валы и рвы, вооружаться. Чёткой регламентации подверглось и само устройство общины: пять семейств объединялись в со- седскую общину – линь; пять таких общин составляли деревню – ли; четыре таких деревни представляли клан – цзу; пять цзу образовывали группу – дан; пять дан составляли округ – чжоу; пять чжоу объединялись в сан-саны (в них входило 12 500 дворов). Во главе каждой такой административной единицы стояли управители. За весь период существования царства Западного Чжоу продолжались войны с кочевыми племенами. Самую большую опасность для Западного Чжоу представляли нападения жунов и ди с северо-запада. Столица Хаоцзин была расположена в непосредственной близости от районов расселения этих кочевников, что вынудило чжоусцев перенести столицу в Цюаньцю (Хуайли) и возвести вокруг городов крепостные стены. Но, раздираемое внутренними противоречиями, Западное Чжоу было разгромлено племенами жунов. Последний правитель Западного Чжоу Ю-ван (781-771 гг. до н. э.) был убит кочевниками. В период Восточного Чжоу уже не существовало единого царства. Страна распалась на множество самостоятельных и полусамостоятельных государств. В VII-VI вв. до н. э. на территории Восточного Чжоу существовало около 150 удельных княжеств. В этот период господствующее положение заняли пять наиболее крупных царств, которые в китайской истории получили название «пять гегемонов» (или деспотов;«У ба»): Цинь, Цзинь, Ци, и Чу и Юэ. Каждый из этих пяти гегемонов оспаривал своё право на господство в стране. В результате слияния и взаимопоглощения княжеств была ликвидирована первоначальная раздробленность страны на мелкие княжества и осталось небольшое число крупных. Войны за гегемонию между ними впоследствии превратились в войны за объединение страны династиями Цинь и Хань, когда китайская цивилизация выходит за рамки национального государства и приобретает уже черты империи.

эпоха восточного чжоу,династия мин,древний китай

 

 

ВВЕРХ

Auto Web Pinger

СОЗДАНО ©Zinorov 2003-2018 Fenykc.comсайт феникс

Besucherzahler
счетчик посещений